Благовещенский собор Кремля
Адрес: Кремлевская набережная,1, стр.8
Режим работы: с 10.00 до 16.00

Одним из трех основных православных храмов Соборной площади на территории Московского Кремля является собор Благовещенский, служивший с 14 столетия домовой церковью великих князей Москвы и первых царей династии Романовых. От других храмов его отличает исконно русское авторство – его строили отечественные зодчие, тогда как соседние соборы возводились итальянцами.

Содержание:

  1. История Благовещенского собора в 14 – 15 веках
  2. История собора во второй половине 16 века
  3. История Благовещенского Собора в 17 – 19 веках
  4. История Благовещенского собора с 20 столетия

Архитектурный вид храма, дошедший до нас, был обретен им в 60-х годах 16 века. Тогда собор был очередной раз перестроен на белокаменном подклете предыдущего храма, датируемого 14 веком, с которого, согласно легендам и ведется история данного храмового сооружения.

Благовещенский собор Московского Кремля возведен отечественными зодчимиБлаговещенский собор Московского Кремля возведен отечественными зодчими

История Благовещенского собора в 14 – 15 веках

Городские московские легенды гласят, что Благовещенская церковь в деревянном виде стояла на этом месте уже в конце 13 столетия. Тогда здесь находилось Кучково поле, названное так по имени местного боярина Степана Кучки, казненного Юрием Долгоруким. То ли Кучка был очень несговорчивый, то ли жена его приглянулась Долгорукому, сейчас уже никто не скажет. Но в истории Москвы название Кучково поле фигурировало с середины 12 до второй половины 17 столетия.

Кучково поле шириной менее чем километровая полоса тянулось вдоль реки Неглинная от Кремля за пределы нынешнего Бульварного кольца. На этом поле в конце 14 века строится Сретенская обитель, через него прокладывается дорога на Владимир. На нем же строился и Московский Кремль.

Территория Кучкова поля постепенно превращалась в центр МосквыТерритория Кучкова поля постепенно превращалась в центр Москвы

Деревянный Благовещенский храм мог быть возведен Андреем Александровичем – владимирским князем. А вот в каменном виде собор был сооружен при сыне Дмитрия Донского - Василии. Было это в конце 14 столетия. На мощном белокаменном подклете вырос небольшой одноглавый бесстолпный храм, ставший надолго домовой церковью для великокняжеских семейств. В силу своего предназначения «Храм Благовещения на Царских сенях» с западной стороны был соединен переходом с жилыми помещениями российских правителей. В этой домовой церкви происходили обряды венчания высочайших особ государства, а также крещения их детей, среди которых были и наследники престола.

Изображения самых известных русских князей можно увидеть на столпах храмаИзображения самых известных русских князей можно увидеть на столпах храма

По свидетельству летописцев в конце 13 столетия для церкви было написано несколько икон такими художниками как Феофан Грек и Прохор с Городца, а позже Андреем Рублевым. Около храма находилась заграничная диковинка в виде боевых часов. Это были первые часы московского Кремля – предшественники курантов Спасской башни. Привезены эти часы были с механическим механизмом и человеческой фигуркой, бьющей ежечасно молоточком, Лазарем Сербиным – монахом из Афона – и установлены рядом с еще деревянным Благовещенским собором.

Основные размеры Благовещенского собора были заложены при Василии ПервомОсновные размеры Благовещенского собора были заложены при Василии Первом

К 1416 году храм был перестроен на немного расширенном до современных размеров основании. Перед возведением нового храма подклет был обложен белокаменными плитами, что утолщило его стены, также было проведено укрепление его сводов. Новый каменный собор стал трехглавым, четырехстолпным трехапсидным сооружением, что было очень характерно для раннемосковской храмовой архитектуры.

История Благовещенского собора второй половины 15 –первой половины 16 веков

В 80-х годах 15 столетия московским князем Иваном Третьи храм разбирается до основания, на котором русскими мастерами Кривцовым и Мышкиным в течении пяти лет возводится новый кирпичный храм, окруженный закрытыми папертями – галереями, с которых в храм можно было пройти через порталы с килевидными завершениями. Во дворец и в Казенную палату, сооруженную в этот же период, можно было попасть по переходу из восточной и южной галерей.

Двухэтажной Казенной палатой, которая примыкала к собору по восточной стороне, являлась великокняжеская казна или сокровищница, где хранились не только денежные запасы государства, но и основные предметы царских регалий в виде корон, диадем, скипетров и т.д., золотая и серебряная посуда, а также святые мощи, участвующие в крестном ходе Страстной недели. Строительством Казенной палаты занимался зодчий из Италии М.Руффо в 80-х годах 15 века. Чуть позже он же возводил Грановитую палату.

В 16 столетии Благовещенский храм и Грановитая палата соединялись галереейВ 16-17 столетиях Благовещенский храм и Грановитая палата соединялись галереей

В декоре храмового фасада присутствовали архитектурные элементы разных направлений – псковского, суздальского и московского. Вертикально храмовые стены были разделены на три прясла, имели характерные для владимиро-суздальской архитектуры позакомарные покрытия и аркатурно-колончатый пояс. Основная главка храма имела украшения в виде килевидных кокошников, две другие главки были расположены по восточным углам основного четверика. Барабаны главок украшали элементы псковского декора – бегунец, треугольные впадины и т.д.

В качестве парадного входа с Соборной площади служила северо-западная галерея, а южная галерея представляла собой отдельное помещение, служившее впоследствии приделом Василия Неокесарийского. После завершения строительных работ Благовещенский собор стал настоящим украшением комплекса царских палат.

Архитектурный элементы раннемосковской архитектуры собора можно увидеть и сегодняАрхитектурные элементы раннемосковской архитектуры собора можно увидеть и сегодня

Каждый следующий правитель вносил свою лепту в украшение и усовершенствование собора. Так в начале 16 века Василий Третий пожелал расписать храмовые стены, для чего были приглашены ведущие художники того времени – Феодосий с Федором Едикеевым. Интересно, что в качестве святых в данном храме были помещены изображения Аристотеля, Плутарха, Сократа, Птолемея и других известных греческих ученых и философов. Тогда же были покрыты золотом не только оклады икон, но и главы храма, который стал называться «Златоверхим собором». 

К сожалению, вся красота храма, в том числе и древние иконы Феофана Грека и Андрея Рублева, резной декор, галереи, стеновые фрески и прочее очень сильно пострадали при пожаре 1547 года. При восстановлении и перестройке храма в середине 16 столетия белокаменные столпы частично были заменены на кирпичные.

История собора во второй половине 16 века

В первой половине 60-х годов 16 столетия в правление Ивана Грозного Благовещенский собор существенно перестраивается. На этот раз окончательно. Неприкосновенным остался белокаменный подклет, основание храма, частично порталы и т.д..

Благовещенский собор перестраивался не раз, но без изменения объемаБлаговещенский собор перестраивался не раз, но без изменения основного объема

Поскольку собор имел небольшой внутренний объем, он при перестройке увеличивается в высоту и его новые приделы сооружаются над галерейными углами, а фасады этих приделов получают оформления в виде квадратных ширинок. Четыре вновь образованных храмовых придела были освящены в честь Собора Пресвятой Богородицы и Собора Архангела Михаила, Входа в Иерусалим и Святого Георгия. 

При Иване Грозном по углам собора на втором уровне появились приделыПри Иване Грозном по углам собора на втором уровне появились храмовые приделы

Над каждым приделом была добавлена главка. Появились новые главки и над основным объемом, где к трем ранее существующим добавилось еще две над западной частью основного объема. Так храм стал 9-главым. Все главы были покрыты золочеными медными пластинками и сверкали на солнце чистым золотом. Девять глав собора служили символом Богородицы как Царицы Небесного храма, в состав которого входили 9 Небесных праведников и столько же Ангелов.

Немного позже при царе Федоре Иоанновиче был установлен золотой крест с полумесяцем (цатой) на основной главке. Символическое истолкование полумесяца на христианском кресте могло быть различным. Это могло символизировать чашу Грааля, куда текла кровь Иисуса, или веру в предположительную победу над мусульманским Османским государством, или христианский спасительный якорь. А возможно, это просто был царский знак Христа. Впоследствии, этим знаком были отмечены все купола кремлевских храмов.

Девять золотых куполов собора сделали его более праздничным и наряднымДевять золотых куполов собора сделали его более праздничным и нарядным

После перестройки собор имел два белокаменных резных входа – портала, каждый из которых был оформлен по-своему. Например, дверной проем северного портала, как и до перестройки, был обрамлен двумя парами одиночных колонн, имеющих коринфские капители и антаблементы. Над его входом появились изображения сцен пророчеств, связанных с Христом и Богоматерью. Эти изображения выполнены техникой «огневого золочения» по медной основе.

Южное крыльцо (построенное при Иване Грозном и называемое Грозненским) со стороны южной паперти, являющееся некоторое время и парадным входом в Казенную палату, служит ярким примером раннемосковского храмостроения. Для него характерно последовательное чередование прямоугольных выступов и полуколонок со сноповидными капителями и бусинами. Филенки содержат изображения композиций с вазами, растительными гирляндами и светильниками.

Южное крыльцо у южного входа называется ГрозненскимЮжное крыльцо у южной галереи называется Грозненским

Крыльцо южного входа имеет свои собственные истории, связанные с Иваном Грозным. На этом крыльце он часто слушал литургии, ибо после своего четвертого брака не имел права заходить в храм, отсюда он увидел летящую комету, отмеченную крестообразным знамением, приняв ее за символичное указание на скорую смерть. С этого крыльца члены царской семьи выходили на территорию фруктового сада с искусственными прудами.

В 70-х годах 16 века восточные галерея и крыльцо были украшены резными белокаменными полихромными декоративными орнаментами. Интерьер храма, созданный во второй половине 16 века, сегодня воссоздан близко к оригиналу. То есть мы можем видеть храм таким, каким он был при Иване Грозном.

На Южном крыльце Иван Грозный увидел предсказание своей смерти в виде кометыНа Южном крыльце Иван Грозный увидел предсказание своей смерти в виде кометы

Интерьер Благовещенского собора

Основной объем четверика является четырехстолпным, интерьер в основном сохранился с 16 века. Внутри храма довольно тесно, тем более, что его западная часть занята хорами с винтовой лестницей, где размещалось великокняжеское семейство. На хоры из дворца имелся особый выход. Стеновые росписи не раз обновлялись, но сюжеты композиций при этом всегда сохранялись.

Перед основным объемом находится самый красивый резной портал собораПеред основным объемом находится самый красивый резной портал собора

Основными сюжетами стен росписи южной, северной, и западной сторон являются сюжетные истории «Апокалипсиса» из Откровения Иоанна Богослова. Столпы расписаны изображениями великих князей – Владимира Мономаха, Ивана Калиты, Александра Невского, и т.д. Их изображения подчеркивают линию преемственности перехода власти от Великих князей к царям.

По сводам галерейных арок расположена 200-фигурная композиция «Древа Иесеева» от образа царя Давида до изображения Богоматери с младенцем Иисусом. Основные своды и внешние стены оформлены изображениями античных философов и поэтов.

"Древо Иесеева" - монументальная многофигурная фресковая композиция "Древо Иесеева" - удивительная монументальная многофигурная фресковая композиция

Появление в православном храме изображений древнегреческих философов, являющихся по сути язычниками, довольно уникальное явление, которое можно объяснить несколькими факторами. Одни историки объясняют этот факт тем, что христианские учителя часто ссылаются на основные постулаты древнегреческой мудрости как на предтечу христианских истин. Другие историки связывают данные изображения с деятельностью первых российских митрополитов, которые по происхождению часто бывали греками.

Изображения греческих мудрецов в православном храме - уникальное явлениеИзображения греческих мудрецов в православном храме - очень редкое явление

Южная галерея собора с начала 70-х годов 16 века была переделана в царскую молельню, где Иван Грозный проводил много времени в молитвах и одиночестве. Сегодня здесь любознательные туристы могут увидеть выставку иконописи 14-16 столетий и часть фрагментов интерьера 16 века. Смоленская икона Богоматери, находящаяся здесь, считается авторской работой евангелиста Луки.

Половое покрытие храма выполнено из дорогих горных пород в виде мрамора, яшмы, агата. Они были присланы в Россию из Персии как подарок еще якобы Алексею Михайловичу от шаха. Иконы для собора везлись из Нижнего Новгорода, Пскова и других российских городов. Икону Благовещения Иван Грозный привез для храма из Юрьевской обители Новгорода. В стенах этого собора долгое время находился образ Донской Богоматери, помогающей Дмитрию Донскому во время Куликовской битвы. 

Образ "Донской Богоматери" долгое время был основной святыней храмаОбраз "Донской Богоматери" долгое время был основной святыней храма

Впоследствии (в 17 столетии) для данной иконы была выстроена специальная обитель – Донская.

Иконостас Благовещенского собора

Храмовый высокий пятиярусный иконостас Благовещенского собора – один из древнейших среди  подобных в стране. По центру второго (деисусного) ряда расположено изображение Вседержителя, справа и слева от которого находятся Богоматери и Иоанна Предтечи, а далее Архангела Михаила, Гавриила, Апостолов Петра и Павла, Святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста.

Автором большей части иконописных изображений этого яруса считается Феофан Грек. Андрею Рублеву принадлежат 7 изображений третьего яруса (праздничного), начиная с картины Благовещения и заканчивая Входом в Иерусалим. Остальные иконы третьего яруса возможно выполнены Прохором с Городца.

Иконы храмового иконостаса относятся к 14-17 столетьямИконы храмового иконостаса относятся к 14-17 столетьям

Образы четвертого (пророческого) ряда принадлежат московским иконописцам. Пятый ряд посвящен изображению праотцов. В первом (местом) ярусе одним из самых древних образов является изображение Всемилостивого Спаса (правее Царских ворот). Когда-то здесь находился и образ «Донской Богоматери» Феофана Грека, сегодня же он является экспонатом Третьяковской галереи. Ныне существующие Царские врата были изготовлены в 1818 году, а оформление иконостаса бронзовым чеканным остовом было выполнено по проекту Н.Султанова в 90-х годах 19 столетия.

История Благовещенского Собора в 17 – 19 веках

Судьба пощадила Благовещенский собор в период Смутного времени, он не был разорен поляками. Поэтому основные ремонтные работы в 17 и последующих столетиях были наружными и касались росписей сходных лестниц, крылец и папертей. Например, в правление Алексея Михайловича появились чудесные золоченые росписи соборной паперти и крыльца, выполненные иконописцем Иваном Филатьевым.

В 17 веке собор расписывался в основном снаружиВ 17 веке собор расписывался в основном снаружи

В конце 18 столетия, в связи с ветхостью была разобрана Казенная палата, что привело к переформатированию южной паперти. Тогда же между полуколонн были заложены арочные проемы. В начале 19 века все половые покрытия пристроек были поменяны на белокаменные, имеющие черный мастичный орнамент.

К 19 столетию галереи между храмом и Грановитой палатой уже не существовало. Худ. Ф.АлексеевК 19 веку галереи между храмом и Грановитой палатой уже не существовало. Худ. Ф.Алексеев

В начале 20-х годов 19 века был перестроен Георгиевский придел, который после переосвящения стал приделом Александра Невского. В переделанном приделе были пробиты новые оконные проемы и установлен новый иконостас, выполненный под стиль ампир. Через десять с небольшим лет к юго-западному углу храма было пристроено здание Ризницы, а у южного фасада паперти появилась аркада. Примерно тогда же в южной части храма был организован новый придел Св.Николая Чудотворца.

В северной галерее можно увидеть образ Всемилостивого СпасаВ северной галерее можно увидеть образ Всемилостивого Спаса

В середине 19 века, после постройки большого Кремлевского дворца, был перестроен переход, соединяющий храм и дворец. Во второй половине 60-х годов 19 века прошла комплексная реставрация собора, которой руководил Ф.Рихтер. Во время реставрации была заменена кровля, отремонтированы стропила, кладка сводов и главы. А затем к власти пришли большевики.

История Благовещенского собора с 20 столетия

Во время октябрьского обстрела кремлевской территории, было повреждено Грозненское крыльцо. В 1918 году храм был закрыт для верующих. Учрежденная новой властью комиссия сохранения живописных памятников, которой руководил известный художник И.Грабарь, проводила в храме ряд реставрационных работ и обнаружила несколько иконописных работ, датируемых 15-16 столетиями.

Храмовая роспись периодически восстанавливалась и радовала глаз посетителейХрамовая роспись периодически восстанавливалась и радовала глаз посетителей

В середине 20 века был восстановлен южный портал в виде 15 столетия, а сам храм стал музеем. В 70-е годы его купола снова стали гореть золотом. В ходе реставрационных работ 80-х годов 20 века, художники-реставраторы из объединения «Союзреставрация» (руководитель –Л.С.Муравьев-Моисеенко), обнаружили новые слои стенописи, относящиеся к середине 16 века. Последняя реставрация храма проходила в первом десятилетии 2000-х годов, после чего фасады собора приобрели свой изначальный вид.

Благовещенский собор и сегодня является достойным украшением Соборной площади КремляБлаговещенский собор и сегодня является достойным украшением Соборной площади Кремля

Сегодня любознательные туристы могут посетить подклет, в котором находится небольшая экспозиция археологических артефактов, найденных при раскопках Кремля. Так же среди экспонатов выставки южной галереи можно полюбоваться ювелирными изделиями, оружием, монетами и другими предметами, датируемыми 12-17 веками.

В храмовом подклете находятся уникальные археологические артефактыВ храмовом подклете находятся уникальные археологические артефакты

С 1993 года установилась особая традиция отмечания праздника Благовещения. После патриаршего богослужения, патриарх выходит на крыльцо и выпускает в небо белых голубей. Это богослужение является единственным в году, и перед ним каждый раз храм заново освящается. В остальное время Благовещенский собор можно посещать как один из кремлевских музеев. Он открыт для осмотра все дни, кроме четверга, с 10 до 16 часов.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также: