Одной из довольно популярных московских улиц является Большая Садовая, которая служит частью Садового кольца, образованного после ликвидации Земляного вала, окружавшего московские слободы до 1816 года. Вместо земляного ограждения Москвы в то время стали строиться загородные особняки, окруженные садами.
Содержание:
- Триумфальная площадь
- Памятник Маяковскому
- Концертный зал им. П. Чайковского
- Театр Сатиры
- Гостиница «Пекин»
- Театр Моссовета
- Сад «Аквариум»
- Булгаковский дом
- Театр МОСТ
- Дом Ф.О.Шехтеля
Большая Садовая улица продолжает Садовую-Кудринскую и заканчивается Триумфальной площадью, откуда обычно туристы начинают двигаться в сторону Патриарших прудов. На этой небольшой части Садового кольца, составляющей всего 500 метров, находится 14 домов, и о каждом из них можно рассказать интересную историю. Сегодня здесь расположено несколько популярных московских театров, знаменитый Булгаковский дом, Сад "Аквариум" и много других достопримечательностей.
По Большой Садовой улице туристы обычно гуляют от Триумфальной площади
Триумфальная площадь
Метро Маяковская
Триумфальная площадь, хорошо известная туристам по наличию там памятника Владимиру Маяковскому, Театров Сатиры, Моссовета и Ансамбля им. Моисеева, находится на Садовом кольце. Название площади уходит корнями в 16 век, когда здесь находились Тверские ворота Земляного города, ставшие впоследствии Триумфальными.
Триумфальная площадь соединяет Большую Садовую и Садовую-Триумфальную улицы
Дело в том, что через нынешнюю площадь проходила дорога из Москвы в Тверь, а сама территория площади являлась во второй половине 16 века частью крайнего пограничного ограждения города в виде сначала Деревянных стен, а затем Земляного вала, ограничивающего, так называемый, Земляной город. За воротами находились поля, которые постепенно стали прирастать слободами. Внутри Земляного города, около въезда, проживала стража, охраняющая ворота. Их называли воротниками. А самой первой слободой с наружной стороны ворот стала Тверская-Ямская, где проживали ямщики и прочий служилый народ, обслуживающий Тверской тракт. Позднее здесь стали селиться и купцы.
Через Тверские ворота Земляного города совершался въезд в столицу и выезд из нее
Тверские ворота долгое время служили торжественным въездом для иностранных послов, ехавшим к московскому государю. Когда же столицей России стал Санкт-Петербург, то данный въезд использовался российскими императорами при посещении Москвы. А въезд для императоров должен быть торжественным! Поэтому с 18 века Тверские ворота стали украшаться триумфальными арками, которые были деревянными и часто гибли при пожарах. Возводились здесь арки и по поводу триумфальных побед в виде Ништадтсткого мира (1722), которые были увенчаны статуей Славы. Сгоревшие арки заменялись новыми. Они устанавливались здесь при посещении Елизаветы Петровны (1742) и Екатерины Великой (1762 и 1775), к приезду Павла Первого (1797). Таким образом ворота стали именоваться Триумфальными.
К коронации Николая Второго Триумфальная площадь украшалась красивыми павильонами
Именно установка триумфальных арок стала основой для образования площади. Частично были ликвидированы дворы ямщиков, мешающие торжественным эскортам, и на образовавшемся площадном пространстве сформировался рынок. До начала 19 века вал Земляного города находился по обе стороны Тверских ворот, около которых располагались каменные полицейская будка и дворовые дома купчихи Тройлиной. К 1805 году земляной вал и ров были выровнены. Именно в это время Триумфальная площадь оформилась в нынешних границах. Она была окружена каменными зданиями, среди которых имелись гостиницы, трактиры и т.д. Сама же площадь долгое время оставалась торговой.
Триумфальную арку начала 19 столетия, к победе над Наполеоном, установили уже не здесь, а на Тверской заставе, после чего данная площадь стала именоваться как площадь Старых Триумфальных ворот. Ко дню коронации Николая Второго площадь украсилась просто красивым деревянным павильоном.
В 19 столетии каменная Триумфальная арка украсила Тверскую заставу
В начале 20 столетия в перестроенном трехэтажном доме на южной стороне площади Шарль Омон организовал театр антреприз, позднее театр перешел к И.Зону. Далее за ним было построено здание Цирка братьев Никитиных. Напротив Цирка находился Театр варьете «Альказар». С севера в 1913 году площадь украсилась кинотеатром А.Ханжонкина и Торговым обувным домом братьев Видоновых, построенном в 1904 году в стиле модерн. В центре площади был разбит сквер.
