Территория Московского Кремля напоминает небольшой город, в котором имеются улицы и площади. Наиболее известная из них - площадь Соборная - исторический центр архитектурного кремлевского ансамбля. Данное площадное пространство оформилось перед Большим Кремлевским дворцом в результате возведения трех главных кремлевских соборов (которыми являются Успенский, Благовещенский и Архангельский), Грановитой и Патриаршей палат, а также Колокольни Ивана Великого.
Содержание:
Формирование площади началось в 14 столетии, а закончилось в начале 16-ого. Одни строения перестраиваясь - видоизменялись, другие исчезали. Но основные градостроительные объекты Соборной площади сохранились и сегодня представляют из себя удивительные памятники архитектуры средневековой Москвы.
Соборная площадь сформировалась перед царским дворцом Кремля
История формирования Соборной площади
Соборная площадь создается на самой высокой точке Боровицкого холма около деревянных княжеских теремов с начала 12 столетия, когда данная территория при Юрии Долгоруком оказалась внутри начавшего формироваться Кремля. Тогда на площади около княжеского двора строились деревянные церкви, а поблизости создавались монастырские обители. Будущая Соборная площадь оказалась главной кремлевской площадью, обрастающей по периметру деревянными строениями, как храмовыми, так и гражданскими. Понятно, что частые пожары постоянно разрушали данную застройку, которая быстро заменялась новой.
Главная площадь формировалась в самой древней части Кремля
В первой половине 14 века, при Иване Калите, на уже немного расширенной кремлевской территории, Соборная площадь имела основные храмы - Благовещенский, Успенский и Архангельский, а также другие церкви, как например, храм Иоанна Лествичника, ныне замененный на Колокольню Ивана Великого. Вначале все эти храмовые сооружения были построены в деревянном виде, а позднее перестроились в камне и создали тот архитектурный ансамбль, который сегодня жаждут увидеть тысячи туристов, приезжающих в Москву.
Дело в том, что со второй половины 13 столетия именно в этом месте начинает формироваться фундаментальный ансамбль кремлевского дворца, много раз впоследствии перестраиваемый, но сохранявший свое местоположение. Перед мужской половиной дворцового комплекса появился Благовещенский храм в виде домовой церкви (конец 13 века), недалеко от которого находился Архангельский собор (середина 13 века). Эти соборы сформировали южную границу Соборной площади.
Благовещенский и Архангельский храмы оформили южную границу Соборной площади
К началу 14 столетия северная сторона площади ограничилась Успенским собором, а восточная сторона - Церковью Иоанна Лествичника, выполняющей функцию звонницы. В начале 16 столетия ее заменит Колокольня Ивана Великого.
Кроме соборов, к середине 15 столетия на западной границе площади появились такие уникальные объекты как Грановитая, Средняя Золотая и Золотая Царицына палаты, своими фасадами выходящие на площадь. Позднее оформилось местонахождение митрополитов в виде Патриарших палат и храмов Ризоположенского и 12-ти Апостолов, замкнувших территорию площади по северной границе. К началу 16 столетия все соборы были перестроены, и в своем обновленном виде создали окончательный вариант нынешнего облика Соборной площади.
Формирование архитектурного ансамбля Соборной площади закончилось в 16 столетии
Многие из архитектурных объектов площади были возведены приглашенными итальянскими мастерами. Особенно известны такие итальянские архитекторы как Аристотель Фиораванти, Алевиз Старый и Алевиз Новый, Бон Фрязин, Петр Малый, Марк Фрязин и т.д. Поэтому во многих строениях можно заметить присутствие элементов итальянского зодчества. Но часть объектов возводилась русскими мастерами.
Интересно, что сложившаяся планировка Соборной площади не является замкнутым пространством. Только с западной стороны комплекс Большого Кремлевского дворца и на севере комплекс Патриарших палат имеют непрерывную пограничную линию. Все остальные храмовые строения довольно индивидуальны и обособлены, но создают ощущение замкнутости пространства. А еще на этой площади сохранилась удивительная аура исторической непрерывности и связи времен.
По всему периметру Соборной площади расположены золотые купола храмов
Оформившееся в виде площади пространство перед Кремлевским дворцом должно было иметь презентабельный вид, поэтому ее рано начали покрывать мостовыми. Вначале мощение было деревянным, а впоследствии (15 столетие) они стали оформляться в кирпиче и белом камне. В 18-19 столетиях площадь была покрыта плитками из песчаника, а с 1913 года началось мощение из камня. В 30-х годах советского периода все пространство площади полностью заасфальтировали. В середине же 50-х годов было решено вернуть площади каменное покрытие, что и было сделано.
Часть архитектурных объектов Соборной площади за период ее исторического существования страдала не только от пожаров, но и от социальных и военных конфликтов. В период перипетий Смутного времени (начало 17 века), во время оккупации Кремля французскими захватчиками (начало 19 века), при установлении советской власти (начало 20 века) было уничтожено много архитектурных объектов, сохранившихся лишь на старинных гравюрах и в исторических описаниях.
К 19 веку Соборную площадь в связи с ее высоким статусом обнесли оградой
На старинных фотографиях мы видим, что в 19 столетии Соборную площадь отделяло кованое ограждение в виде ограды, ведь она была дворцовой площадью для проведения царских церемоний. Чугунная ограда в псевдоготическом стиле была изготовлена И.Мироновским и установлена в начале 30-х годов 19 столетия. Данное ограждение просуществовало практически сто лет, и было демонтировано уже при советской власти.
Соборная площадь была свидетелем множества исторических и политических событий, привязанных к имеющимся здесь архитектурным объектам. В Успенском соборе очередных российских монархов венчали на царство, в Архангельском - отпевали почивших представителей царской династии. Грановитая палата являлась местом принятия государственных решений на заседаниях Земских соборов, здесь же принимали иностранных послов и заключали политические союзы.
Все праздничные и важные события отмечались богатыми застольями в Грановитой палате
Сегодня территория Соборной площади входит в музейную часть Кремлевского заповедника, и здесь проходят культурные и официальные мероприятия. Например, с начала 90-х годов прошлого века здесь устанавливается новогодняя елка. А еще здесь проходят смотры президентского полка, церемонии разводов его караулов в конном и пешем видах с выносом российского государственного флага. Данные разводы осуществляются в летний период по субботам в полдень.
Сегодня в новогодние каникулы на Соборной площади можно увидеть главную елку страны
Достопримечательности Соборной площади
Туристы, гуляющие по Московскому Кремлю, непременно приходят на Соборную площадь, чтобы увидеть самые знаковые и уникальные исторические объекты центра столицы, и, прежде всего, самые топовые кремлевские соборы, в которых совершались важные для страны события, связанные с восшествием на престол и прочими событиями в правящем страной семействе. Но не надо забывать, что храмовый ансамбль возник здесь благодаря наличию дворцового комплекса, который стал западной границей Соборной площади.
Большой Кремлевский дворец
Первоначально место для княжеского двора находилось немного западнее относительно сегодняшнего его месторасположения. Но в конце 13 века строения княжеской резиденции перемещаются немного на восток, и, перестраиваясь и разрастаясь, остаются здесь навсегда. Перед парадным въездом на территорию княжеского двора начинает оформляться площадное пространство, на котором строится множество храмов.
Дворцовые строения с Грановитой палатой с 14 века сформировали западную границу площади
Имелись в создаваемом комплексе и личные домовые храмы правящей семьи. Поскольку дворцовые строения вначале делились на мужскую и женскую половины, то и храмы у них имелись разные. При мужской половине появляется Благовещенский собор, имеющий соединение с дворцом. А на женской половине была Рождественская церковь, находившаяся с другой стороны дворца.
Дворец перестраивался несколько раз. При Иване Третьем он становится очень большим комплексом, отстроенным итальянскими архитекторами. Но впоследствии на его двух нижних этажах Михаил Федорович – первый представитель династии Романовых - построит свой знаменитый Теремной дворец. Будут украшать царский московский двор и другие строения, в виде Зимних дворов Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.
В один из исторических периодов Теремной дворец был главным в дворцовом комплексе
Были планы на возведение здесь дворца и у Екатерины Второй. Но новый дворец, названный Большим Кремлевским, существующий и поныне, был построен только в середине 19 столетия Николаем Первым. Более подробная информация о многочисленных перестройках дворцового комплекса находится здесь. А перед дворцом сформировалась небольшая, но архитектурно насыщенная Соборная площадь.
Успенский собор
Сооружение нынешнего здания Успенского собора относится к 70-м годам 15 столетия. Это не первый одноименный собор на площади, его предшественники были деревянными и каменными, но последний вариант оказался самым прочным и самым долговечным. Его создателем стал известный итальянский архитектор Аристотель Фиараванти, который возводил его в типично русских архитектурных традициях, но с применением своего опыта и незначительной отсылкой к ренессанской архитектуре.
Успенский собор был построен в камне первым среди храмов площади
Успенский храм стал постоянным местом венчания отечественных монархов на трон. Даже когда Москва утратила столичный статус, и столицей стал блистательный каменный Санкт-Петербург, все церемонии коронования очередного императора или императрицы проходили в Москве и именно в Успенском соборе.
Также Успенский собор уже в начала 14 века стал местом захоронения всех известных российских патриархов. Подробнее об истории создания, архитектурных особенностях, интерьере и святынях данного храма можно прочитать здесь.
Архангельский собор
В своем нынешнем облике Архангельский собор появился на Соборной площади в начале 16 века, и известен как место погребения всех российских правителей, начиная с Ивана Калиты (1340). Сооружал данный храм Алевиз Новый, итальянский зодчий, сумевший создать грандиозное и мощное сооружение, гармонично сочетающееся с уже имеющимися объектами, но и имеющим свою уникальную архитектурную «изюминку».
Архангельский собор легко узнаваем по оформлению закомар в виде раковин
Во внешнем виде данного сооружения наиболее отчетливо проступают архитектурные элементы византийской эпохи. Особое внимание привлекают удивительно красивое оформление закомар морскими раковинами, наличие орденских пилястр и резных капителей. Но туристов, пожалуй, более привлекает внутреннее содержание храма, являющегося некрополем для почти 60 представителей правящих династий России, последним из которых является захоронение Петра Второго. Все последующие захоронения российских царей стали осуществляться в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.
В Архангельском соборе захоронено много известных исторический деятелей
Более подробная информация об архитектурных особенностях и истории создания Архангельского собора находится здесь.
Благовещенский собор
В отличие от своих храмовых собратьев, Благовещенский собор был сооружен русскими зодчими. И произошло это в окончательном варианте во второй половине 16 столетия. Как и другие храмы площади, Благовещенский собор имел предшественников деревянных и каменных. От каменного предшественника 14 столетия сохранился подклет, на котором при Иване Грозном и было возведено нынешнее строение.
Благовещенский собор изначально создавался как домашний храм для великих князей
История Благовещенского собора, его многочисленные перестройки и его роль домового дворцового храма очень интересна и непроста. Подробнее с ней можно познакомиться здесь. С этим собором связано имя Ивана Грозного, даже одно крыльцо храма называлось Грозненским. Здесь он молился, здесь увидел падающую звезду как предсказание своей смерти.
В храме сохранилась уникальная настенная живопись, изображения греческих мудрецов, старинные иконы пятиярусного иконостаса и множество других артефактов.
Грановитая палата
Сооружение Грановитой палаты, немного выступающее на Соборную площадь параллельно Благовещенскому собору, появилось здесь в конце 15 столетия, как часть дворцового комплекса, предназначенная для проведения праздничных мероприятий, связанных с застольями. Здесь праздновали восхождение на престол и принимали иностранных послов, здесь заседали Земские соборы и Боярские Думы.
Выступ Грановитой палаты уравновешивает выступ Благовещенского собора
Грановитая палата была построена итальянскими зодчими, а ее название связано с оригинальным оформлением восточной стены ограненным рустированным камнем. Более подробно познакомиться с созданием и архитектурными особенностями Грановитой палаты можно в специальной статье.
Колокольня Ивана Великого
Комплекс знаменитой Колокольни Ивана Великого является одним из самых популярных строений Московского Кремля. Это пограничный архитектурный объект на востоке Соборной площади, отделяющий ее от Ивановской. В комплекс колокольни входят здание высокой башни с Успенской звонницей и Филаретовой пристройки.
Колокольня Ивана Великого находится по восточной границе Соборной площади
Монументальное сооружение Колокольни воздвигнуто на основании первой в Кремле каменной звонницы-церкви, установленной в 1329 году Иваном Калитой между Успенским и Архангельским храмами. Первую каменную церковь 14 столетия освятили в память Иоанна Лествичника, а разобрали ее в начале 16 века. После чего итальянский зодчий Бон Фрязин возвел новое одноименное 60-метровое здание храма-Колокольни, состоящее из трех ярусов. Нижний ярус занимал храм.
При Борисе Годунове высота Колокольни была увеличена до 81 метра, и долгое время она была самым высоким строением в Москве. Сегодня здесь находится Музей истории архитектуры Кремля, Выставочный зал и православный храм. Более подробная информация о строительстве Колокольни и ее ансамбле можно прочитать здесь.
Патриарший дворец
Северную сторону площадного пространства ограничивают двух-трехэтажные Патриаршие палаты, смотрящие парадным фасадом на центр Соборной площади. Хозяйственными службами и приказами патриарха когда-то занимался нижний этаж палат, Различные палаты: Крестовая и Столовая, Сени и Трапезная и прочее - находились на втором этаже. Здесь же впоследствии функционировала и церковь Двенадцати апостолов. Сам патриарх обитал на третьем этаже, где располагался также и небольшой объем домовой церкви апостола Филиппа.
Патриарший дворец создает собой ограничение площади с северной стороны
Строение Митрополичьих палат в каменном виде (впоследствии Патриарших) ограничило Соборную площадь с севера в середине 15 столетия. Данное строительство затеял тогдашний митрополит Ион и велось оно параллельно с возведением Ризоположенской церкви в качестве одного из домовых храмов московских священников. Все эти строения не раз страдали от пожаров, восстанавливались, перестраивались. После учреждения Московского патриаршества (1589) Митрополичья резиденция переименовывается в Патриаршую. На тот период в ней уже имелось три домовых церкви, посвященных Соловецким Чудотворцам, Ризоположению, и Трем московским святителям: Петру, Алексею и Ионе.
Во время царствования Михаила Федоровича патриарх Филарет на собственные деньги восстановил палаты после разорений Смутного времени, а в 30-50-е гг. 17 столетия архитектором Антипом Константиновым (одним из создателей Теремного дворца) в очередной раз палаты капитально перестраиваются по желанию Никона - известного российского патриарха 17 века и реформатора церкви. В этот период здание палат существенно расширяется за счет бывшей дворовой территории Бориса Годунова. Тогда же Храм Соловецких чудотворцев заменяется новыми палатными помещениями и появляется новый храм - Церковь апостола Филиппа.
Патриарх Никон много сделал для превращения Патриарших палат в настоящий дворец
Размерами и богатством основных залов Патриаршие палаты вполне соответствовали уровню Теремного дворца, а кресты и кровля патриаршего дворца сияли позолотой медных листов. Патриаршая ризница была наполнена множеством богатых даров. А роскошная Крестовая палата, занимающая почти 300 кв.м, не имела центральную опору, что оказалось новым словом в московской храмовой архитектуре.
Сегодня в Крестовой палате находится множество интересных музейных экспонатов
В 80-е гг. 17 столетия Филипповский храм перестраивается и переосвящается под новым названием. Теперь это Церковь Двенадцати апостолов, а в 90-е гг. патриарший дворец достраивается еще одним этажом - четвертым, частично сохранившегося как небольшое помещение Петровской палатки. После ликвидации Патриаршества (1721), комнаты Палат оказались занятыми Московской Синодальной конторой. В помещении вновь был проведен ремонт и произведены некоторые переделки.
В результате всех перестроек Патриаршие палаты стали иметь вот такую планировку
После революционного переворота и национализации Патриарший дворец был отдан под музейные службы, в то же время здесь велась реставрационная работа. Тогда здесь устанавливается уникальный иконостас 17 столетия из уничтоженного храма Вознесенской обители. С начала 60-х годов бывший Патриарший дворец открывается для туристов в музейном статусе. В нем экспонируются предметы культовых обрядов и личные вещи, принадлежащие не только патриархам, но и представителям царского семейства.
Среди многочисленных экспонатов, выполненных иностранными и отечественными мастеровыми, здесь можно увидеть такие произведения искусства, как кубки, чаши, кадила, Евангелие, редкие иконописные образы и шитье, часы и прочие редкости.
Среди многочисленных экспонатов можно увидеть и одежду патриарха Никона
Кроме уникальных экспонатов, здесь можно погрузиться в атмосферу 17 столетия при помощи воссозданных интерьеров жилых помещений со старинной мебелью, изразцовыми печами, книгами и т.д. Являясь филиалом Кремлевского Заповедника, Патриаршие палаты работают по графику всех местных музеев –все дни с 10.00 до 17.00, кроме четверга, который является выходным днем.
Церковь Двенадцати апостолов
Уже упоминалось, что Храм Двенадцати апостолов стал частью храмового ансамбля Соборной площади во второй половине 17 столетия в результате перестройки Филипповской Церкви патриархом Никоном(1655). Тогда же стены храма были расписаны ярославскими, костромскими, троице-сергиевыми мастерами, руководимыми С.Ушаковым, но та роспись утрачена. Церковь Двенадцати апостолов гармонично вписалась в храмовый ансамбль площади, дополнив собой уже имеющиеся на ней православные объекты. Но освящение храма произошло значительно позже и не при Никоне.
С начала 80-х гг очередной патриарх Иоаким вновь перестраивает храмовое здание, его стены обновляются другой росписью, в проемы окон вставляется слюда. Над новым иконостасом устанавливается распятие, якобы впервые в истории интерьерного оформления русского храма. И церковь наконец освящается как Храм Двенадцати апостолов (1681).
Пятиглавая Церковь Двенадцати апостолов занимает второй и третий этажи здания
Расположение на высоте второго этажа придало зданию церкви величественный вид, а находящаяся под ним пара арок, ведущая во внутренний патриарший двор, добавляла строению легкость и возвышенность. Украшение фасадных стен, состоящее из двух поясов колонных арок – традиционных элементов владимиро-суздальского зодчества, также сближают по стилю данную церковь с рядом стоящими соборами. Завершение храма пятью шлемовидными куполами дает отсылку к византийскому происхождению православия.
В 20-х гг. 18 века, когда Патриарший дворец занимался Синодальной канцелярией, архитектор И.Зарудный переделал Церковь Двенадцати апостолов в двухэтажное строение, разместив на верхнем этаже библиотечные фонды. Тогда же храм обзавелся новым высоким иконостасом – резным и позолоченным, а храмовые помещения и Трапезная были расписаны масляной краской Петром Жеребцовым.
В середине 19 столетия, во время создания Большого Кремлевского дворца, второй этаж церковной библиотеки демонтировали, подняв обновленный иконостас до потолка. В храме стало значительно светлее за счет прорубленных новых оконных проемов. Стеновую роспись переписали в очередной раз. Новой реконструкцией храма, затронувшей и наружное оформление, занимался архитектор Н.Чичагов.
В начале 20 века в храм Двенадцати апостолов перенесли иконостас Вознесенского собора
В начале 20 столетия стены храма были расписаны в последний раз. В конце 20-х годов 20 века в церкви был установлен иконостас главного собора Вознесенской обители Кремля, которая готовилась к уничтожению. Перенесенный сюда Вознесенский иконостас 17 века не совсем подходил под размеры храма, поэтому его немного видоизменили, убрав крайние иконы и демонтировав два ряда – праотеческий с пророческим.
Обрамление иконостаса украшено высокохудожественной резьбой в виде виноградных лоз и листьев, а также фрагментами растения аканта. Сами же иконы представляют собой списки с гравюр Библии Пискатора.
В начале 30-х годов в эту же церковь была перенесена и надпрестольная сень (киворий) из Чудовой обители Кремля, так же подвергшейся уничтожению. Выполнена эта сень была мастером П.Реземовым в 17 столетии, а символизировала она объединенное место распятия Христа, его погребения и воскресения, а также ковчег завета Господня.
Ранее шатер надпрестольной сени находился в Чудовом монастыре
Надпрестольная сень выполнена в форме шатра, установленного на 4-х колоннах, заканчивающихся завитками капителей и увенчанного тринадцатью главками. По прямоугольному черному карнизу идет текст древнерусской вязи о том, что данное сооружение выполнено для Чудовой обители по распоряжению Михаила Федоровича.
Внутренняя часть шатра – «небо» - содержит изображение Богоматери с младенцем-Иисусом и пророками. Правая рука младенца поднята для двухперстного благословения, а левая опущена. Пророки Захария, Илия и другие изображены в полный рост со свитками божественных текстов.
"Небо" надпрестольной сени содержит изображения Богоматери с младенцем и пророков
Сегодня Церковь Двенадцати апостолов, как часть Патриарших палат, так же является музеем, и в ней находится экспозиция уникальных старинных икон, относящихся к первой половине 17 столетия, когда популярными течениями иконописи были направления «грозненской» и «строгановской» школ. В экспозиции Церкви Двенадцати апостолов очень хорошо представлены работы именно «строгановской школы», название которой связано с меценатской деятельностью известного дворянского рода, создававшего иконописные мастерские.
Из икон данного направления интересны небольшие по формату иконы «Почи Бог в день седьмый», «Во гробе плотски», а также образы некоторых святых (Екатерины, Митрополита Петра и т.д.)
В экспозиции представлены и иконописные работы второй половины 17 века, которые характеризуются новым пониманием художественного подхода и более реалистичного изображения в иконописи. Лица становятся более человеческими, объемными, более детализируются изображения одежды, быта, пейзажей и т.д. Ярким представителем этого нового направления был изограф С.Ушаков, царские врата которого можно увидеть в музее.
Одна из интересных иконописных работ С.Ушакова - "Рождество богородицы"
К иконам второй половины 17 века относятся изображения «Иоанна Предтечи в пустыне», «Иоанна-воина», «Распятия с апостольскими страданиями» и другие. Посетить этот очень интересный музей можно с 9.30 до 18.00 все дни, кроме четверга.
Церковь Ризоположения
Небольшую Церковь Ризоположения не сразу видно с Соборной площади. Она закрыта монументальным Успенским собором, и вплотную прижата к Верхоспасскому храму, входящему в комплекс Теремного дворца.
Храм Ризоположения находится между Успенским собором и Грановитой палатой
Данный храм создавался во второй половине 15 столетия как молельня для митрополитов Москвы и был посвящен Положению Ризы Богородицы во Влахерне. После учреждения российского патриаршества он служил домовым патриаршим храмом. За свою долгую историю Ризположенская церковь неоднократно страдала от пожаров, затем восстанавливалась, перестраивалась и видоизменялась. Она была одноглавой, белокаменной и кирпичной, ее разоряли польско-литовские захватчики в начале 17 века и французские в начале 19 столетия. Стены храма неоднократно расписывались известными отечественными изографами.
В середине 17 века после перестройки Патриаршего дворца и создания в нем храма Двенадцати апостолов, Ризположенская церковь стала домашним храмом государя и вошла в комплекс Теремного дворца, соединившись с ним лестничным пролетом. А во второй половине 17 столетия из соединения западной и северной папертей была образована Часовня Печёрской Богоматери. В 18 столетии храм был заброшен и потихоньку ветшал, хотя в конце 30-х годов архитектор Иван Мичурин провел там ряд реставрационно-восстановительных работ. Следующий ремонт состоялся после изгнания французских оккупантов, разоривших и осквернивших храм.
Храм Ризоположения является самым маленьким на Соборной площади
Самый качественный ремонт Церкви Ризоположения был проведен в середине 19 века, во время строительства Большого Кремлевского дворца, когда провели замену кровли, полов, дверей, росписей и т.д. До революционного переворота богослужения здесь проводились дважды в год – в празднование дней Печерской Богоматери (4 мая) и Ризоположения (2 июля).
После революции в 20-30-х годах 20 века в церкви проводились реставрационные работы, в результате которых ей был возвращен облик 17 столетия, восстановлены стенопись и древний иконостас.
Иконостас Храма Ризоположения относится к старинным отечественным иконостасам
Таким образом, сегодня храм является типичной четырехстолпной, одноглавой, трехапсидной церковью с высоким подклетом и килевидными завершениями. Из архитектурного декора 17 столетия хорошо видны аркатурный пояс, арки и колоны, порталы и фронтоны, а также шлемовидная позолоченная главка. Все эти детали были характерны для псковской школы храмостроения.
Сегодня Церковь Ризоположения также является музейным объектом Кремля
Интерьер её воссоздан в стиле 17 века, восстановлены фрески, большая часть которых посвящена композициям празднования Похвалы Богородице, а также ее житию и положению ризы. На столбах можно увидеть изображения русских князей и московских митрополитов. Среди икон иконостаса есть работы начала 17 столетия, а Царские врата перенесены сюда из Собора Спаса на Бору, незадолго до его уничтожения.
Росписи храма относятся к 17 столетию
С 1965 года в храме начал работать музей. Сегодня здесь представлены экспонаты деревянной скульптуры, относящиеся к 15-19 векам, привезенные из Новгорода и Ростова, а также из северных храмов России. Все они имеют религиозный характер. Это резные рельефные иконы и изображения различных святых.
Деревянные экспонаты храма Ризоположения удивительны и прекрасны
Таким образом, все строения Соборной площади, кроме Грановитой палаты и Большого Кремлевского дворца, являются музейными объектами Кремлевского заповедника и все их можно посетить и детально осмотреть. Главное, надо помнить, что выходным днем является четверг. И, следовательно, в этот день все музеи Московского Кремля закрыты.
Отзывы туристов