Одной из визитных карточек Самары является его прекрасный Католический Польский костел, находящийся в центре города. Правильно он называется Храмом Пресвятого Сердца Иисуса и относится к епархии Святого Климента. Это сооружение очень неожиданно переносит туристов в атмосферу европейского средневекового города 16 века.
Содержание:
Интересно, что в Самаре к концу 19 века проживало около полутора тысяч поляков, которые, образовав свою национально-религиозную диаспору, с момента создания своей общины мечтали о религиозном католическом храме. Но история появления этого уникального псевдоготического здания в Самаре имеет свою непростую и, в чем-то драматическую историю, с которой связано появление другого городского храма - немецкой Лютеранской церкви. Но обо всем по порядку.
Самарские поляки
Считается, что первыми поляками на самарской земле были военнослужащие, получавшие за свою службу от русского государя земельные наделы. Было это при царе Алексее Михайловиче в 17-18 веках. В то время поляки составляли до 30 процентов служилого сословия. Особо были известны представители дворянской династии Гаславских. Но, на самом деле, представители различных национальностей и вероисповеданий оседали в Самаре с момента ее основания.
В 17, 18 и 19 веках в активно развивающуюся торгово-промышленную Самару переезжали польские мигранты в поисках работы и лучшей жизни. Одной из мощных волн прибытия поляков на самарскую землю были события, связанные с польскими волнениями на бывших землях Речи Посполитой, присоединенных к России. Участники польских волнений середины 19 века в качестве военнопленных сотнями прибывали в самарскую губернию на поселение, пополняя состав местной интеллигенции.
Среди польских поселенцев и их потомков были не только врачи и педагоги. Но и архитекторы, которые оставили свой след в архитектурном облике этого города. Одним из них был М.Квятковский – польский архитектор, жизнь которого малоизученна, зато его творческие свершения в стиле декоративного модерна до сегодняшнего дня украшают самарские улицы. Среди самых известных его работ - Доходный дом А.Нуйчева (Самарская, 149) - яркий образец раннего модерна с характерным декором из слонов, бабочек, цветов, масок, демонов и атлантов.
Доходный дом Нуйчева
М.Квятковский построил и ассиметричный Ресторан «Аквариум» (Самарская, 95), и Гостиницу «Бристоль» (Куйбышева, 111- ныне гостиница «Жигули») с лепниной из цветочных букетов. Лепными цветами и стеблями орхидей украшен и Особняк Новокрещеновой (Фрунзе,144), а вот Дом Субботиной-Маркисон (А.Толстого, 30) является уникальнейшим слиянием готики и модерна.
Дом Субботиной-Маркисон
Не все эти дома на сегодняшний день реставрированы, но жители города надеются, что все самарские памятники архитектуры будут спасены, составят законную гордость города и войдут в туристические пешеходные маршруты.
Другой польский зодчий – Т.С.Хилинский был в конце 19 века даже главным городским и епархиальным архитектором. Его архитектурными творениями стали прибольничная Церковь Св.Пантелеймона, выполненная в псевдорусском стиле - Ольгинская община сестер милосердия (Л.Толстого, 136), Особняк С.Суховского (Самарская, 100), Дом Масленникова (Ленинградская), Усадьба М.Победоносцевой (Ленинская, 137-139) и другие. Кстати, Хилинский являлся и автором католического деревянного молитвенного дома, сооруженного до постройки каменного храма. Сегодня этот дом можно увидеть позади Костела (Фрунзе, 157).
Ольгинская община сестер милосердия
Видным польским архитектором Самары был и П.В.Шаманский, который работал в стиле модерна и неоклассицизма. Наиболее известными его работами были здание знаменитого Цирка «Олимп» (Фрунзе, 141 – ныне перестроенное здание Самарской филармонии), Губернаторская резиденция (Фрунзе, 167), Доходный дом (Разина, 108) и т.д.
Театр-цирк "Олимп" в Самаре до революции
Поляки играли значительную роль и в общественной жизни Самары. Об этом говорит тот факт, что два поляка-католика занимали в разное время губернаторские должности (А.Арцимович и А.Станкевич). И сегодня в Самаре и ее области проживают тысячи поляков, которые сохраняют свою культуру и традиции. В некоторых школах Самары имеются польские классы. Польские активисты организовали общество Поляки Самары, польский Культурный центр "Потомэк", который иногда проводит бесплатные ознакомительные тематические экскурсии по городу типа «Поляки в Самаре», организует польские праздники и т.д.
Сооружение Лютеранской кирхи
Лютеранская кирха, или Церковь Святого Георга – одно из старейших подобных сооружений Поволжья. Мимо нее не пройдет ни один турист, ибо находится она в центральной части города, на улице Куйбышева – туристической артерии Самары. Как ни парадоксально, но сооружение лютеранского храма напрямую связано с самарскими поляками и с их неистребимым желанием возвести себе католический костел.
В 1858 году известнейший самарский купец Е.Аннаев, принявший католицизм, подал прошение на возведение в городе католического костела. После полученного разрешения началось строительство римско-католического храма. В сборе средств участвовала польская община, но львиная доля денежных вложений исходила от самого инициатора - купца Аннаева.
Польский костел, ставший Лютеранской церковью
Костел уже практически достраивался, когда в 1863 году произошло известное крупнейшее польское восстание на бывшей территории Речи Посполитой, находившейся под русским правлением. Поляки пали в немилость. Восстание свело к нулю какую-либо возможность самарской католической общине иметь свой храм. Недостроенный костел был передан небольшой немецкой лютеранской общине, также существовавшей в городе, и, в общем-то, даже не мечтающей о собственном религиозном сооружении, ибо была она очень немногочисленна и не имела подобных финансовых возможностей.
На достройку почти построенного храма были дособраны недостающие пожертвования, и к сентябрю 1864 года лютеранская церковь была освящена. Таким образом, католики Самары построили храм для лютеранцев практически в самом центре города.
Более 60-ти лет эта кирха была центром духовной жизни немцев самарской области. При церкви функционировали детский сад и школа, которые посещали немецкие дети. Около кирхи со временем появились небольшие флигеля для пастората, для дома общины и под квартиру самого пастора.
Лютеранская церковь в Самаре сегодня
Кирха функционировала и после революционных преобразований в городе, вплоть до начала 30-х гг., когда борьба с религией привела к ее закрытию. Само же здание использовали в советский период как складское помещение.
В 90-х гг. 20 века восстановление исторической справедливости коснулось и Лютеранского храма – он был возвращен верующим, отреставрирован и в нем начали проходить богослужения. В 2003 году кирха стала обладательницей механического органа, звучание которого можно услышать на проводившихся в ней музыкальных вечерах.
Сооружение католического костела
К концу 19 века шумиха вокруг польского восстания затихла, а католической самарской общиной были вновь собраны необходимые средства и приобретена земля для постройки храма. Первоначально на этой земле появился молитвенный дом для проведения служб и проживания священника - каплица (арх. Т.Хилинский). Ее и сегодня можно увидеть с задней стороны храма.
Молельный дом (каплица) у Католического костела
А в начале 20 века начал возводиться неоготического вида краснокирпичный католический костел. Архитектором этого строгого и красивого сооружения стал известный московский архитектор польского происхождения Ф.Богданович, к которому обратились самарские католики. Строился костел в течение 4 лет. В 1906 году он был освящен.
Католический костел
Интересно, что практически в этот же период по проекту того же Богдановича в Москве (ул. Малая Грузинская) возводится другое католическое сооружение - Храм Непоро́чного Зача́тия, архитектурное решение которого перекликается с обликом самарского костела.
Одна из башен Католического костела
Самарский католический храм – это в архитектурном плане неоготическая псевдобазилика, выполненная в крестообразной форме с тремя нефами. В высоту храм достигает почти около 50 метров. Внутреннее оформление костела было довольно богато и в нем установили прекрасный австрийский орган.
Люстры костела
Костел во время своего дореволюционного существования проводил активную благотворительную деятельность, которая заключалась в помощи нуждающимся не только деньгами, пищей и одеждой, но и в предоставлении им места для временного проживания. Для пополнения благотворительной кассы проводились танцевальные вечера с благотворительной лотереей и пожертвованиями. Также при костеле работала публичная библиотека с читальным залом. Беженцы и военные переселенцы времен Первой мировой войны получали здесь медицинскую помощь и приют.
Входная дверь Костела
В 30-х гг. 20 столетия храм не избежал всеобщей участи российских церковных сооружений – его разграбили и закрыли. Впоследствии в этом сооружении размещались кинотеатр, детский театр, театральный техникум и клуб строителей. А в начале 40-х в нем поселился зоологический отдел краеведческого музея, который находился здесь до начала 90-х, тем самым сохранив здание практически в первозданном виде.
Оформление окна
Сегодня костел полностью восстановлен и отремонтирован. Алтарь украшен копией фрески С.Дали «Христос Святого Иоанна Креста». Внутри костела тихо и умиротворенно, в нем можно посидеть и отдохнуть от мирской суеты, любуясь прекрасным архитектурным творением.
Внутри Католического костела
В храме проводятся регулярные концерты органной музыки, которые могут посетить и туристы, если время их пребывания совпадет со временем концерта.
Во всяком случае, зайти в Католический костел захочет каждый турист, потому как пройти мимо этой средневековой красоты просто невозможно.
Отзывы туристов