Удивительный и притягательный для туристов город Стамбул интересен своим восточным колоритом, архитектурными сооружениями и многочисленными базарами, султанскими дворцами и узкими улочками. Мусульманский Стамбул ведет свою многовековую и очень захватывающую историю с середины 15 столетия, когда в завоеванный византийский Константинополь Мехмед Второй переносит столицу огромной Османской империи. С того времени и до 1922 года в Стамбуле проживали все османские султаны. И хотя официально название города вплоть до 1930 года оставалось - Константинополь – по сути, с 15 века он стал совсем другим городом с новым вероисповеданием и другим жизненным укладом.

Содержание:

  1. Начало османского периода Константинополя
  2. Развитие Истамбула после Мехмеда Второго
  3. Русская эмиграция в Стамбуле
  4. Турецкая республика
  5. Современный Стамбул

За пять столетий своего обновленного существования в качестве столицы обширной Османской империи Константинополь восстановил значение города как крупного центра международной торговли, утраченное в последние годы существования Византийской империи, и превратился на долгое время в весомый политический, религиозный и экономический центр мира.

В сегодняшнем Стамбуле история тесно переплетается с современным образом жизниВ сегодняшнем Стамбуле история тесно переплетается с современным образом жизни

Начало османского периода Константинополя

История мусульманского Константинополя началась с последней - кровавой и трагической страницы истории древнего средневекового города. Константинополь – созданный Константином Великим как столица Римской, а затем Византийской империи, просуществовал на побережье Мраморного моря с 4 по 15 столетье, и во времена экономического и политического подъема имел огромное мировое значение. Подробнее с историей Константинополя с момента его созидания на основе еще более древнего города Византия до трагического захвата его османскими войсками в конце мая 1453 года можно познакомиться здесь.

Византийский Константинополь занимал большую площадь и был хорошо укрепленВизантийский Константинополь занимал большую площадь и был хорошо укреплен

Падение некогда великого и богатейшего города мира, как и полагалось в Средние века, сопровождалось грабежами, мародерством, убийствами и насилием. Сам Мехмед Второй въехал в завоеванный город на белом коне и, согласно легенде, сразу же направился в его духовный центр – Софийский собор, где совершил мусульманское богослужение, после чего повелел превратить данный храм в главную городскую мечеть. Уже в начале июня Софийский собор в качестве мечети Айя-София начал проводить священные мусульманские пятничные молитвы.

Считается, что и Константинополь, который в простонародье назывался Стамбулом уже давно (ведь по-гречески это означает «город»), Мехмед хотел назвать на османский манер Истамбулом, но официально это название в тот период не закрепилось. Гораздо чаще город в турецком варианте называли Константинийе. Хотя название Истамбул фигурировало и в обиходе, и в некоторых источниках. Например, в 18 столетии султан Мустафа Третий в своих сочинениях именовал город Истамбулом (городом ислама).

Мехмед Второй хотел назвать город Истамбулом, но официально тот оставался КонстантинополемМехмед Второй хотел назвать город Истамбулом, но официально это название не утвердилось

По подсчетам историков, после завоевания Константинополя 60-70 процентов его населения было депортировано или продано в рабство. Богатейшие храмы и дворцы были разграблены. Были разрушены не только городские укрепления, но и укрепления за городскими стенами, например, в районе Галаты, а также экспроприировано все вооружение генуэзцев, хотя им было оставлено право исповедовать христианство. В самом Стамбуле практически все храмы были преобразованы в мечети, оснащенные минаретами, михрабами и минбарами. 

Бывшие православные храмы переоформлялись на мусульманский манерБывшие православные храмы переоформлялись на мусульманский манер

Подробнее о преобразовании Софийского собора в мечеть Айя-София можно прочитать здесь.

Несмотря на активное внедрение мусульманства в облик и образ жизни города, были сохранены некоторые константинопольские символы, среди которых оказались все обелиски Ипподрома и Колонна Юстиниана с его статуей на Площади Августеон, переименованной в Площадь Айя-София. Правда, статую Юстиниана в скором времени все-таки сняли, а позднее отправили на переплавку. Об истории Ипподрома и его уникальных обелисках подробнее можно узнать здесь. А о византийских достопримечательностях Стамбула, дошедших до наших дней - тут.

На турецких гравюрах 16 века можно увидеть все обелиски ИпподромаНа турецких гравюрах 16 века можно увидеть все византийские обелиски Ипподрома

Золотые ворота Константинополя, на которые киевский князь Олег некогда прибивал свой щит, после взятия византийского Константинополя были замурованы, а чуть позже вошли в образованную крепость Едикуле (Семибашенный замок), сохранившиеся строения которой можно посетить и сегодня. Основными городскими воротами стали ворота Харисейские, через которые Мехмед Второй въехал в побежденный город.

Основной задачей новых властителей города стало не только его религиозное перерождение, но и экономическое, и политическое возрождение, утраченное к концу существования византийского  Константинополя. В опустевший после жестоких боев город приглашались на пмж ремесленники и торговцы из различных турецких провинций и городов. Приезжали в опустевшие византийские дома также евреи из Салоник, греки с Эгейского моря, бурские армяне и т.д. Большие торговые льготы были отданы на первых порах венецианцам и генуэзцам. Практически с момента становления Истамбула начал формироваться армянский городской квартал.

Постепенно Константинополе вновь наполнялся жизньюПостепенно разрушенный Константинополе вновь наполнялся жизнью

Начавшееся в городе крупномасштабное восстановление разрушенных зданий и строительство новых архитектурных комплексов создавало новые рабочие места для строительных специалистов. Создание новой городской администрации и управленческого аппарата, в которые могли входить только мусульмане, притягивало сюда грамотных и образованных турков, имеющих опыт чиновничьей работы.

Для православных, частично вновь приехавших, а частично оставшихся жителей Константинополя, недолго функционировал Храм Святых Апостолов, принявший на себя роль кафедрального собора, а затем эти функции перешли к Церкви Богородицы Паммакаристы. Городские христиане должны были жить в своих кварталах, носить особую одежду, не приобретать оружия и платить специальные налоги.

Постепенно Константинополь приобретал внешние черты города мусульманскогоСо временем Константинополь приобретает внешние черты города мусульманского

В самом начале становления Истамбула, в качестве султанской резиденции в районе константинопольского Форума Феодосия был сооружен Эски-Сарай, а в очень скором времени начал создаваться мощнейший дворцовый комплекс Топкапы, прослуживший впоследствии 25-ти османским правителям. А уже отстроенные сооружения Эски-Сарая, среди которых сохранился знаменитый Изразцовый дворец, находящийся сейчас в ведении Археологического музея, впоследствии стали заселяться вдовами и неугодными наложницами султанов.

Кроме переоборудования существующих православных храмов в мечети, строились и новые мечети, первой из которых стал храм Султана Эйюпа (1458 г.). Он был сооружен в месте предполагаемой гибели знаменосца пророка Мухаммеда – Абу Айюб аль-Ансари в период противоборства арабов и Константинополя, а конкретно при осаде византийской столицы в 70-е годы 7 столетия. Могила погибшего знаменосца и сегодня является почитаемой мусульманской святыней, а район вокруг мечети, ранее находящийся за городскими стенами, называется Эюп.

Храм Султана Эйюпа стала первой сооруженной, а не переделанной мечетьюХрам Султана Эйюпа стал первой сооруженной, а не переделанной мечетью

В 1460-70 годы на месте варварски снесенного Собора Святых Апостолов со всеми захоронениями императоров Византии вырастает комплекс Соборной мечети Фатих, являющийся сегодня одним из интересных туристических объектов Стамбула. Создавались и другие мечети. Причем в строительстве новых мусульманских храмов преимущественно использовался опыт и стиль византийских строителей.

Развитие Истамбула после Мехмеда Второго

Появление мечетей и других турецких сооружений постепенно меняло внешний вид города, придавая ему ярко выраженный восточный колорит. Особенного расцвета Истамбул достиг в период правления Сулеймана Великолепного, который являлся султаном Османской империи на протяжении почти 50 лет (1520-1566 гг). Мечеть Селуймание, сооруженная в этот период, стала священным мусульманским храмом Стамбула. Наряду с ней, город украсился и другими мечетями, медресе, дворцами и парками. Появился прекрасный банный комплекс Роксоланы, был существенно перестроен Дворец Топкапы, сооружаются новые стены, мосты и т.д.

Одним из выдающихся правителей Османской империи был Сулейман ВеликолепныйОдним из выдающихся правителей Османской империи был Сулейман Великолепный

При Сулеймане Великолепном, жизни и деятельности которого посвящен всемирно известный сериал «Великолепный век», границы влияния Османской империи существенно раздвинулись за счет постоянных войн против стран западной Европы (Венгрии, Чехии, Боснии, Герцеговины, Славонии, Трансильвании и т.д.). Велись захватнические войны и с рядом стран Персидского залива. Доходили османские войска и до Молдавского княжества и в отдаленные восточные районы.

Все покоренные государства, кроме материальных и человеческих потерь после разорения городов и пленения жителей, должны были выплачивать огромные контрибуции. Таким образом, все военные победы войск Сулеймана обогащали государство и его столицу, что позволяло ей процветать и застраиваться богатыми и красивыми зданиями.

Константинополь в начале османского периода вновь становился богатым и красивым городомКонстантинополь в начале османского периода опять становился богатым и красивым городом

Считается, что последним султаном, при котором закончилось созидание крупных градостроительных объектов в европейской части Истамбула был Ахмед Первый (начало 17 века), инициатор возведения Голубой мечети, в мавзолее которой он и был впоследствии захоронен.

Голубая мечеть напоминает нам о времени правления Ахмеда ПервогоГолубая мечеть напоминает нам о времени правления Ахмеда Первого

С середины 17 столетия начинается экономическое и политическое ослабление Османской империи, которое не позволяло вливать денежные средства в развитие  столицы. Но в середине 19 столетии развитию Стамбула вновь начало уделяться некоторое  внимание. Именно в этот период при султане Абдул-Меджиде Первом, приверженце западной культуры, появляется новая султанская резиденция в виде дворца Долмабахче. Этот прекрасный дворцовый комплекс на побережье Босфора и сегодня поражает воображение своей масштабностью, изысканным стилем барокко, роскошью и великолепием.

Дворец Долмабахче - одна из привлекательнейших достопримечательностей СтамбулаДворец Долмабахче - одна из привлекательнейших достопримечательностей Стамбула

Абдул-Меджиде как довольно прогрессивный политический деятель провел несколько административных реформ, в результате которых появились национальные гимн и флаг, было реорганизовано законодательство наподобие наполеоновского кодекса. Кроме того, немусульман стали брать на армейскую службу, в стране стали внедрятся такие технические достижения как телеграф и железнодорожное сообщение.

Именно в правление Абдул-Меджиде Первого проходила печально известная россиянам Крымская война. Однако, несмотря на отдельные положительные моменты, в правлении данного султана было совершено много ошибок, и к концу его жизни и правления султанская казна опустела. Последними правителями угасающей и слабеющей Османской империи оказались четыре сына Абдул-Меджиде от разных жен.

Абдул-Меджиде Первый дал империи последних османских правителейАбдул-Меджиде Первый дал империи последних османских правителей

Хронологически последним правителем Османской империи является Абдул-Хамид Второй (1876-1909 гг), успевший соорудить еще один дворец – Йылдыз, около которого разбивается прекрасная одноименная парковая зона, являющаяся сегодня одним из интереснейших туристических объектов. В начале своего правления этот султан подписывает конституцию и создает парламент, но впоследствии все зачатки демократии он сводит на нет, усиливая абсолютную монархию, наводнив страну цензурой, полицейским террором и шпионами.

В начале правления Абдул-Хамида Второго происходит довольно известная Русско-турецкая война 1877-1878 года, направленная со стороны России на помощь в освобождении Балканских народов от турецкого ига. Внутри Османской империи в этот период небывалого пика достигла  межнациональная вражда, происходили многочисленные армянские погромы с тысячами человеческих жертв. Расцветали взяточничество, казнокрадство, военным не выплачивались зарплаты, торговля, земледелие и промышленность приходили в состояние упадка. Страна стремительно падала в экономическую яму.

Абдул-Хамид Второй был последним официальным султаном Османской империиАбдул-Хамид Второй был последним официальным султаном Османской империи

Абдул-Хамид Второй был низложен в результате Младотурецкой революции 1908 года, проведенной организацией «Единение и прогресс». Элитная часть правительства Эрдогана сегодня делает попытки создания культа Абдул-Хамида Второго, оказавшегося последним османским султаном.

В результате Младотурецкой революции на престол номинально был возведен Мехмед Пятый. Но политическая стабилизация в стране не состоялась. Конституция не стала действующим законом, да и само младотурецкое движение постепенно утратило свою привлекательность. В 1911 году появилась довольно популярная партия «Свобода и согласие», оппозиционная «Единению и прогрессу». В результате межпартийной борьбы произошел государственный переворот 1913 года, после которого правительство возглавил триумвират трех пашей – Энвера, Талаата и Джемаля.

Младотурецкая революция положила начало периоду государственных переворотов в странеМладотурецкая революция положила начало периоду государственных переворотов в стране

Новое правительство 1913 года вышло из состава Лондонской мирной конференции и вступило в союз с Германией, что втянуло страну в события Первой Мировой войны.

Русская эмиграция в Стамбуле

Период русской эмиграции начала 20-х годов оказал существенное влияние на развитие Стамбула. После Первой Мировой войны (с 1918 по 1923 годы) Стамбул был оккупирован войсками Атланты, в связи с чем именно сюда стекались основные потоки белогвардейской эмиграции и эмиграции гражданского населения постреволюционной России из Одессы, Новороссийска и Ялты. Некоторые исследователи считают, что корабли Атланты перевезли в Стамбул из России в этот период более 200 тысяч человек, хотя возможно их было в разы больше. Проезжали через Стамбул писатель В.Набоков и племянница Л.Толстого, певец А.Вертинский и многие другие. Долгое время здесь жил писатель А.Аверченко, художники Н.Перов и Н.Калмыков и многие другие артисты и музыканты.

Многие русские эмигранты жили в полной нищетеМногие русские эмигранты жили в Константинополе в полной нищете

Стамбул для русских эмигрантов был первым городом, куда они могли уехать из охваченной революцией России. Кто-то затем переезжал дальше на Запад – во Францию, Германию, Америку и т.д. Кто-то задерживался здесь надолго. Считается, что наплыв русской эмиграции оказал очень большое влияние на стамбульских жителей, сделав им прививку российской цивилизацией. Ведь именно русские эмигранты начали первыми активно открывать в городе кафе и рестораны, чайные и бары, многие из которых работали по ночам, что было очень непривычно для Стамбула.

Русские женщины эмигрантки вели очень активный образ жизниМногие русские женщины-эмигрантки вели очень активный образ жизни

Русские женщины зародили традицию торговли цветами на улицах, открывали кондитерские и модные салоны, давали уроки музыки и языков. Открывались в Стамбуле русские студии живописи и фотографии, театры-кабаре и даже пляжи для отдыха у воды, где русские женщины купались в купальниках. Например, русский оперный певец В.Смирнов, эмигрировавший в Стамбул, открыл здесь завод по производству водки «Смирнов». Ресторан русской кухни «Рижанс» княгини Шеринской функционирует и сегодня под названием «1924 Истамбул».

Русские эмигранты проводили балы, знакомили турецкое население с операми и балетами. Может быть, именно та русская прививка проявляется в жизни сегодняшнего туристического Стамбула. Даже ночная жизнь в Стамбуле кипит, достаточно погулять по улице Истикляль с ее ночными развлечениями в виде шопинга, ресторанов, уличных музыкантов и т.д.

В русских ресторанах процветали островки России, выступали певцы и музыкантыВ русских ресторанах процветали островки России, выступали певцы и музыканты

К 1927 году количество русских эмигрантов практически сходит на нет, ведь им изначально разрешалось находиться в Стамбуле только до этого срока. А с 1932 года в стране работает закон, запрещающий иностранцам работать в Турции. Те, кто все-таки остался в Стамбуле и закончил там свою земную жизнь, покоятся ныне на греческом кладбище в микрорайоне Шишли среди православных других национальностей (болгар, греков, турков и т.д.).

Многие русские эмигранты закончили свой жизненный путь в СтамбулеМногие русские эмигранты закончили свой жизненный путь в Стамбуле

Посетить это кладбище русским туристам будет очень интересно и волнительно. А находится оно недалеко от торгового комплекса «Джевахир». Несколько десятков потомков белых русских эмигрантов живут в Стамбуле и сегодня, стремясь сохранить свою культуру, религию и память о России. Их ряды пополнили русские эмигранты 90-х годов, покинувшие Россию после развала СССР.

Турецкая республика

На период активного воздействия русской эмиграции на жизнь Стамбула приходится и революционное изменение статуса турецкого государства, которое произошло после окончания Первой Мировой войны. Дело в том, что Османская империя оказалась проигравшей стороной в Первой Мировой войне, что привело к ее распаду, полной капитуляции и оккупации войсками Атланты.

Прогрессивные силы страны начали борьбу за создание нового свободного турецкого государства, независимого от султанского правительства и оккупационного режима. А возглавил эту борьбу видный военный деятель, генерал бывшей османской армии Мустафа Кемаль. В сентябре 1919 года он собрал Сивасский конгресс, на котором были оглашены основные направления действий для возрождения страны.

Сивасский конгресс стал началом организационной борьбы за новую ТурциюСивасский конгресс стал организационным началом борьбы за новую Турцию

В апреле он организовал и провел в Ангоре (Анкаре) первое заседание Великого Национального Собрания Турции, на котором его избрали главой парламента непризнанного правительства. Новое правительство начало военные действия одновременно по нескольким направлениям – против номинального султана, против армян, против греков и против войск Атланты. Для решения поставленных задач они даже захватывали британских заложников.

Большую моральную, финансовую и военную помощь правительству Кемаля оказывала молодая Советская Россия и конкретно сам В.И. Ленин. Российское правительство фактически признало правительство Кемаля и не только заключило с ним «Договор о дружбе и братстве», но и на безвозмездной основе отправляло в Турцию оружие, самолеты, военное снаряжение, золото и прочее.

Турецкой революции активно помогала Советская РоссияТурецкой революции на первых порах активно помогала Советская Россия

По всей стране шли непримиримые военные действия, турки убивали православных греков и армян, те в ответ убивали турков. Межнациональная и межрелигиозная резня была закончена в июне (24-ого) 1923 года после подписания Лозаннского мирного договора, и началась мирная депортация греков из Анатолии. В начале октября того же 1923 года армия Кемаля вошла в Константинополь. А уже 29-ого октября состоялось провозглашение Турецкой республики, первым президентом которой стал Мустафа Кемаль.

Созданная республика позиционировалась как светское государство, основанное на конституционном законодательстве. Конституция Кемаля действовала до 1961 года. С приходом к власти республиканского правительства в стране было проведено множество реформ: появилась единая светская система образования, единый Гражданский кодекс и т.д. Был проведен ряд мероприятий, направленных на подъем промышленности, сельского хозяйства и банковской системы.

Мустафа Кемаль стал первым президентом Турецкой республикиМустафа Кемаль стал первым президентом Турецкой республики

Из политической жизни страны исчезли такие институты как султанат и халифат, а руководство страной осуществляла единая Народная партия. Женщины получили равные права с мужчинами, появились законы об изменении в одежде и головных уборах, о присвоении фамилий и т.д. Кстати, Кемаль после принятия Закона о фамилиях по решению парламента получил фамилию Ататюрк (отец турок).

Основой всей деятельности правительства Ататюрка было создание сильного единого моноэтнического государства, все граждане которого были объявлены турками. Все другие национальные этносы не признавались, и все другие языки, кроме турецкого, были запрещены, автономные общины, как например, еврейская, были ликвидированы. Долгое время шла борьба против национальной борьбы курдов, которая закончилась депортацией их на западные земли страны.

Имя Ататюрка свято для Турции и сегодняИмя Ататюрка свято для Турции и сегодня

Личность и деятельность Ататюрка культивировались и привела к созданию «культа личности», который после его смерти только усилился. Для захоронения первого президента в Анкаре был сооружен Мавзолей-усыпальница, повсюду устанавливались памятники Ататюрку и развешивались его портреты. Почитание Ататюрка сохраняется в Турции и в наши дни.

При Ататюрке изменилось название и статус Константинополя, который с 1930 года стал официально именоваться Истамбулом, а с 1923 город перестал быть столицей государства, которая переместилась в Анкару. Хотя сам Ататюрк жил в Стамбуле во дворце Долмабахчи более 10 лет, где и умер в ноябре 1938 года в возрасте 57 лет в комнате под номером 71.

