Адрес: Улица Ат Мейданы

Одним из крупнейших объектов древнего Константинополя и реальным центром его общественно-политической жизни был городской спортивно-развлекательный центр в виде Ипподрома. Он был ярким свидетельством античного образа жизни и состоял из закольцованной трассы для конных состязаний и трибун для зрителей. Центр Ипподрома – разделительный барьер в виде прямой аллеи - был украшен символичными скульптурами, торжественными колоннами и стелами, часть из которых была доставлена сюда из других центров древней цивилизации.

Содержание:

  1. История Константинопольского Ипподрома
  2. Достопримечательности Ипподрома


До сегодняшнего дня дошла только центральная разделительная аллея, все остальное было постепенно поглощено новыми строениями османского периода, но представить себе силу, мощь и размеры античного константинопольского ипподрома вполне можно и сейчас.

Так выглядел константинопольский Ипподром в 4-15 векахТак выглядел константинопольский Ипподром, созданный в 4 веке

История Константинопольского Ипподрома

Центральная часть бывшего византийского Ипподрома сегодня отходит от основного исторического центра – Площади Султанахмет – в виде улицы Ат Мейданы. Интересно, что строительство Ипподрома было начато еще в начале 3 столетия завоевавшим город Византий императором Септимием Севером. В 30-х годах 4 века Константином Первым (основателем Константинополя) территория септимивского Ипподрома была перестроена и расширена почти до 5,5 гектаров, обеспечивающих почти 100 тысяч посадочных мест. Вход в этот развлекательный центр под открытым небом находился с севера, где-то в районе нынешнего Немецкого фонтана.

Хлеб и зрелища были основными приоритетами Римской империи, и эта традиция продолжила свое развитие и в Восточной Римской империи, и затем в Византийской. И хотя сами зрелища со временем и с принятием христианства существенно поменялись (гладиаторские бои были вытеснены цирками и ипподромами), но страсти во время соревнований оставались такими же сильными и непримиримыми. Часто болельщики доходили до драк, которые могли перерасти в бунты.

Заезды лошадиных колесниц были самыми популярными развлечениями константинопольцевЗаезды лошадиных колесниц были самыми популярными развлечениями константинопольцев

Болельщики определенных колесниц, как правило, состояли в группе аналогичных болельщиков, а все группы делились по цветам, показывающим принадлежность к определенной партии. Наиболее крупными группами были приверженцы голубого цвета (венеты) и зеленого (прасины), хотя были еще представители красных и белых партий. Данные цвета символизировали основные стихии – воду, землю, огонь и воздух.

Эти партийные группировки не только болели за свои колесницы, но и содержали их. К тому же, все они были довольно существенной политической силой, и императоры частенько поддерживали одну из них. Например, знаменитый Юстиниан со своей женой Феодорой благоволили партии венетов, в которую входили крупные землевладельцы и сенаторская аристократия. Купцы и промышленники в то время составляли партийное руководство прасинов. Существенным фактором деления партий были в те времена и религиозные разногласия, ведь христианство еще только набирало обороты, и единства среди них не было.

Гравюра О.Панвинио сохранила вид Ипподрома накануне падения КонстантинополяГравюра О.Панвинио сохранила для нас вид Ипподрома накануне падения Константинополя

Часто Ипподромы становились не только спортивной ареной, но и ареной политических баталий. Например, самый крупный городской бунт раннего средневековья против правительства, произошедший в Константинополе в правление Юстиниана, был напрямую связан именно с Ипподромом и с партиями болельщиков. А дело было так.

В январе 532 года во время проведения очередных конных состязаний представители партии прасинов обратились к присутствующему на Ипподроме императору с целью наказать чиновников, злоупотребляющих своим положением. Перепалка была довольно серьезной и закончилась арестом возмущавшихся. Троих из них приговорили к повешению. Надо отметить, что среди них были представители как прасинов, так и венетов.

Во время приведения приговора в действие, двое приговоренных сорвались с виселицы. По обычаю их укрыли в храме до ожидания помилования. На следующий день, опять же на Ипподроме, во время конных состязаний, представители обоих партий обратились к Юстиниану с просьбой о помиловании приговоренных. Но ответа получено не было, что спровоцировало бунт под лозунгом «Ника!», т.е. Победа.

Конфликт с императором вылился в самое громкое восстание КонстантинополяКонфликт с императором вылился в самое громкое восстание Константинополя

В бунте, который перерос в уличные бои, принимали участие представители всех партий, недовольные налоговыми сборами, произволом чиновников и другими социальными и религиозными несправедливостями. Бунтари освобождали заключенных из тюрем, сжигали дома знати, храмы и другие постройки. Восставшие вначале требовали ухода в отставку только неугодных министров, но в ходе восстания дело дошло до свержения и самого императора, новым императором был объявлен Гипатий. Константинополь был залит кровью. Готовился штурм Большого императорского дворца. Империя была на краю гибели. Император Юстиниан всерьез задумался о побеге.

Перелом в противодействии сил был достигнут благодаря некоторым выдающимся полководцам правительственных войск, в частности Нарсесу, армянину по происхождению, который смог убедить многих сенаторов в сохранении верности Юстиниану. Окончательное подавление восстания произошло в день предполагаемой коронации Гипатия (18 января), которое также должно было происходить на Ипподроме.

Император Юстиниан сумел подавить восстание, но цена этой победы была очень великаИмператор Юстиниан сумел подавить восстание, но цена этой победы была очень велика

Императорские войска организовали внезапное нападение на собравшихся на Ипподроме бунтовщиков, арестовали Гипатия и его брата Помпея, а также других высокопоставленных заговорщиков. Началась жестокая расправа над восставшими, в результате которой было убито от 30 до 35 тысяч человек. Гипатий с братом были казнены, а их трупы некоторое время находились на всеобщем обозрении для устрашения. Власть же Юстиниана после подавления восстания стала неограниченной.

В результате Восстания «Ника» Константинополь существенно пострадал, была уничтожена Базилика Святой Софии, сильно досталось Храму Святой Ирины и другим строениям. Юстиниан довольно оперативно начал восстанавливать город и возрождать утраченные храмы. Так появился новый Софийский собор, на долгие годы ставший главным храмом империи и самым крупным собором в мире.

Новый Софийский храм на многие годы стал крупнейшим и красивейшим в миреНовый Софийский храм на многие годы стал крупнейшим и красивейшим в мире

После завоевания Константинополя османами на территории бывшего Ипподрома в первое время проходили увеселительные мероприятия, ярмарки и т.д. Но постепенно эта территория начала уменьшаться в связи с возникновением новых построек – Дворца Топкапы, Дворца Ибрагим-Паши, Голубой мечети (Султанахмет) и т.д.

К 19 веку территория Ипподрома была поглощена новыми мусульманскими строениямиК 19 веку территория Ипподрома была поглощена новыми мусульманскими строениями

Сегодня это просто небольшая улица, начинающаяся от соединения Площадей Айя-София и СултанАхмет и заканчивающаяся Обелиском Константина. Здесь всегда много самостоятельных туристов и экскурсионных групп, которые знакомятся с достопримечательностями бывшего Ипподрома, относящегося к различным историческим периодам.

На юго-западе Ипподрома сохранилась часть наружной стены могучего сооружения древностиНа юго-западе Ипподрома сохранилась часть наружной стены могучего сооружения древности

Любознательные туристы могут осмотреть остатки сфенды ипподрома в виде археологического законсервированного объекта во дворце Ибрагима Паши, а также часть внешней стены с юго-западной стороны бывшего Ипподрома.

Достопримечательности Ипподрома

Когда-то Ипподром был довольно большой прямоугольной площадкой, вытянутой в длину на 400 метров и окруженной полукруглой трехсторонней Сфендой в виде зрительского амфитеатра. Мраморные скамейки для зрителей были оборудованы с возвышением каждого очередного ряда, последний из которых заканчивался подиумом в виде портика с кровлей, установленной на восьмиметровых колонах с капителями. В жару и в дождь над трибунами появлялось укрытие в виде матерчатого тента.

Фрагменты основных трибун Ипподрома запечатлены на пьедестале Египетского обелискаФрагменты основных трибун Ипподрома запечатлены на пьедестале Египетского обелиска

Кафисма – большая центральная ложа с местами для высшей знати и императорской семьи – составляла четвертую сторону территории Ипподрома. Сегодня на ее месте находится знаменитая Голубая мечеть. От Кафисмы шел крытый переход в Большой императорский дворец, а непосредственно под императорским балконом находилась площадка для музыкантов, под которой были выездные ворота для колесниц. Одним из главных украшений центрального входа на территорию Ипподрома было монументальное сооружение Квадриги.

Квадрига Святого Марка

Бронзовая античная квадрига (многофигурная конная скульптура) стала скульптурным символом созданного для конных скачек сооружения Ипподрома. Автором константинопольской квадриги считается Лисипп (брат Лисистрата), один из величайших скульпторов эпохи поздней классики 4 века до нашей эры.

Знаменитая Квадрига Лисиппа несколько веков украшала константинопольский ИпподромЗнаменитая Квадрига Лисиппа несколько веков украшала константинопольский Ипподром

Эта привезенная в Константинополь скульптура долгое время украшала стадион, где проводились популярные и очень азартные гонки колесниц. В начале 13 столетия, во время захвата Константинополя крестоносцами и установления в нем на некоторое время католицизма, кони квадриги были вывезены в Венецию, причем перед отправкой им отрезали головы. По прибытии в Венецию, где конные фигуры впоследствии украсили лоджию Базилики Святого Марка (Сан-Марко), головы лошадей соединили с телами, а образовавшиеся «швы» закрыли ошейниками.

Сегодня копия лисипповской Квадрики украшение Базилики Святого МаркаСегодня копия лисиппской Квадрики украшение Базилики Святого Марка

Данная уникальная квадрига и по сей день является символом Венеции, но находится она теперь в музее, а на лоджии собора ее заменила точная копия. Интересно, что во времена правления Наполеона эту античную скульптуру перевозили в Париж, но затем она была возвращена в храм Святого Марка. Кроме Квадриги, которая находится в Венеции, на территории бывшего Ипподрома остались некоторые обелиски разделительной полосы. Это Обелиски Феодосия и Константина, а также частично сохранившаяся Змеиная колона.

Египетский обелиск (Обелиск Феодосия)

Эта уникальная достопримечательность бывшего Ипподрома, украшавшая его разделительную полосу с 390 года (правление Феодосия Великого), называется Египетским обелиском потому, что он действительно был привезен из Египта, а хронологически создание этой каменной стелы относятся к середине 15 столетия до нашей эры!!! Тогда данный обелиск был установлен в древних Фивах в Великом Храме Атума-Ра-Амона в честь фараона Тутмоса Третьего. Таким образом, находясь в Стамбуле, можно познакомиться с уникальным свидетелем легендарной древнеегипетской цивилизации.

Египетский обелиск - одна из основных достопримечательностей ИпподромаЕгипетский обелиск - одна из основных достопримечательностей Ипподрома

Выполненный из асуанского розового гранита, этот почти 20-метровый четырехгранный обелиск начинается квадратом, а завершается пирамидальной вершиной. Обелиск оформлен египетскими надписями из иероглифов, египетскими символами и изображением фараона Тутмоса за руку с Богом Амоном-Ра. Все эти изображения и надписи посвящены победоносному походу Тутмоса в Месопотамию.

Привезти данный раритетный памятник в Константинополь мечтал сам Константин Великий, но его мечту решил осуществить его сын – Констанций. Однако тогда Обелиск смогли довести лишь до Александрии, где его оставили на побережье, и только спустя какое-то время при Феодосии памятник все-таки доехал до Константинополя.

Данный монумент украсил Ипподром при императоре ФеодосииДанный монумент украсил Ипподром при императоре Феодосии

Но во время длительной доставки и перевозки сначала на барже, потом на корабле гранитная составляющая египетского монумента треснула, и памятник распался на две части. Вот верхнюю 20-метровую его часть и подняли специальным устройством на предварительно сооруженный мраморный пьедестал, в один из фасадов которого была врезана водопроводная труба, ведь данное сооружение некоторое время выполняло функцию фонтана. Установление Египетского обелиска навечно связано с именами императора Феодосия и Прокла, который являлся префектом претория и проводил основные организационные работы по подъему обелиска. Их имена увековечены на пьедестале монумента.

На этом же пьедестале можно лицезреть самые яркие сцены из жизни Ипподрома. Например, главный фасад содержит барельеф со сценой награждения победителей заезда императором Феодосием. Здесь можно увидеть изображения членов императорской семьи и самых приближенных сановников, охрану и чиновников, зрителей, танцовщиков и музыкантов, развлекающих присутствующих между лошадиными забегами. Имеются здесь самые первые в истории из изображений духовых оргАнов.

Образ императора Феодосия в окружении приближенных сохранился в барельефе пьедесталаОбраз императора Феодосия в окружении приближенных сохранился в барельефе пьедестала

На других сторонах пьедестала также можно долго рассматривать изображения, сохранившие до нашего времени типичные фрагменты жизни константинопольского Ипподрома – императора и его двора, фрагмента состязания колесниц, сцену подчинения варваров и т.д. Так же долго можно изучать прекрасные, завораживающие египетские иероглифы и рисунки, переносящие нас совсем в другую эпоху и в другое географическое измерение.

Послания древнего Египта дошли до нас сквозь века и расстоянияЗагадочные послания древнего Египта дошли до нас сквозь века и расстояния

Таким образом, Египетский обелиск является уникальным синтезом двух великих эпох человеческой истории, воссоединившимся в православном Константинополе и сегодня являющимся уникальным памятником мусульманского Стамбула. Переживший века социальных, религиозных и политических бурь, этот монумент напоминает нам о далеком прошлом, которое может и не является таким уж далеким.


Обелиск Константина

Территорию разделительной зоны бывшего Ипподрома украшает еще один удивительный обелиск, носящий имя Константина. Этот обелиск, в отличие от Египетского, не является монолитным. Он сооружен из многочисленных каменных глыб, соединенных цементирующим раствором. Пьедесталом обелиска служит основание какой-то более ранней постройки, возможно относящейся к языческим временам города Византия.

Внешне Обелиск Константина не так экзотичен как ЕгипетскийВнешне Обелиск Константина не так экзотичен как Египетский

Считается, что эта каменная стела была установлена Константином Великим. Во всяком случае, точно известно, что в 10 веке данный монумент реставрировался императором Константином Багрянородным (Седьмой). Данный император интересен для русских туристов тем, что он оставил очень много историко-географических трудов с описанием традиционных церемоний, событий, народностей, взаимоотношений Константинополя с Россией и т.д. В частности, именно при его царствовании Константинополь посещала известная княгиня Ольга, которая и приняла здесь христианство, что так же записано Константином Седьмым.

Если бы знать на фундаменте какого древнего строения стоит данный обелиск Если бы знать на фундаменте какого древнего строения стоит данный обелиск

Во время реставрации Константиновского обелиска в первой половине 10 столетия его обшили позолоченными бронзовыми плитами, на которых были изображены военные победы основателя Македонской династии Василия Македонянина (9 век). Вершину обелиска украсил шар или женская скульптура. Данное отреставрированное сооружение приравнивали к одному из чудес света, о чем и говорит надпись, выбитая после реконструкции на пьедестале. Это был самый впечатляющий городской объект в те времена, ведь солнце и на восходе и на закате, отражаясь в позолоченных листах, посылало свет своих лучей во все стороны.

На исторической реконструкции константиновский обелиск находится справаНа исторической реконструкции константиновский обелиск находится справа

В начале 13 века, когда город был разграблен захватившими его крестоносцами, медные листы были сорваны и переплавлены в монеты. С тех пор, обелиск находится в довольно заброшенном состоянии. Негативно повлиял на него и захват Константинополя турками. Янычары, развлекаясь и упражняясь в ловкости, использовали обелиск в качестве скалодрома, забираясь на его вершину.

В 50-70-е годы 20 века изображение Обелиска Константина украшало 500-лировую турецкую банкноту.

Одно время Обелиск Константина находился на турецкой купюреОдно время изображение Обелиска Константина находилось на турецкой купюре

Змеиная колона

Между Египетским и Константиновским обелисками можно увидеть часть еще одного памятника, украшавшего разделительную зону константинопольского Ипподрома. Эта так называемая Змеиная колона появилась здесь в 4 столетии.

Сегодня то, что осталось от Змеиной колоны выглядит не очень презентабельноСегодня то, что осталось от Змеиной колоны выглядит не очень презентабельно

Создана же эта колона, завершающаяся когда-то тремя змеиными головами, была в 5 веке до н.э. древними греками в честь победы над персами в битве при Платеях и установлена в Дельфах – в святилище Аполлона. По назначению эта бронзовая колона, отлитая из трофейного оружия древних персов, была нижней частью жертвенного треножника. В Константинополь данная колона была перевезена и установлена на Ипподроме при Константине Великом и стала символом очищения города от ядовитых змей и скорпионов. Как и Египетский обелиск данная колона была приспособлена под фонтан, о чем свидетельствуют почти 30 отверстий в бронзовых змеиных телах.

Примерно так выглядела Змеиная колона, согласно реконструкцииПримерно так выглядела Змеиная колона, согласно реконструкции

Змеиные головы были утрачены спустя какое-то время после превращения Константинополя в Стамбул, ориентировочно в 18 столетии. Версий по их уничтожению есть несколько, но какая является правильной доподлинно не известно. Возможно, их уничтожили местные вандалы, возможно, кто-то из султанов. Так или иначе, но колона сегодня стоит в обезглавленном виде, а верхнюю часть одной из змеиных голов можно увидеть в Археологическом музее.

Фрагмент одной из змеиных голов находится в Археологическом музееФрагмент одной из змеиных голов находится в Археологическом музее

Сегодняшние туристы могут видеть только сплетенные змеиные обезглавленные тела, на которых были выбиты названия всех союзных греческих городов. Данные надписи на сегодняшний день практически стерты.

Немецкий фонтан

Немецкий фонтан в виде каменной беседки, находящийся в начале бывшего константинопольского Ипподрома, не имеет к Константинополю никакого отношения. Но поскольку он находится на том месте, где предположительно был вход на Ипподром, то надо сказать и о нем несколько слов.

Территория Ипподрома когда-то начиналась в районе нынешнего Немецкого фонтанаТерритория Ипподрома когда-то начиналась в районе нынешнего Немецкого фонтана

Это архитектурное строение в неовизантийском стиле появилось здесь на самом рубеже 19-начала 20 столетия, и явилось подарком немецкого кайзера Вильгельма Второго в честь его второго визита в Стамбул и закрепления союзнических отношений между Германией и Турцией (1898 г.).


Данное архитектурное сооружение, созданное в Германии немецкими архитекторами М. Шпиттом и Шёле, в разобранном виде было доставлено в Стамбул и собрано там, где сегодня и находится. Открытие фонтана произошло в самый начальный период правления Абдул-Хамида Второго – последнего османского султана. Поэтому под крышей беседки, базирующейся на восьми порфировых колоннах, находятся золотые мозаики в виде вензелей Вильгельма Второго и Абдул-Хамида Второго.

Среди мозаичного золота потолка фонтана находятся вензеля венценосных правителейСреди мозаичного золота потолка фонтана находятся вензеля венценосных правителей

Кроме вышеперечисленных архитектурно-исторических памятников, на территории бывшего Ипподрома можно посетить Мечеть Султанахмета (Голубую) и Мавзолей Султана Ахмеда Первого, входящий в ее комплекс. Эти сооружения находятся с левой стороны улицы Ат Мейданы.

С правой стороны улицы очень интересно посетить бывший Дворец Ибрагима Паши, в котором сегодня находится экспозиция Музея турецкого и исламского искусства. В этом дворце можно увидеть небольшой фрагмент законсервированных раскопок Ипподрома.

Под слоями земли Дворца Ибрагима Паши были обнаружены остатки сооружений ИпподромаПод слоями земли Дворца Ибрагима Паши были обнаружены остатки сооружений Ипподрома

Есть поблизости Ипподрома и другие известные достопримечательности. Например, Софийский собор, за которым находится Дворец Топкапы. Есть поблизости и Музей мозаики с уникальными экспонатами византийской мозаики 6 века, украшавшей когда-то Императорский Большой дворец Константинополя.

Сколько еще загадок таится в строениях константинопольского Ипподрома!!!Сколько еще загадок таится в земле константинопольского Ипподрома!!!

Территория бывшего Ипподрома располагалась в самом центре прославленного Константинополя, поэтому прогулка вокруг него – это путешествие вглубь истории и соприкосновение с очень далекой легендарной стариной.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также: