Трехпрудный переулок можно пройти буквально за 5-10 минут, ведь его протяженность между Большим Палашёвским и Ермолаевским переулками составляет всего 300 метров. Этот уголок района Патриарших прудов интересен тем, что здесь в 17 веке находилось три пруда, организованные для разведения рыбы в Патриаршей слободе. Впоследствии эти пруды утратили свою актуальность и были засыпаны, но память о них сохранилась в названии симпатичного и очень небольшого переулка.
Содержание:
- Музей-Квартира А.И.Сумбатова-Южина
- Особняк Гончаровых
- «Дом со скворечником»
- Дом Цветаевых и Дом кооператива «Творчество»
- Товарищество скоропечати А.Левенсона
- Музей Л.М.Гурченко
Трехпрудный переулок - одно из притягательнейших мест в районе Патриарших прудов
Данный переулок будет интересно посетить всем любителям и почитателям поэзии Марины Цветаевой. Дело в том, что Марина Ивановна родилась именно здесь в доме №8, где и прошло ее детство. А в Рождественском храме Малого Палашёвского переулка, примыкающего к Трехпрудному, в Рождественской церкви Марина венчалась с Сергеем Эфроном. И хотя ни дома Цветаевых, ни храма не сохранилось до нашего времени, прогулка по этому району Патриарших прудов – это прогулка по цветаевским местам Москвы и не только.
Дом № 1. Музей-Квартира А.И.Сумбатова-Южина
Свое начало Трехпрудный переулок берет от пересечения с Большим Палашёвским переулком. Дом № 1, находящийся на этом перекрестке, был построен во второй половине 70-х годов 19 столетия в качестве доходного дома. Для любознательного туриста этот дом интересен тем, что в нем с 1892 года до 1927 года жил актер и затем руководитель Малого театра Александр Иванович Сумбатов-Южин, ставший Народным артистом СССР в 1922 году.
Дом № 1 известен тем, что в нем жил популярный артист Малого Театра - А.И.Сумбатов-Южин
Выходец из грузинской княжеской семьи, имеющей генеалогическую связь с семьей Багратионов, Александр Сумбатов (Сумбаташвили) учился в Тифлисской гимназии в одном классе с Владимиром Немировичем-Данченко, с которым поддерживал дружеские отношения всю жизнь. В период дальнейшей учебы в Санкт-Петербургском университете (на юридическом факультете) молодой князь начал участвовать в студенческих театральных постановках, в результате чего решил карьеру юриста поменять на актерскую деятельность.
Под псевдонимом Сольцева Александр начал играть сначала на сцене Тифлисского театра, затем переехал в Москву. В 1882 году он пришел в Малый театр, где и служил актером до конца своей жизни под псевдонимом Южин, параллельно исполняя различные административные обязанности. Одно время был он и директором Малого театра и спасал театр от гибели и закрытия в страшные постреволюционные годы. А еще он сам писал пьесы, некоторые из которых шли на сцене театра. Занимал он и ответственную должность председателя комитета по установке в Москве Памятника великому русскому драматургу А.Н.Островскому.
Малый театр бережно хранит память о своем бывшем артисте и директоре
Удивительный красавец, темпераментный мужчина, талантливый артист Сумбатов-Южин дебютировал в 25-летнем возрасте в роли Чацкого в пьесе А.Грибоедова «Горе от ума». Затем были самые завидные роли в пьесах таких отечественных классиков, как Островский, Гоголь, Тургенев. Были значимые роли и в пьесах зарубежных авторов. Александр Южин добился своего успеха неустанным трудом, в том числе, работой над дикцией, над выразительными жестами, и даже над взглядом, устремленным в зал. И это при том, что правый глаз актера был практически слепым.
Князь А.И.Сумбатов-Южин был очень красивым мужчиной и талантливым актером
После смерти артиста его жена Мария Николаевна, происходившая из баронского рода Корф, из двух комнат их 12-комнатной квартиры (Гостиная и Кабинет) организовала мемориальную территорию, на которой проходили памятные вечера в дни рождения и смерти артиста. По ее завещанию весь архив Южина и мемориальные комнаты стали достоянием Малого театра. После смерти артиста Большой Палашёвский переулок был переименован в честь актера в Южинский, каким и именовался до начала 90-х годов 20 века.
Мечтой Марии Николаевны было создание в их квартире музея Александра Ивановича. Эта ее мечта стала реальностью лишь в начале 21 века (2006), когда открылся мемориальный Музей Сумбатова-Южина, состоящий из четырех помещений (Гостиная, Кабинет, Спальня, ставшая копией театральной гримерки артиста, и Столовая, превращенная в концертно-выставочный зал). Данный музей долгое время функционировал в качестве площадки Малого театра, на которой снимались передачи о театральном мире под названием «Из квартиры князя Сумбатова-Южина».
Сегодня в квартире Сумбатова-Южина работает мемориальный музей
Кабинет во времена Александра Южина плохо отапливался и поэтому пол там был устлан персидскими коврами. Сегодня в Кабинете находится большая библиотека, ибо Александр Иванович был заядлым любителем чтения с раннего детства. Так же здесь можно увидеть портрет его матери и портреты ведущих артисток того периода – М.Ермоловой, М.Савиной, А.Яблочкиной и т.д.
Сегодня этот мемориальный музей проводит экскурсии по предварительным записям. Сюда можно попасть на творческий вечер или другое мероприятие, касающиеся деятельности Малого театра. Записаться на экскурсию можно на театральном сайте (раздел «Афиша»). Кстати, там же – на сайте, можно прочитать информацию о жизни и деятельности Сумбатова-Южина.
Дом № 2 А. Особняк Гончаровых
Особняк старинного дворянского рода Гончаровых, к которому принадлежала и жена А.С.Пушнина – Наталья Николаевна, может рассказать об известном московском архитекторе Михаиле Сергеевиче Гончарове и его дочери – известной русской художнице-авангардистке Наталье Гончаровой.
В Особняке Гончаровых в начале 20 века собирались яркие представители авангардизма в искусстве
Выпускник Московского училища живописи и ваяния, архитектор Михаил Сергеевич был правнуком Николая Афанасьевича Гончарова - отца Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской. Самой Наталье Николаевне М.С.Гончаров приходился внучатым племянником. По специальности Михаил Сергеевич начал работать с 1886 года, выполняя заказы на проектирование и строительство доходных домов и частных особняков. Работал он преимущественно в стиле модерн. Тяготея к живописи, добавлял в свои постройки характерную декоративность. Перестроил он и свой дом, находившийся на территории родового имения Гончаровых в Большом Палашёвском переулке, 7, доставшимся ему по наследству.
Михаил Сергеевич Гончаров работал на поприще московского архитектора
В 1908 году М.С.Гончаров переезжает в свой дом в Трехпрудном переулке, 2 а, построенном им по собственному проекту в качестве доходного. Некоторое время в одной из квартир этого дома жила и его дочь – художница Наталья Гончарова. Ее поиски себя в искусстве длились, наверное, всю жизнь. Она посещала Париж и увлекалась импрессионизмом, затем отойдя от него, увлеклась фомизмом, искала себя в кубизме и примитивизме.
Занималась она не только живописью, но и скульптурой, и ее работы на этом поприще не раз отмечались наградами. Ее художественные работы участвовали во всех известных выставках начала 20 века: в Парижских осенних сезонах и Дягилевских выставках, в Киевских, Одесских, Санкт-Петербургских выставках и т.д.
Наталья Гончарова прожила свою жизнь с художником Михаилом Ларионовым
Живя в 2-х комнатной квартире Трехпрудного переулка, Наталья Гончарова дает частные уроки живописи, пробует свои силы в театральных постановках в качестве художника-декоратора, занимается иллюстрацией книг. В их доме часто бывают гости, такие же молодые люди, ищущие себя в искусстве. Быт Гончаровой и Ларионова - ее гражданского мужа, в родовом особняке абсолютно отсутствовал. Квартира была неухоженной, в качестве мастерской использовалась одна из комнат и кухня, вторая комната служила спальней. На двоих художников в семье был только один мольберт.
Приходившие гости садились на бумагу, постеленную на пол, и так на полу ели, пили вино, чаевничали и спорили об искусстве. А бывали здесь очень известные люди - новаторы того переломного периода и в искусстве, и в общественной жизни. Стены этого особняка помнят антрепренера С.П.Дягелева, зодчего И.П.Машкова, художников А.В.Лентулова и П.П.Кончаловского. Близко общалась Наталья Гончарова с поэтом Мариной Цветаевой и художницей Валентиной Ходасевич.
Один из наиболее известных автопортретов Натальи Гончаровой
В марте 1910 года в Москве проходит первая персональная выставка Натальи Гончаровой, закончившаяся крупным скандалом – художницу обвинили в распространении порнографии (так были оценены некоторые ее работы) и дело было передано в суд.
С 1912 года Наталья Гончарова и ее гражданский муж Михаил Ларионов участвуют в движении футуристов, в работе обществ «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и т.д. В 1913-1914 годах проходят крупные персональные выставки Гончаровой в Москве и Санкт-Петербурге, на которых представлялось более 700 работ художницы.
Наталья Гончарова искала себя во многих направлениях авангардизма
В 1914 году Наталья Гончарова и ее муж уезжают из России в Париж по приглашению Дягелева для участия в создании декораций для «Золотого петушка». В 1915 году проходит ее последняя персональная выставка в России, и супруги начинают плодотворно работать за границей в «Русских сезонах» Дягелева, параллельно выполняя заказы по книжной иллюстрации, по оформлению балов, давая частные уроки и т.д. В Россию супруги более не возвращались.
Художник Михаил Ларионов таким видел образ своей жены - Натальи Гончаровой
Долгое время творчество Гончаровой и Ларионова находилось в забвении. Интерес к нему появился только в конце 50-х годов. А 1961 году, за год до смерти художницы, прошла крупная выставка их работ в Лондоне. Сегодня большая часть работ Гончаровой хранится в Парижском Музее Современного искусства. Сегодня Дом Гончаровых является жилым, в нем имеется 5 квартир и два нежилых помещения.
Вся последующая после 1915 года жизнь Н.Гончаровой прошла в Париже
Далее по Трехпрудному переулку находятся два здания, расположенные напротив друг друга. Это дома №3 и №4. Дом №3 является Доходным домом, построенным на рубеже 19-20 веков. В начале 90-х годов 20 столетия здесь некоторое время функционировала Художественная Галерея.
Есть в Трехпрудном переулке и дома советской застройки, как, например, дом № 4
А дом №4 является типовым жилым домом, построенным в середине 50-х годов 20 века.
Дом № 5. «Дом со скворечником»
Угловой дом №5, находящийся на перекрестке с Малым Козихинским переулком имеет авторство архитектора Э.Нирнзее, который построил данный доходный дом в 1911-1912 годах. Из-за небольшой башенки в центре верхнего угла и многочисленных острых углов данный дом получил народное название «Дома со скворечником».
Дом со скворечником - один из дореволюционных московских небоскребов
Архитектор Э.Нирнзее – московский архитектор дореволюционного периода, известный своими «тучерезами» - первыми московскими небоскребами. Не уделяя особого внимания декоративному оформлению, данный архитектор, старался строить высокие многоквартирные доходные дома. Его строения можно увидеть на многих улицах района Патриарших прудов – в Ермолаевском переулке и на Большой Садовой улице, в Малом Патриаршем переулке, и в Большом Козихинском переулке.
К дому №5 вплотную примыкает 2-этажный дом, построенный в середине 90-х годов 20 века. Этот дом имеет № 9, строение 7.
Дом № 9, строение 7 стилизован под старинный особняк
Дом № 8. Дом Цветаевых и Дом кооператива «Творчество»
На месте нынешнего дома №8 до революционных событий 1917 года находился 1-этажный деревянный дом 1838 года постройки (архитектор М.Приемышев). Этот дом стал принадлежать отцу Марины Цветаевой филологу и искусствоведу Ивану Владимировичу в качестве приданного его первой жены – Варвары Дмитриевны Иловайской. Варвара Дмитриевна была дочерью известного российского историка и родила Ивану Цветаеву двух детей: дочь Валерию и сына Андрея. После рождения сына она скоропостижно скончалась.
До революции дом № 8 был собственностью семьи Цветаевых
Через год поле смерти первой жены Иван Владимирович женится во второй раз на Марии Александровне Мейн, которую он приводит в этот же дом в Трехпрудном переулке. В этом доме Мария Александровна родила ему двух дочерей – Марину и Анастасию Цветаевых.
В этом деревянном доме, состоявшем из 11-ти комнат и имеющем уютный внутренний дворик, прошло детство русского поэта Марины Цветаевой. Этот домик будет воспет Мариной Ивановной в ее стихах. Были ли детские годы будущего поэта светлыми и безмятежными? Вряд ли. Семья была образованной и жила в достатке, но были здесь и свои подводные течения. Мать Марины, которой не удалось стать известной пианисткой, была очень требовательной и неласковой матерью, что впоследствии скажется на отношении Марины к своим детям. Дети от первого брака отца, жившие здесь же, волей неволей находились в оппозиции новым детям отца и раздражали мачеху. Марина, которую мать принуждала к карьере пианистки, мечтала только о поэзии. Все было может не очень гармонично и душевно, но все равно это было детство с его мечтами и фантазиями. Марина жила здесь до своего замужества, а уйдя из родительского дома, стала создавать свой дом.
В доме своего детства Марина Цветаева жила до своего замужества с С.Эфроном
В 1912 году неподалеку от дома своего детства в Рождественской церкви Малого Палашёвского переулка Марина Цветаева обвенчалась с юным Сергеем Эфроном и навсегда покинула дом отца. В 1913 году Иван Владимирович умирает, и дом в Трехпрудном переулке наследует сводный брат Марины Андрей, сын Варвары Дмитриевны, который в начале Первой Мировой войны отдает здание под военный госпиталь.
В период революционных событий весь дом был разобран по бревнышку на дрова ближайшими соседями, после чего Марина Цветаева никогда больше не посещала Трехпрудный переулок.
В 1936 году был уничтожен и Рождественский храм, в котором происходило венчание Марины Цветаевой
Сегодня на месте бывшего дома Цветаевых находится жилая многоэтажка, построенная в период 1926-1948 годов как кооператив Дома «Творчество» (архитектор Д.Д.Булгаков). В этом доме прошли последние годы известной советской певицы, исполнительницы романсов и эстрадных песен Изабеллы Юрьевой. Жил здесь и известный в свое время флейтист Ю.Ягудин.
Новый дом № 8 начали строить в 1926 году как Дом кооператива "Творчество"
Квартира И.Юрьевой представляла собой уникальный для Москвы «богемный» уголок с антикварной мебелью, старинными столовыми сервизами, роялем «Мюльбах» и т.д. У подъезда, в котором жила королева русского и цыганского романсов, постоянно находились поклонники ее таланта. А ее муж по утрам дарил ей гиацинты, а в повседневной жизни – бриллианты. Последнее выступление И.Юрьевой на сцене состоялось в возрасте 98 лет! Через два года ее не стало.
В Доме "Творчество" прошли последние годы жизни известной певицы И.Юрьевой
Дом №8 интересен и своей оригинальной архитектурой, сочетающей в себе стили напыщенного барокко и готического средневекового замка с непременными дозорными башнями.
Дом №9. Товарищество скоропечати А.Левенсона
Следующим зданием по нечетной стороне является памятник архитектуры в виде дома Товарищества скоропечати Левенсона (дом 9, стр.1), построенного архитектором Ф.Шехтелем в виде европейского замка с башенками, витражами, барельефом и коваными светильниками в 1900 году. Это одно из красивейших строений, выполненных Шехтелем в Москве и самое приметное здание в Трехпрудном переулке.
Побывать в Трехпрудном переулке только ради того, чтобы увидеть этот шедевр Шехтеля
Этот дом появился напротив Дома Цветаевых в тот период, когда Марине исполнилось уже восемь лет, а ее сестре Анастасии – шесть. Из окон своего дома они любовались этим замком из детских сказок, и придумывали свои истории, связанные с ним. Например, что в этом прекрасном замке живет их дедушка – барон, и они ездят к нему на карете в гости.
Марина и Анастасия Цветаевы любовались зданием Типографии в свои детские годы
А.А. Левенсон, хозяин этой типографии, был известным предпринимателем, начавшим свое дело в Рахмановском переулке еще в 1881 году. Первая его типография, состоящая из одного ручного печатного станка и одной типографской машины, размещалась в доме его отца, успешно занимающегося врачебной практикой. Уже к 1890 году под началом А.Левенсона функционировало «Товарищество скоропечатни», работу которого не смогло уничтожить даже такое страшное событие как пожар 1892 года, поглотивший всю продукцию и оборудование.
Объем печатной продукции, среди которой были книги, плакаты, иллюстрированные альбомы, иконописные репродукции, газеты и т.д., рос год от года. К 1896 году Товарищество становится «поставщиком императорского двора». В целях расширения производства в конце 19 столетия Левенсон приобретает участок земли в Трехпрудном переулке и решает возвести там современное здание типографии с применением новейшего оборудования. Для осуществления задуманного предприниматель приглашает талантливого архитектора, построившего много зданий в районе Патриарших прудов – Федора Шехтеля, который предложил удивительный проект промышленного предприятия в виде замка, украшенного арками, готическими башнями и каменными узорами.
А.Левенсон оказался удачливым предпринимателем в типографском деле
Типографская фабрика в Трехпрудном переулке состояла из нескольких корпусов. Основное производственное здание, выполненное в простых и лаконичных формах, было задвинуто архитектором вглубь участка. В нем находились литографские и типографские цеха. А на красную линию улицы вышел административно-редакторский корпус, взявший на себя всю выразительную и декоративную функцию. Поэтому фабричное здание не выглядит мрачным, как было ранее, и в то же время не содержит излишней декоративности и вычурности.
Производственный корпус типографии скрыт за административным корпусом
На первом месте в создании архитектурного облика административного корпуса находится пластика линий и силуэтов – основной прием московского модерна. Модерн проявляется и в использовании мелких декоративных деталей – изображений цветов чертополоха, трехчастных оконных проемах с плавными изгибами и т.д. Самым крупным декоративным элементом стало барельефное панно, изготовленное в Дрездене. На нем можно увидеть эмблему типографии в виде печатного станка и двух рабочих.
Кроме эмблемы типографии на главном фасаде находятся все основные ее регалии
Массивный эркер с тяжелыми консолями выделяет центральную часть главного фасада здания. Другой эркер находится сбоку строения в месте соединения его с производственным зданием, этот эркер венчается шатром и в нем проходит лестничный проем. Есть еще небольшой угловой эркер в виде башенки и остроконечного её завершения. Несмотря на всю массивность и основательность здание выглядит легким и воздушным.
Архитектурный проект типографии был удивительно компактным, легким и гармоничным
Типографическое предприятие Левенсона к концу первого десятилетия 20 века насчитывало 450 рабочих. К 300-летию Дома Романовых в этой типографии было издано много печатной продукции, посвященной этой дате. Очень популярным изданием у московских театралов была выпускаемая здесь газета «Ежедневное либретто».
Многие источники указывают данную типографию, как место издания первого поэтического сборника Марины Цветаевой в 1910 году. Сборник назывался «Вечерним альбомом». Но на самом деле данный сборник увидел свет в типографии Мамонтовых.
Стиль модерн, так любимый Шехтелем, можно увидеть во многих фрагментах декора
После национализации 1917 года Типография Левенсона стала государственным предприятием. Интересно, что именно в ней по инициативе местных комсомольцев произошла организация первого в стране пионерского отряда из 52 школьников. Это произошло в 1922 году, и именно с этим событием связано переименование Патриарших прудов в Пионерские пруды.
Находящийся на противоположной стороне улицы дом № 10 – еще один образец доходного дома 1908 года постройки. В свое время в этом доме жил еще один московский архитектор, тяготеющий к стилю модерн, Николай Александрович Эйхенвальд.
Дома №11/13. Музей Л.М.Гурченко
Ближе к концу Трехпрудного переулка на нечетной стороне находится несколько бывших доходных строений А.А.Волоцкой (дома № 11/13). Весь этот комплекс строений выполнен архитектором Э. Нирнзее в 1911 году для графского семейства Волоцких. После революции эти дома стали многолюдными коммунальными квартирами, которые постепенно расселялись вплоть до недавнего времени и превращались в элитное жилье.
Дом № 11/13 строение 2 расположен вплотную к Типографии Левенсона
В строении 2 дома 11/13, выходящим на Трехпрудный переулок боковым фасадом и вплотную примыкающим им к Типографии Левенсона, сегодня располагается множество кафе, магазинов, Музей русской охоты и т.д. Напротив этой многоэтажки можно увидеть дореволюционный 3-этажный Особняк Корякина (Мамонтовский переулок, 3), который сегодня занят Посольством Иордании.
Напротив дома № 11/13 находится Особняк Корякина с нынешним Посольством Иордании
Этот особняк был построен архитектором Михаилом Емельяновичем Приёмышевым, самой известной работой которого является Дом художника В.М.Васнецова, ныне мемориальный Музей. Начинал свою трудовую деятельность данный архитектор в качестве ученика знаменитого Ф.Шехтеля.
Интересно, что в следующем здании Мамонтовского переулка (№5), являющимся бывшим Особняком присяжного поверенного С.И. Куренкова, сегодня работает Посольство Нигерии. Прогуляться по Мамонтовскому переулку тоже будет весьма интересно, мы же завершаем прогулку по Трехпрудному переулку.
Дом № 11/13 строение 1 известен как последнее жилище популярной актрисы Л.М.Гурченко
В строении 1 дома № 11/13, расположенном параллельно строению 2, находились квартиры писателя Л.И.Лагина, автора «Старика Хоттабыча» и известной актрисы Людмилы Гурченко. Кстати, квартира этой популярной советской актрисы сегодня является мемориальным музеем, который можно посетить и прикоснуться в нем к мощной ауре героини «Карнавальной ночи».
Вход в музей-квартиру осуществляется со стороны Большого Козихинского переулка, куда можно дойти по переулку между строениями 1 и 2 домов № 11/13. В первом подъезде надо позвонить в квартиру №22, которую Людмила Гурченко со своим мужем приобрела в 2003 году, и где организовала жизнь по своему вкусу. Музей работает все дни, кроме понедельников и четвергов, с 11 до 20 часов. Квартиру можно осмотреть самостоятельно, но лучше предварительно записаться на организованную экскурсию, во время которой можно узнать много интересных фактов из жизни легендарной советской актрисы.
Посетить квартиру Людмилы Гурченко будет интересно всем почитателям ее таланта
Нечетная сторона Трехпрудного переулка на этом заканчивается. На повороте с него налево - в переулок Ермолаевский - находится бывший Особняк архитектора Ф.Шехтеля - одна из достопримечательностей Ермолаевского переулка, по которому можно продолжить свой туристический маршрут в направлении Патриаршего пруда.
Один из последних домов нечетной стороны Трехпрудного переулка имеет номер 14
Четная сторона Трехпрудного переулка заканчивается Доходными домами № 14 (1910) и № 16 - Домом Барона фон Дельвига (архитектор А. В. Иванов, 1911).
Отзывы туристов