Так выглядела Триумфальная площадь в начале 20 столетия
В советское время площадь носила имена Янышева (1920), и Маяковского (1935). В 30-е годы она была очищена от сквера и покрылась асфальтом. Вместо театра Омон, в котором после революции до ареста работал Мейерхольд, было построено жилое многоэтажное здание со станцией метро и Концертный зал П.Чайковского. В середине 50-х годов в многоэтажку был перестроен и кинотеатр Ханжонкова, став одним их зданий Совета министров СССР. В западном углу площади (Большая Садовая, 5) появилась гостиница «Пекин» (1955).
В середине 30-х годов Триумфальная площадь лишилась сквера со всеми деревьями
Северо-восточный угол площади в 20 столетии занимало также театральное здание, где функционировал Театр Охлопкова и кинотеатр. А с конца 30-х до 70-х годов прошлого века это здание было занято Государственным театром кукол. Такая массовая концентрация театральных организаций в рамках одной площади дала ей второе, неофициальное, название – Вторая Театральная площадь.
До 70-х годов 20 века на площади функционировал московский Театр кукол
С 1958 года центр площади украсился Памятником В.Маяковскому (автор А.Кибальников), около которого регулярно стали проводиться поэтические чтения. В начале 60-х годов под площадью Маяковского появился транспортный туннель. В 70-е годы было снесено здание бывшего театра «Альказар». В начале 21 века проводится реконструкция площади, которой было возвращено историческое название (2015).
Памятник Маяковскому
Триумфальная площадьЛегенда гласит, что идея установить памятник известному певцу революции Маяковскому на площади его имени принадлежит непосредственно Сталину. Якобы, проезжая очередной раз через площадь, вождь всех народов возмутился отсутствием памятника революционному поэту и лично указал место, где этот памятник должен был быть установлен.
Площадь получила имя Маяковского раньше, чем на ней появился Памятник поэту
Работа по установке памятника началась в 1940 году, но ее прервала Великая Отечественная война. После войны этот вопрос был снова поднят, и в результате проведенного конкурса на проект памятника, который состоялся в виде выставки в Историческом музее, работа была доверена скульптору А.Кибальникову и архитектору Д.Чечулину.
Шесть лет шла работа над изготовлением памятника, а его местоположение определилось перемещением деревянного макета, изготовленного в натуральную величину, по площади. Таким образом, был выбран наиболее удачный ракурс.
Место для установки Памятника Маяковскому выбирали очень тщательно
Наконец, в 1958 году (28 июля) произошло торжественное мероприятие по открытию памятника. В присутствии многочисленных зрителей выступали государственные деятели, поэты и писатели. Мероприятие закончилось поэтическим марафоном, в котором приняли участие не только официальные поэты, но и поэты-любители. С этого дня у Памятника Маяковскому поэтические чтения стихов стали проводиться регулярно.
Место около Памятника Маяковскому стало популярным место сбора любителей поэзии
Фигура Владимира Маяковского, установленная на 4-метровом гранитном постаменте, выполнена из бронзы, ее высота составляет 6 метров. Поэт революции изображен в позе уверенного в себе человека, читающего свои стихи публике. Скульптору А.Кибальникову за данную работу присудили Ленинскую премию.
Концертный зал им. П. Чайковского
Триумфальная площадь, 4
Можно сказать, что Большая Садовая улица начинается от здания Концертного зала им.П.Чайковского, в котором сегодня проводятся репетиции и выступления Государственного оркестра им.Е.Светланова и Академического симфонического оркестра Московской филармонии, Ансамбля народного танца им.Моисеева и Хора им.Пятницкого, а также прочих известных коллективов.
Концертный зал им.Чайковского находится на Триумфальной площади
Фасадная часть Концертного зала с 10-колонным портиком, выходящая на Триумфальную площадь, является важной составляющей всего площадного ансамбля. Это здание украшает площадь с 50-х годов 20 столетия (архитектор Д.Чечулин). До этого здесь находилось дореволюционное строение театра «Буфф», в котором с 20-х годов работала труппа театра Мейерхольда.
Такое театральное здание досталось Мейерхольду в наследство от Омона
Известный режиссер-новатор мечтал реконструировать театральное здание и сделать его самым большим и современным театром столицы. В 30-е годы начались работы архитекторов над проектами этого здания, а в 1933-м был даже построен просторный зал с амфитеатром в виде эллипса, архитекторы несколько раз менялись, над проектами работали С.Вахтангов, А.Щусев и Д.Чечулин. Менялись со временем и архитектурные тенденции от конструктивизма к классицизму.
Театр, возглавляемый Мейерхольдом, функционировал до 1938 года
К завершению строительства Мейерхольда арестовывают, и театр ликвидируют (1938). В правом углу здания начали строить станцию метрополитена, а остальной недострой передали под Концертный зал им.Чайковского (тогда он назывался Московская филармония). В 1940 году, после окончания строительных работ, Концертный зал торжественно открылся. Это произошло через полгода после расстрела Мейерхольда.
Выше колоннады находится горельефное панно с изображением различных видов музыкального искусства (скульптор А.Маннанникова). Здесь можно увидеть Танцоров, Гармониста и т.д. Интересно, что проект данного горельефа был создан в 30-е годы прошлого века, а установлен только в 2022 году.
Проект горельефа, размещенный над колоннадой, был сделан в 30-х годах
В Концертный зал привозят немецкий орган, на котором когда-то музицировал сам Петр Ильич. Инструмент привезли из Санкт-Петербурга, где он находился в известном храме Невского проспекта Петропавловской церкви. Но во время переезда орган получил повреждения, и в 60-е годы его заменили на чешский орган, и сегодня считающийся самым большим в стране.
Концертный зал открылся в октябре 1940 года к 100-летнему юбилею великого композитора. В период Великой Отечественной войны Концертный зал не был эвакуирован, он продолжал работать и давать концерты, даже когда в нем не было отопления. Подвальное помещение стало бомбоубежищем, а на крышу установили зенитные установки.
Открытие Концертного зала отмечалось целую неделю (1940)
В 1962 году в Концертном зале проводится Международный конкурс им.Чайковского, ставший впоследствии регулярным. Кроме него в зале начали проводиться и другие мероприятия в виде творческих вечеров известных артистов, писателей и поэтов (Б.Окуджавы, Б.Пастернака, А.Вознесенского и т.д.), тематических циклов «Звезды оперы», «Европейские виртуозы», «Оперные шедевры» и прочее, а также органных вечеров. На сцене Концертного зала проходили гастроли известных зарубежных коллективов из Вены, Лондона, Норвегии, а также отечественных театрально-музыкальных коллективов. В этом зале происходит вручение премии им.Шостаковича и других престижных наград.
Сцена Концертного зала им.Чайковского - одна из престижных в стране
Само здание имеет довольно сложную планировку. Его прямоугольная глухая часть с колоннадой занята непосредственно Концертным залом. Часть, содержащая большое количество окон, относится к репетиционным залам, административным помещениям и входу на станцию метро, которая занимает подвал и цокольный этаж.
Интерьер Концертного зала очень красив и торжественен. Его украшают мраморные лестничные пролеты фойе, зимний сад с витражными окнами, кессонное оформление потолков и т.д.
Посетить Концертный зал им.Чайковского надо хотя бы раз в жизни
В самом зале сохранилась первоначальная планировка, выполненная при Мейерхольде: овальный объем, стиль конструктивизма, пространственное обобщение зала и сцены. В начале 21 столетия зал был реконструирован в новой концепции пространства, но с возвращением ему исторического облика 30-х годов 20 века. С 2019 года началась капитальная реставрация фасадной части здания.
Театр Сатиры
Большая Садовая, 18
В 1924 году в результате объединения коллективов камерного театра миниатюр «Кривой Джимми» и Театра кабаре «Летучая мышь» сформировалась труппа московского Театра сатиры. С театром также сотрудничали журналисты из сатирических изданий. Начав с комедийного жанра театральных постановок, энтузиасты этой группы, полностью перешли на сатирические рельсы в своем творчестве. Именно поэтому театральный коллектив стал называться «Театром сатиры», во главе которого на первом этапе стояли Г.Холмский (режиссер), В.Типот (драматург) и Д.Гутман.
Театр Сатиры примыкает к зданию Концертного зала им.Чайковского
В начале деятельность новой театральной труппы шла в подвале одного из домов Большого Гнездниковского переулка. Там можно было посмотреть водевиль или комедию на бытовую тему, в том числе и из классического репертуара (Мольер, Гольдони и т.д.). В 1930 году «Театру сатиры» предоставляется помещение на Триумфальной площади.
В военные годы театральные группы артистов выступают во фронтовых частях и госпиталях. В поствоенное время Театр Сатиры функционировал на Малой Бронной. В тот период востребованность данного театра у зрителя очень упала. Спасли положение в начале 50-х годов постановки самых популярных пьес В.Маяковского (режиссер С.Юткевич). Позднее здесь ставились пьесы А.Твардовского о Василии Теркине, А.Островского и т.д. Зрелищность и популярность спектаклей значительно возросла. В конце 50-х гг театральный коллектив даже совершил гастрольный выезд в Польшу.
Место Театра Сатиры до 50-х годов занимало бывшее здание Цирка Никитиных
В 1955 году постоянным местоположением Театра сатиры снова становится Триумфальная площадь. Под него перестроили дореволюционное здание бывшего Цирка Никитиных (1911), которое находилось на юге Триумфальной площади, в свое время возведенное архитекторами Б.Нилусом и А.Гуржиенко.
Кстати, цирк по своему техническому оснащению был очень передовым, его манеж опускался и вращался, здесь проводились водные шоу. Нынче как память о цирковом здании сохранилась купольная часть здания. В середине 20-х гг. 20 столетия содержать животных становится невозможно, и Цирк закрывается. Освободившуюся площадь занял Московский мюзик-холл, ставший со временем Театром Оперетты. В романе «Мастер и Маргарита» именно этот Мюзик-холл фигурирует как театр «Варьете». А затем строение занял Театр Сатиры.
Долгое время Театром Сатиры руководил В.Плучек
А с 1957 года до 2000 режиссером театра был В.Плучек. При нем в театре собралась звездная труппа с Верой Васильевой, Ольгой Аросевой, Андреем Мироновым, Александром Ширвиндтом, Михаилом Державиным, Романом Ткачуком и т.д.
Самыми известными спектаклями Театра сатиры в 60-70-х годах 20 века стали «Ревизор», «Горе от ума», «Женитьба Фигаро», «Дон Жуан» и другие. В середине 80-х годов 20 века театр получает заслуженное звание академического.
В Театре Сатиры работал звездный состав российских артистов
Гостиница «Пекин»
Большая Садовая, 5
По диагонали от Театра Сатиры, с противоположной стороны, находится Гостиница «Пекин», являющаяся доминантой всей Триумфальной площади. Башенная часть этого строения украшена гигантскими часами. Этот исторический памятник сталинской архитектуры появился на Триумфальной площади к 1958 году, хотя начало его строительства архитектором Д.Чечулиным датируется 1939 годом.
Строительство гостиницы "Пекин" можно назвать долгостроем
За долгий период строительства, естественно, полностью изменился смысл предназначения здания. Изначально оно задумывалось как главное здание НКВД для размещения здесь ГУЛАГа (главного управления лагерей). И именно для этого оно и было спроектировано Д.Чечулиным, занимающимся в то время созданием общего ансамбля Триумфальной площади.
События Великой Отечественной войны прервали строительство на целое десятилетие. Только в середине 50-х годов было принято новое решение о строительстве здесь гостиницы «Пекин», которая должна была стать символом дружбы Советского Союза и Китая. Архитектор изменил проект с использованием уже построенного, и в 1958 году гостиница начала функционировать.
И сегодня в гостинице "Пекин" можно остановиться на период пребывания в Москве
Номера в 11-этажном отеле были выполнены с повышенной комфортностью. На первом этаже размещался ресторан, в котором было два основных зала: с русской и китайской кухнями. До начала 90-х годов прошлого века это был единственный китайский ресторан в Москве. Интерьер китайского зала поражал посетителей ручной росписью стен и колон, деревянными панелями и ширмами, картинами из китайского шелка, китайскими вазами и статуэтками.
В этой элитной московской гостинице номера сдавались Аркадию Райкину и Марине Влади, Дин Риду и Марселю Марсо. В период проведения Олимпийских игр (1980) здесь проживали американские болельщики. Сегодня, кроме гостиницы здесь функционируют клубные заведения и различные офисы.
Театр Моссовета
Большая Садовая, 16
Как и у Театра Сатиры датой основания Театра Моссовета также является 1923 год. Его создателем стал С.И.Прокофьев. Данный театр создавался в новой советской России как театр пролетариата при Московском губсовете профсоюзов в виде передвижного театрального ансамбля из 9 человек, который показывал свои спектакли в рабочих клубах.
Показ одного из спектаклей – «Савва» Л.Андреева - с большим успехом прошел в Колонном зале Дома Союзов, после чего данный коллектив официально стал именоваться театром. Первое собственное помещение театр получил в 1924 году на территории летнего сада «Эрмитаж». Через год директором театра становится Е.Любимов-Ланской, который постепенно расширил репертуар и стал сотрудничать с современными молодыми драматургами. Пьеса одного из них – В.Билль-Белоцерковского «Шторм» принесла коллективу огромную популярность. Потом появились постановки «Ржавчина», «Мятеж» и т.д.
Театр Моссовета находится позади Театра Сатиры
Театр старался отражать злободневные темы, освещаемые в печати. Постепенно выбор тем мельчал, актуальность и зрелищность утрачивалась. Ни приглашение в коллектив мхатовских актеров, ни гастроли не спасли ситуацию. К концу 30-х годов 20 века у театра началась полоса кризиса.
Любимов-Ланской решил пригласить на должность главного режиссера ученика К.Станиславского и Е.Вахтангова - Ю.Завадского (1940). После этого в репертуар вошли такие классические спектакли как «Трактирщица» и «Машенька». Ученики Завадского стали вливаться в труппу театра. В обновленный театр зритель пошел на Ф.Раневскую и В.Марецкую, Л.Орлову и Р.Плятта, Г.Жженова и М.Терехову и т.д.
В Театр Моссовета зритель ходил на Ф.Раневскую и В.Плятта
В годы войны находящийся в эвакуации театр показывал свои спектакли в Алма-Ате и Чимкенте, на линии фронта и в госпиталях. С 1942 года директором театра становится Ю.Завадский, которому было присвоено звание – Народный артист РСФСР. В 1943 году театральная труппа возвращается в столицу, а в 1947 году из-за аварийного состояния театрального здания, труппа переезжает в ДК на площадь Журавлева.
С 1954 по 1959 год на территории Сада «Аквариум» шло возведение нового театрального здания (архитектор М.Жиров), куда труппа переехала после завершения строительства. В 1964 году театр стал академическим, а в 1973 – был награжден орденом Ленина. Спектакли малых форм шли в созданном «Театре в фойе», а затем на «Малой сцене» (1978).
Среди участников Театра Моссовета было и есть много известных артистов
Ю.Завадский проработал в театре до 1977 года, до самой своей смерти, оставив в наследство огромный репертуар и методологию постановки пьес. В 90-е годы 20 века произошла реконструкция театрального здания. Сегодня театр Моссовета востребован и популярен. А находится он в Саду «Аквариум».
Сад «Аквариум»
Большая Садовая, 16-14
После Театра Сатиры по этой же четной стороне Большой Садовой улицы находится территория Сада «Аквариум». Данный сад ведет свою историю от 60-х годов 19 столетия. До этого времени данный пустырь частично принадлежал Новодевичьему монастырю, возделовавшему здесь огороды. Другая часть земли была занята мелкими собственниками.
В конце 70-х годов 19 века практически все земли оказались в руках семьи Малкиель – известных собственников Елисеевского магазина. В 1892 году они сдали эти земли в аренду для проведения Первой московской электрической выставки Техническим обществом. Выставка, открытая самим Саввой Мамонтовым, проработала полгода с большим успехом и показала выгодность месторасположения сада для массовых мероприятий.
К концу 19 столетия на месте выставки был организован сад для увеселений публики
В 1893 году территория сада, арендованная М.Лентовским, была превращена в место увеселений под названием «Чикаго». Здесь появилось деревянное строение оперного театра, открытая сцена и эстрада для хора и оркестра. Считается, что в оформлении садовых строений принимал участие известный московский архитектор Ф.Шехтель, который имел несколько собственных домов в районе Патриарших прудов.
Сад «Чикаго» стал пользоваться огромной популярностью. Публика с удовольствием гуляла по его тенистым аллеям, любовалась водопадным фонтаном, ажурной железной башней с иллюминацией в виде гирлянд и каменным гротом.
Сад "Аквариум", как и сегодня, привлекал посетителей своей зеленью и фонтанами
Содержание театра и садовых сооружений требовало много средств и сил, из-за нехватки которых сад начал переходить из рук в руки. Роль антрепренера после Лентовского перешла к балерине и хореографу Л.Гейген, которая сама участвовала в выступлениях, затем к И. Соловейчику, оснастившему сад электрическим освещением.
Когда сад был арендован французом Шарлем Омоном, он стал называться «Аквариумом» по аналогии с санкт-петербургским садом. При Омоне строятся два театральных здания: «Буфф» для зимних выступлений и «Олимпия» для летних. Впоследствии строится еще большой Камерный театр для всесезонных выступлений.
Театр Омона "Буфф" находился на месте Концертного зала Чайковского
Сад «Аквариум» уверенно занимает свою нишу в театральной жизни Москвы. Здесь ставятся оперы и выступают тяжелоатлеты. В начале 20 столетия, когда «Аквариумом» занимаются новые хозяева в виде спекулянта Лидваля и собственницы хора Сытовой, здесь вновь проводится реконструкция устаревших строений, а репертуар смещается в сторону цыганских хоров и оперетт, костюмированных шествий и обозрений типа «Полет на Луну». В этот период на гастроли в «Аквариум» приезжали мусульманские труппы и «старинный театр» Санкт-Петербурга, здесь устраиваются зимние фестивали ледовой скульптуры катания на роликах в закрытом павильоне, летние выступления «Летающего балета» и группы пантомимистов.
В театрах "Аквариума" проводились турниры по борьбе
В конце концов, очередные владельцы тоже разоряются, и сад переходит к новому арендатору - «русскому негру» Федору Томасу, который сумел снова наладить работу театров и садовых развлечений. Но тут пришла революция и Федор Томас уезжает из России.
В советские годы на садовой сцене шли сатирические спектакли, выступали джаз-оркестры, в том числе и Леонида Утесова, работали мюзик-холлы, а затем и Театр оперетты. После Великой Отечественной войны был построен новый театр, которому было присвоено имя Моссовета. Сад превратился в зеленое «фойе» для двух театров - Сатиры и Моссовета. В период реконструкции сада конца 20 столетия сад украсился фонтанами, которые были названы «Аполлоном», «Ручьем» и «Сатиром». Они работают в летний период с 11 часов до вечера. Позади Аполлона расположена полукруглая колоннада с бронзовыми статуями Мельпомены и Талии.
Статуя Аполлона - одна из самых известных сада "Аквариум"
Очень красив декоративный грот, состоящий из водной раковины и искусственного ручья. В центре грота расположена голова Медузы Горгоны, из змеиных пастей которой вода падает в раковину. Также в саду растет Дерево российской культуры (1995), вдоль дорожек имеются декоративные светильники и скамейки.
По саду «Аквариум» очень приятно гулять как в дневное, так и в вечернее время суток, когда включается подсветка и территория сада превращается в очень уютный островок покоя и релакса.
По вечерам в саду "Аквариум" включается подсветка
Далее мы проходим мимо Военного университета Министерства обороны (Большая Садовая, 14), построенного в стиле сталинского конструктивизма в первой половине 30-х годов 20 века (архитектор А.Щусев). Здание строилось Механико-электротехническому институту им.Ломоносова, но его отдали переведенной из Ленинграда в Москву Военно-политической академии им.Ленина. А следующим зданием после Военного университета является знаменитый Булгаковский дом.
Булгаковский дом
Большая Садовая, 10
Бывший доходный дом начала 20 столетия, принадлежавший когда-то владельцу табачной фабрики «Дукат» Илье Пигиту, сегодня известен всем как Дом Булгакова, ведь знаменитый автор «Мастера и Маргариты» жил в этом доме в 20-х годах прошлого столетия. Вместе с женой они занимали квартиру под номером 50, в которой сегодня размещается Музей-театр Булгакова.
Булгаковским домом называется дом по Большой Садовой под номером 10
Здесь Булгаковым были написаны многие известные произведения в виде «Белой гвардии», «Дьяволиады», «Роковых яиц» и т.д. Сама же квартира №50 стала одним из персонажей «Мастера и Маргариты» в образе «нехорошей квартиры».
Музейная экспозиция, открытая в 2007 году и размещенная в пяти комнатах, рассказывает о жизни и творчестве писателя. Здесь можно увидеть редкие и интересные фотодокументы, а также отрывки из фильмотеки, составленной по экранизированным произведениям М.Булгакова. Также здесь можно увидеть макет Памятника Булгакову, выполненный скульптором А.Рукавишниковым для установки его в сквере Патриарших прудов. Барельеф этого же скульптора на тему Мастера и Маргариты украшает вход в музей.
В романе "Мастер и Маргарита" Булгаков дает дому другой номер - 302 БИС
Прелюдией к посещению музея, находящемся на 4 этаже, служат подъездные стены, расписанные почитателями писателя. Здесь можно увидеть цитаты из романа, рисунки, иллюстрирующие произведение и т.д.
В самом музее имеется две экспозиции: литературная и историческая, которые объединены коридором, наполненном спецэффектами. Посетители проходят по Гардеробной с экспонатами из чемоданов, зонтов и шляп, заглядывают в Синий кабинет, воссозданный по воспоминаниям современников писателя.
Гостиная квартиры Булгакова наполнена аурой писателя
Есть в музее экспозиция, рассказывающая об истории дома № 10 и модель коммунальной Кухни 20-х годов 20 века, где можно увидеть настоящий примус, так же фигурирующий в романе о Мастере. В общественном пространстве Гостиной и Белой залы с антикварной мебелью сегодня проводятся концерты, лекции и спектакли.
У подъезда Музея Булгакова посетителей встречают Коровьев и Кот Бегемот
Кстати, в этом доме под номером 10 проживало множество представителей творческой интеллигенции, например, Петр Кончаловский и Василий Суриков. Во время посещения одной из квартир этого коммунального дома, Сергей Есенин встретил там Айседору Дункан, ставшую затем его женой.
Дом № 10 помнит не только Булгакова, но и многих других известных людей
Театр МОСТ
Большая Садовая улица, 6
Следующий дом по улице Большая Садовая имеет номер 6. Он возводился в виде доходного дома для дореволюционного предпринимателя В.Арндольда архитектором В.Гашинским в 1916 году. Сегодня здесь функционирует труппа Московского открытого студенческого театра, или сокращенно Театра МОСТ.
Дом № 6 строился как доходный в начале 20 столетия
Театральный коллектив, начавший свою деятельность в 2000 году, позиционирует себя приемником традиций старейшей студенческой театральной труппы Московского университета (1756). Именно из актерской труппы университетского театра был сформирован коллектив Имперского Московского театра (1806), положившего начало Малому и Большому театрам.
В советское время при МГУ также функционировал театральный коллектив в виде студии. Ее руководителем в 1957 году стал Ролан Быков, при котором студия стала Студенческим театром. Пристанищем нового театрального объединения стала Домовая церковь святой Татьяны при МГУ. В первом же спектакле этого театра «Такая любовь» довелось сыграть студентке Ие Саввиной. Также начинать здесь свою актерскую карьеру довелось А.Демидовой, Г.Полонскому, Е.Шифрину и многим другим актерам. Свои режиссерские навыки в этом театре отрабатывали С.Юткевич и М.Захаров, В.Мотыль и Р.Виктюк, В.Фокин и многие другие. В стенах этого театра родилась джаз-рок-группа «Несчастный случай». Постановки этого театра неизменно вызывали широкий общественный резонанс, привлекали внимание и создавали популярность у зрителя.
Студенческий Театр МОСТ не останавливается на достигнутом, а все время движется вперед
В середине 90-х гг. прошлого века домовая церковь возвращается верующим. Студенческий коллектив временно остался без помещения. Сначала репетиции шли в спортзале, с 1999 года уже с названием МОСТ - в университетском Доме Культуры. С 2010 года труппа театра переезжает в собственное помещение на Большую Садовую улицу.
Театр МОСТ небольшой, но вполне интересен для посещения
В 1983 году руководство студенческим театром было доверено заслуженному деятелю искусств Е.Славутину. В 2022 году театр МОСТ присоединяется в Театру Моссовета.
Дом Ф.О.Шехтеля
Большая Садовая, 4
Территория Патриарших прудов неразрывно связан с именем известного московского архитектора Ф.О.Шехтеля, который построил здесь множество зданий не только для московской элиты, но и для своей семьи. Он был немцем по рождению. Его дед переехал в Саратов из Баварии в середине 60-х годов 18 столетия. Родившись Франц-Альбертом, талантливый молодой человек во взрослом возрасте принимает православие и становится Федором Осиповичем.
Федор Шехтель был перешедшим в православие потомственным немцем
Так случилось, что после смерти отца, являющегося единственным кормильцем семьи, Шехтели переезжают в Москву и 16-летнего Федора берет под свое покровительство П.Третьяков. Он знакомит юношу с известным архитектором А.Каминским. Это знакомство перерастет в тесное сотрудничество.
Вся творческая биография Шехтеля пронизана поиском совершенных архитектурных форм. Вначале (вторая половина 19 столетия) он предпочитал работать в русском и готическом стилях. Как архитектор он принимал участие в проектных конкурсах на возведение Исторического музея и здания Московской Думы, занимался оформлением интерьера главного здания Нижегородской ярмарки, по личной просьбе А.Чехова возводил здания в Таганроге. Самыми его известными работами в Москве являются реконструированный Ярославский вокзал, Московский художественный театр и многие другие.
В доме, построенном Шехтелем в Таганроге, размещен музей градостроительства и быта
Очень интересным фактом биографии этого признанного мастера архитектуры является отсутствие у него диплома архитектора. По семейным обстоятельствам Шехтель не мог посещать занятия в Академии, и был отчислен. Так что, он всю жизнь работал без диплома, но это не помешало ему достичь огромных успехов в своем деле.
В начале 20 столетия Шехтель становится приверженцем стиля модерн, и все последующие годы он работает именно в нем, став одним из основателей русского модерна. Очень много московских особняков построено архитектором для купечества, и большая часть из них находится именно в окрестностях Патриарших прудов.
Дом № 4 - последний особняк Шехтеля, взведенный в стиле неоклассицизма
Имя архитектора увековечено и в названии аллеи, которая начинается после дома №8 и сквера, здесь же расположенного. Аллеи и скверу имя Шехтеля было присвоено в 2016 году. На территории сквера можно увидеть Поклонный крест, который установлен здесь как напоминание об утраченном Ермолаевском храме бывшей Патриаршей слободы. Ермолаевская церковь 17 столетия, находившаяся между 6-м и 8-м домами, была уничтожена в 30-е годы 20 века. Именно в этом храме Федор Осипович принимал православие в 1915 году, и здесь же в 1926 году его отпевали.
Аллея Шехтеля и Поклонный крест находятся на месте снесенной Ермолаевской церкви
В шаговой доступности от этой аллеи можно осмотреть пять строений Шехтеля. И самое близкое из них, это упомянутый выше собственный особняк (до №4), возведенный в 1910 году. Этот особняк находится сразу же за доходным 6-этажным строением. Это третье и последнее сооружение, построенное архитектором для своей семьи, выполнено в неоклассическом стиле.
Фасад особняка включает в себя одноэтажное строение с аркой для проезда, украшенной фризом из античных фигур с отсылкой к храму Парфенона, (слева) и ассиметричной 2-этажной правой части с 4-колонным портиком, трехчастным окном и дизайном фасада в стиле ампир. Это изящное трехчастное окно в виде портика является центром всей архитектурной композиции.
Центром композиции дома Шехтеля является трехчастное окно
Внутренние строения комплекса выполнены более динамично и размещены вокруг 2-этажного выставочного холла, где экспонировались работы друзей и детей архитектора. Позади особняка находилось Московское архитектурное общество, возглавляемое Федором Осиповичем.
Этот дом помнит не только членов семьи и друзей Шехтеля. Здесь часто бывал молодой В.Маяковский, друживший с детьми архитектора. Частыми гостями Шехтелей были также художница Н.Гончарова и философ П.Флоренский. После революции, лишившей архитектора всей собственности, его особняк был занят Р.П.Эйдеманом, являющимся крупным государственным и военным деятелем, а сам Шехтель доживал свою жизнь, отданную украшению столицы, с семьей дочери.
Ермолаевский храм, в котором крестили и отпевали Шехтеля, снесли в 30-е годы
В довоенный период особняк Шехтеля заняли под ясли, в послевоенный период здесь разместили детский дом. В 1957 году особняк заняли службы КГБ. В постперестроечный период 20 столетия, с 90-х годов, заброшенный особняк облюбовали бомжи, растапливающие антикварными мебельными гарнитурами и деревянным декором интерьера старинные камины. С 1993 года этот памятник архитектуры взял под свое крыло фонд «Стратегия», который полностью его восстановил и которым он теперь владеет. Доступ туристам туда закрыт.
Восстановленный интерьер особняка Шехтеля увидеть рядовым посетителям невозможно
Следующий за Домом Шехтеля дом №2 является надстроенным Доходным домом Страстного монастыря, построенного в начале 20 столетия. А дома, находящиеся на противоположной стороне №1 и №3 построены в конце 30-х годов 20 века в качестве жилого фонда.
Дома № 1 и 3 были построены в довоенный период, а позже достроены вверх на три этажа
На перекрестке с Малой Бронной улицей Большая Садовая переходит в Садово-Кудринскую улицу. Свернув на улицу Малая Бронная, мы выходим непосредственно к Патриаршим прудам.
Отзывы туристов