В комнате Ататюрка все сохранено так же, как было при его жизниВо дворце Долмабахче в комнате Ататюрка все сохранено так же, как было при его жизни

Современный Стамбул

Даже после того, как функции столицы государства перешли в Анкару (1923 г.) Стамбул продолжал развиваться как торгово-промышленный и коммерческий центр страны. Во время Второй Мировой войны правительство Турции занимало выжидательную позицию и держало нейтралитет до самого окончания войны. После войны в стране была сформирована многопартийная система, что едва не привело в 60-е годы к Гражданской войне.

В 60-70-е годы Стамбул находился под гнетом политической и экономической нестабильностиВ 60-70-е годы Стамбул находился под гнетом политической и экономической нестабильности

Борьба Демократической партии с оппозицией закончилась в 1961 году военным переворотом, с последующим роспуском правительства, парламента и казнью наиболее видных представителей Демократической партии. Было создано новое правительство, избран новый двухпалатный парламент, Конституция Ататюрка была заменена новой, исправленной. Но количество партий в стране продолжало увеличиваться. Это не привело к стабилизации положения в стране, которую раздирали партийные интересы и противоречия. Только в течение 70-х годов к власти поочередно приходило более десятка правительств!


Очередной военный переворот сентября 1980 года привел к власти Кенана Эврена, который в очередной раз распустил парламент и запретил деятельность всех политических партий. Начались массовые политические репрессии. В 1982 году была принята новая Конституция. После того начался некоторый подъем экономики, развитие мелкого и среднего предпринимательства. Но к концу 80-х и особенно в 90-е годы стали активизироваться происламские партии, стремящиеся к реставрации ислама.

Несмотря на политическую нестабильность Стамбул оставался крупнейшим городом страныНесмотря на политическую нестабильность Стамбул оставался крупнейшим городом страны

Одним из лидеров исламской партии «Рефах» был и мэр Стамбула – Реджеп Эрдоган, который в конце 90-х годов четыре месяца провел в тюремном заключении за свою происламскую деятельность. Сегодня на основе партии «Рефах» функционирует «Партия справедливости и развития», являющаяся на данный момент правящей.


С начала 2000-х годов «Партия справедливости и развития» стала правящей и направила развитие страны на подъем турецкого бизнеса, на стабилизацию положения в стране, на сближение с Евросоюзом, на снижение влияния военных в политике и т.д. С 2003 года Р.Эрдоган возглавил правительство, с 2013 года стал лидером «Партии справедливости и развития», а в 2014 года на первых в стране всенародных выборах Эрдоган становится Президентом Турции.

С 2014 года Президентом Турции становится ЭрдоганС 2014 года Президентом Турции становится Р.Эрдоган

Стамбул был в эпицентре всех политических событий страны. Сказались на нем и экономические  кризисные ситуации, но сегодня он активно участвует в развитии экономики, в частности в одной из важнейших ее сторон – туризме. Город разрастается, гармонично сочетая в себе историческое прошлое и техническую современность. Здесь функционируют аэропорты и метро, имеются красивые современные мосты и скоростные трамваи, отлично развита сеть отелей и ресторанов, что привлекает в город миллионы туристов из всех стран мира.

Знаменитый Дворец Топкапы ежедневно посещают сотни туристовЗнаменитый Дворец Топкапы ежедневно посещают сотни туристов

Но особую уникальность Стамбулу придает его историческое прошлое, сохранившееся в архитектуре и городской застройке. Сегодняшний Стамбул – это узкие старинные запутанные улочки с маленькими кафе и многочисленными сувенирными магазинчиками, это уникальные архитектурные памятники византийской и османской культур, это удивительные водные просторы Мраморного моря и знаменитого Босфора. 

Сегодняшний Стамбул наполнен яркими красками и звуками жизниСегодняшний Стамбул наполнен яркими красками и сочными звуками жизни

Здесь есть, где погулять, отдохнуть, чему удивиться и чем восхититься. Здесь никогда не будет скучно или неинтересно. Краски, звуки, силуэты Стамбула навсегда запечатлеваются в памяти и сердцах туристов.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также: