Архангельский собор Кремля
Адрес: Кремлевская набережная,1, стр.9
Режим работы: 9.30-18.00

Наиболее популярной храмовой достопримечательностью Соборной площади Московского Кремля является Архангельский собор – памятник архитектуры начала 16 столетия. Наряду с соседними храмами – Успенским и Благовещенским – Архангельский является храмовым экспонатом кремлевского Музея-заповедника.

Содержание:

  1. История создания Архангельского собора
  2. Внешний вид Архангельского собора
  3. Интерьер Архангельского собора

Со времени своего сооружения этот храм стал служить местом захоронения великих князей московских, а затем и первых российских царей. Стены данного собора расписывали величайшие иконописцы от Феофана Грека до Симона Ушакова. Храм не раз страдал от многочисленных пожаров и социальных бедствий, но каждый раз его восстанавливали и реставрировали. Сегодня увидеть все великолепие росписей и захоронения великих князей может каждый турист. Собор открыт для посещения ежедневно, кроме четверга, с 9.30 до 18 часов.

Архангельский собор 16 века является усыпальницей многих великих князей и царейАрхангельский собор 16 века является усыпальницей многих великих князей и царей

История создания Архангельского собора

Первым деревянным храмом, посвященным Архистратигу Михаилу, Соборная площадь украсилась где-то в середине 13 столетия при московском князе Михаиле Хоробрите, родном брате Александра Невского. В тот период Москва еще была уделом Владимирского княжества. В 30-е годы 14 столетия, когда Москва уже стала самостоятельным княжеством, великий князь Иван Калита перестраивает Архангельскую церковь в камне, приурочив это строительство к спасению княжества от возможного голода, связанного с неурожаем ржи.

При Иване Калите Архангельский собор был впервые построен в камнеПри Иване Калите Архангельский собор был впервые построен в камне

Первый каменный храм был небольшого размера, имел одну главу и, скорее всего, походил на храм Спаса на Бору. У него было два деревянных придела – Воскресенский и Апостола Акилы. Уже изначально Архангельский храм стал служить княжеской усыпальницей, ведь Иван Калина повелел захоронить его именно в этом храме. К концу 14 столетия храм был расписан самим Феофаном Греком. Он же и его ученики написали ряд икон для двухъярусного храмового иконостаса. Посвящение собора Архангелу Михаилу не случайно, ведь именно этот святой покровительствовал русским князьям на полях многочисленных сражений. Поэтому перед каждым военным походом князья приходили сюда для молитв, попросить покровительства у Архангела Михаила и поклониться почившим предкам.

В 1475 году случился один из масштабных московских пожаров, во время которого два деревянных придела были уничтожены и сам храм сильно пострадал. К началу 16 столетия храм находился в аварийном состоянии и был полностью заполнен княжескими гробницами. В правление Ивана Третьего его решено было перестроить. Княжеские гробницы переносятся в соседнюю церковь, и после этого старая Архангельская церковь разбирается (1505). Строить новый храм поручили итальянскому архитектору Алевизу Новому, который приехал в Москву вслед за другим Алевизом, прозванным Старым.

Новый каменный Архангельский собор появился на Соборной площади в 16 векеНовый каменный Архангельский собор появился на Соборной площади в 16 веке

Итальянским зодчим было сооружено довольно традиционное для русской архитектуры крестово-купольное храмовое здание, по образцу находящегося рядом Успенского собора, построенного его итальянским предшественником Алевизом Старшим. К характерному русскому стилю было добавлено немного итальянских архитектурных элементов.

Архангельский собор, как и Успенский, был пятиглавым. Кроме основного объема, в храме было семь приделов, посвященных различным святым – Симеону Столпнику, Иоанну Милостивому, Иоанну Предтечи, Андрею Критскому, апостолу Акиле и т.д. Немного позже (в 17 веке) храм окружается закрытыми папертями, из которых до сего дня сохранилась только южная.

Места для размещения княжеских захоронений были запланированы в храме изначальноМеста для размещения княжеских захоронений были запланированы в храме изначально

Ивану Третьему не суждено было дожить до окончания строительства и его останки были с почестями размещены в недостроенном храме. Строительство заканчивалось при Василии Третьем в 1508 году. В храм были возвращены все княжеские гробницы и размещены вдоль стен. С конца 16 столетия до второй половины 18 века в данном храме проводились поминальные панихиды всех почивших княжеских и царственных особ. Для их проведения в штате находились специальные архиереи.

Пожары неоднократно наносили собору урон, повреждая его стеновую роспись и архитектурные элементы, которые постоянно поновлялись. В середине 17 столетия в правление Алексея Михайловича проводилось очередное обновление стенописи, которое должно было производиться после снесения старой штукатурки и росписи стен по сохранившейся описи. Над новой росписью трудилось более 90 художников, в том числе такие известные мастера как Федор Зубов и Симон Ушаков, Степан Резанец и Гурий Никитин и другие. Симоном Ушаковым в завершении работ были созданы посмертные портреты первых царей династии Романовых – Михаила и Алексея. В 1680 году в соборе был установлен новый иконостас.

На стенах храма сохранились в основном росписи 17 столетияНа стенах храма сохранились в основном росписи 17 столетия

Следующий капитальный ремонт Архангельского храма производился при Елизавете Петровне в первой половине 18 столетия. Эти работы шли под руководством Дмитрия Ухтомского. В результате этого ремонта шлемовидная центральная главка была заменена на луковичную, контрфорсами был укреплен южный фасад, западная и северная паперти были разобраны, Иоанно-Предтеченский придел перестроен, а местные иконы были украшены серебряными вызолоченными окладами. С 1742 года Архангельский собор получает статус кафедрального.


В период французской оккупации 1812 года храм был разворован и осквернен. Все украшения гробниц, икон и утвари похищены. Алтарная часть храма была переоборудована в кухню, где готовились блюда для Наполеона, а в гробницах устроили винные погреба. После изгнания французов храм долго отмывали, восстанавливали и приводили в порядок. В 1813 году собор был снова освящен.

Серьезные реставрационные работы в храме проводились с 19 векаСерьезные реставрационные работы в храме проводились с 19 века

Наиболее полноценная реставрация Архангельского собора была произведена в середине 19 века. К этому времени центральный купол был покрыт позолоченными медными листами, а остальные четыре – белой жестью, все кресты были обтянуты латунными листами и позолочены. Всеми реставрационными работами в тот период руководил Н.Козлов.

В конце 19 века собор стал относиться к Московской дворцовой конторе. В год 300-летия династии Романовых (1913) стеновые росписи и интерьер усыпальниц были промыты и обновлены, подреставрированы Царские врата, подновились паникадило и подсвечники. Гробница Михаила Романова украсилась сенью с 2-мя лампадами, выполненная по эскизу одного из великих князей – Петра Николаевича. Эти лампады зажег царствующий Николай Второй.

Архангельский собор - одно из прекрасных украшений Соборной площади КремляАрхангельский собор - одно из прекрасных украшений Соборной площади Кремля

Революционные события 1917 года, во время которых Кремль обстреливался с Никольской улицы, нанесли серьезный ущерб собору. Частично был разрушен его южный фасад. В 1918 году храм был закрыт новой властью, но в нем начали проводиться реставрационные работы центром Грабаря. Реставрация шла поэтапно в 30-е, 50-е и 60-е годы. С 1955 года храм становится музеем.

В 60-х годах по сохранившимся останкам захоронений известным антропологом М.Герасимовым были воссозданы скульптурные изображения лиц Ивана Грозного, Федора Иоанновича и других. С 90-х годов в храме вновь совершаются редкие богослужения, а в остальное время собор функционирует как объект кремлевского Музея-заповедника.

Внешний вид Архангельского собора

Архангельский собор, сооруженный из белого камня, имеет высоту более 21-ого метра и пять апсид. Увенчан собор пятью куполами, расположенными ближе к восточной части храма. Это расположение обусловлено тем, что центральный купол установлен непосредственно над амвоном – местом для произносимых проповедей, а четыре более мелких главок находятся над основным объемом храма.

Внешне Архангельский собор является типично русским архитектурным строениемВнешне Архангельский собор является типично русским архитектурным строением

Фасад по традиции делится на части вертикальными пилястрами. Западный и восточный являются трехчастными, а северный и южный – пятичастными. Причем ширина фасадных членений с северной и южной сторон несимметричны, что обусловлено шириной купольных барабанов (западные более широкие).


Карнизы визуально делят фасады горизонтально на две части, нижняя из которых более мощная и оформлена декоративными арками, а верхняя – украшена декоративными прямоугольными филенками. Закомары выполнены в виде белокаменных раковин, что является отсылом к архитектуре эпохи Возрождения. Ведь все-таки автором данного русского храма был итальянский архитектор. Итальянские мотивы можно увидеть в орденских пилястрах и растительных резных капителях, в многопрофильных карнизах и т.д. Многие из этих ренессансных мотивов стали впоследствии широко применяться в русской архитектуре.

Оформление закомар в виде морских раковин является отсылом к культуре ВозрожденияОформление закомар в виде морских раковин является отсылом к культуре Возрождения

В первоначальном варианте храм имел красную окраску с рисунком под кирпич, на которой выделялись белые пилястры и капители. Главы храма были укрыты чернолощеной черепицей. Второй ярус храма в виде хоров предназначался для женщин правящей династии. С западного фасада находилась лоджия, стены которой в 16 веке были расписаны сюжетами крещения Руси.

Главным порталом храма являлся западный, который, как и другие порталы, имел декор в виде растительного орнамента и богатой резьбы. Широкое углубление вело к главному входу. Кроме этого входа, западный фасад имел пару боковых дверей, ведущих в подвалы соборной ризницы и к внутренним приделам. С восточной стороны к собору пристроены два придела (16 век) - Иоанно-Предтеченский и Святого Уара.

Интерьер Архангельского собора

Алевиз Новый, возводя Архангельский собор, использовал итальянские наработки декора исключительно в оформлении фасадной части храма, что выгодно отличало его внешний вид от Успенского собора. Внутренняя же конструкция храма была выполнена в традициях крестово-купольной храмовой архитектуры, и в данном критерии Архангельский собор уступал Успенскому во многих параметрах.

Мощные квадратные столпы визуально утяжеляют общий объем храмаМощные квадратные столпы визуально утяжеляют общий объем храма

Использование при создании внутренних объемов полуциркулярных сводов и крестчатых столпов привело к созданию стесненных и темных раздробленных помещений, вместо большого и свободного объема. Тем более, что боковые нефы заполнились надгробьями, а окна южного фасада были заложены в 18 столетии в связи с укреплением стены контрфорсами. Своды храма покоятся на 6-ти кирпичных столпах, 4 из которых находятся на территории общего объема.

Росписи храма

Теснота и темнота храма не позволяют в полном объеме созерцать настенную живопись. Первая настенная роспись в храме появилась, скорее всего, в период правления Ивана Грозного в середине 60-х годов 16 века, когда храм расписывался новгородскими и псковскими мастерами. Фрагментарно эти росписи уцелели в районе западного портала и на стенах усыпальницы Ивана Грозного.

В усыпальнице Ивана Грозного можно обнаружить фрагменты первых фресокВ усыпальнице Ивана Грозного можно обнаружить фрагменты первых фресок

Во время реставрации середины 17 века вместо обветшавших росписей появилась новая живопись, по сюжетам и композициям повторяющая предыдущую. На столпах и по первому ярусу стен находится порядка 60-ти портретных изображений самых известных великих князей Москвы и пришедших им на смену царей. Здесь можно познакомиться с изображениями Ивана Калиты и Дмитрия Донского, Ивана Третьего и Ивана Грозного. Есть здесь и изображения удельных князей Киевской Руси.

Нижний ряд стен содержит изображения всех захороненных здесь князей и царейНижний ряд стен содержит изображения всех захороненных здесь князей и царей

Купола расписаны ликами праотцов и пророков, а своды – сюжетами из Нового Завета. Центральный купол содержит изображения фигур Адама с Евой, в двух западных куполах можно увидеть архангелов Михаила с Гавриилом, а также изображения чудес Михаила, апостолов, угодников и мучеников.

Большое место на стене храма отведено изображению Архангела МихаилаБольшое место на стене храма отведено изображению Архангела Михаила

Над алтарем находятся сюжетные сцены жития Богородицы. Южную стену украшает композиционное полотно крушения Иерихона (третий ярус) и цикл композиций из жизни отрока Василия. Западную стену расписали тематическими сюжетами Символов веры. Сцены Страшного суда можно увидеть при входе в храм.

Знакомство с сюжетами храмовых росписей - это отдельная тема для разговораЗнакомство с сюжетами храмовых росписей - это отдельная тема для разговора

Иконостас храма

13-метровый 4-ярусный соборный иконостас был установлен в 1680 году после изготовления его мастером И.Наумовым с помощниками в мастерских Потешного двора. После разорения храма французскими завоевателями в 1812 году, нижний ряд иконостаса остался без икон, которые после изъятия их из иконостаса использовались в виде скамеек и кроватей.

Иконостас собора был выполнен в конце 17 столетияИконостас собора был выполнен в конце 17 столетия

После освобождения Москвы иконостас был не только восстановлен, но и дополнен резными колоннами, установленными в нижнем и верхнем ярусах. В тот же период около иконостаса появились новые Царские врата.

Большинство икон, установленных на иконостасе, относятся ко второй половине 17 века, но есть и иконописные образцы более раннего периода – 14-16 веков. Верхний пророческий ярус содержит изображения ветхозаветных пророков с развернутыми свитками текстов предсказаний, которые находятся с двух сторон от центрального изображения Богоматери с Иисусом–младенцем.

Царские врата появились около иконостаса в начале 19 векаЦарские врата появились около иконостаса в начале 19 века

В центре деисусного (третьего) ряда Спаситель изображен с Богоматерью и архангелом Михаилом (справа), а также с Иоанном Предтечей и архангелом Гавриилом (слева). Данная композиция называется «Спас в силах».

Праздничный (второй) ряд заполнен новозаветными сюжетами, а местный (нижний) ряд – патрональными святыми московских правителей. Самой древней из представленных икон является изображение Архангела Михаила, относящееся к концу 14 столетия. Этот образ был создан по просьбе вдовы Дмитрия Донского.

Усыпальница Архангельского собора

С момента возведения последнего Архангельского храма, в нем, как и в предыдущем, был оборудован некрополь почивших князей, к которому относились раки и белокаменные орнаментированные надгробья. 

Захоронения великих князей здесь соседствуют с захоронениями первых царейЗахоронения великих князей здесь соседствуют с захоронениями первых царей

На сегодняшний день в данном некрополе находится чуть меньше 60-ти захоронений. Первое захоронение относится к 1340 году – это перезахоронение Ивана Калиты. Последнее захоронение принадлежит Петру Второму. Впоследствии всех российских императоров начали хоронить в Петропавловском соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.

Место для размещения захоронений было определено еще до постройки собора. Им была отведена южная половина собора. Захоронения опальных князей расположены в северной стороне храма. В 1928 году перед сносом строений Вознесенского монастыря, оттуда были перенесены в подвалы Собора женские погребения, относящиеся к династиям Романовых и Рюриковичей.

Надгробья размещены по всему объему храмаНадгробья размещены по всему объему храма

Процедура погребения подчинялась определенным правилам. Белокаменный саркофаг с почившим опускался под пол в землю. Сверху устанавливалось кирпичное надгробье и надгробная плита, украшенная эпитафией и тонким резным орнаментом.

В 30-х годах 17 века все надгробья были приведены к общему образцу. В начале 20 столетия их покрыли бронзовыми футлярами. К наиболее известным личностям, нашедшим под сенью данного собора вечный покой, относятся захоронения великокняжеской знати Москвы – Ивана Калиты, Симеона Гордого, Дмитрия Донского, Василиев Первого и Второго, Ивана Третьего, а также первых российских царей – Ивана Грозного, Федора Иоанновича и первых правителей династии Романовых: Михаила, Алексея, их детей и прочих родственников. На стенах храма изображены практически все покоящиеся здесь князья и цари.

Посещение данного собора требует неспешного и вдумчивого осмотра некрополяПосещение данного собора требует неспешного и вдумчивого осмотра некрополя

Когда-то в соборном некрополе был погребен и Борис Годунов, но пришедший к власти в период Смутного времени Лжедмитрий Первый приказал вынести его прах из собора, чтобы не осквернять его. Впоследствии Борис Годунов был перезахоронен на территории Троице-Сергиевой Лавры.

Туристы, посещающие территорию Кремля непременно заходят в Архангельский собор, чтобы в его полумраке почувствовать ауру далеких времен и ощутить неспешный ход исторических событий. Ведь здесь как нигде, ощущается подлинная преемственность поколений, связанная со сменой властей и различными историческими событиями.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также: