Ивановская площадь Кремля

Старейшей площадью Московского Кремля, наряду с Соборной, является площадь Ивановская. Это площадное пространство образовалось к концу 20-х годов 14 столетия, после возведения каменного храма-колокольни, посвященного Иоанну Лествичнику (Иван Великий) и разделившего единую прежде площадь перед княжеской резиденцией на две. Ближайшая к дворцу территория превратилась в Соборную площадь, а расположенная по другую сторону Колокольни – в Ивановскую.

Содержание:

  1. История Ивановской площади
  2. Достопримечательности Ивановской площади Кремля
  3. Утраченные достопримечательности Ивановской площади

В архитектурном отношении площадь Соборная сформировалась практически сразу и впоследствии менялась не существенно, а вот Ивановская пережила многовековую историю кардинальных застроек и перестроек. Здесь в разные времена стояли усадьбы известных бояр и князей, сменившиеся зданиями приказов, процветающие монастыри и Архиерейский дом, Малый Николаевский дворец, памятник Александру Второму и Корпус №14, относящийся к советскому периоду застройки. Сегодня территория Ивановской площади встречает посетителей, проходящих в Кремль через Спасскую башню, одной из первых и первой стремится поведать о своей многовековой истории!

Ивановская колокольня и дала название новой образовавшейся площадиИвановская колокольня дала название новой образовавшейся площади Кремля

История Ивановской площади

Итак, в конце 20 годов 14 века восточная граница периметра Соборной площади замкнулась новым строением - Колокольней Иван Великий. Пространство восточнее Колокольни стало именоваться площадью Ивановской, а сама площадь активно застраивается дворами самых именитых княжеских семей.

На карте 16 века частных строений уже нет, но появились другие строенияНа карте 16 века частных строений уже нет, их заменили другие строения

С 1365 года на севере этого площадного пространства, на землях существующего здесь с конца 13 века Ордынского подворья (резиденции для размещения представителей Золотоордынского ханства) начинает создаваться ансамбль Чудовой обители. Именно тогда данное подворье получил в подарок митрополит Алексий за исцеление ослепшей матери хана Джанибека, которая прозрела после его молитв. Вернувшись в Москву, Алексий заложил на землях бывшей золотоордынской резиденции храм в честь Чуда Архангела Михаила и основал при нем Чудов монастырь.

После исцеления матери хана Джанибека Алексий получил в награду земельный участок КремляПосле исцеления матери хана Джанибека Алексий получил в награду земельный участок Кремля

Надо также иметь в виду, что со второй половины 14 до начала 15 века Кремль расширил свои границы за счет перестройки кремлевских стен Иваном Калитой восточнее первоначальных. В связи с этим увеличилась и территория Ивановской площади.


Ближе к концу 15 столетия в правление Ивана Третьего многие княжеские имения переводятся в разряд казенных, для раздачи их служилым боярам и дворянам. В первых десятилетиях 16 столетия при князе Василии Третьем – отце Ивана Грозного – строится каменный храм Николы Гостунского, который становится восточной границей Ивановской площади. Считается, что одно время дьяком этой церкви был Иван Федоров, будущий основатель книгопечатания в России.

Храм Николы Гостунского сформировал восточную границу Ивановской площадиХрам Николы Гостунского сформировал восточную границу Ивановской площади

Данный храм в разное время именовался по-разному: вначале - Николой Мокрым, а затем - Николой Льняным. Первое название связано с тем, что в нем когда-то находился древнейший образ Николая Мокрого – одной из первых «чудотворных» икон Киевской Руси.Второе же название, скорее всего, связано с деятельностью московских купцов, а вот самое последнее название – Николы Гостунского - является данью привезенному сюда Василием Третьим Образа Николая Чудотворца из храма горы Гастунь, что под Тулой.

В первой половине 16 века Ивановская площадь значительно меняется, как внешне, так и по социальному статусу. Ведь в это время на площади перед Колокольней строится множество деревянных «дьячих изб», то есть местных чиновничьих контор, принимающих челобитные и решающих различные административные вопросы граждан Москвы и не только.

Данные конторы постепенно (с 16 века) начали именоваться приказами, количество которых постоянно увеличивалось. В Судебнике Ивана Грозного (1550) зафиксировано более 80-ти приказов! Например, стольник и дьяки Холопьего приказа вели учет и регистрацию всех зависимых людей (холопов), фиксировали их переход от владельца к владельцу, начало попадания в статус холопства и освобождение от него. Посольский приказ ведал внешней политикой, Стрелецкий – военными делами, Разбойный – бунтами в государстве и т.д.

Среди многих приказов не маловажное значение имел приказ АптекарскийСреди многих приказов не маловажное значение имел приказ Аптекарский

К концу 16 столетия в царствование Бориса Годунова начинается снос деревянных «дьячих изб», и их замена на каменные здания приказов. В этот период Ивановская площадь превращается в самую многолюдную площадь Москвы. Ведь здесь постоянно толпилось множество челобитчиков, а с ее центральной части громогласно оглашаются дьяками повеления и указы царя. Отсюда происходит известная поговорка – Кричать на всю Ивановскую. Оглашались приказы и на Красной площади с Лобного места. Иногда на Ивановской площади приводились в действие приговоры, вынесенные провинившимся, в виде телесных бичеваний.

Иван Великий в этот период был достроен специальным помещением для оказания юридических услуг населению. То есть здесь дьяки помогали составлять жалобы, оформлять различную юридическую документацию и проводили консультации.

Все новости и приказы оглашались на всю ИвановскуюНовости и приказы оглашались на всю Ивановскую площадь

Постепенно с середины 17 века архитектурная составляющая площади сильно изменилась и кардинально стала отличаться от её облика 14-15 столетий – элитный жилой кремлевский район стал крупным административным центром. По южной стороне комплекса Колокольни расположились двухъярусные строения приказов. Далее шли сохранившиеся дворовые строения бояр Мстиславских. Другая сторона Фроловской (Спасской) улицы была застроена комплексом Вознесенской обители. А угол заканчивался каменным боярским особняком Б.Морозова, одного из богатейших людей того периода. Эти палаты соприкасались с территорией Чудовой обители, а с 70-х годов 17 столетия отошли к этому монастырю.

В 16-17 веках строения приказов неоднократно перестраивалисьВ 16-17 веках строения приказов неоднократно перестраивались

Уже с конца 17 столетия деревянные строения приказов полностью исчезают с площади, а также и другие ветхие строение, среди которых были церкви и ненужные сооружения Мстиславской усадьбы. В это же время перестраивается Чудова обитель, и ее вход оформляется на Ивановскую площадь.

С 17 века вход в Чудов монастырь был оформлен с Ивановской площади. Худ. Ф АлексеевС 17 века вход в Чудов монастырь был оформлен с Ивановской площади. Худ. Ф Алексеев

В 18-м столетии вместо морозовского имения строится резиденция главы Московской епархии в виде Архиерейского дома. Во второй половине 18 столетия на видоизменение Ивановской площади повлияло желание Екатерины Великой возвести здесь огромный дворец, для чего снова сносится множество зданий, в частности и каменные приказы 17 столетия. Но проект гигантского дворца, спроектированный В.Баженовым, не был реализован. В первых десятилетиях 19 столетия будет снесена и историческая Гостунская церковь, а ее престол и святыни перенесутся в Колокольню Иван Великий. В 19 столетии Архиерейский дом становится Малым Николаевским дворцом - царской резиденцией, а сама площадь в это время превращается в Царскую. 

Малый Николаевский дворец повлиял на название площади. Она стала ЦарскойМалый Николаевский дворец повлиял на название площади. Она стала Царской

Последним дореволюционным объектом Ивановской площади будет мемориальный комплекс и Памятник Александру Второму (1898). Он не сохранился до нашего времени, как и строение Николаевского дворца,чье место будет занято 14-м корпусом Кремля. Площадь же снова станет Ивановской. Но со временем исчезнет и огромный 14-й корпус, который в 90-х годах украшал 500-рублевые купюры.

Строение 14-ого корпуса 1993 на банкнотах, как и сами банкноты, тоже сохранились лишь в историиСтроение 14-ого корпуса на банкнотах 1993 сохранились лишь в истории

Достопримечательности Ивановской площади Кремля

Колокольня Ивана Великого

Из сохранившихся архитектурных достопримечательностей дореволюционного прошлого Ивановской площади осталась только Колокольня Иван Великий, которая относится также и к Соборной площади.

Комплекс Колокольни "Иван Великий" делил преддворцовое пространство на две площадиКомплекс Колокольни "Иван Великий" делил преддворцовое пространство на две площади

Данная Колокольня не единичное строение, а архитектурный комплекс, состоящий из собственно Колокольни, Успенской звонницы и Филаретовой постройки. Истории этой знаковой достопримечательности, ее архитектурным особенностям и ее настоящему посвящена отдельная статья, с которой мы рекомендуем познакомиться здесь. А о других сохранившихся и обо всех исчезнувших исторических объектах этой части Кремля мы коротко расскажем ниже.

Царь-колокол

Колокола, как средство привлечения внимания людей, использовались во всем мире с дохристианского времени. Применялись колокола и на Руси - для созывала Вече в Новгороде, для сообщений о приближающемся набеге внешних врагов, для известия о пожаре и т.д. При появлении христианства и начала массового храмостроения, колокола, установленные на специальных звонницах, созывали людей на богослужения. 

Колокольный звон звучал на Руси с далеких временКолокольный звон звучал на Руси с далеких времен

На основе исторических документов считается, что уже в 17 столетии на Руси было более 4000 храмов, и каждый имел от пяти до десяти колоколов! В России производство колоколов началось с 15-16 столетий, но массовое их производство отечественными производителями относится к 17 веку. Тогда уже появились настоящие мастера колокольных дел, а колокола стали даже получать свои собственные имена.

Всем известен мастер Андрей Чохов, занимающийся отливкой колоколов и артиллерийских орудий в царствование Бориса Годунова. Его Царь-пушку также можно увидеть на Ивановской площади, а три его колокола, наибольший из которых именуется «Реутом», и ныне подают голоса с Успенской звонницы Ивана Великого. 

На Успенской звоннице по сей день звонят колокола А.Чохова!На Успенской звоннице по сей день звонят колокола А.Чохова!

В царствование Алексея Михайловича было известно имя мастера Григорьева, чьи колокола украшали Софийский собор Новгорода, Спасскую башню Кремля и т.д. Но его изделия время не сохранило. Известны были и литейные изделия династии Моториных. Голоса их колоколов звучали в Киево-Печерской и Троице-Сергиевой Лаврах, а самым известным их творением стал Царь-колокол – одна из сегодняшних «визитных карточек» Кремля.

Царь-колокол - литейное чудо с удивительной историей!Царь-колокол - чудо литейного производства с удивительной историей!

Тенденция отливать колокола гигантских размеров началась в 16 столетии, но отлив больших колоколов был сопряжен с определенными трудностями и совершался путем проб и ошибок. При Борисе Годунове голос 33-тонного колокола начал звучать над Ивановской площадью и звучал он 50 лет, пока не треснул при очередном пожаре. В середине 17 века при Алексее Михайловиче из меди этого треснувшего колокола мастерами Матвеевыми был отлит 130-тонный колокол, который прослужил всего год и был разбит во время звона. Его перезалил А.Григорьев, и данный колокол звонил еще около 50-ти лет, до очередного сильного пожара 1701 года, в огне которого он окончательно треснул. Но на этом его судьба не оборвалась.

В начале 30-х годов 18 века Анна Иоанновна приказывает вернуть расколотый колокол к жизни, перезалив разломанные его части еще раз, и увеличив при этом общую массу до 200 тонн. За данную работу согласился взяться собственник литейного заводика на Сретенке Иван Моторин с сыном Михаилом. Только переговоры по согласованию проекта, сметы и подготовка к работе потребовали двухлетнего периода. К концу 1732 года изготовление колокольной формы было закончено, и с января следующего года начали готовиться непосредственно к отлитию. Учитывая огромный размер колокола, работы было решено проводить сразу же на Ивановской площади, где вырыли 10-метровую яму, в которую поместили форму. Рядом расположили несколько литейных печей и приспособление для подъема кожуха. К остаткам металла расколотого колокола был добавлен 20-тонный состав олова с медью. После проведения всей подготовки и ритуального богослужения в Успенском соборе в ноябре 1734 года началась плавка металлической массы.

Отливка в яме огромного колокола оказалась очень сложным технологическим процессомОтливка в яме огромного колокола оказалась очень сложным технологическим процессом

На площадке по изготовлению нового колокольного гиганта было занято около 200 рабочих. Но оказалось, что одновременная плавка огромного количества металла – дело хлопотное и сложное, едва не приведшее к пожару, ибо печи начали выходить из строя, а ремонтировать их в рабочем состоянии было проблематично. Выяснились и другие технологические проблемы.

После смерти Ивана Моторина в августе 1735 года его работу продолжил сын Михаил. После починки печей и увеличения количества работающих до 400 человек, плавка металла возобновилась в ноябре 1735 года. В этот раз все прошло как должно. Полторы суток металл плавился, потом в течение почти часа заливался в форму. В результате был создан колокол уникальной величины - более 6-метровой высоты при 6-метровом диаметре. После остывания колокола под руководством гравера Ф.Медведева были проведены декоративные работы в виде нанесения барельефов Алексея Михайловича, Анны Иоанновны. Рядом была изображена Дева Мария с Иисусом Христом, Апостол Петр и Иоанн Предтеча. 

Изображение Анны Иоанновны было увековечено на колоколе Изображение Анны Иоанновны было увековечено на колоколе

Однако, изготовленный прекрасный колокол, вследствие его огромных размеров и большого веса, после завершения всех работ не удалось достать из ямы.Через 2 года после изготовления во время страшного московского пожара 1737 года колокол был существенно поврежден и от него отвалился большой кусок. Хотя некоторые ученые уверены, что откол произошел в результате недоработок технологического процесса. Так и лежал гигантский колокол с отломанным осколком в глубокой яме еще 100 лет, так как поднять его не представлялось возможным. Но из него сделали музейный экспонат, который желающие могли осмотреть, спустившись по специально установленной лестнице. 

Такое положение дел продолжалось до 30-х годов 19 столетия, когда архитектором И.Мироновским был разработан проект по подъему колокола из ямы. Осуществлением данного проекта занимался создатель известного Исаакиевского собора в Санкт-ПетербургеОгюст Монферран. После полугодовых подготовительных работ и первой неудачной попытки подъема, при которой лопнуло несколько канатов, колокол был поднят из заточения. Это историческое событие случилось в 1836 году 23 июля, и продолжалось оно почти 43 минуты. 

Поднятие Царь-колокола из ямы изображено на картине В СадовниковаПоднятие Царь-колокола из ямы изображено на картине В Садовникова

После подъема колокол в течение трех дней передвигали к Колокольне «Иван Великий», где он был установлен на постамент, выполненный тем же О.Монферраном, для всеобщего обозрения, став одним из популярных кремлевских туристических объектов. Таблица, прикрепленная на постаменте, увековечила имя Анны Иоанновны, повелевшей изготовить этот огромный колокол, и Николая Первого, при котором через сто лет после изготовления колокол подняли на поверхность. Сам колокол был увенчан символом самодержавной власти, после чего его стали величать Царь-колоколом.

С 1836 года Царь-колокол стал знаковой достопримечательностью Ивановской площадиС 1836 года Царь-колокол стал знаковой достопримечательностью Ивановской площади

Интересно, что на одной из белогвардейских банкнотах времен Гражданской войны, а именно 1000-рублевой купюре был изображен этот Царь-колокол. Те купюры в народе прозвали «колокольчиками». Серьезную и качественную реставрацию Царь-колокол получил в 1979 году.

Царь-пушка

Если Царь-колокол занял самый юго-западный угол Ивановской площади рядом с Иваном Великим, то другой шедевр литейной промышленности раннего Нового времени – Царь-пушка – расположился на западной границе площадного пространства напротив Храма Двенадцати апостолов, входящего в комплекс Патриаршего дворца. 

Царь-пушка - уникальный образец литейного производства орудий 16 столетияЦарь-пушка - уникальный образец литейного производства орудий 16 столетия

Данный уникальный экспонат нынешнего Кремлевского заповедника имеет непосредственное отношение также и к истории создания артиллерийских орудий, которая идет с 14 столетия, после изобретения пороха. Массовое производство пушек на Руси начал в 16 столетии Московский пушечный двор. Уже тогда пушки производились разного калибра, самыми большими из них были бомбарды. Русские литейщики одинаково талантливо отливали церковные колокола и артиллерийские орудия.

Бронзовую Царь-пушку, установленную на Ивановской площади, отлил в 1586 году мастер Андрей Чохов. Приказ на ее изготовление дал царствующий Федор Иоаннович по совету Бориса Годунова. А сама пушка должна была олицетворять военную мощь страны. Передняя часть пушки имеет рельефное украшение в виде изображения Федора Иоанновича, восседающего на лошади, и надписи, прославляющие царя и царицу, а также упоминание имени создателя данного оружия.

Царь Федор Иоаннович на коне увековечен на дуле Царь-пушкиЦарь Федор Иоаннович на коне увековечен на дуле Царь-пушки

Хотя пушка является боевым орудием в виде дробовика, из нее не было произведено ни одного выстрела. Как боевой символ она призвана была стоять на охране Спасских ворот Кремля и Собора Василия Блаженного для чего и была установлена около Лобного места – официальной трибуны оглашения царских указов на Красной площади.

Первоначально Царь-пушка была установлена около Лобного местаПервоначально Царь-пушка была установлена около Лобного места

В начале 18 столетия после постройки Арсенала Царь-пушку переместили на его двор, а после войны 1812 года поставили у ворот Арсенала. В 30-е годы 19 века архитектором А.Брюлловым и инженером Павлом де Витте для Царь-пушки был создан новый лафет, имеющий украшения в виде орнаментов и декоративные ядра, а в начале 40-х годов пушку установили у старой Оружейной палаты. 

Даже когда палату перепрофилировали в казармы, Царь-пушку оставили на том же месте вплоть до сноса здания казарм, производимого в 60-х годах прошлого столетия в связи со строительством Кремлевского дворца съездов. Именно тогда Царь-пушку перевезли на Ивановскую площадь, где ее можно увидеть и сегодня.

Имя мастера Андрея Чохова увековечено на информационной таблицеИмя мастера Андрея Чохова увековечила информационная таблица

Информация о Царь-пушке как самом большом из подобных орудий имеется в Книге рекордов Гиннеса. В 20 веке было изготовлено два чугунных макета Царь-пушки для установки их в городах Донецк и Ижевск, и один стальной уменьшенный для Йошкар-Олы.

Макет Царь-пушки можно увидеть в Йошкар-ОлеМакет Царь-пушки можно увидеть в Йошкар-Оле

Большой Кремлевский сквер

Большой Кремлевский сквер находится слева по ходу движения при входе на территорию Кремля через Спасскую башню. Когда-то (в 14 столетии) здесь, вблизи царских покоев, находились садовые насаждения в так называемом «саду, что под горою».

Большой Кремлевский сквер является очень даже небольшим по площадиБольшой Кремлевский сквер является очень даже небольшим по площади

В 15 столетии на территории сада была выстроена Церковь Константина и Елены. В 16 веке в этой садово-парковой зоне появилась деревянная Благовещенская часовня, названная по аналогии с соседней башней. В 17 веке здесь функционировали так называемый Житный двор для хранения зерновых запасов, и несколько приказов. В 30-е годы 18 столетия Благовещенская часовня, перестроенная в каменный храм, получает дополнительное название «на Житном дворе».

В 60-е годы 18 столетия, в связи с планируемым строительством Баженовского Большого Кремлевского дворца, Житный двор и еще несколько строений было снесено. В первой половине 19 века садовая территория была благоустроена, оборудована пандусами и аллеями, ветхие хозяйственные строения снесли, и вскоре эта территория, по аналогии с рядом расположенной Тайницкой башней стала именоваться Тайницким садом. В 90-х годах 19 века именно здесь, перед садом, было решено установить мемориальный комплекс с Памятником Александру Второму, автором которого был знаменитый скульптор А.Опекушин.

Тайницкий сад в 18 веке был местом прогулок для горожанТайницкий сад в 18 веке служил местом прогулок для горожан

После установления советской власти и переезда нового правительства в Кремль, территория сада – любимого места прогулок Ильича – была снова благоустроена. Парковую зону расширили, были проведены шоссейная дорога и электричество. Памятник Александру Второму был снесен в 1918 году, Храм Константина и Елены - в 1928-м, а Благовещенский – в начале 30-х годов.

После окончания Великой Отечественной войны сад обновили новыми насаждениями, а при Никите Хрущеве здесь, а также на территориях Соборной и Ивановской площадей проводились народные новогодние гуляния с организацией ледяных горок. С 1967 по 1995 годы в Тайницком саду находился Памятник Ленину скульптора С.Сперантского. Вождь мирового пролетариата был изображен сидящим на скамейке и смотрящим на Кремль. Впоследствии памятник был перемещен на территорию Заповедника «Ленинские Горки».

В 60-х годах место Памятника Александра Второго занял Памятник ЛенинуВ 60-х годах место Памятника Александру Второму занял Памятник Ленину

В 2007 году на территории Тайницкого сада проводились крупномасштабные раскопки, во время которых были обнаружены фрагменты жилых и хозяйственных построек 12-17 веков, артефакты в виде глиняной посуды и домашней утвари, вооружения и берестяных грамот. В 2008 году в саду появился Фонтан, названный «Счастья вольная птица», в виде источника с кованым ограждением, украшенного расположенней в центре статуей павлина.

 «Счастья вольная птица» представлена в композиции в образе павлина«Счастья вольная птица» представлена в композиции в образе павлина

Интересно, что в 2008 году в Большом Кремлевском сквере был разбит палаточный городок в виде бедуинской палатки Муамара Каддафи, который прибыл в Москву для встречи с российским президентом. Кстати, встреча происходила именно в этой палатке. Сюда же на встречу с ливийским политиком приходила и известная французская певица Мирей Матье.

В 2008 году в сквере находился Шатер М.Каддафи, который посещал В.ПутинВ 2008 году в сквере находился Шатер М.Каддафи, который посещал В.Путин

В 2014 году в бывшем Тайницком саду строилась вертолетная площадка для президента, на создание которой ушло более 200 млн. рублей. В 2017 году на территории Большого Кремлевского сквера начал создаваться еще один московский подземный археологический музей, для экспонатов, найденных в Тайницком саду.

Сегодня на территории Большого Кремлевского сквера растет множество хвойных деревьев и декоративных кустарников. Самым популярным деревом является дуб, который посадил Юрий Гагарин после своего полета в космос в 1961 году. Дуб так и назвали – «Космос».

Дуб, посаженный Гагариным, получил название "Космос"Дуб, посаженный Гагариным, получил название "Космос"

Утраченные достопримечательности Ивановской площади

Поскольку из огромного числа архитектурных достопримечательностей Ивановской площади до нашего времени не дошло практически ничего, то данную площадь можно считать площадью-призраком утраченных материальных объектов, судьбы которых, тем не менее, интересны и подчас уникальны. Самыми известными дореволюционными строениями середины 18 столетия на площади был Малый Николаевский дворец, окруженный мужским Чудовым и женским Вознесенским монастырями. Благодаря наличию царской резиденции в виде Николаевского дворца площадь с середины 18 века именовалась Царской. Но начиналась его история со строительства в этом месте других известных строений.

На плане Ивановской площади 19 века хорошо видно расположение всех строенийНа плане Ивановской площади 19 века хорошо видно расположение всех строений

Архиерейский дом

Итак, в северной оконечности Ивановской площади, на углу между Вознесенским и Чудовым монастырями, с середины 70-х годов 18 столетия находился Малый Николаевский дворец. Но, как и все части Ивановской площади, данный участок земли имеет очень продолжительную историю. В первой половине 14 столетия здесь размещался татарский конюшенный двор, который затем стал частью Чудова монастыря (в качестве дара золотоордынского хана митрополиту Алексию).


Вплотную к Чудову монастырю примыкал терем брата Ивана Третьего - Юрия. В середине 16 века тот терем был снесен и появился особняк князя Углицкого, младшего брата Ивана Грозного, родившегося глухонемым. Затем особняком завладел боярин из рода Шереметьевых, выкупив его за огромные деньги, а потом особняк перешел к Борису Морозову – крупнейшему землевладельцу своего времени, воспитателю и близкому советнику царя Алексея Михайловича. После смерти Морозова участок отошел к Чудовой обители (17 век), и на ней в 40-е годы 18 века был построен Архиерейский дом, углом выходящий на Ивановскую площадь и огороженный от нее забором.

Место имения Б.Морозова, став собственностью монастыря, было выделено под Архиерейский домБоярин Б.Морозов был в свое время очень влиятельной и значимой фигурой в государстве

В качестве жилого дома руководителя епархии Москвы это здание принадлежало Синоду. Архиерейский дом сильно пострадал в период Чумного бунта начала 70-х годов 18 века, а сам митрополит Амвросий был убит, после чего дом строится заново для Платона - нового митрополита по указу Екатерины Второй. Данный Архиерейский дом был возведен в классическом стиле по проекту архитектора М.Казакова. Он образовал угол между Спасской улицей и Ивановской площадью, а из-за близости дома к монастырю его прозвали Чудовым дворцом.

Архиерейский дом с колонами оформил северо-западный угол площадиАрхиерейский дом с колонами оформил северо-западный угол площади

Здание было двухэтажным и имело украшение в виде полуротонды из четырех тосканских колон, увенчанной бельведером, на котором имелся вензель митрополита. Первый невысокий этаж предназначался для служебных помещений и кладовых, на втором располагались апартаменты архиерея. В просторном дворце Платона часто останавливались представители правящей династии. В 1812 году в нем размещался военный штаб Наполеона.

Малый Николаевский дворец

Поскольку царского дворца, соответствующего статусу российских императоров на территории Московского Кремля в тот период не было, то после смерти Платона Николай Первый выкупил Архиерейский дом для создания в нем царской резиденции и дворец стали называть Николаевским. После постройки Большого Кремлевского дворца в середине 19 века, название данного дворца дополнилось словом - Малый. В 1818 году в Николаевском дворце появился на свет будущий Александр Второй – император-освободитель. В этом дворце Николай Первый беседовал с А.С.Пушкиным и А.Полежаевым после Декабрьского восстания.

С 19 столетия Архиерейский дом перепрофилировался в Николаевский дворецС 19 столетия Архиерейский дом перепрофилировался в Николаевский дворец

В 1824 году дворец был надстроен третьим этажом, для размещения детских комнат и гардеробных. Царские апартаменты находились на втором этаже, а первый этаж заняли придворные и свита. Интерьеры царских покоев были богато отделаны шелком и мрамором. Дворец соединялся сенями с храмом Св.Алексея Чудовой обители, а на Ивановскую площадь можно было выйти по деревянному Собственному подъезду Его Величества.

Впоследствии Николай Первый дал указ архитектору К.Тону полностью перепланировать и видоизменить дворец, были заменены деревянные сени на каменные и появилось крыльцо с шатровым завершением, но Николай Первый умирает, а Александр Второй не захотел ничего менять во дворце своего детства. Однако, зданию требовалась реставрация, которая и была проведена Николаем Шохиным с сохранением исторической архитектуры в 70-е годы 19 века. Был укреплен фундамент, деревянные перекрытия поменяли на каменные, появился лифт, водопроводная и обогревательная системы.

На открытках Николаевский дворец изображался вместе с Чудовым монастыремНа открытках Николаевский дворец изображался вместе с Чудовым монастырем

Между Февральской и Октябрьской революциями здесь находился юнкерский штаб, который стал артиллерийской мишенью в октябре 1917 года и сильно пострадал при обстрелах. В начале советского периода истории Кремля, после реконструкции, в этом здании размещались пулеметные курсы командиров РККА (1919), а уже в конце 20-х годов дворец пошел под снос вместе со всеми строениями Чудовой и Вознесенской обителей, чтобы освободить место для возведения 14-ого корпуса Кремля.

14-й корпус Кремля

Административное здание 14-ого корпуса Кремля, построенное в 1934 году архитектором В.Апышковым, было первым советским сооружением на древних землях Кремля. Корпус неоклассического стиля состоял из 4-х корпусов, объединенных структурой трезубца, развернутого к Сенатскому дворцу. Фасад, расположенный вдоль Ивановской площади, имел однообразную простую архитектуру, а фасад, выходящий на Москву-реку, был выполнен более выразительно, имел строгую симметрию с портиком из восьми колон по центру. 14-й корпус располагал прекрасными залами для заседаний, фойе, вестибюлями и холлами, панорамными окнами и колоннадами, хрустальными люстрами и коврами.

14 корпус Кремля шел по северо-западной границе Ивановской площади14 корпус Кремля располагался по северо-западной границе Ивановской площади

Это здание в разные времена занималось разными учреждениями в виде школы военного состава, кремлевской комендатуры, секретариата Президиума Верховного Совета СССР, Кремлевского театра и т.д.. После распада СССР здесь был резервный кабинет Б.Ельцина и администрация президента. Здание 14-ого корпуса фигурировало на 500-рублевых банкнотах в начале 90-х годов прошлого века, и являлось памятным фоном для новогоднего обращения президента россиянам.

Много лет российский президент поздравлял россиян именно на фоне 14-ого корпусаМного лет российский президент поздравлял россиян именно на фоне 14-ого корпуса

В 2014-16 гг. здание, требующее серьезной реконструкции, было демонтировано, и его место заняла парковая территория с застекленными подземными археологическими фрагментами Чудовой и Вознесенской обителей (трапезная, храм Митрополита Алексия, часть Николаевского дворца). Сегодня данный исторический парк, засаженный туями, голубыми елями, сиренью и т.д., входит в туристический маршрут по Кремлю и является его новой достопримечательностью. А в 2020 году на месте археологических изысканий появился уникальный археологический музей Чудовой обители, оборудованный мультимедийной программой, который можно посетить в составе экскурсионной группы.

Чудов монастырь

Территория Чудова монастыря начиналась по правой стороне от Малого Николаевского дворца и тянулась к югу, упираясь на юге в стену Вознесенской женской обители. Как уже упоминалось, история данного монастыря на земле бывшего Золотоордынского посольского двора началась с ноября 1365 года, когда митрополит Алексий, получивший эти земли в подарок от хана Джанибека за исцеление его матери от слепоты, решил основать здесь мужскую обитель. 

В середине 14 века митрополит Алексий основал в Кремле Чудов монастырьВ середине 14 века митрополит Алексий основал в Кремле Чудов монастырь

Началась обитель с построения Храма во имя одного их Чудес Архангела Михаила, совершенного им в Хонех в празднуемый сегодня Михайлов день (19 сентября), когда Михаил спас местный храм, обреченный язычниками на уничтожение.

В построенном храме, в его Благовещенском приделе впоследствии был похоронен и сам Алексий. Храм постепенно обрастал строениями келий, трапезной и прочими служебными помещениями. В начале 30-х годов 15 века Церковь Чуда Архангела Михаила рухнула, после чего был построен новый, более просторный и высокий храм, также имеющий Благовещенский придел с перезахоронением Алексия. В 80-х годах 15 века мощи Святого были торжественно перенесены в новый трапезный храм Св.Алексия.

Чуду Архангела Михаила в Хонех посвящены сюжеты многих фресок и иконЧуду Архангела Михаила в Хонех посвящены сюжеты многих фресок и икон

В начале 16 столетия главный монастырский храм снова был разобран, а на его месте итальянскими мастерами был возведен новый (1503). Новая церковь была одноглавой, четырехстолпной, расписанной фресками в основном на темы чудес, совершаемых Архангелом Михаилом. В иконостасе имелись работы Симона Ушакова. Особое внимание привлекала уникальная алтарная 12-главая резная сень с изображением Богоматери с младенцем Иисусом – творение Петра Ремезова. Эту сень успели спасти перед уничтожением храма в 30-е годы 20 века и перенесли ее, как и иконостас Вознесенского собора, в Храм Двенадцати апостолов, где их сегодня можно увидеть.

В Чудовом монастыре останавливались многие известные люди средневековья. Здесь жил афонский богослов Максим Грек, приглашенный Василием Третьим для перевода церковных книг (1518). Рака с мощами этого богослова сегодня находится в Троице-Сергиевой Лавре.

Надпрестольная 12-главая резная сень П.Ремезова сегодня музейный экспонатНадпрестольная 12-главая резная сень П.Ремезова сегодня - музейный экспонат

В начале 17 столетия послушником данного монастыря был будущий Лжедмитрий Первый, а до этого Гришка Отрепьев. Некоторые жильцы монастыря отбывали здесь наказания в виде пострига или заточения, как например, насильно постриженный Василий Шуйский (1610). В стенах этого монастыря умер несломленный борец с польской интервенцией – патриарх Гермоген (1612). Патриарх Филарет организовал при Чудовой обители греко-латинскую школу (1619). В 17 столетии Чудова обитель или Великая Лавра, становится духовным центром всего государства. В период секуляризации церковных земель в Чудову обитель стекалась вся архивная документация и все ценности из упраздненных обителей, что позволяло монастырю жить безбедно, поддерживать строения в надлежащем порядке и заниматься благотворительностью.

Главный храм Чудова монастыря был посвящен Чуду Архангела МихаилаГлавный храм Чудова монастыря был посвящен Чуду Архангела Михаила

От частых пожаров монастырские строения часто страдали, но всегда восстанавливались. Кроме пятиглавой, однопрестольной Архангельской церкви в обители имелись храмы Алексеевский и Благовещенский с трапезными. Считается, что Алексеевская церковь предназначалась исключительно для мужчин, а женщины допускались в Благовещенский храм. Паперти обоих храмов выходили высоким крыльцом непосредственно на Ивановскую площадь и имели индивидуальные входные двери. В юго-восточном углу на стыке корпусов находился Воздвиженский храм. Имелся в обители и надвратный одноглавый храм Платона и Романа, переосвященный позднее в Храм Всех Святых. Один из братских корпусов имел храм Андрея Первозванного. Кельи были соединены деревянными галереями. Во внутреннем дворе находились покои архиерея, в которых была Крестовая палата, библиотека и прочие помещения.

Так выглядели Николаевский  дворец, Чудов и Вознесенский монастыри к 19 век РеконструкцияТак выглядели Николаевский дворец, Чудов и Вознесенский монастыри к 19 веку. Реконструкция

По периметру всей площади монастыря располагались двухэтажные корпуса различного предназначения от жилых до служебных. В юго-западном углу монастырской территории с середины 18 столетия находился Архиерейский дом, ставший после восстановления последствий разорений 1812 года Малым Николаевским дворцом, о котором рассказано выше.

Посещение Чудовой обители было непременным официальным ритуалом всех важных государственных церемоний. К 300-летию Дома Романовых (1913) в специально построенном помещении обители проходила выставка 300 самых редких и уникальных икон. К началу 20 столетия Чудов монастырь входил в 15 самых богатых обителей. После убийства Великого князя Сергея Александровича, его усыпальница была организована в подклете Алексеевского храма (1906). Накануне Первой мировой войны в обители появилось еще два храма – Иосафа Белгородского (1911) и Святителя Гермогена (1913).

Чудов монастырь и его святыни непременно посещали все императорыЧудов монастырь и его святыни непременно посещали все императоры

После революционных событий участь монастыря оказалась довольно традиционной - он был упразднен, монахи изгнаны, кельи приспособлены под нужды новой власти. Здесь функционировали пулеметные курсы, Военная школа, кооператив «Коммунист» и т.д. И хотя в 1923 году монастырские строения признаются архитектурным памятником, было принято решение об их сносе. Часть фресок, которые успели демонтировать до сноса, можно увидеть в залах Исторического музея и в Третьяковской галерее. Рака Святителя Алексея была спасена архитектором Петром Барановским, известным спасителем Собора Василия Блаженного. К 1932 году все строения Чудовой обители были уничтожены, на месте появился 14-й кремлевский корпус, просуществовавший здесь до 2016 года.

В 30-е годы 20 века прекрасный образец храмовой архитектуры был уничтоженВ 30-е годы 20 века прекрасный образец храмовой архитектуры был уничтожен

Когда 14-ый корпус был снесен, поднимался вопрос о воссоздании обители, но решено было её не восстанавливать, а создать здесь музейную территорию, где расположить археологические окна для обзора частей фундаментов, саркофагов и т.д. 

Сегодня заглянуть в далекое прошлое Ивановской площади можно через археологические окнаСегодня заглянуть в далекое прошлое Ивановской площади можно через археологические окна

Открытие данного комплекса произошло в День народного единства 2020 года. Самым зрелищным экспонатом стал реконструированный Северный портал Чудовой обители.

Вознесенский монастырь

Корпуса Вознесенской обители находились по левую сторону от Малого Николаевского дворца и тянулись до Спасской башни вдоль Спасской улицы. И хотя эта обитель не принадлежала непосредственно Ивановской площади, ее Екатерининская церковь и купол Вознесенского собора были хорошо видны с территории площади.

Строения Вознесенской обители хорошо просматривались позади Николаевского дворцаСтроения Вознесенской обители хорошо просматривались позади Николаевского дворца

История исчезнувшего с лица земли Вознесенского женского монастыря началась во второй половине 14 столетия с постройки деревянной Вознесенской церкви. Данный храм был возведен по инициативе Евдокии - жены Дмитрия Донского – около великокняжеского дворца, который в те времена находился вблизи от Спасских ворот.

Основательницей Вознесенского монастыря  была Евдокия - супруга Д.ДонскогоОсновательницей Вознесенского монастыря была Евдокия - супруга Д.Донского

Евдокия слыла очень образованной и умной женщиной своего времени. Оставшись вдовой после 22-летнего счастливого брака с Дмитрием Донским, она постриглась в монахини под именем Евфросинии, а великокняжеский терем передала во владение женской обители, основанной около Вознесенского монастыря. В начале 15 века (1407) Евдокия закладывает каменный Вознесенский храм, в котором завещает себя похоронить. Она не доживает до окончания постройки, и ее хоронят в недостроенный храм. После того, как по преданию, около места ее захоронения загорались свечи и исцелялись больные, Евфросинию Московскую стали называть преподобной и считать покровительницей города.

Строительство Вознесенского храма оказалось долгостроем, страдающим от постоянных пожаров. И только в 1468 году при вдове Василия Второго – Марии Ярославны - зодчим Василием Ермолиным частично перестроенный белокаменный Собор Вознесения Господня был наконец достроен и освящен. С тех пор он стал официальным местом захоронения всех великих княжён и затем цариц.

Некрополь Вознесенского монастыря был одной из почитаемых московских святыньНекрополь Вознесенского монастыря был одной из почитаемых московских святынь

Время не сохранило первого каменного здания храма. В 1518 году итальянский архитектор Алевиз Фрязин по поручению Василия Третьего на имеющемся фундаменте возводит новый четырехстолпный храм, который в конце 16 столетия при Федоре Иоанновиче будет вновь разобран и перестроен по аналогии с Архангельским собором. После прихода к власти династии Романовых (1613) в Вознесенской обители живет мать первого Романова – Марфа.

Данный монастырь был на особом счету у императоров, они всегда посещали храм и поклонялись почившим представительницам правящих династий. Именно в стенах этого монастыря Марией Нагой был прилюдно признан сын Дмитрий в Лжедмитрии Первом. Здесь же дожидалась свадьбы его невеста Мария Мнишек.

Главный собор монастыря - Вознесенский - перестраивался не один разГлавный собор монастыря - Вознесенский - перестраивался не один раз

Монастырь процветал и имел много земельных владений и вотчин. Постоянно подновляются помещения келий и появляются очередные строения. Во второй половине 17 века над Трапезной строится Екатерининский надвратный храм. В первую половину 18 века в Вознесенском храме организуются два новых придела: Всех скорбящих Радость и Успенский. В том же столетии при обители появляется образовательное учреждение для знатных девушек.

В начале 19 столетия, с перерывом на военные действия войны 1812 года, архитектором Карлом Росси строится прекрасная неоготическая церковь Святой Екатерины с фасадом, выходящим на Спасскую улицу, по левую руку от Архиерейского дворца. Фасад был украшен крупными колоннами, треугольным фронтоном и стрельчатыми оконными и дверными проемами. В храме имелось два придела – Иоанно-Предтеченский и Казанской Богоматери.

Прекрасный Екатерининский храм  украсил и монастырь и Спасскую улицуПрекрасный Екатерининский храм украсил и монастырь и Спасскую улицу

К началу 20 столетия женская обитель относилась к первому классу и считалась лучшей в России. Во время октябрьского обстрела Кремля 1917 года все строения обители сильно пострадали. При новой власти монахини были выселены из монастыря, ценные предметы национализированы и переданы в фонд Оружейной палаты. В сохранившихся кельях поселились семьи кремлевского персонала, а Церковь Святой Екатерины превратилась в гимнастический зал.

В 20-х годах 20 столетия из-за отсутствия надлежащего ухода за строениями, многие из них начали проседать и разрушаться. В конце 20-х годов было решено снести все строения Вознесенской обители, одновременно с соседними зданиями Николаевского дворца и Чудова монастыря, чтобы построить на освободившихся землях Военную школу. Единственно, что удалось спасти противниками сноса обители, это саркофаги из соборной усыпальницы, перенесенные незадолго до взрыва в подвалы Архангельского храма. Иконостас же Вознесенского собора перенесли в Храм Двенадцати апостолов.

Перед сносом монастыря саркофаги цариц и княгинь были перенесены в Архангельский храмПеред сносом монастыря саркофаги цариц и княгинь перенесли в Архангельский храм

Удалось спасти и несколько уникальных икон, переданных в Третьяковскую галерею. Полноценных обмеров и описаний монастырских объектов сделать не удалось. В 90-е годы 20 столетия после проведенных исследований великокняжеских гробниц были созданы скульптурные портреты Софьи Палеолог и Евфросинии Московской. Сегодня познакомиться с историей Вознесенской обители можно в музейной экспозиции Архангельского собора.

Памятник Александру Второму Освободителю

1 марта 1881 году в Санкт-Петербурге происходит очередное покушение на императора Александра Второго, которое заканчивается его гибелью. С целью увековечить память императора Освободителя в Санкт-Петербурге возводится Храм Спаса на Крови, а в Московском Кремле по инициативе городского главы Сергея Третьякова устанавливается мемориальный монумент. Средства на возведение монумента собирали по подписке. По желанию правящего Александра Третьего художником П.Жуковским и архитектором Н.Султановым проект мемориала был выполнен в русском стиле и дополнен изображением Александра Второго работы скульптора Опекушина.

Памятник Александру Второму появился на Ивановской площади в конце 19 векаПамятник Александру Второму появился на Ивановской площади в конце 19 века

В мае 1893 года произошла торжественная закладка мемориала под установленным красочным шатром в присутствии правящего семейства, гостей, купивших билеты, и московских студентов. Закладной камень и памятная доска с информацией о начале сооружения мемориала были помещены в его центральной части собственноручно императором. Александр Третий поместил закладную доску в углубление и покрыл раствором, поверх которого положил закладной камень и ударил по нему серебряным молоточком. После этого раздался удар колоколов Ивана Великого, а за ним и колоколов других московских храмов. Этот общий колокольный звон завершился артиллерийским салютом.

После окончания мероприятия по закладке мемориала на Царской площади (так тогда называлась Ивановская площадь) состоялся военный парад, который принимал император. А около места возведения мемориала был поставлен часовой пост.

Закладка мемориала Александру Второму проходила в очень торжественной обстановкеЗакладка мемориала Александру Второму проходила в очень торжественной обстановке

Сооружение мемориала было закончено к августу 1898 года, тогда же произошло и его торжественное открытие, сопровождаемое пушечными выстрелами, крестным ходом из Чудовой обители и военным парадом. Перед мемориалом был разбит цветник. Данный мемориал пользовался особым почтением у москвичей. Мемориальный комплекс был вытянут на 76 метров и в архитектурном плане сочетал в себе русский и итальянский стили. 6-метровая статуя погибшего императора в генеральской форме, выполненная из бронзы, была установлена на пьедестале под шатровой сенью. Подняться к монументу можно было по двум лестничным пролетам.

Мемориал Александру Второму получился очень монументальным и грандиознымМемориал Александру Второму получился очень монументальным и грандиозным

Столбы шатровой сени были облицованы в темно-розовый гранит, привезенный из Финляндии, а кровля сени покрыта позолоченными бронзовыми листами. Купол сени содержал основные биографические даты жизни Александра. По бока и позади монумента была расположена белая арочная галерея из песчаника с узорчатым бронзовым черепичным покрытием. Колон было более 144, а своды галереи содержали более 30 мозаичных портретов русских правителей. Все эти портреты были произведены в Венеции на основе эскизов Жуковского. Стены галереи украшали пять десятков гербов земель, входящих в состав России.

Мозаичные портреты русских правителей были расположены по всей галерееМозаичные портреты русских правителей были расположены по всей галерее

После революции, согласно декрету новой власти о сносе царских памятников, Мемориал Александра Второго в Кремле был уничтожен одним из первых. Его место должен был занять Памятник Льву Толстому, но впоследствии установили памятник Ленину. Сегодня здесь находится Большой Кремлевский сквер, в котором можно увидеть Фонтан «Счастья вольная птица», Дуб «Космос», фрагменты археологических изысканий и площадка для президентского вертолета, о чем рассказано выше.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также: