Одной из наиболее известных составляющих ансамбля Большого Кремлевского дворца является строение Теремного дворца Михаила Федоровича – первого представителя царской династии Романовых. Этот архитектурный памятник 17 столетия сменил дворец Ивана Третьего в качестве парадных царских апартаментов и стал одним из монументальных и сказочных строений средневекового Кремля.
Содержание:
- История создания Теремного дворца
- Архитектурные особенности Теремного дворца
- Основные части Теремного дворца
Сегодня вся территория Теремного дворца относится к президентской резиденции и закрыта для туристического посещения.
Теремной дворец - одно из прекрасных архитектурных творений Кремля
История создания Теремного дворца
Каменный царский дворец с названием Теремной появился в Московском Кремле в середине 30-х годов 17 века. Его возведение было жизненной необходимостью, ибо после оккупационного польского режима все царские строения находились в очень плохом состоянии.
Создание Теремного дворца неразрывно связано с именем Михаила Романова
Возведение Теремного дворца происходило на территории бывшего княжеского, а позднее царского двора, составившего впоследствии основу Большого Кремлевского дворца, об истории создания которого можно узнать здесь. К моменту возведения Теремного дворца на царском дворе уже находились такие известные архитектурные объекты как Успенский, Архангельский и Благовещенский храмы, торжественный зал для приемов в виде Грановитой палаты и некоторые другие объекты.
Княжеские хоромы находились на Государевом дворе с 15 столетия
Великокняжеские каменные строения присутствовали на царском дворе с конца 15 века. Их по приказу Ивана Третьего возводил итальянский мастер Алевиз Фрязин. Этот дворец постоянно видоизменялся - прирастал сенями и другими деревянными помещениями. После разграблений и пожаров периода Смутного времени дворец требовал серьезной реконструкции. И хотя к восшествию на престол Михаила Романова царские покои спешно подновили, но окончательно вопрос о наличии достойных царских хором решен не был.
Михаил Федорович родился на улице Варварка в родовом Доме бояр Романовых, который представлял собой типичный архитектурный образец терема. И новый царский дворец так же было решено возводить в виде терема. Строением каменных палат занимались отечественные мастера под руководством Антипа Константинова, Трефила Шарутина, Бажена Огурцова и Лариона Ушакова.
Царский дворец Михаила Алексеевича так и назвали - Теремной
При строительстве дворца мастерами использовался опыт возведения Успенского собора, где активно применялись «связи» между кирпичами в виде железных конструкций, что способствовало увеличению площади за счет утончения ширины стен. Внутренняя планировка дворца впервые в Российском государстве была оформлена в виде анфиладного расположения помещений.
Новое дворцовое здание было решено строить на фундаменте и двух нижних этажах предыдущего строения Алевиза Фрязина времен Ивана Третьего (подклета и Мастерских палат). От наружного края сохранившегося низа здания сделали неглубокий отступ, что позволило освободить место для организации открытой террасы.
Так лестницу Теремного дворца изобразил Дж Кваренги в конце 18 века
Парадный дворцовый вход располагался на восточной стороне сооружения. Пройти к царским покоям, оборудованным на 4-м этаже, можно было от Храма Спаса на Бору (находящегося на юге от дворца) по ступенькам Постельной лестницы подняться к Постельному крыльцу (Боярской площадке), находящемуся вровень с подклетом. Затем по Золотой лестнице (Нижнего Золотого крыльца) подняться на Верхоспасскую площадку Переднего каменного двора. От него по декорированной площадке Верхнего Золотого крыльца можно было непосредственно дойти к царским апартаментам.
Шатровое пирамидальное крыльцо, названное Золотым, имело декор из красочных и золотых росписей на двойных и «ползучих» арках. По центру крыльца находился декор в виде гирьки, изображающей голову льва с зажатым во рту яблоком и символизирующий сохранность тайн дворца. Данный вид парадного крыльца впоследствии использовался в русской архитектуре довольно часто. Может быть, именно от этого сказочного Теремного дворца пошла известная считалочка – «На Золотом крыльце сидели».
Сегодня Золотое крыльцо находится внутри дворцового комплекса
Во время строительства нового дворцового комплекса в середине 19 века Золотое крыльцо оказалось частью внутреннего помещения, ибо попало под перекрытие Верхоспасской площадки. Тогда же крыльцо получило дополнительное оформление двумя каменными львами, которые держали щиты с изображением вензеля Николая Первого.
Каменные львы и по сей день верно держат вензеля Николая Первого
Изначально было построено всего два этажа дворца, которые с учетом двух нижних, оставшихся от прежнего строения, составили 4-этажное здание. В конце 30-х годов 17 века был построен пятый этаж, названный «Верхним теремком». Этот этаж, также как и третий, имел открытую террасу в виде Верхнего каменного двора на отступе от наружного края предыдущего этажа. А само строение приобрело ступенчатую форму в виде ярусов с открытыми лестничными пролетами и нарядными крылечками.
Пятый этаж в виде "Теремка" появился во дворце к концу 17 столетия
В 70-х годах 17 века на Верхоспасской площадке появилась ажурная позолоченная медная решетка, которая запиралась на замок. От этой решетки название Верхоспасского храма дополнилось названием «за Золотой решеткой». Основными изображениями орнамента решетки были изображения растений, рыб с птицами и фантастических животных.
Подъем с Боярской на Верхоспасскую площадку был богато и красиво оформлен
Сооружение Теремного дворца было одним из важных дел в числе прочих строительных работ, производимых в тот период на территории Кремля. К концу 30-х годов 17 столетия все отделочные работы дворца были завершены. Крыша была расписана сусальным золотом и серебром (мастером Иваном Осиповым), оконные проемы застеклены цветной слюдой, дворцовые помещения были расписаны Симоном Ушаковым – известным отечественным иконописцем.
Росписи Теремного дворца были изысканы и очень художественны в исполнении
Во время правления сына Михаила – Алексея Михайловича – оформлялась окружающая дворец территория. Появились садовые насаждения, оранжереи и цветники, на фоне которых Теремной дворец казался еще более сказочным.
Оконные проемы дворца были просто настоящим произведением искусства
Не все строения дворцового комплекса были каменными, поэтому пожары конца 17 века (1696) и начала 18 века (1701 и 1737) нанесли ему очень чувствительный удар. Тем более, что правящий в то время Петр Первый был более озабочен созданием новой российской столицы. Дворцовый комплекс Кремля вступил в период своего временного упадка. Помещения, пригодные для использования, отдали государственным службам, а поврежденные остались в обгоревшем и запущенном состоянии.
В правление Елизаветы Петровны в середине 18 столетия возводится Зимний дворец, находящийся южнее Теремного и ставший главным царским жильем. К концу 90-х годов 19 столетия на месте Зимнего дворца архитектором К.Тоном сооружается Большой Кремлевский дворец, в ансамбль которого включается и Теремной дворец. В этот период проводится его масштабная реставрация с восстановлением интерьера в стиле 16 столетия.
В середине 19 века прошла крупномасштабная реставрация комнат дворца
Реставрационными работами в тот период занимались Федор Солнцев и Петр Герасимов, которые выполняли росписи, добавляли к оконным проемам резные дубовые рамы с цветными стеклами, заказывали деревянные резные мебельные гарнитуры в стиле 17 столетия и восстанавливали печи, выложенные изразцами. Интерьер и частичная настенная живопись воссоздавались по сохранившимся изображениям периода правления Алексея Михайловича. На северной стороне дворец дополнился лестничной башней.
Восстановление печей и интерьера было непростой, но интересной творческой задачей
Фасадные стены Теремного дворца реставрировали уже в 60-х годах советского периода 20 века. Сегодня это уникальное строение, как и весь комплекс Большого Кремлевского дворца – территория президентской резиденции, недоступная для посещений.
Архитектурные особенности Теремного дворца
Здание Теремного дворца однозначно оказалось знаковым словом в русской архитектуре и в формировании всего кремлевского дворцового ансамбля. Пятиэтажность придала ему доминирующее значение, а композиционная ярусная ступенчатость создала характерный древнерусский стиль.
5-этажный дворец состоял как бы из двух ярусов – подклетей (двух нижних этажей 16 века) и самого дворца (трех новых этажей 17 века). Подклети занимали хозяйственные службы. Самый нижний этаж - цокольный с подвалами – являлся Сытным дворцом, для хранения продовольствия и других хозяйственных запасов. На втором (верхнем) этаже подклети располагались палаты мастеровых: ювелиров, оружейников, резчиков, чеканщиков и т.д.
Все помещения Теремного дворца имели свое предназначение
Третий и четвертый этажи состояли из жилых комнат правящего семейства. Третий этаж представлял из себя банный комплекс, называемый «мыленкой». Вода доставлялась на него из водонапорной кремлевской башни. Позднее там размещался Архив государственных старинных бумаг. Его оконные проемы выходили на Верхний каменный двор, соединяющий Боярскую площадку с покоями царя и царицы и домовыми храмами. А четвертый этаж занимали непосредственно покои царя.
Хотя в дворцовой архитектуре очевидно присутствие древнерусского стиля в виде традиционных элементов, таких как ширинка, орнаментальные плетенки, изразцы, резные золоченые гребни конька крыши и прочее, здесь заметно и влияние классических архитектурных форм. Новым словом в каменном дворцовом строительстве было применение уравновешенных регулярных объемов (трехчастная осевая композиция) и внутренней анфиладной организации помещений. Архитектурной новинкой оформления дворца была организация главного фасада перед парадным двором. Восточный с западным части подклета были заняты многочисленными домовыми храмами.
Планировка царских покоев на 4 этаже носила анфиладный характер
Основным строительным материалом для сооружения дворцового терема был кирпич. Белый камень применялся только для отделочных элементов, таких как оконные наличники, пилястры, дверные порталы, парапеты галерей и т.д. Нарядность и отсыл к древнерусскому зодчеству хорошо проглядывает в оформлении оконных проемов в резных наличниках с применением подвесных гирек и треугольных фронтонов. В оконных простенках находятся декоративные пилястры. Самый роскошный декор имеется у окон «государевых покоев», состоящий из фронтонов и колонок с изображением фигурок львов.
Оформление окон царских покоев выделялось на фоне остальных
Интересны декор широких карнизов двух последних этажей, оформленных цветными изразцами, и кровля, окрашенная в виде шахматной доски. Применение изразцов в декоре дворца можно видеть и в ширинках гульбищ. Во внешнем декоре можно увидеть резные растительные орнаменты и геральдическую символику в виде птиц и масок.
Последним этажом Теремного дворца стал каменный чердак или мансарда, появившаяся чуть позднее, чем другие этажи. Он был назван уменьшительно от Терема - теремком, а из-за оформления крыши в серебряные и золотые листы - Златоверхим. Его отличает декоративное оформление оконных проемов резными наличниками с изображениями сказочных фантастических персонажей: силена, кентавра и т.д. К западной стене теремка пристроили Смотрильную башенку, окна которой были застеклены разноцветными стеклышками, а проемы украшены резьбой. Теремок имел отступ от края четвертого этажа, на котором расположилась открытая галерея-гульбище.
Местами строение выглядит немного хаотичным и перегруженным элементами
Данное помещение было организовано специально для царских детей, но частенько оно занималось боярами для своих заседаний.
Основные части Теремного дворца
Каждое из внутренних помещений Теремного дворца в разные времена имело свое назначение и свое оформление.
Царские покои
Мужская территория царя, находящаяся на четвертом этаже, включала в себя пять основных помещений, в виде обязательных Сеней, Думной или Гостиной комнаты, которую еще называли Крестовой палатой, Буфетной, Престольной и Опочивальни. Все помещения имели яркие черты теремной архитектуры, состоящей из характерных сомкнутых сводов, парных стрельчатых окон с резным оформлением и изразцовых печей.
Теремной дворец отапливался печами, украшенными изразцовыми глазурованными разноцветными плитками, и данные печи были одними из важных предметов интерьера. Первоначальные печи не сохранились, но в период реставрации первой половины 19 столетия, проводимой Ф.Солнцевым, были воссозданы новые печи, аналогичные утраченным.
Печи Теремного дворца - уникальные объекты для изучения
Каждая комната имела отличия не только в оформлении печей, но и в стеновых сюжетах росписей. В Сенях были изображены святые цари и князья – Константин и Елена, князь Владимир и княгиня Ольга и т.д. По утрам в Сени приходили бояре, ожидающие выхода царя, чтобы проводить его в Гостиную.
В Гостиной или Думной палате царя традиционно благословил священник, а затем происходили заседания с боярами или приемы иностранных послов. Вплоть до революционных событий 20 столетия здесь находились законодательные документы в виде грамот об учреждении Российского патриаршества (1589) и о решении Боярской Думы избрать на царствие Михаила Романова (1613).
В Крестовой или Думной палате проходили важные заседания
Самой богато украшенной комнатой дворца являлась Золотая палата, называемая также Престольной. Это был своего рода тронный зал. Красный фон стен был богато расписан золотыми орнаментами. В обтяжке из позолоченной кожи стояли двери. Каждая стена была украшена изображениями гербов населенных пунктов государства. Своды были расписаны изображениями самых известных святителей, в центре которых находился образ Спасителя, сидящего на престоле. Царский трон в бархатной обивке находился около окна. Здесь царь вел прием самых близких ему бояр и угощал живших при дворе богомольцов, нищих и убогих.
Тронный зал являлся самым богато оформленным в царских покоях
Из среднего «челобитного» окна к Боярской площадке опускали ящик для приема челобитных. Но рассматривались все прощения очень долго, поэтому ящик назвали долгим, и поговорка про то, что не надо откладывать дела в долгий ящик, пошла именно с тех далеких времен. В Буфетной комнате можно увидеть чудом сохранившуюся с 17 столетия до наших времен орнаментальную стеновую роспись и остекление окон слюдой.
В Опочивальне в середине 19 столетия также проводились реставрационные работы. Тогда ее интерьер дополнился деревянной резной кроватью, украшенной китайским шелковым балдахином. Стены Опочивальни украшены сюжетными медальонами, иллюстрирующими сцены Священного Писания.
Данная кровать в царской опочивальне находится с 19 века
Винтовая лестница из царской спальни вела в банное отделение третьего этажа – «мыленку». И еще при спальне имелась личная царская молельня с иконами в очень дорогих окладах из золота, серебра и самоцветов.
Царицыны покои находились отдельно, ибо женская половина была отдельной частью дворца, но на сегодня они утрачены. Сохранилась только нижняя часть Рождественского храма женской половины и Золотая Царицына палата, относящаяся к более ранним временам – к 14-15 векам. Именно над ней позднее появился храмовый комплекс в виде Верхоспасского собора.
Золотая Царицына палата
Данное сооружение Большого Кремлевского дворца находится со стороны Теремного дворца, ближе к Грановитой палате, но его возведение относится к концу 15 - началу 16 веков - времени строительства княжеской резиденции Ивана Третьего. Изначально Царицына палата называлась Наугольной, ибо являлась угловой в данном крыле женской половины.
Строительство Царицыной палаты велось почти параллельно с Грановитой и Средней Золотой палатами. Основная часть великокняжеского дворца Ивана Третьего возводилась итальянским архитектором Алеви́зом Фря́зиным, который именовался так же Старым после появления в Москве буквально через десятилетие Алевиза Нового.
Золотая Царицына палата находилось справа от Грановитой палаты
Сохранившийся от того строения второй этаж состоял из девяти монолитных палат, одной из которых со стороны Соборной площади и была палата Царицына, очень похожая на Грановитую, но меньшего размера. Она также имела белокаменный подклет, кирпичные стены прямоугольной формы, большие сени, заниженные коробовые своды и т.д.
В летописях Наугольная палата упоминается впервые в 1526 году в связи с описанием свадьбы князя Василия Третьего и Елены Глинской. Предназначение данной палаты до превращения ее в тронный зал для цариц историкам неясно. Но достоверно известно, что в 80-х годах 16 века палату перестраивают в Тронный Царицын зал и покрывают ее стены росписями.
В конце 16 столетия Царицына палата превращается в Тронный Царицын зал
Первой царицей, которая пользовалась данным залом, была Ирина Годунова. После смерти своего мужа – царя Федора Иоанновича – Ирина Годунова вела очень активную общественно-политическую жизнь, встречаясь с иностранными послами и участвуя в принятии решений Боярской Думы.
В частности, именно в Золотой Царицыной палате Ирина принимала Иеремию Второго – константинопольского патриарха (1589), основавшего в Москве статус патриаршества и назначившего первым русским патриархом Иова.
Несмотря на свой уход в монастырь, Ирина Годунова вела активный образ жизни
После перехода власти к династии Романовых, Царицына палата продолжала оставаться тронным залом, где царицы принимали важных гостей, а также проводились праздничные массовые мероприятия с застольями по поводу рождений, крестин и именин членов царского семейства. Золотой Царицина палата стала называться после покрытия ее стен и сводов золотом.
Интерьерное украшение палаты было богато и изящно. Росписи из растительных узоров, деревьев и виноградных лоз, птиц и прочее – все это сплеталось в удивительное зрелище. На своде находилось изображение льва со змеей в зубах. Присутствовали в интерьере и многочисленные мозаики с историческими сюжетами. Среди исторических персонажей фигурировали в основном женщины: византийские императрицы (Ирина и Феодора), грузинская царица Тамара, русская княгиня Ольга и т.д. Подсвечники были украшены жемчугом и драгоценными камнями. Особое внимание привлекала посетителей необыкновенная акустика, созданная за счет встроенных в своды глиняных горшков.
В настенной росписи преобладали изображения Цариц всех времен и народов
Сени Царицыной палаты назывались также Жилецкой палатой. Здесь дежурили стражники. Сени с женской половиной соединял красивый портал, выполненный в стиле ренессанса и украшенный вырезанными цветами, травами и завитками аканта. Элементы стиля ренессанс можно увидеть также в оформлении окон и распалубки.
С середины 30-х годов 17 века Царицына палата перестает быть отдельным объемом, ибо над ней строится Верхоспасская церковь, вошедшая в 80-х годах того же столетия в комплекс одноименного собора. При возведении общей крыши над храмами собора под сводами Царицыной палаты устанавливаются металлические укрепления, сохранившиеся до нашего времени.
В 17 столетии в Царицыной палате появляются металлические укрепления
При Петре Первом помещение палаты использовалось в качестве кладовой. Во время возведения Большого Кремлевского дворца Золотую Царицыну палату отреставрировали и включили в общий дворцовый ансамбль.
Сегодня туристы могут видеть только часть восточного фасада Царицыной палаты, над которой возвышаются купола Верхоспасского храма. Как и весь Большой Кремлевский дворец, Золотая Царицына палата является частью комплекса президентской резиденции.
Сегодня с Соборной площади можно видеть только часть окон Золотой Царицыной палаты
Храмы Теремного дворца
В Теремном дворце находилось несколько домовых храмов. Самой старейшей домовой церковью был Рождественский храм на Сенях, сооруженный в 14 столетии на женской половине дворцовой территории при Иване Третьем. Со временем верхняя часть храма была утрачена, а нижняя перестроена в новую Рождественскую церковь.
В середине 17 столетия рядом с Золотой Царицыной палатой было сооружено несколько домовых храмовых помещений. В 80-х годах 17 столетия под руководством архитектора Осипа Старцева все эти храмы получили объединение под одной крышей в качестве Верхоспасского собора, на котором разместилось 11 небольших золоченых главок. Их барабаны имели богатое украшение из изразцов и изображений святых.
Рождественский храм на Сенях
Первая белокаменная домовая Рождественская церковь, предназначенная для облуживания женщин великокняжеского рода, была сооружена по велению вдовствующей Евдокии (жены Дмитрия Донского) взамен деревянной церкви Воскрешения Лазаря.
Евдокия основала несколько московских храмов и монастырей
Во вновь сооруженном каменном храме, освященном в честь Рождества Богородицы, Святому Лазарю был посвящен престол, расположенный около алтарной части. Историки предполагают, что данный храм являлся некоторое время некрополем великих княгинь, позже перенесенных в основной храм Вознесенской женской обители, основанного той же Евдокией на Ивановской площади Кремля.
Рождественская церковь, сооруженная по традициям владимиро-суздальской и раннемосковской архитектур, была характерным четырехстолпным сооружением с тремя апсидами. Архитектурными лопатками фасады были поделены на три прясла. Кроме одного 8-леписткового окна, все остальные окна были высокими и щелевидными.
В Летописи зафиксирован момент посещения Рождественского храма Евдокией
До нашего времени сохранилась только нижняя половина того храма, несколько окон, главный портал, круглые столпы, ниши-шкафы и лестница на хоры. Хоры и верхняя часть той церкви утрачены. В конце 14 столетия стены храма были расписаны известными мастерами – Феофаном Греком и Симеоном Черным. Освящение храма произошло при вдове Василия Первого 01.02.1394 года.
В конце 15 столетия в результате последствий пожара, верхняя часть обрушилась, после чего без особых изменений храм простоял в таком виде до начала 16 столетия. В 1514-1518 годах известным архитектором Алевизом Новым церковь была надстроена новым кирпичным объемом, ставшим престолом Рождества Богородицы. Храм заканчивался пятиглавием, находившимся на уровне завершения нового дворца. Нижняя часть церкви превратилась в подклет с Лазаревским приделом на месте бывшего алтаря. Таким образом, древняя белокаменная кладка 14 столетия с килевидным порталом, круглые столпы с опирающимися на них сводами и многие другие части прежнего храма сохранились до наших дней.
От первоначального Рождественского храма сохранилось немного
Новое храмовое сооружение имело соединение с Сенями царских покоев, откуда пошло название храма «на Сенях». Спустя столетие, в начале правления Михаила Романова был проведен ремонт в Лазаревском приделе и появились приделы другие – Марии Магдалины и Преподобного Никиты Чудотворца.
В правление Федора Алексеевича (80-е годы 17 века) Рождественский храм перестраивается мастером Федором Тихоновым в типичное для того времени одноглавое сооружение с трапезной и обходной галереей. Освящение перестроенного храма состоялось при царе Иване Алексеевиче (1685). А в 1701 году храм опять пострадал от пожара. После этого подклет стал использовать в виде склада, Лазаревский придел был упразднен. В таком виде храм дошел до середины 19 века, когда началось возведение Большого Кремлевского дворца.
Местоположение Рождественской церкви можно определить по его одинокой главке
При строительстве нового Большого дворца, Теремной дворец становится одной из его составляющих, в связи с этим Рождественский храм оказался внутри новых дворцовых стен, а его декор оформился в эклектическом стиле. Арки-проходы, имитирующие порталы кремлевских строений 16 столетия, украсились резьбой, позолотой и росписями. Вновь появился придел Лазаря.
Настенная живопись храма маслом поглотила древнюю живопись, часть который просто сбили со слоем штукатурки. Новый иконостас для храма был изготовлен согласно проекта К.Тона – главного архитектора Большого Кремлевского дворца – и оформлен серебром, которого ушло на эти цели более 480-ти килограмм. Часть икон была отреставрирована, а часть написала заново. Эскизы рисунков для иконостасного оклада были выполнены Федором Солнцевым. В 1922 году данное серебро будет изъято в помощь голодающим Поволжья.
Сегодня купол Рождественской церкви почти затерялся в массиве Большого дворца
В период реставрации многие древние иконы оказались под тремя слоями новых изображений, только в нижнем (местном) ряду сохранились подлинники 17 столетия в виде икон Рождества Богородицы, Федоровской и Владимирской Богоматери, Спаса Нерукотворного. Сохранилось и оформление царских врат.
Данный храм посещали не только царицы, но и цари. Особенно в праздники, относящиеся к чествованию Богородицы и Святого Лазаря. Интересно, что именно в данном придворном храме Лев Толстой обвенчался с Софьей Берс, ведь отец великого писателя работал при дворцовой конторе в качестве врача.
В Рождественском храме началась семейная жизнь Льва Николаевича Толстого
После революции храм подвергался реставрациям в 20-х и 40-х годах. В ходе этих работ найти древние росписи в нижнем храме не удалось, поэтому его стены были побелены. Росписи верхнего храма, относящиеся в основном к 18-19 векам, лепнина и изразцовые печи были отреставрированы.
Комплекс храмов Верхоспасского собора
Данный комплекс сформировался из четырех домовых храмов. Рядом с Золотой Царицыной палатой, на втором ярусе дворца, находится храм Святой Екатерины, сооруженный английским зодчим Дж.Талером (1627). В середине 19 столетия данный храм был переоформлен Дмитрием Чичаговым, и украшен новым иконостасом Федора Солнцева.
11 куполов Верхоспасского собора принадлежат разным храмам под общей крышей
Второй этаж над Екатерининской церковью занимает храм Воскресения Словущего. В виде Церкви Преподобномученицы Евдокии он был сооружен в 1654 году, и через 30 лет переосвящается в церковь Воскресения Словущего. Объединенному комплексу этих двух церквей принадлежат пять из 11-ти глав, венчающих Верхоспассий собор, и расположены они по северной стороне.
Иконостас Храма Воскресения Словущего красив и богато оформлен
На уровне Церкви Воскресения Словущего находится непосредственно Церковь Спаса Нерукотворного или Верхоспасская, имеющая также пять глав по южной стороне многоглавой композиции. Эта домовая церковь появилась на территории Теремного дворца в середине 30-х годов 17 столетия. Её создателями были русские мастера – Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин и другие. Второе название данного храма связано с его высоким расположением относительно других церквей.
Иконостас Верхоспасской церкви, который выполнил Дм.Ширяев в стиле барокко, украсил храм в 18 веке. Он был резным и имел украшение в виде серебряного оклада. Одним из основных образов иконостаса было изображение Спаса Нерукотворного.
Необыкновенная аура царит в храме Спаса Нерукотворного
На территории Верхоспасского храма имелся придел Святого Иоанна Белоградского, сооруженный в правление Михаила Федоровича. Его любила посещать Евдокия Лукьяновна - мать царя. В царствование Ивана Алексеевича данный придел был переименован в Иоанно-Предтеченский.
При Алексее Михайловиче в храме появилась Трапезная (1663) с папертью, разместившейся на крыше Мастерских палат. Площадку с папертью стали именовать Верхоспасской, и по ней можно было перейти в царские покои. В 70-е годы 17 века фасады собора были обтесаны и покрашены. Стеновая роспись интерьера масляной краской была проведена иконописцем Симоном Ушаковым. В 1670 году перед Верхоспасской площадкой появилась знаменитая Золотая решетка, преграждающая подъем от Боярской площадки. В период возведения Большого Кремлевского дворца лестница от Боярской площадки была демонтирована и Верхоспасская площадка перекрыта. Золотую решетку заменили арочными проемами.
Сегодня Верхоспасская площадка является внутренним помещением Большого Дворца
Центральная (11-я) глава Верхоспасского собора принадлежат Церкви Христова Распятия (или Воздвижения Креста Господня). Этот храм находится к северу от Верхоспасского и сооружен к концу 70-х годов 17 столетия. В молельне данного храма имеется распятие в виде Голгофы.
Иконостас Крестовоздвиженского храма, которому принадлежит центральная главка на крыше
В начале 80-х годов 17 столетия все имеющиеся в данном месте храмы были объединены в общий комплекс с единой крышей, увенчанной 11-ю тонкими барабанами с небольшими купольными главками. Для поддержания данной многокупольной конструкции восточная сторона комплекса была укреплена аркой с широкими пилонами, по которой проходила закрытая галерея.
Купола всех храмов Верхоспасского собора имеют богатый декор
Вышеназванные церкви не единожды страдали в пожарах, во время Отечественной войны 1812 года и т.д., но каждый раз восстанавливались. И сегодня они являются уникальной храмовой составляющей территории Теремного дворца. Таким образом, Теремной дворец – это комплекс нескольких помещений, как жилых, так и храмовых. Но увидеть сегодня все эти помещения не представляется возможным.
Отзывы туристов