Название этой московской улицы старшее поколение хорошо помнит по песне о Великой Отечественной войне про погибших Сережке с Малой Бронной и Витьке с Моховой. Данная неширокая улочка соединяет магистраль Тверского бульвара с Большой Садовой и Садово-Кудринской улицами Садового кольца.
Содержание:
- История формирования Малой Бронной
- Основные достопримечательности
- Другие достопримечательности Малой Бронной
Прогулка по этой исторической улице – это не только посещение знаменитых Патриарших прудов, но и знакомство с интересными страницами истории Москвы, с ее архитектурой рубежа 19-20 веков, а также с уникальными объектами советского периода в стиле конструктивизма в виде домов-коммун и более современных объектов.
Малая Бронная улица имеет протяженность около одного километра
История формирования Малой Бронной
Название данной улицы уходит корнями в 16 столетие, когда на этом месте существовала оружейная слобода, учрежденная Иваном Грозным и называемая Бронной, ведь ее мастера производили оружие, а так же кольчуги с панцирями, служившие «броней» для тел воинов.
Изначально дворовые территории слободы были сплошь деревянными, небольшими, узкими и вытянутыми в длину. Более 100 дворов Бронной слободы подчинялись Оружейной палате Кремля. К началу 18 века здесь функционировало всего около трех десятков дворов, ибо в конце 17 столетия большая часть бронников перешла работать на казенные заводы. В то время Малая Бронная, примыкающая к Большой Бронной, находилась между Тверской и Малой Никитской улицами.
Малая Бронная формировалась постепенно, прирастая домами и учреждениями
После пожара 1737 года вся выгоревшая слобода была восстановлена, но опять в деревянном виде. Во второй половине 18 века мелкие строения начинают расти в сторону Патриарших прудов, постепенно образуя правую сторону будущей Малой Бронной улицы. При восстановлении улицы после пожара 1812 года дворовые территории стали укрупняться, и по переписи 1826 года их было порядка 15-ти. Здесь, например, находился особняк, принадлежавший известному учителю танцев Петру Иогелю. Постепенно был восстановлен пруд и расчищены, оставшиеся после пожара, пустыри, которые быстро застраивались.
К середине 19 столетия Малая Бронная состояла из 33 дворов, 11 из которых принадлежали нечетной стороне, а 22 – четной. Заканчивалась улица в районе Патриаршего пруда, у Спиридоньевского переулка, а дальше находились строения Патриаршей слободы.
К началу 20 столетия на Малой Бронной начали появляться высокие каменные строения
Конец 19 и начало 20 века характеризуется сносом родовых усадеб на Малой Бронной и возведением на их месте многоэтажных доходных домов, что являлось очень выгодным вложением капитала. В это время здесь начинается каменное строительство, украсившее красную линию улицы. К 80-м годам 19 века Малая Бронная удлинилась до Большой Садовой. Здесь в основном жило студенчество, снимавшее комнаты в доходных домах и в гостинице Романова. Для студентов была даже открыта столовая в одном из строений дома №4.
Дом №15, например, был занят сначала детской больницей Воспитательного дома, а затем Арбатским городским 4-классным училищем. По соседству, на территории бывшего сада больницы фабрикантом Гиршем было возведено пять 3-этажных доходных домов, которые народ окрестил «гиршами». Сегодня здесь находится здание школы. В доме №18, окруженном 6-этажными строениями, разместилось Пробирное управление Москвы.
Студенческие баррикады 1905 года находились около 2-этажного Пробирного управления
Постреволюционная застройка существенно изменила дореволюционный облик улицы, но большая часть зданий рубежа 19-20 столетий сохранилась, что сохранило и историческую ауру этой довольно известной и популярной у туристов московской улицы.
К сохранившимся дореволюционным историко-архитектурным достопримечательностям Малой Бронной улицы относятся строения конца 19-начала 20 столетий в виде доходных домов. Это дома В.Якунчикова (№10), Г.Китинева (№12), Смирновских (№19), Доходный дом с Аптекой (№22), Е.Соколовой (№27), А.Мозжухина (№28), А.Сидамона-Эристова (№31), Вешнякова (№32) и Доходные дома №28 и №40, а также Пробирное управление (№18). На всех этих домах имеются информационные доски, а на некоторых сохранились старые вывески, как на доме-аптеке (№22).
Старые аутентичные вывески хранят предания старины глубокой
Остальные жилые дома Малой Бронной относятся к советским годам застройки от 20 до 40-х гг. 20 столетия. Есть на Малой Бронной и строения века нынешнего, самым известным из которых является дом «Патриарх». Во многих дореволюционных домах и домах советского периода жили известные люди. Например, в доме Наркомата путей сообщений (№19 А) жил А.Галич со своим братом кинооператором В.Гинзбургом и многие другие. В доме №40 жила известная певица В.Толкунова.
С 2014 года во многих городах России действует гражданская инициатива «Последний адрес», в рамках которой на домах погибших в годы сталинских репрессий устанавливаются мемориальные знаки с указанием фамилии репрессированного. Есть такой знак на доме №13 по Малой Бронной, а на Доме сотрудников Госстраха (дом №21) их целых семь. Так что, гуляя по Малой Бронной, надо внимательно изучать информационные доски, которые многое могут рассказать любознательному туристу.
Мемориальная доска дома № 30 расскажет о том, когда здесь жил Н.П.Смирнов-Сокольский
Одно время эта улица именовалась Воскресенской в честь храма Воскресения Словущего, который находился здесь с 17 столетия до 30-х годов 20 века. Сегодня улица имеет историческое название. На Малой Бронной происходили съемки многих известных кинофильмов, в том числе, знаменитых «Летят журавли» и «Самой обаятельной и привлекательной». Засветилась эта улица, ограничивающая одну из сторон знаменитых Патриарших прудов, в фильме «Гостья из будущего» и во многих других фильмах.
Основные достопримечательности Малой Бронной
Романовка
Малая Бронная, 2
Нумерация строений Малой Бронной ведется от Тверского бульвара, и одним из первых ее домов является известнейшая Романовка. История этого углового дома такова. Данный земельный участок, расположенный в середине 18 столетия позади стены Белого города - в Бронной слободе – был собственностью дворянина В.В.Грушецкого, известного как активный участник русско-турецкой войны, взятия Перекопа и Феодосии (Кафы). Впоследствии Грушецкий был действительным тайным советником и даже сенатором.
Жена Грушецкого принадлежала к роду Долгоруковых. Супруги и их дети покоятся в Некрополе Донского монастыря. В картинной галерее города Твери до войны находились миниатюрные портреты Грушецкого и его жены, но в период войны они пропали.
От рода.Грушецких сохранился только их фамильный герб
После Грушецких данный участок земли перешел к представителям династии Голицыных, при которых известным архитектором М.Казаковым был построен особняк и два боковых 3-этажных флигеля, выходивших на сегодняшний Тверской бульвар. Данный архитектурный комплекс, пострадавший при пожаре 1812 года, был полностью восстановлен в первоначальном виде.
В 80-х годах 19 века новый владелец строений объединил оба флигеля в одно целое, надстроил это объединенное здание дополнительным этажом и организовал там дешевую меблированную гостиницу. По имени владельца данную гостиницу называли Романовкой. Она пользовалась большим спросом у студентов художественного училища и консерватории.
В середине 19 века голицынский особняк с флигелями вошли в состав единого строения
Одним из жильцов Романовки был В.С.Калинников, будущий известный автор отечественной симфонической классики. Даже став уже признанным композитором, Калинников, приезжая в Москву, останавливался только в комнатах Романовки. Здесь он встречался с Танеевым и играл ему Первую симфонию. При гостинице функционировал трактир «Скала», также принадлежавший Романову. Этот трактир был любимым местом проведения досуга у студентов.
В 90-е годы 19 века в Романовке, к проживающему здесь С.Н.Кругликову собирался музыкальный бомонд Москвы в виде творческого салона. Сюда приходили Римский-Корсаков и Ф.Шаляпин, все члены Частной оперы Саввы Мамонтова, известные художники (Врубель, К.Коровин и т.д.). Тогда же для проведения концертов и театрализованных спектаклей Романов решает увеличить объем здания за счет возведения отдельного концертного зала со стороны Малой Бронной (дом 4).
Сегодня бывшая Романовская концертная зала стала Театром на Малой Бронной
Данная Романовская зала была построена архитектором И.П.Машковым в середине 90-х годов 20 столетия. Она вмещала до 800 зрителей и сразу же стала пользоваться большой популярностью. В Романовской зале начал формироваться Художественный театр, здесь выступал Маяковский, В.Хлебников, Д.Бурлюк и т.д.
В начале 20 века Романовка увеличивается еще одним строением по Малой Бронной (№4, стр.1). Данное сооружение, возведенное архитектором К.Гиппиусом, должно было «вспомоществовать» (помогать) университетским студентам. Там функционировали бюро по трудоустройству студентов и дешевая столовая. Позднее здесь был клуб извозчиков, потом размещалась театральная администрация, а сегодня функционирует одна из сцен Театра на Малой Бронной - Малая.
Более 20 лет (1921-1949) в Романовской зале функционировал Еврейский камерный театр
С 1921 по 1949 год Романовка стала пристанищем Еврейскому Камерному театру. С 1951 по 1962 год это здание занимал Театр Сатиры. А сегодня здесь размещается Театр на Малой Бронной (с 1962).
Театр на Малой Бронной
Малая Бронная, 4, стр.2
Данный театральный коллектив организовался в 1945 году как Московский драматический театр под руководством режиссера Сергея Майорова. Первоначально театральная труппа размещалась по адресу Спартаковская, 26 Бауманского района столицы. В постановках театра первоначально было задействовано около 60 актеров, приглашенных из других городских театральных коллективов и из Щепкинского училища.
Первоначально небольшая труппа театра базировалась на Спартаковской улице
Премьерным спектаклем стала постановка «Золотого обруча», показанная в марте 1946 года. Основной темой постановок долгое время были военный и послевоенный периоды в жизни людей, отраженные в «Кануне грозы», «Сердце не прощает», «Вокруг ринга» и других спектаклях. В течение первого послевоенного десятилетия эти постановки пользовались неизменной популярностью. Впоследствии стали ставиться спектакли классического отечественного и зарубежного репертуаров.
С 1962 года местожительством Драматического театра становится Малая Бронная. В тот период режиссером театра был Андрей Горчаков. С 1967 года в данный театр приходит А.Эфрос, уволенный из Ленкома. Тесный его контакт с главным режиссером А.Дунаевым способствовал расцвету театра, именующегося теперь Театром на Малой Бронной.
С 1967 года в Театре на Малой Бронной работал режиссер А.Эфрос
За 17-летний период работы на сцене этого театра Эфросом было поставлено множество спектаклей, ставших заметным явлением в культурной жизни столицы. Это были самые известные пьесы Шекспира и Чехова, Тургенева и Гоголя. Зачастую данный театр именовался как «театр Эфроса».
В середине 70-х годов 20 века в этом театре начинает работать М.Казаков, осуществивший на его сцене свой режиссерский дебют по пьесе Л.Зорина «Покровские ворота». Одноименный фильм, поставленный М.Казаковым позднее, хорошо известен всем любителям кино. В первой половине 80-х 20 века Эфрос уходит в «Театр на Таганке», а Дунаев – в «Театр миниатюр». В Театре на Малой Бронной начинается режиссерский кризис. Руководство театра менялось довольно часто. Одно время его возглавлял Л.Дуров, потом Л.Трушин и т.д.
В постановках А.Эфроса были задействованы очень известные актеры
С 2016 года при театре работают Музей театра и Малая сцена. Коллектив театра активно участвует в программе «Большие гастроли» и объезжает со своими спектаклями всю страну. С 2019 года на роль художественного руководителя был утвержден К.Богомолов. В тандеме с Еленой Мироненко - директором театра, он начал качественную реорганизацию, обновляя театральный репертуар и создавая благоприятные условия для мотивации молодым режиссерам.
Дом №6
16-этажный дом №6, находящийся на перекрестке Малой Бронной с Большой Бронной, привлекает внимание туристов большим количеством мемориальных досок. Это жилое строение 1968 года строилось непосредственно для известных творческих знаменитостей. По тем временам жилье это было довольно комфортное – на все 16 этажей здесь имелось всего 60 квартир – по 4 на этаж.
К дому №6 надо подойти обязательно, ведь в нем жили очень известные люди страны
В этом доме были выделены квартиры актерам Р.Плятту, Ю.Никулину, Б.Андрееву, Р.Нифонтовой, театральному режиссеру В.Плучеку и пианисту С.Рихтеру, космонавтам В.Волкову и А.Елисееву и т.д. Все эти известные люди общались между собой, к ним в гости приходили другие известные люди и поэтому весь дом пронизан аурой творчества и духовности.
Интересно, что сегодня в этом доме две квартиры стали музеями. Одна из них принадлежала немцу по происхождению – пианисту Святославу Рихтеру, другая – еврею по происхождению режиссеру Валентину Плучеку.
Музей-квартира С.Рихтера
Малая Бронная, 6
Пианист С.Рихтер получил квартиру на 16-м этаже этого дома в начале 70-х годов и въехал туда со своей женой. Здесь он прожил до конца жизни (1997), а с 1999 года в его квартире (№58) начал функционировать Музей-квартира. Сегодня посетители могут узнать здесь интересные факты биографии популярнейшего Народного артиста, проникнуться аурой творчества, увидеть зал с двумя роялями, в котором проходили репетиции и приемы гостей. В зале сохранилась обстановка, как и при жизни С.Рихтера – на стенах висят гобелены и картины, стоят торшеры.
Музей-квартира С.Рихтера - один из современных мемориальных музеев столицы
В Кабинете композитора находится множество нотных изданий, пластинок и концертных костюмов, расположенных в шкафах. Есть очень ценные экземпляры подарков от известных и великих людей. В квартире имеется и комната отдыха, как ее называл музыкант, это Зеленая комната, которая служила гримерной во время домашних концертов.
Зеленая комната в квартире Рихтера служила комнатой отдыха
Стены столовой Рихтер использовал как выставочное пространство для экспозиций своих любимых живописцев. Есть в музее и экспозиция собственных картин пианиста. Посетить Музей-квартиру С.Рихтера ценители его музыкального таланта могут со среды по субботу с 14 до 19 часов, а по воскресеньям – с 12 до 17. Кроме того, сюда можно прийти на какое-нибудь мероприятие в виде музыкальных концертов и художественных выставок. О проведении подобных мероприятий можно узнавать на официальном сайте музея.
Музей-квартира В.Плучека
Малая Бронная, 6
В том же доме №6 в 2009 году еще одна квартира (№47), находящаяся на 13-м этаже, становится музеем. Этой чести удостоилась квартира известного режиссера Театра Сатиры В.Плучека. Ученик Мейерхольда Валентин Плучек с 1950 года был бессменным режиссером Театра Сатиры, который находится в конце Большой Садовой улицы на Триумфальной площади.
Режиссер театра Сатиры В.Плучек жил в 47-й квартире дома №6
Именно при Плучеке в Театре Сатиры собралась команда самых известных и прославленных актеров советского периода, узнаваемых и любимых до сих пор. Именно при Плучеке Театр Сатиры стал востребованным и популярным. Здесь появились классические спектакли на все времена.
Сегодня посетить квартиру режиссера и увидеть прижизненную обстановку его жизни будет интересно всем любителям театрального творчества. В экспозиции музея находятся картины и афиши известных спектаклей, костюмы и реквизит спектаклей, эскизы декораций – то, что составляло мир режиссуры.
Перед посещением музея лучше уточнить часы его работы
Кроме того, здесь можно ощутить бытовую ауру жизни Плучека-человека, в окружении старинной мебели и хрустальных люстр, книг и фарфора. О жизни Плучека в искусстве расскажут фотографии и видеодокументы. Перед посещением данного музея надо поинтересоваться о времени его работы, ибо этот музей периодически закрывается.
Памятник Шолом-Алейхему
26 декабря 2001 года на пересечении Малой Бронной с Большой Бронной, напротив дома №6 появился Памятник скульптора Ю.Чернова, увековечивший известного еврейского писателя Шолом-Алейхема. Так получилось, что скульптор, создав бронзовый макет предполагаемого памятника, послал его в многочисленные еврейские общины всего мира, но финансировать изготовление памятника желающих не нашлось.
Памятник писателю Солому Рабиновичу установлен на Малой Бронной
Волею случая макет памятника попался на глаза Юрию Лужкову в бытность его мэром Москвы. Лужков дал добро на установку памятника в столице и даже нашел спонсоров в лице фирмы «Русское золото». И вот 1,5-метровая бронзовая фигура еврейского писателя находится на гранитном 6-гранном постаменте, украшенном гравировкой семисвечника и рельефными фигурами его литературных героев.
Будущий писать Соломон Рабинович родился в Полтавской губернии в 1859 году. Его жизненный путь был тернистым и очень разноплановым, пока он полностью не посвятил себя писательскому делу под псевдонимом Шолом-Алейхема. Ему довелось стать основоположником еврейской литературы на идише, а его творчество сравнивали с произведениями Марк Твена.
Шолом Алейхем - основоположник еврейской литературы на идише
Памятник был установлен именно в этом месте не случайно, ведь по соседству - в здании сегодняшнего Театра на Малой Бронной ранее функционировала труппа Еврейского театра, где шли спектакли по мотивам произведений этого популярного еврейского писателя. К тому же позади дома №6 находится еврейская Синагога (Большая Бронная, 6), которую построил здесь банкир Лазарь Соломонович Поляков в 1872 году.
Патриарший пруд
Знаменитый Патриарший пруд находится вдоль Малой Бронной между Большим Патриаршим переулком и переулком Ермолаевским. Здесь имеется сквер, Памятник баснописцу Крылову и плиты с изображением персонажей басен. По диагонали от сквера находится современный архитектурный гигант – Дом «Патриарх». Район, окружающий территорию Патриаршего сквера, очень интересен и состоит из ряда улиц и переулков, с которыми можно познакомиться здесь.
Патриарший пруд находится по нечетной стороне напротив домов с 30-го по 42-й
Дом «Патриарх»
Малая Бронная, 44
Жилой 12-этажный клубный дом № 44, находящийся на пересечении Малой Бронной с Ермолаевским переулком, появился здесь в самом начале 2000-х и сразу же стал архитектурной доминантой района Патриарших прудов. Поэтому он получил название «Патриарх», о чем свидетельствует герб, выбитый на стене здания. Над созданием данного проекта работала группа архитекторов во главе с С.Ткаченко, а его архитектурный стиль именуют сегодня «лужковским».
Дом "Патриарх" - это современная архитектурная достопримечательность Малой Бронной
Данное строение изначально планировалось как дорогое элитное жилье. Здесь предполагалось всего около 30 квартир, оснащенных дровяными каминами. Остальное пространство отдавалось под размещение холлов с мраморными колоннами и зеркалами, подземной парковки, тренажерного зала, бассейна и т.д.
Туристы же, прежде всего, обращают внимание на оформление фасадов этого желто-песочного строения. Здесь можно увидеть французские балконы с панорамными окнами, отделанные моллированным стеклом угловые эркеры, декор из пилястр, колон, карнизов и другой лепнины, и даже скульптурные изображения из стеклопластика в виде градостроителей, летописца, каменотеса, стража города, музы и т.д., выполненные скульптором В.Курочкиным.
Дом "Патриарх" украшен очень реалистичными скульптурами
Все скульптуры одеты в античные одежды, а их лица напоминают реальных людей, имеющих отношение к строительству данного дома. Здание заканчивается верхним ярусом с террасой, декорированной колоннами, балюстрадами, карнизами, и очень напоминающим королевскую резиденцию какой-нибудь европейской страны.
Одна часть крыши «Патриарха» венчается абстрактной композицией в виде торта-бизе, а другая часть – копией Памятника 3-ему Коммунистическому Интернационалу (автор В.Татлин). Причем вокруг этой копии Татлина идет винтовая лестница с ограждением, которая приводит на смотровую площадку, откуда можно полюбоваться роскошным видом Патриарших прудов в любое время суток.
Завершение дома, состоящее и двух частей, носит довольно экстравагантный характер
Хотя это архитектурное сооружение своим видом вызвало неоднозначные и противоречивые отклики у СМИ и общественности, оно уже существует и является определенной достопримечательностью и улицы и района.
Другие достопримечательности Малой Бронной
Дореволюционные строения
Доходный дом В.Якунчикова
Малая Бронная, 10
Дом № 10 был построен для одного из видных предпринимателей страны Василия Ивановича Якунчикова. Получив образование в Англии, он сыграл большую роль в развитии российского бизнеса, являясь основателем Товарищества Петровских торговых линий, пайщиком Торгового банка Москвы, соучредителем Московского купеческого банка, входил он и в состав учредителей Русского банка внешней торговли и т.д. Принимал участие Василий Иванович и в работе Общества любителей коммерческих знаний, став в 60-х годах 19 века его председателем. Более 20 лет В.Якунчиков избирался в Московскую городскую Думу.
Дом № 10 принадлежал крупному российскому предпринимателю - В.И.Якунчикову
Якунчиков владел двумя бумагопрядильными фабриками, торфоразработками и кирпичными заводами. Из кирпичей, произведенных на одном из его заводов, построены здания Исторического музея и Верхних торговых рядов (ГУМ) на Красной площади.
Занимался Якунчиков и благотворительной деятельностью. В частности он оказал финансовую помощь в создании Московской консерватории и организации московского филиала Русского музыкального общества. Помогал он и творческим деятелям, которые часто собирались у него дома. Дело в том, что жена Якунчикова из династии Мамонтовых (двоюродная сестра Саввы Мамонтова) была очень неравнодушна к творчеству, сама слыла хорошей пианисткой и собирала вокруг себя художников и музыкантов из известного мамонтовского кружка. Да и сам Василий Иванович прекрасно играл на скрипке и тяготел к прекрасному. Кстати, его дочь от первого брака – Наталья – стала женой известного художника В.Поленова.
В.И.Якунчиков в свое время был очень деятельной и известной личностью
Сегодня дом № 10 является жилым.
Доходный дом Г.Китинева
Малая Бронная, 12
Во второй половине 19 века усадебный участок священника Г.Клиентова дома №12 был застроен деревянными строениями весьма хаотично. В 1909 году архитектор Л.Стреженский построил здесь 5-этажный дом по заказу купца Г.Китинева.
Постройка доходного дома Г.Китинева относится к 1909 году
Во дворе этого дома в одном из строений жила семья Маяковских, переехавшая в Москву. Сегодня это тоже жилой дом.
Пробирное управление
Малая Бронная, 18
Создание пробирных учреждений в России ведет свое начало от Петра Первого. В функции создаваемых пробирных палат входило осуществление контроля над добычей и оборотом драгоценных камней и металлов. Поэтому на все изделия из драгметаллов начало ставиться обязательное клеймо. До революции во всей стране функционировало около 10 тысяч торговцев и производителей ювелирных украшений, поэтому органы контроля за их деятельностью существовали повсеместно, а не только в крупных городах.
Пробирное управление Центрального федерального округа работает и сегодня
Здание Пробирного управления Москвы появилось на Малой Бронной в 1897 году на основе проекта архитекторов Н.Какорина и И.Бургардта. Тогда здание было 2-этажным. В постреволюционный период оно было достроено до 6-этажного. Сегодня здание занято Межрегиональным управлением федеральной пробирной палаты Центрального федерального округа.
Дом Смирновских
Малая Бронная, 19
Дом статского советника С.Смирновского, сооруженный в 1874 году, в начале 20 века покупает купец И.Филиппов и превращает его в доходный дом с магазином, трактиром и сдаваемым жильем.
Дом статского советника Смирновского построен в 1874 году
После революции здесь организуются коммунальные квартиры. В 30-х годах 20 века здесь жил очень известный эстрадный артист В.Н.Яхонтов со своей семьей. Он был одним из выдающихся чтецов в нашей стране, а в 1945 году он был участником репортажа о параде Победы наряду с Ю.Левитаном.
Сегодня в доме находится множество небольших магазинчиков, ночной клуб и т.д.
Доходный дом с Аптекой
Малая Бронная, 22
Данное 6-этажное угловое сооружение в стиле модерн построено архитектором С.Вульфсоном в 1913 году. Среди прочих торговых заведений первого этажа здесь с 1914 года до сегодняшнего дня функционирует Аптека, пережавшая свою «коллегу» - знаменитую Аптеку улицы Никольской.
Дом с Аптекой - это одна из достопримечательностей Малой Бронной
Декор фасада довольно скромен, но стилен. Керамическая плитка, рустованный цоколь, эркеры с барельефным декором рогов изобилия. При реставрации дома были восстановлены из-под слоев краски исторические вывески самой аптеки и кабинета зубного врача. Сейчас они украшают дом и являются связующим звеном с историческим прошлым. Сегодня это жилой дом с довольно дорогими квартирами.
Доходный дом Соколовой
Малая Бронная, 27
Доходный дом, построенный архитектором Альберти в 1910 году, изначально был 4-этажным и принадлежал купчихе Соколовой. Уже в советское время перед Великой Отечественной войной строение было увеличено на два этажа, став 6-этажным.
Доходный дом Соколовой появился на Малой Бронной в 1910 году
Это угловое здание соединяет Малую Бронную с Патриаршим переулком. Сегодня на первом этаже дома имеются магазины, Пиццерия и различные офисы.
Доходный дом Мозжухина
Малая Бронная, 28
4-этажное краснокирпичное строение на перекрестке Малой Бронной с Малым Козихинским переулком для московского купца А.Мозжухина архитектор А.Захаров построил в конце 19 столетия.
Бывший доходный дом Мозжухина является украшением Малой Бронной
На первом этаже этого доходного дома тогда обосновались кондитерские лавки, хлебные и парфюмерные магазины и т.д. Второй этаж арендовал принц Петр Ольденургский для размещения там детского приюта. Третий этаж состоял из квартир, сдаваемых внаем. Одно время здесь жила польско-бельгийская семья Коонен, в которой росла будущая Народная актриса СССР Алиса Коонен.
Алиса Коонен начинала свой творческий путь в театре Станиславского, который считал ее своей музой. Затем она перейдет в другую театральную труппу, где встретит начинающего режиссера А.Таирова и станет его женой. Алиса проживет долгую жизнь в почете, хотя играть на театральных подмостках перестанет довольно рано.
Лучше всего Алисе Коонен давались трагические роли
Сегодня бывший Дом Мозжухина является одним из ярких объектов Малой Бронной улицы. Сегодня на его первом этаже можно посетить один из многочисленных ресторанчиков.
Доходный дом А.Сидамона-Эристова
Малая Бронная, 31
Этот 6-этажный угловой дом перекрестка Малой Бронной с Ермолаевским переулком появился здесь к 1911 году. Своим появлением он обязан грузинскому князю Александру Дмитриевичу Сидамону-Эристову и санкт-петербургскому архитектору В.А.Величкину. Это неоклассическое строение имеет довольно богатый декор. Его фасады, расходящиеся на перекрестке, объединены полукруглым угловым композиционным центром.
Дом № 31 построен как доходный дом грузинского князя в 1911 год
Наиболее богато оформлены второй и третий этажи, объединенные декором в виде полуколонн с капителями ионического ордена и лепными барельефами, напоминающими античные. Дверные проемы оформлены в виде полуциркулярных ниш.
Дом, построенный как доходный, после революции стал собственностью Министерства обороны и в нем жили видные военачальники. Сегодня дом является жилым.
Дом Вешнякова
Малая Бронная, 32
Это здание, считающееся одним из лучших творений неорусского стиля, принадлежащих архитектору И.Кондратенко, было построено в 1912 году в качестве доходного дома.
За деревьями разглядеть архитектурные элементы этого дома довольно сложно
Архитектурное решение его фасадной части довольно сложно, интересно и богато пластикой. По центру расположен арочный вход, поддержанный эркерами необычного декора, расположенными на уровне 3-его этажа. Такое решение как бы повторяет образ входных древнерусских сеней из толстых круглых столбов. Необычность силуэту этого строения придают и два симметричных боковых шатровых завершений крыши, напоминающие шатры храмов.
Декорирование фасадов дома № 32 выдержано в неорусском стиле
В этот дом частенько к своим друзьям приходил М.Булгаков, живший неподалеку на Большой Садовой улице. Впоследствии именно около этого дома начнется действие романа «Мастер и Маргарита». Ведь здание находится как раз напротив Патриарших прудов, приглянувшихся Воланду для первого общения с москвичами.
Постреволюционные строения
Дом Наркомата путей сообщения
Малая Бронная, 19 А и Спиридоньевский переулок, 2
Этот образец конструктивизма был построен в 1932 году во дворе дома № 17 в качестве перпендикулярного пристроя, состоящего из двух частей, к дому №6 по Спиридоньевскому переулку (архитектор Г.Волошинов). Части дома № 19А сдвинуты относительно друг друга как ступеньки, фасады его не имеют декора, кроме угловых характерных балконов.
Это одно из последних строений стиля конструктивизм, потому что уже с 1933 года по инициативе Сталина начался перелом в архитектурной стилистике с уклоном в сторону неоклассицизма с декоративным оформлением. Поэтому, посмотрев здание № 19А, очень интересно взглянуть и на следующее строение Дома Наркомата путей сообщения, расположенное по адресу Спиридоньевский переулок, 2, благо, что находится это здание по соседству.
Дом №2 по Спиридоньевскому переулку сочетает стили неоклассицизма и конструктивизма
Второй 7-этажный корпус для Наркомата путей сообщения строился с 1934 по 1936 год уже в новом стиле и поэтому имеет множество декоративных элементов в виде горизонтальных карнизов, делящих по фасаду каждые два этажа. Вертикально же деление фасада происходит за счет пилястр. Фасад уровней второго и третьего этажей рустован. Здание имеет высокую проездную арку.
Интересно, что украшен только внешний фасад здания, а вот его вид со стороны двора являет собой образец уходящего в прошлое конструктивизма. Таким образом, это здание наглядно представляет собой переходный период в смене архитектурных стилей 30-х годов 20 столетия.
Самой интересной частью этого здания является 11-этажная башенная доминанта. А еще любознательному туристу будет интересно узнать, что в этом доме с 1948 по 1962 году жила выдающаяся советская певица – Клавдия Ивановна Шульженко.
В доме №2 некоторое время жила популярная эстрадная певица Клавдия Шульженко
Так же этот дом можно увидеть в таких культовых фильмах как «Застава Ильича» и «Первоклассница», многие сцены которых снимались во дворе этого здания.
Дом Госстраха (Дом-коммуна)
Малая Бронная, 21
К интересным архитектурным памятникам конструктивизма советского периода относится известный Дом работников Госстраха, находящийся напротив Дома с Аптекой (№22). Это одно из двух строений, возведенных во второй половине 20-х годов 20 века для размещения сотрудников Госстраха – новой советской госструктуры. Данные дома создавались в рамках проекта наркома финансов Н.Милютина как дома-коммуны, устроенные по принципу обобществления быта.
Дом № 21 строился как дом-коммуна для работников Госстраха СССР
Дом, возведенный архитектором М.Гинзбургом в стиле архитектурного авангарда на перекрестке Малой Бронной со Спиридоньевским переулком, финансировал сам Госстрах. Дом-коммуна имел специфическое проектирование. Первые 4 этажа состояли из 2-х, 3-х и 4-комнатных квартир со всеми удобствами, на 5-м этаже имелось 12 комнат общежития при наличии общей кухни и 2-х ванных комнат.
На первом этаже имелся универсальный магазин, в подвале разместили общую прачечную и индивидуальные кладовые. Чердак был оборудован для коллективной сушки белья. Очень интересно была использована и площадь крыши с оборудованным солярием, скамейками и цветниками. Здесь планировался качественный отдых всех жильцов. Все квартиры имели или балконы или угловые эркеры.
Крыша дома в 20-х годах представляла собой пространство для отдыха трудящихся
Надо сказать, что планировка квартир была позаимствована из опыта возведения доходных домов дореволюционного периода. Все они отличались конфигурацией, везде имелся паркетный пол и метлахская плитка в ванных и на кухнях, двери были двухстворчатыми, а в окнах имелись форточки. Для хранения вещей имелись встроенные шкафы, на кухнях были оборудованы откидные кровати. В доме имелся газ, водонагреватели, встроенные трубы для самоваров, шкафы-холодильники, мусоропроводы и т.д.
В Доме Госстраха имелись даже встроенные в кухонные шкафы кровати
В достроенный дом въехали сам Милютин, архитектор М.Гинзбург и многочисленные сотрудники Госстраха. В годы сталинских репрессий многие из них будут арестованы и расстреляны. В 40-х годах 20 века функционирование домов-коммун сойдет на нет, и дом станет обычным многоквартирным строением. Подвал будет закрыт, солярий с цветниками будут заменены 6-м этажом, общежитие 5-ого этажа переформатируется в индивидуальные квартиры.
Дом кооператива "Квартирохозяин"
Малая Бронная, 30
С другой стороны Малого Козихинского переулка от Дома Мозжухина находится 3-этажное здание, построенное в 1927 году в стиле авангардного конструктивизма (архитектор Г.К.Олтаржевский). Этот дом принадлежал кооперативу с очень оригинальным названием «Квартирохозяин». Еще его называли домом с эркерами, ведь здесь было пять эркеров, и всего два небольших балкончика.
Здание с эркерами или Дом кооператива "Квартирохозяин" (1927)
В этом доме довольно длительное время проживал известный эстрадный артист, писатель и собиратель книг Н.П.Смирнов-Сокольский, в честь которого на стене здания установлена мемориальная доска.
Дом кооператива " Работник Льноторга"
Малая Бронная, 36
Дом № 36 является еще одним образцом советского конструктивизма. Он появился здесь в 1926 году как дом коммуна, с небольшими комнатами и большим общественным пространством для отдыха, общения, решения бытовых проблем и т.д.
Дом кооператива "Работник Льноторга" - образец советской архитектуры 20-х годов 20 века
Построили этот дом архитекторы И.П.Машков и Б.М.Великовский. Для организации советского быта и коммуникативного общения здесь были созданы все условия в виде фабрики-кухни и столовой, красного уголка и прачечной, мест общего пользования. Советский человек большую часть времени и сил должен был посвящать общественной работе, поэтому в большом личном пространстве он не нуждался.
Закончив осмотр Малой Бронной улицы, при выходе на Садовое кольцо, можно продолжить путешествие по Большой Садовой улице до Триумфальной площади и познакомиться с достопримечательностями этой туристической магистрали Москвы.
Отзывы туристов