Сенатская площадь Кремля

Территория Московского Кремля хотя и не очень большая, но представляет собой город в городе. Здесь имеются улицы и кварталы, дворцы и площади, одна из которых называется Сенатской, как и известная площадь Санкт-Петербурга. Сенатская площадь Московского Кремля, находящаяся в его северо-восточной части, имеет форму вытянутого равнобедренного треугольника, острый верхний угол которой упирается в Никольскую башню, а юго-восточный соединяется с площадью Ивановской. С одной стороны Сенатской площади находится жёлтое здание Арсенала, занятое сегодня комендатурами и казармами Кремлевского гарнизона, а на другой стороне находится бывший Сенатский дворец, являющийся рабочей президентской резиденцией.

Содержание:

  1. История Сенатской площади
  2. Достопримечательности Сенатской площади

Хотя все здания Сенатской площади доступны только для визуального осмотра, тем не менее, познакомиться с их историческим прошлым будет интересно каждому любознательному туристу.

Сенатская площадь расположена между зданиями Арсенала и Сенатского дворцаСенатская площадь расположена между зданиями Арсенала и Сенатского дворца

История Сенатской площади

История Сенатской площади начинается с 18 века, ибо до этого времени данная территория была застроена жилыми домами, расположенными вдоль Житницкой, Большой Никольской и Троицкой улицами, образующими границы будущего треугольника Сенатской площади.

До 18 столетия северная часть Кремля покрыта жилыми и хозяйственными постройкамиДо 18 столетия северная часть Кремля была покрыта жилыми и хозяйственными постройками

Дома были, естественно деревянными, и часто страдали от пожаров. В огне такого сильного пожара 1701 года сгорели практически все дворы и хозяйственные постройки, расположенные между Никольской и Житницкой улицами. И тогда Петр Первый решает строить вдоль образовавшейся площади здание Цейхгауза или Арсенала. Даже проект нового строения энергичный император разработал самостоятельно. Однако при его жизни Арсенал достроен не был, он превратился в долгострой.

Когда к власти пришла Анна Иоанновна, то она пожелала иметь в Московском кремле свой зимний дворец, так называемый Зимний Анненгоф, который Растрелли и возвел для нее с другой стороны от недостроенного Арсенала. Было это сделано специально с намеком на достройку Арсенала или по каким-либо другим причинам, осталось тайной. Но то, что Анна Иоанновна не хотела видеть из окон недостроенное детище Петра Первого и повелела довести стройку до конца – это факт. И хотя вскоре ее дворец был перемещен на новое место – в район Лефортово, Арсенал был достроен, и образованная перед ним площадь стала называться Арсенальной.

Первый Арсенал строился за стенами Кремля на основании проекта Петра ПервогоПервый Арсенал строился за стенами Кремля на основании проекта Петра Первого

В 70-е годы 18 века оставшиеся частные дворы в районе Арсенальной площади были выкуплены для строительства здания Сената, которое было поручено известному архитектору М.Казакову. Сенатский дворец расположился к востоку от Большой Никольской улицы, выходя на нее одним из своих фасадов, являющимся как бы основанием равнобедренного треугольника, форму которого имело дворцовое здание. Здание Сенатского дворца очень гармонично дополнило здание Арсенала и составило с ним единый ансамбль. А площадь между ними стала именоваться Сенатской.


В начале 19 столетия (1806-1812) треугольник Сенатской площади получил окантовку с южной третьей стороны в виде Оружейной палаты, которая после постройки нового здания стала именоваться Старой Оружейной палатой. Ее сооружение было произведено на основании указа Александра Первого, который продолжая старания Петра Первого о сохранении исторических ценностей, решил построить в Кремле музейное здание для хранения богатств казны.

К 19 веку Сенатская площадь была окружена Арсеналом, Сенатом и Оружейной палатойК 19 веку Сенатская площадь была окружена Арсеналом, Сенатом и Оружейной палатой

Сенатская площадь в 1905 году оказалась свидетелем страшного кровавого злодеяния – убийства С.А.Романова, являющегося генерал-губернатором Москвы. Он стал жертвой террористического акта партии социал-революционеров, приведенного в исполнение эсером Иваном Каляевым. Сам Каляев остался жив, а великий князь был разорван на куски. Впоследствии вдова князя Елизавета Федоровна установит на месте гибели мужа памятный знак в виде креста, выполненный В.Васнецовым.

В мае 1918 года данный памятник трагедии будет уничтожен собственноручно В.И.Лениным при помощи других членов нового правительства. Это был первый, но далеко не последний памятник истории, уничтоженный в советский период. В 1986 году во время ремонтных работ было обнаружено захоронение Сергея Александровича Романова, которое перенесли в Некрополь Новоспасского монастыря, где по эскизу Васнецова памятный крест был восстановлен.

До революции Памятный крест С.А.Романову стоял на Сенатской площадиДо революции Памятный крест С.А.Романову стоял на Сенатской площади

Сегодня Сенатская площадь превратилась в сквер с фонтаном и Памятником Кремлевским курсантам, выполненным в форме обелиска в честь воспитанников первых пулеметных курсов, участвовавших в Гражданской войне. Нынешний темно-красный гранитный обелиск – вторая версия данного памятника. Первый был установлен в 1921 году по инициативе Ленина в виде пирамиды из дерева, увенчанной глобусом.

Сегодня в сквере Сенатской площади находится Памятник кремлевским курсантамСегодня в сквере Сенатской площади находится Памятник кремлевским курсантам

Хотя сегодня основные сохранившиеся строения Сенатской площади видны лишь со стороны, ибо проходить на ее территорию нельзя, тем не менее, туристам интересно узнать, что за строения на ней расположены, когда и кем они были построены и для каких целей. Итак,

Достопримечательности Сенатской площади

Арсенал

Как уже упоминалось, здание Арсенала строилось с 1701 по 1736 года по инициативе Петра Первого. По его же личному распоряжению Цейхауз должен был располагаться между Никольскими и Троицкими башнями вдоль Житницкой улицы, на которой разобрали все поврежденные при пожаре строения, в том числе Государев Житный двор, Сахарные палаты, строения усадеб князей Стрешниковых и Трубецких, и несколько церквей.


Строительством Цейхауза или Оружейного дома занимались известные архитекторы под руководством автора знаменитой Сухаревой башни Михаила Чоглокова. Но возведение Цейхауза превратилось в долгострой из-за скудного финансирования. Только к 1713 году 2-этажное здание было возведено под крышу и покрыто позолоченной черепицей, но не были прорезаны все оконные проемы, и не было внутренней и внешней отделки. Через год из-за тяжести черепичного покрытия крыша обвалилась, пробив при этом потолки обоих этажей.

Сегодняшним туристам хорошо виден Арсенал со стороны Александровского садаСегодняшним туристам хорошо виден Арсенал со стороны Александровского сада

После обвала крыши и смерти Чоглокова строительство было заморожено на долгие годы. Только в 1722 году для завершения строительных работ над Цейхаузом из Санкт-Петербурга был прислан архитектор К.Конрад, который замкнул периметр трапеции здания и осуществил его возведение под крышу. Дальнейшие планы Конрада не были осуществлены из-за его увольнения в 1731 году.

Проект Конрада по строительству Арсена не был приведен им в исполнениеПроект Конрада по строительству Арсенала не был приведен им в исполнение

Далее строительно-оформительские работы над зданием Арсенала осуществлялись архитектором И.Шумахером и резчиком И.Мускопом. А руководил работами фельдмаршал Б.Миних, ибо здание перешло к артиллерийской конторе Правительствующего Сената. В течение почти пяти лет было завершено оформление западного и главного (восточного) фасадов, оформились существующие и новые оконные проемы, в барочном стиле был декорирован главный вход, вдоль крыши была организована галерея. Наконец, в 1736 году Арсенал был достроен окончательно.

Протяженное здание Арсенала в форме трапеции примыкало к стенам КремляПротяженное здание Арсенала в форме трапеции примыкало к стенам Кремля

Однако, уже через год судьба вновь испытала здание на прочность – пожар 1737 года уничтожил все деревянные конструкции Арсенала, который вновь на десятилетия превратился в руины. Только со второй половины 80-х годов 18 века Цейнхауз был вновь возвращен к жизни стараниями инженера А.Герарда и архитектора М.Казакова. На восстановительные работы, во время которых были восстановлены перекрытия сводов, кровля и возвращен цвет фасадов, ушло практически 10 лет. Старые крыльца на второй этаж были заменены на пандусы, а главный вход переоформился в классическом виде. В 1796 году восстановление Арсенала было закончено.

Но в 1812 году, перед отступлением, французы взорвали Арсенал, который уже в очередной раз вновь восстанавливался московскими архитекторами (А.Бакарев, И.Мироновский и другие) в новой отделке. К 1828 году, после реставрации, фасады Арсенала приобрели позднеклассический декор, наружный фриз фасадов стал лепным, по углам здание было украшено рустами, пандусы заменились лестницами, а кровля стала более низкой и пологой. Цвет здания стал желтым, что соответствовало направлению позднего классицизма.

Последний вариант реставрации М.Казаковым оказался последним в истории АрсеналаПоследний вариант реставрации М.Казаковым оказался заключительным в истории Арсенала

После установления советской власти здесь располагались административные службы, а сегодня здесь базируется Кремлевский полк. В 1927 году на фасаде появились памятные доски о расстрелянных юнкерами солдатах 56 полка, а в 1965 – доска в память об офицерах кремлевского гарнизона, погибших при исполнении своего долга. Здание Арсенала хорошо видно со стороны Александровского сада, ибо оно плотно примыкает к кремлевским стенам здесь и напротив Исторического музея. Кстати, стены Кремля в этих местах соприкосновения пришлось понизить, ведь они преграждали поступление света в здание.

Арсенал задумывался в свое время Петром Первым не только как склад боевого оружия, но и как музей воинской славы, поэтому сюда привозилось много трофейного оружия. Этот музей пополнился после войны 1812 года и французским оружием. 

Около Арсенала складировалось многоженство экземпляров артиллерийского оружияОколо Арсенала складировалось множество экземпляров артиллерийского оружия

Сегодня около арсенальских стен можно видеть боевое старинное русское оружие в виде пушек, имеющих имена собственные – Единорог, Лев, Волк и не только.

Сенатский дворец

Матвею Казакову, известному архитектору, восстанавливающему в 70-80-х годах 18 столетия здание Арсенала, Екатериной Второй было поручено и строительство Сенатского дворца, который сначала предполагалось использовать как московское Дворянское собрание.

Для возведения дворца имелся очень небольшой участок треугольной формы между Арсеналом, строениями Чудова монастыря и стеной Кремля, и на этих землях находились строения монастырских подворий и княжеских родов Барятинских и Трубецких, которые надо было предварительно выкупить. В ходе 10-летней работы над зданием, М.Казаков 4 раза переделывал проект, но, в конце концов, строительство к 1786 году было завершено.

Здание Сената в соединении с Арсеналом составило единый ансамбль. Худ.Ф.АлексеевЗдание Сената в соединении с Арсеналом составило единый ансамбль. Худ.Ф.Алексеев

Сооружение Сената стало одним из крупнейших и выдающихся творений М.Казакова. В этом строении он воплотил символ гражданского идеала, веру в законность и правопорядок. Именно поэтому зодчий использовал античные и лаконичные формы. Казакову удалось на небольшой площади 3-угольной формы возвести прекрасное трехэтажное здание в виде равнобедренного треугольника, срезанные углы которого оформлены ризалитами. 


Значимость здания и единство композиции выражено с помощью рустирования двух нижних этажей и оформления фасадов ризалитами (выступами), на которых расположены пилястры доисторического ордена. В виде триумфальных арок имеется декор на всех трех сторонах здания. К Сенатской площади обращена арка въездного проезда во внутренний двор. Она имеет портик из 4-х ионических колон и фронтон.

Здание Сенатского дворца оказалось одним из лучших творений М.КазаковаСооружение Сенатского дворца оказалось одним из лучших творений М.Казакова

Однако, к концу 18 века для заседаний московского правительства в виде Губернского правления было организовано здание бывшего Монетного двора около Воскресенских ворот, а построенное Казаковым строение до середины 19 столетия использовалось то как амбар для хранения муки, то как военный архив. В период судебных реформ (1865) строение Казакова решили превратить в судебный гласный орган. После реставрации, проведенной архитектором К.Афанасьевым, помещения Сената были поделены между различными службами. Такими как Окружной суд и Межевая канцелярия, Судебная палата и прочее. 27-метровый купол, смотрящий на Красную площадь, заканчивался вертикалью в виде столба, поддерживающего надпись «Закон» и корону императора - символы царского правосудия в стране.

При смене власти в 1917 году царскую символику сменил флагшток и красное знамя на нем, замененный в свою очередь в 90-х на российский флаг, а затем на Президентский штандарт.

В наше время купол Сенатского дворца украшает флагшток с президентским знаменемВ наше время купол Сенатского дворца украшает флагшток с президентским знаменем

Весной следующего года в здании Сената начинают проходить заседания различных общественно-политических объединений, а бывшую квартиру генерального прокурора в более чем 500 кв.метров оборудуют для проживания товарища Ленина и его близких. Екатерининская зала, превратившаяся в Свердловскую, долгий период использовалась для награждения Ленинской и прочими премиями, для проведения различных Пленумов и т.д.

Сенатский дворец послужил и товарищу И.Сталину. Его апартаменты располагались здесь с 1932 года на нижнем этаже, а над ними – на этаж выше – «отец народов» работал в своем рабочем кабинете. Во время войны часть помещений Сената была отдана Комитету Обороны. А пришедший к власти в 1953 году Н.Хрущев оборудует свой кабинет на 3-м этаже Сената. 

Ленин и его близкие разместились на третьем этаже Сенатского дворцаЛенин и его близкие размещались на третьем этаже Сенатского дворца

С 1955 по 1994 годы бывшая ленинская квартира превращается в мемориальный музей Владимира Ильича, насчитывающий более 40000 экспонатов. Сегодня все эти экспонаты можно увидеть в экспозиции музея на Ленинских Горках.

С 1985 года в дворцовом особняке были оборудованы апартаменты новому государственному лидеру – Михаилу Горбачеву. Они тоже располагались на 3-м этаже. В 90-е годы Сенат подвергся комплексной реставрации, в ходе которой Екатерининский с Овальным залом вернулись к первоначальному историческому облику. Другие помещения оформляются приближенно к казаковскому стилю. Восстанавливались узоры из лепнины, горельефные декоры и т.д. В 2022 году дворцовое здание становится частью президентской резиденции и недоступен для посещений.

Самый главный зал дворца - Екатерининский - находится под огромным куполомСамый главный зал дворца - Екатерининский - находится под огромным куполом

Анфиладные дворцовые залы сегодня делятся на две зоны - деловую и представительскую. Первая из них оборудована рабочим кабинетом российского президента, Библиотекой, Службами Безопасности, местом для работы Совета Президента и т.д. Представительская территория используется для протокольных мероприятий и международных встреч.

Находящаяся непосредственно под куполом Екатерининская зала является самой большой не только во дворце, но в Москве, Она, украшена 24-мя коринфскими мраморными колоннами, античными барельефами и медальонами, изображающими княжеские и царские портреты, выполненные на основе скульптур Ф.Шубина. Использованы в оформлении залы и горельефные панно, иллюстрирующие сюжеты аллегорий Г.Державина и Н.Львова, и многочисленный лепной декор. Вход сюда осуществляется по мраморным ступеням Шохинской лестницы, оформленной торшерами и скульптурными изображениями Фемиды.

Екатерининский зал является самым большим в столицеЕкатерининский зал является самым большим в столице

Овальный зал с камином из малахита, со скульптурами самых известных российских императоров, хрустальными светильниками и зеркалом, оформленным бронзовыми часами и канделябром, служит сегодня местом переговоров и награждений.

Кроме перечисленных помещений во дворце имеются другие помещения в виде залов Банкетного и Аудиенций, Гостиного и Каминного, Столовой для неофициальных переговоров и т.д. Библиотека президента - хранилище того самого экземпляра Конституции РФ, на которой он присягает, вступая в должность.

Старая Оружейная палата (утрачена)

Старая Оружейная палата была двухэтажным сооружением в четко выраженном стиле классицизма, имела центральный купол и скульптурные изображения выдающихся исторических лиц, расположенных по центру фасада. Так же фасад был украшен барельефами, изображающими самые важные для Руси исторические события в виде принятия христианства, избавления от монголо-татарского ига и другие.

Здание Старой оружейной палаты было классическим и торжественнымЗдание Старой оружейной палаты было классическим и торжественным

Перед приближением французских войск в 1812 году вся коллекция Оружейной палаты была эвакуирована. После реставрации поврежденного оккупантами здания музей начал функционировать в конце 1813 года, но посетить его могли только представители высших слоев общества. Управлял делами нового московского музея князь Николай Борисович Юсупов, владелец усадьбы «Архангельское» и других. Перед Оружейной палатой среди прочих артиллерийских орудий была установлена знаменитая Царь-пушка, которая сегодня находится на Ивановской площади.

Сени первого этажа украшали 30 беломраморных колон, но для осмотра основной экспозиции надо было подняться на второй этаж. Там в Коронном и других залах были представлены уникальные регалии в виде Шапки Мономаха, трофейного оружия, посольских даров и т.д.

Экспонаты Оружейной палаты требовали более комфортных условий для храненияСокровища Оружейной палаты требовали комфортных условий для хранения

Однако, практически сразу после открытия Оружейной палаты стали выявляться ее строительные недостатки. Дело в том, что здание в целях пожарной безопасности не имело печей и, следовательно, обогрева, что негативно сказывалось на состоянии выставленных экспонатов. Поэтому остро встал вопрос о строительстве другой специализированной Оружейной палаты, которая и была построена архитектором К.Тоном в середине 19 века, параллельно с возведением Большого Кремлевского дворца. После завершения строительства новой Оружейной палаты, Старую палату реконструировали в казармы для размещения личного состава Особого московского отряда. Произошло это в 1851 году.

После октябрьского переворота 1917 года кремлевские казармы заняли латышские стрелки и сотрудники Совнаркома. Позже здесь размещались квартиры партработников. К концу 50-х годов 20 века здание Старой оружейной палаты было снесено для освобождения места под строительство Кремлевского дворца съездов (архитектор М.Посохин). Именно тогда, в 1959 году Царь-пушка была перемещена на Ивановскую площадь, а все другие орудия разместили вдоль южной и восточной сторон Арсенала.

В 1859 году все пушки от Старой оружейной палаты переместили к АрсеналуВ 1859 году все пушки от Старой оружейной палаты переместили к Арсеналу

Государственный Кремлевский дворец

Итак, сегодня по южной границе Сенатской площади вдоль Троицкой улицы Кремля расположен Малый Кремлевский сквер и северный торец монументального здания Государственного Кремлевского дворца (не надо путать с Большим Кремлевским дворцом). Это строение кардинально выпадает из кремлевского архитектурного ряда, но именно в этом состоит кардинальное предназначение стиля модернизма новой советской эпохи. Прямоугольник строения из стекла и гранита, выполненный целостно и строго, показывает монументальность и важность общественно-политического предназначения сооружения.

Кремлевский Дворец Съездов был построен как символ новых переменКремлевский Дворец Съездов был построен как символ новых перемен в историческом развитии

Идея о возведении на кремлевской территории специализированного строения для заседаний партийных съездов поднималась с 20-х годов 20 века не один раз, но построить такой дворец довелось Никите Хрущеву, который и был активным инициатором данного строительства. Ведущие архитекторы страны представили 12 проектов, из которых комиссия остановила свой выбор на проекте М.Посохина, являющегося главным архитектором Москвы.

Здание Дворца Съездов, как оно называлось в те времена, предназначалось не только для партийных заседаний, но и для концертно-театральной деятельности. Учитывая масштаб сооружения, его зал рассчитывали на четыре тысячи зрителей, но после визита Н.Хрущева в Китай, где он увидел пекинский аналогичный дворец, зал было велено увеличить до 6 тысяч посадочных мест, а также дополнительно организовать Банкетный зал и Зимний сад. В связи с увеличением объема здания, его было решено опустить на 16 метров под землю и оборудовать там этажи с гардеробными.

Дворец съездов выделяется своей современной архитектуройДворец съездов в Кремле выделяется своей современной архитектурой

Перед строительством такого строительного гиганта надо было освободить пространство, ибо земля в Кремле не безразмерная. Для возведения Дворца Съездов пошла под снос Старая Оружейная палата, стоявшая на фундаменте двора Бориса Годунова. Царь-Пушку, находившуюся около Оружейной палаты перенесли на Ивановскую площадь, а все другие орудия – к Арсеналу. Пошла под снос и Северная часть Патриаршего дворца.

Перед началом строительства были проведены археологические раскопки, которые оказались очень поспешными и фрагментарными, хотя они могли бы дать очень ценный материал по истории формирования московского поселения, ведь именно здесь находился детинец Кремля в эпоху Юрия Долгорукого. Но, сроки строительства поджимали, и уникальные артефакты были утрачены безвозвратно.

Найти место для возведения гигантского дворца было сложно, но его нашлиНайти место для возведения гигантского дворца было сложно, но его нашли

Дворец был достроен к осени 1961 года, и 17 октября произошло его торжественное открытие началом 22 съезда партии КПСС, которое сопровождалось праздничным концертом с показом фрагментов из «Лебединого озера». Дворец съездов называли «детищем оттепели», а Н.Хрущева – его главным зодчим. Посошин и еще шесть ведущих проектировщиков получили Ленинские премии.

Центральной и основной частью Дворца, имеющего более 40 тысяч квадратных метров, является территория Зрительного зала, ранее именуемая Залом заседаний. Декорированный деревянными рейками Зал представляет собой единое квадратное пространство, состоящее из сцены, партера и балкона. Акустические возможности зала выше всяких похвал, а спецтехника осуществляет синхронный перевод на более, чем 10 языков.

Первым мероприятием Дворца Съездов был 22 съезд КПССПервым мероприятием Дворца Съездов было открытие 22 съезда КПСС

Зрительный зал совмещен с Банкетным, из которого можно любоваться узнаваемыми силуэтами Кремля. Две эти центральные зоны окружены прекрасными вестибюлями, фойе и техническими помещениями. Для внутренней отделки применялись такие материалы как коелгинский мрамор, красный карбахтинский гранит, плиты узорчатого бакинского туфа и различные породы дерева. Золоченый Герб России находится над главным входом. Внешняя отделка выполнена из золотистого анодированного алюминия, белого уральского мрамора и зеркальных стекол.

Зрительный зал Кремлевского дворца - один из самых престижных в МосквеЗрительный зал Кремлевского дворца - один из самых престижных в Москве

В этом огромном и торжественном здании прошли партийные съезды с 22-ого по 27-й, заседали здесь и представители профсоюза и комсомола. Когда распался Союз (1992), здание дворца, находящееся в сфере президентского управления, переименовывается в Государственный Кремлевский дворец и становится престижной сценой Москвы, хотя иногда здесь и проводятся общественные мероприятия большого масштаба.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также: