Адрес: Красная площадь

Пожалуй, самой загадочной средневековой достопримечательностью Красной площади является каменный постамент, расположенный около Храма Василия Блаженного, который немного напоминает колодец и имеет странное и не совсем понятное название - Лобное место. Многие считают, что это московский эшафот, который использовался исключительно для казней. Но это совсем не так.

Содержание:

  1. Лобное место: гипотезы появления
  2. Лобное место в Смутные времена
  3. Лобное место в петровские времена
  4. Лобное место в 18-19 веках
  5. Лобное место в советский период

На протяжении длительной истории Москвы и всей страны, Лобное место служило общественной, религиозной и правительственной трибуной, средством влияния на массовое сознание, определенным сакральным местом силы. Оно было свидетелем многочисленных правительственных переворотов, нашествия врагов, религиозных и гражданских празднеств. Можно сказать, что на Лобном месте частенько решалась судьба всей страны.

Лобное место - самая загадочная достопримечательность Красной площадиЛобное место - самая загадочная достопримечательность Красной площади

Лобное место: гипотезы появления

С какой целью и для чего было сооружено Лобное место нет указаний ни в одном историческом источнике. Скорее всего, оно было установлено в 1530-х годах около Троицкого храма, находившегося тогда на месте нынешнего Храма Василия Блаженного. Отсюда начинался крутой Васильевский спуск к реке Москве, называемый в народе «лбом». Поэтому иногда наименование Лобного места связывают именно с этим спуском. Даже есть предположение, что первоначально данное сооружение находилось непосредственно перед спуском. И якобы то первое сооружение было окружено столбами с шатром.

Откуда и с какой целью было сооружено Лобное место останется загадкой историиОткуда и с какой целью было сооружено Лобное место останется загадкой истории

Другая версия гласит, что каменное возвышение было установлено как знак памятной скорби о тяжелейшем уроне, нанесенном Москве в 1521 году союзными войсками крымского хана Мехмед Гирея и войском Казанского ханства. Некоторые считают, что Лобное место было своеобразным Нулевым километром Москвы.

По еще одной версии Лобное место стало олицетворением Голгофы, ведь в Евангелии от Иоанна оно именно так и называется. Тогда вполне логично появление символа Голгофы около храма Небесного Иерусалима, которым иногда называли Покровский собор. Возможно, идея о сооружении Лобного места в непосредственной близи от храма, символизирующего Иерусалим, принадлежала митрополиту Макарию. Но здесь присутствует некоторая хронологическая нестыковка. О существовании Лобного места упоминают уже летописи 1549 года. Это упоминание связано с выступлением на каменной трибуне Ивана Грозного с призывом к примирению боярских враждующих группировок, а также с оглашением своей политической программы в виде манифеста. Но Покровский собор появился на Красной площади лишь спустя несколько лет после присоединения Казани, которое состоялось в 1552 году, уже при наличии Лобного места.

В центре Лобного места имеется круглое возвышениеВ центре Лобного места имеется круглое каменное возвышение

Известно, что первоначально круглый каменный помост Лобного места был кирпичным. Его диаметр составлял 13 метров, при метровой высоте. В конце же 16 века при Борисе Годунове помост был перестроен в каменном виде и оформлен решеточным ограждением. По соседству с Лобным местом появилась знаменитая «Царь-пушка». В те времена Лобное место появляется на городском чертеже, и вполне может быть, что оно и в реальности появилось только в конце 16 столетия.


Как бы там не было, функционально каменный помост Лобного места с самого начала служил исключительно трибуной для выступлений. А наличие свободного пространства вокруг помоста позволяло собираться многочисленным слушателям. Данную трибуну на протяжении многих веков активно использовали в политических и религиозных целях.

Лобное место в Смутные времена

На Лобном месте в 1605 году было зачитано обращение сторонников Лжедмитрия Первого и от его имени с обвинением Бориса Годунова и с обещанием всяческих льгот и привилегий боярам и купцам, перешедшим на сторону самозванца. После чтения данного обращения толпа с ликованием бросилась к царским палатам. Правящий царь – Федор Годунов и его родственники поверглись аресту, а по всему городу начались погромы в домах сторонников Годуновых.

В период страшного голода 1601-1603 гг около Лобного места раздали хлебВ период страшного голода 1601-1603 гг около Лобного места раздавали хлеб

Здесь же, у Лобного места, через три недели та же толпа радостно встречала Лжедмитрия, который сойдя с коня и поприветствовав собравшийся народ, направился в Кремлевские палаты. А Богдан Бельский, взойдя на каменный постамент, произнес перед горожанами торжественную речь, в которой содержалась благодарность Богу за чудо спасания «законного» правителя.

А еще через год, тела растерзанных Лжедмитрия Первого и его соратников были брошены на Лобное место, где они пролежали три дня. Вскоре с трибуны Лобного места царем был провозглашен Василий Шуйский. Выступали с Лобного места и следующие заговорщики, сделавшие ставку на Лжедмитрия Второго. Но ни бояре, ни руководство церкви их не поддержало.

В 17 на Лобном месте происходили благословения царей патриархом вдень новолетияВ 17 веке на Лобном месте происходили благословения царей патриархом в день новолетия

В 1610 году также около Лобного места собралась многочисленная толпа и, побуждаемая противниками В.Шуйского, привела незаконного царя к отречению от престола. Таким образом, Лобное место в период Смутного времени играло значительную роль в государственных делах и в делах престолонаследия.

После победы народного ополчения, в конце ноября 1612 года во главе с народными героями – К.Мининым и Д.Пожарским было совершено одновременно два крестных хода. Они двинулись с разных сторон Москвы к Красной площади и встретились у Лобного места. Князь Пожарский в своем выступлении на каменном постаменте провозгласил Москву свободной, а архимандрит Дионисий совершил молебен, после чего все присутствующие пошли на Соборную площадь Кремля.

На картине И.Коваленко Крестный ход 1612 изображен как очень радостное событиеНа картине И.Коваленко Крестный ход 1612 изображен как очень радостное событие

И именно в окружении Лобного места в феврале 1613 года произошло народное избрание нового царя. Из предложенных кандидатур толпа поддержала Михаила Романова, который в это время находился с матерью в Ипатьевском монастыре Костромы. Так что, можно сказать, что династия Романовых началась с Лобного места.

Активно использовалось Лобное место и в христианских обрядах. В частности, во время очень популярного и многолюдного празднования Вербного воскресенья, отмечаемого очень пышно и торжественно в 17 столетии. Назывался данный праздник Шествием на осляти. Каменный постамент Лобного места украшался в этот день аналоем с иконами.

Шествию на осляти посвящены описания и гравюры в старинных книгах"Шествию на осляти" посвящены описания и гравюры в старинных книгах

Церемония шествия проходила даже в периоды захвата Москвы поляками. А во второй половине 17 столетия данный церемониал являл собой очень торжественный и красивый обряд, который начинался в Успенском соборе Кремля, куда царь в сопровождении бояр и прочих придворных приходил после обедни.

Далее с хоругвями, иконой Влахернской Богоматери и другими образами начинался крестный ход, в котором принимали участие священники и певчие, окольничьи и дьяки, думные люди и бояре, царь с патриархом и гости. Шествие двигалось к Покровскому собору, а точнее к его Входоиерусалимскокому храму. Шествие сопровождали стрелецкие полковники. Царь с представителями высших чинов входил в храм, а все остальные участники шествия группировались около Лобного места. Красная площадь в этот день заполнялась огромным количеством простого люда.

Празднование Вербного воскресенья в Москве описывали и иностранные гостиПразднование Вербного воскресенья в Москве описывали и иностранные гости

После молитв царь с патриархом шли к Лобному месту, около которого стояла лошадь, играющая роль осляти, а также украшенная верба. Патриарх с митрополитами раздавали окружающим веточки вербы, архидьякон читал Евангелие, затем подводили лошадь, укрытую ковром и на нее усаживался патриарх, держа в одной руке Евангелие, а в другой крест. Так от Лобного места начиналось шествие, которое направлялось к Спасским воротам Кремля.

Впереди шли представители низших чинов, затем везли украшенную вербу, далее следовали священники с иконами, а после них шел царь, ведя под уздцы лошадь (осляти) с патриархом. Дальше следовали бояре, дворяне и гости. Дорога перед идущими устилалась дорогими красно-зелеными тканями и разноцветными кафтанами, которые укладывали дети. Количество принимавших участие в шествии достигало множество сотен человек.

Количество детей, принимавших участие в шествии, могло доходить до 1000Количество детей, принимавших участие в шествии, могло доходить до тысячи

Данных о подобных шествиях в 18 веке не имеется. Возможно, что последнее «Шествие на осляти» прошло в 1693 году.

Лобное место в петровские времена

Становление Петра Первого как монарха начиналось в очень сложных исторических условиях противоборства двух враждующих боярских кланов Нарышкиных и Милославских, закончившегося известным Стрелецким бунтом 1682 года и последующим за ним периодом Хованщины. В первые дни бунта были уничтожены практически все Нарышкины и их сторонники, кроме 10-летнего Петра и его матери. Тела всех убитых были выброшены около Лобного места.

Встреча с беспощадностью и жестокостью Стрелецкого бунта произошла у Петра в 10 летВстреча с беспощадностью и жестокостью Стрелецкого бунта произошла у Петра в 10 лет

В результате бунта стрельцы добились того, что вместе с Петром Первым был коронован и его сводный болезненный брат Иван Пятый. А царевна Софья стала их регентшей. Опасаясь наказаний за свои противоправные действия, стрельцы решили их узаконить на общественном и государственном уровне, потребовав от властей установления около Лобного места Столпа надворной пехоты – памятного знака с именами казненных ими бояр и указанием «законной» причины казни. Правительство, не имея необходимых сил, на которые могло бы опереться, вынуждено было пойти на эту уступку. Так около Лобного места появился первый в России гражданский памятник. После подавления Стрелецкого бунта Софья распорядилась демонтировать этот столп.

О функциональном предназначении Лобного места рассказывает информационная таблицаО функциональном предназначении Лобного места рассказывает информационная табличка

Лобное место как трибуна для разного рода проповедческих призывов и влияния на массы продолжилась в период Стрелецкого бунта и среди духовенства. В это неспокойное время и при отсутствии сильной централизованной власти обострилась борьба старообрядцев с представителями «новой» веры. С постамента Лобного места старообрядцы активно агитировали народ за «старую» веру, доказывая несостоятельность «новой». Но правительство Софьи арестовало самых деятельных старообрядцев, прекратив этим новую волну распрей.

Придя к власти, Петр Первый также использовал Лобное место для акций устрашения и наглядной агитации. Например, после раскрытия очередного заговора против Петра в 1697 году все пятеро заговорщиков - Иван Циклер, Алексей Соковнин и другие были четвертованы, а их головы были воткнуты на пять спиц деревянного столба, который установили по царскому повелению около Лобного места.

Стрелецкий бент 1698 года Петр Первый подавил беспощадноСтрелецкий бент 1698 года возмужавший Петр Первый подавил беспощадно

Стрелецкий бунт 1698 года закончился казнями более восьми сотен его участников. Большая часть восставших стрельцов была казнена в Преображенском селе, но и на Красной площади было проведено порядка трех десятков показательных казней. Эшафот для экзекуций был установлен поблизости от Лобного места. Очевидно, что именно этот факт дал пищу для последующего утверждения, что казни происходили именно на возвышении Лобного места.

Здесь же после казни были установлены на всеобщее обозрение головы казненных стрельцов с пояснительными табличками описания преступления. Эти таблички на столпах находились на Красной площади еще очень долгое время – до 1727 года. После демонтажа места казни стрельцов около Лобного места подобные экзекуции здесь больше никогда не проводились.

Лобное место в 18-19 веках

После передачи столичного статуса Санкт-Петербургу (1712 год), все общественные движения и митинги с Красной площади переместились на Дворцовую площадь. Но значение Лобного места как знаковой территории для совершения Крестных походов, трибуны для выступления священнослужителей перед прихожанами осталось вплоть до революции 1917 года.

В 18-19 века Лобное местно не играло особой роли в жизни МосквыВ 18-19 веках Лобное местно не играло особой роли в жизни Москвы

В 18 столетии Лобное место два раза реставрировалось – в 1753 и в 1786 годах. В обоих случаях ремонтными работами руководили ведущие архитекторы. В первый раз это был архитектор Д.Ухтомский, а второй - М.Казаков. К концу 19 века ограда лобного места украсилась чугунными решетками, созданными по аналогии с решетками Теремного кремлевского дворца. В начале 20 столетия чугунная ограда вокруг Лобного места была демонтирована.

Хотя страшных и устрашающих экзекуций около Лобного места более не совершалось, но отдельные показательные наказания здесь присутствовали. Например, в 1768 году около Лобного места был установлен позорный столб, привязанной к которому в течении часа простояла здесь знаменитая своей жестокостью помещица Салтычиха. Надпись над ее головой называла ее мучительницей и душегубицей.

Привязанная к позорному столбу Дарья Салтыкова стояла у Лобного места в 1768 г.Привязанная к позорному столбу Дарья Салтыкова стояла у Лобного места в 1768 г.

В результате первого российского судебного процесса, получившего мощный общественный резонанс, Салтычиха была признана виновной в убийстве более 130 крепостных. После стояния у позорного столба Дарью Салтыкову заточили в женском Иоанно-Предтеченском монастыре, где она прожила еще 33 года. Похоронена она на погосте Донского монастыря.

Лобное место в советский период

Накануне революции в 1914 годуна Лобном месте проходим массовый молебенВ начале Первой мировой войны 1914 года на Лобном месте проходил массовый молебен

Революционные события и начавшаяся вслед за ними Гражданская война изменили статус Москвы, которая опять стала столицей России, и, следовательно, Красная площадь опять стала главной площадью страны. Все глобальные изменения общественного строя, происходящие в этот период, сопровождались постоянными митингами и выступлениями революционных активистов, которые чаще всего происходили именно около Лобного места, чей каменный постамент вновь выступал в качестве трибуны. Затем Лобное место стало использоваться для установления символичных монументов советской эпохи.

На Лобном месте 1 мая 1919 года выступал ЛенинНа Лобном месте 1 мая 1919 года выступал Ленин

Именно на Лобное место в 1919 году были возложены порванные кандалы в качестве символа освобождения. Очень интересно, что на Лобном месте 1 мая 1919 года была установлена очень необычная скульптурная группа работы известного российского скульптора С.Конёнкова, посвященная одному из первых российских мятежников С.Разину.

Дело в том, что с 1918 года все творческие деятели страны принимали активное участие в реализации ленинской программы развития монументального искусства в качестве пропаганды революционных идей и влияния его на народные массы. Сергей Конёнков как скульптор получил широкую известность еще в дореволюционной России, где манеру его работы даже сравнивали с роденовской. Очень часто Сергей Тимофеевич работал с деревом.

Степан Разин с сотоварищами были выполнены из дереваСтепан Разин с сотоварищами были выполнены из дерева

Именно сосна и стала материалом для создания монументальной композиции «Разин с ватагой». Разин и его ближайшие соратники в виде рулевого Ефимыча, есаула Васьки Уса, татарина Ахмета Ивановича и прочих были вырезаны из дерева, а вот персидская княжна, возлежащая у ног ватаги, была отлита в цементе. Данная композиция была рассчитана на показ в интерьере музейного зала первого Пролетарского музея, но первые две недели она простояла на Красной площади. Фигура Разина находилась непосредственно на Лобном месте, с которого в 17 веке оглашался вынесенный ему приговор о смертной казни.

Скульптор Конёнков сфотографировался на фоне своей монументальной композицииСкульптор Конёнков сфотографировался на фоне своей монументальной композиции

По легенде Степана Разина казнили на Лобном месте, однако историки утверждают, что данная казнь, как и многие другие казни, произошла на Болотной площади. Тем не менее, именно здесь монумент Конёнкова был выставлен в день Первомая. На открытие этого уникального памятника собралась огромная толпа народа, а с пламенной речью выступил идейный вдохновитель и организатор революции В.И.Ленин. Сегодня фрагменты этого монумента можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга.


Со второй половины 20-х годов 20 века в праздничные дни Лобное место оформлялось скульптурной группой «Интернациональная солидарность». Это была чисто декоративная временная композиция, выполненная из фанеры.

В 20-30-е годы 20 века Лобное место украшалось кр всем советским праздникамВ 20-30-е годы 20 века Лобное место украшалось ко всем советским праздникам

В канун праздника ноября в 1942 года с Лобного места ефрейтором С.Дмитриевым был обстрелян нарком Микоян. Считается, что стрелявший был психически больным человеком. Так это или нет, но высшей меры ему избежать не удалось. А вот перед проведением знаменитого Парада Победы 1945 года Лобное место превратилось в фонтан, украшенный копией знаменитой статуи «Рабочего и колхозницы», вазами с живыми цветами. Говорят, что фонтан достигал в высоту 26 метров.

К Параду Победы 1945 года Лобное место превратилось в красивый фонтанК Параду Победы 1945 года Лобное место превратилось в красивый фонтан

В последующие годы к Дням Победы, как к одному из самых главных государственных праздников России, Лобное место всегда оформлялось декоративным убранством.

Дальнейшая история советского периода знает случаи использования Лобного места как трибуны протестов. Например, в августе 1968 года на каменном постаменте собралось семь представителей русской интеллигенции, выступающих против ввода советских войск на территорию Чехословакии. Все они были арестованы. Спустя 45 лет, в день годовщины протестного митинга 1968 года, оппозиционеры вновь провели митинг на Лобном месте под лозунгами «За вашу и нашу свободу!». И вновь они подверглись арестам.

Акция протеста советской интеллигенции 1968 года тоже проходила у Лобного местаАкция протеста советской интеллигенции 1968 года тоже проходила у Лобного места

Лобное место за длительную историю своего существования было свидетелем многих важных и памятных событий. А сегодня оно является центром нового туристического ритуала. Многие туристы бросают на каменный постамент монетку, целясь в его центр и загадывая при этом заветное желание. 

Сегодня Лобное место исполняет желания туристовСегодня Лобное место исполняет желания многочисленных туристов

Кидать монетку для исполнения желания надо только во время боя кремлевских курантов, и если монетка попала в центр, то желание непременно сбудется!

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также: