Возле реки Каменки, на севере Суздаля, находится мужской Спасо-Евфримиевский монастырь, вокруг которого крепостные стены, протяженностью более полутора километра.
Возле реки Каменки, на севере Суздаля, находится мужской Спасо-Евфримиевский монастырь, вокруг которого крепостные стены, протяженностью более полутора километра.
Суздальско-нижегородский князь Борис Константинович стал основателем Спасо-Евфримиевского монастыря, возведенного в 1352 году. Монастырь служил мужской обителью и защитой от врага Суздали. Во времена первого игумена Евфимия Суздальского, монастырь насчитывал три сотни монахов. Все они жили исходя из общих правил устава совместного проживания. Игумен умер на 90-м году жизни, после 52-летнего правления монастырем. Духовный отец был погребен на территории Преображенской церкви в гробу,сделанном собственноручно во времена основания храма. 103 года спустя его назвали Спасо-Евфимиевым. Под его покровительством были многие села, деревни и крестьяне, которых вывозили из собственной вотчины.
Благодаря пожертвованным средствам Ивана Грозного, Василия третьего и князей Пожарских, в XVI — XVII веках были возведены уникальные и невероятные строения монастыря. Старые деревянные постройки, к сожалению, не сохранились до нашего времени. Многим было бы интересно взглянуть на такие церковные древности.
Спасо-Преображенский собор
На протяжении 1507-1511 гг, был возведен храм, вместо церкви, пострадавшей от пожара, располагавшейся над Евфимовской могилой. Через 83 года рядом с монастырём построили здание больших размеров, и на фоне новой постройки церковь стала не такой величестенной.
Первоначально, храм был очень похож на собор Суздальского кремля. Перестройки изменили облик монастыря на более строгий, больше напоминающий монумент. Пилястры разделили стены на несколько частей. Очень грамотно выстроена галерея у стен собора, а красивая четырехскатная кровля из пяти барабанов завораживает.
Барабаны декорированы с помощью резьбы по камню с узкими и высокими окнами. Приделы храма также выполнены с куполами, только меньшего размера. Периметр храма задекорирован колонками.
Живопись на стенах храма сохранилась и по сей день. Потому и сегодня любой желающий может полюбоваться прекрасной работой иконописцев из Костромы, которых возглавили прекрасные мастера Гурий Никитин и Сила Савин.
Недалеко от алтаря нанесены изображения князей и царей России (династия Романовых), деяния которых церковь рассматривала как божественные. Стены в Евфемиевском приделе украшены расписными фресками с изображением жития его основателя.
На востоке захоронен Пожарский. Позже мавзолей разобрали, на его месте установили крест из камня. Восстановить часовню удалось в 2009 году, освящение которой состоялось в ноябре с участием первых лиц страны.
Успенская трапезная церковь
Одной из лучших и красивейших представительниц русского шатрового зодчества является Успенская церковь, которая была сооружена возле Спасо-Преображенского собора. В качестве декора здесь выступают лопадки, а также невероятной красоты арки и вставки из керамики. В восточной части храма находится предел мученика Диомида. В западной части Успенского храма находится трапезная палата, крыша которой сделана в виде «колпака».
Нижний этаж обустроен хозяйственными помещениями (хлебодарней, кухней), а на верхнем этаже расположен просторный зал для трапезы. Южная часть выстроена 2-хэтажным архимандритским корпусом.
Эта церковь достойный и яркий пример церковного величия и традиций верования того времени.
Монастырская звонница
С XVI — XVII века были построены сооружения, являющиеся звонницей, которая расположена возле главного входа в храм. В XVI веке возвели девятигранную церковь Иоанна Предтечи, где были колокола, которые пожаловали Василий Третий и его супруга.
Со временем, у церкви были возведены звоновые арки, образовав трехпролетную галерею с красивыми элементами декора в виде узоров. С помощью не большой башни, было произведено соединение храма и аркады, где и разместили часы с боем. Колокола того времени к сожалению не были сохранены. Теперь, ежедневно, доносится звон более десятка колоколов.
Хорошо, что современные люди могут наблюдать многие сохранившиеся величественные церковные строения, ведь это такая реликвия и память.
Никопольская больничная церковь
Никопольская церковь и находящаяся рядом больница, были построены вблизи Спасо-Преображенского собора. Тут происходил молебен монахов и заключенных. Из-за этого декорация церкви выполнена довольно скромно.
Заключение в Спасо-Евфримиевом монастыре
Восемнадцатый век ознаменовался для монастыря частым заточением власти неугодных лиц. Здесь организовали место для заключения так называемых безумцев. Позже, в заточении оказывались и люди в здравом уме, которые противоречили политике государства и церкви. Монастырь стал местом для заточения многих представителей духовенства, староверцев, сектантов, а также декабристов, участвовавших в восстании Пугачева.
Помещенные в тюрьму не могли знать, когда освободятся, так как никому не разъясняли, на какой срок их посадили. Чаще всего, освобождение происходило после исправления или по кончине.
Многие невиновные люди, которые были неугодны власти, были заточены в монастырь. Обвинения таким людям предъявляли в непосещении церкви, или в непризнании священников. Также, действия, которые могли мешать кому-то за пределами храма, не редко становились причиной заточения.
Людей, заключенных в тюрьму не переодевали, они находились в своих вещах.
В 1923 году на месте монастырской тюрьмы был организован лагерь, где занимались с теми, кого не устраивал Советский Союз. Спустя 12 лет, НКВД обустроило здесь тюрьму особого назначения.
В Великую Отечественную Войну в Спасо-Евфримиевый храм привозили советских людей, которые были в плену. По некоторым данным, в течение 12 месяцев тут проверили больше 8 тысяч человек. Большая часть таких людей отправлялась в Главное управление исправительно-трудовых лагерей и уничтожалась.
Отзывы туристов