Самара - довольно крупный волжский город с интересной историей и архитектурой, богатый на музеи и достопримечательности. Гости Самары любят гулять по его историческому центру, по основным городским магистралям, сохранившим облик конца 19-начала 20 столетий - улицам Куйбышева, Фрунзе, Чапаевской и многим другим. Кроме музеев и памятников гражданской архитектуры внимание любознательных туристов привлекают и культовые сооружения Самары - его храмы, дореволюционные и современные, православные и других религиозных конфессий.
Содержание и перечень храмов:
Знакомство с храмами Самары предполагает погружение в историю городаИстория храмового строительство в Самаре
Храмовое строительство на территории Самары и ее окрестностей началось с создания на берегу Волги новой крепости в 1586 году. Считается, что первым самарским храмом была Троицкая Церковь, возведенная параллельно с крепостными сооружениями. Позднее появился и Никольский храм.
Конечно, с тех давних времен никаких храмов не сохранилось, да и не могло сохраниться. Ведь первоначальные церкви строились исключительно в деревянном виде, и все они уничтожались во время частых пожаров. Хотя некоторые исторические источники свидетельствуют о наличии каменной храмовой архитектуры в Самаре уже в первой половине 17 столетия.
Первые самарские храмы были возведены в основанной в 1586 году крепости
Во второй половине 17 столетия был сооружен деревянный Вознесенский храм, каменный потомок которого сегодня находится на улице С.Разина. Надо отметить, что храмов в 17-18 веках в Самаре строилось не очень много. Например, в 18 веке сооружается только одна церковь – Казанской иконы Богоматери. И та возводится в виде пристроя к уже имеющейся каменной Николаевской церкви. Этот Казанский храм долгое время был главным городским храмом.
Казанский храм 18 столетия долгое время был главным городским храмом
Возникали на территории Самары и монастыри. Так практически со времен образования самарской крепости и до первой половины 18 века здесь находилось два Спасо-Преображенских монастыря – мужской и женский. Но оба они впоследствии были упразднены. На территории женского монастыря во второй половине 17 столетия была сооружена Преображенская церковь, которая являлась старейшим храмовым сооружением города вплоть до 50-х годов 20 века, когда ее снесли в связи с градостроительным планом развития города.
Старейший храм 17 века - Преображенский - был уничтожен в 50-х годах 20 века
Это был уникальный образец русского храмового зодчества, сооруженный из больших каменных глыб по стандартной тогда схеме – восьмерик на четверике. Для совершенной акустики купол был оборудован специальными голосниками, один из которых сохранился и находится в фондах Самарского краеведческого музея.
В середине 19 века (1851 год) на территории вновь образованной Самарской губернии была организована Самарско-Ставропольская епархия, в подчинении которой находилось около 500 храмов и молитвенных домов по всей губернии. С этого времени храмовое строительство в Самаре заметно оживилось. К этому периоду относится завершение строительства Вознесенского собора, сооружение храмов Иверской Богоматери и Иерусалимской Богоматери, а также Успенского собора на территории женского Иверского монастыря. Также был возведен Покровский собор, являющийся сегодня Кафедральным, Петропавловский и Ильинский храмы, Кафедральный Собор Христа Спасителя и многие-многие другие храмы.
Ильинский храм, возведенный в конце 19 века на Ильинской площади, взорван в 1932 году
До образования Самарско-Ставропольской епархии основным храмом Самары, как уже упоминалось, считалась Казанская церковь, но после того, как Самара стала главным городом большой епархии, кафедральным храмом был провозглашен недавно сооруженный Вознесенский собор.
Впоследствии был сооружен более солидный и презентабельный Кафедральный собор – Храм Христа Спасителя на специально оборудованной для этого площади – самой большой в городе. Тогда она называлась Соборной площадью, а сегодня это Площадь Куйбышева, которая и по сей день входит в пятерку самых больших площадей Европы.
Самарский Храм Христа Спасителя был кафедральным храмом епархии с середины 19 века
Монументальнейший православный 90-метровый собор в неоготическом стиле был взорван в 30-е годы созидающими новый строй советскими энтузиастами, а последствия взрыва разбирались затем в течение пяти лет.
Перед революционными событиями 1917 года город имел где-то около 50 храмов. Однако, почти все они были утрачены при советской власти – какие-то в 20-30, а какие-то в 50-е годы. Таким образом, с дореволюционного времени в Самаре сохранилось не очень много памятников храмовой архитектуры. Но они заслуживают того, чтобы их посетили любознательные туристы.
В 19 веке над крышами самарских домов там и тут возвышались храмовые купола
Сегодня в городе на фоне новых современных зданий строятся новые церкви в различных архитектурных стилях, возвращая Самаре облик старинного православного города и их количество давно уже превысило дореволюционное. Восстанавливаются в Самаре старые и появляются новые монастыри. Набирает мощь православное просветительское движение.
С 90-х годов 20 века исторический центр Самары вновь начал застраиваться храмами
Большинство самарских храмов – православные. Но Самара всегда отличалась достаточной веротерпимостью, и здесь проживали люди различных религиозных верований. Поэтому в городе с 19 века возводились культовые сооружения, относящиеся к различным конфессиям: католические, протестантские, армянские, мусульманские и иудейские. Многие из них можно увидеть и сегодня. И все они связаны с историческим формированием в Самаре тех или иных национальных диаспор.
Итак, какие же наиболее интересные храмы, являющиеся историко-архитектурными памятниками, сегодняшние туристы могут увидеть в историческом центре Самары?
Православные храмы
Дореволюционные сооружения
Собор Вознесения Господня
Улица С.Разина, 78
Самым старейшим из сохранившихся самарских православных храмов является Церковь Вознесения Христова, образец классического стиля 40-х годов 19-ого столетия.
Вознесенский собор - памятник архитектуры первой половины 19 века
Первая одноименная трехъярусная церковь, как уже упоминалось, появилась в городе во второй половине 17 столетия, но в деревянном виде. Тот храм погиб в пожаре середины 18 века, а новая Вознесенская церковь опять-таки в деревянном виде была сооружена уже в другом месте – на кладбище Саратовской улицы. Второй храм сгорел в пожаре начала 19 века.
Тогда же новую церковь Вознесения решили строить в каменном виде, для чего выбрали другое, более выигрышное в градостроительном плане место – край оврага. Ведь храм должен был возвышаться над остальными строениями. На место будущей каменной церкви установили временную деревянную церквушку, а на каменную церковь всем миром начали собирать деньги. Проект будущей церкви был готов только к концу 30-х годов 19 века. Его авторами стали симбирские архитекторы. Далее проект утверждался и корректировался в столице, и лишь после окончательного утверждения был отправлен в Самару на реализацию.
Так выглядел Вознесенский собор после постройки в середине 19 века
Началось строительство церкви в начале 40-х годов 19 века на месте деревянной временной, которая была перенесена на кладбище. Ко времени начала храмового строительства рельеф, окружающий будущий храм, сильно изменился. Овраги были засыпаны и превратились в прямые улицы, на которых выросли новые дома. Таким образом, достичь ожидаемого доминантного положения новому храмовому сооружению не удалось.
Первый придел в честь Архангела Михаила был освящен в 1847 году. Главный придел был освящен в следующем 1848 году, но работы по его внутреннему оформлению, изготовлению и установке иконостасов продолжались вплоть до 1864 года.
По наименованию собора улица была переименована в Вознесенскую
В начале 50-х годов 19 века образовалась Самарско-Ставропольская епархия, и первым самарским епископом Евсеем для Кафедрального собора был выбран именно этот Вознесенский храм. В нем и была проведена историческая служба с оглашением синодского указа об образовании новой епархии и с проведением благодарственного молебна.
С того времени на сорок лет именно этот храм стал осуществлять функции кафедрального собора. Здесь проходили основные городские богослужения и отсюда три раза в год верующие отправлялись на крестный ход. На торжественных службах в этом храме присутствовали российские императоры - Александр Второй, Александр Третий и Николай Второй. А саму улицу, на которой находился храм, стали называть Вознесенской.
Вознесенский храм сегодня вновь посещают верующие, здесь опять ведутся службы
В конце 19 столетия роль кафедрального собора перешла к новому Храму Христа Спасителя, возведенному на новой Соборной площади (ныне площадь Куйбышева). Накануне Первой Мировой войны в Вознесенской церкви обновили четырехъярусный иконостас с иконой Вознесения Господня.
После революционных событий и начала построения нового советского общества, все церковные ценности поступили в собственность государства, частично были уничтожены или разграблены. Большая часть икон, церковной литературы и риз была сожжена, колокольню с куполами разрушили.
Купола Вознесенского храма в 90-е годы были снова восстановлены
В 30-е годы в храмовых помещениях размещалась артель кустарей. Там даже организовывались выставки восковых фигур. В 40-е годы храм, превратившийся в двухэтажное складское помещение, попал в ведомство Приволжского военного округа.
Только в 90-е годы 20 столетия здание бывшего храма было возвращено епархии, после чего оно было отреставрировано, и его исторический облик был полностью восстановлен. Сегодня этот храм можно посетить и осмотреть ежедневно с 8 до 20 часов.
Кафедральный собор Покрова Богоматери
Улица Ленинская, 75 А
С прекрасным стилем московского храмового зодчества 17 столетия можно познакомиться на примере самарского храма в честь Покрова Божьей Матери, который был сооружен в середине 19 века по инициативе и на средства местной купеческой династии Шихобаловых взамен ветхой кладбищенской Иоанно-Предтеченской церкви. Проект нового храма был разработан самарским архитектором И.Майснером, однако его проект был заменен столичной комиссией на проект санкт-петербургского зодчего Э.Жибера.
Покровский храм выполнен в стиле русского храмового зодчества 17 столетия
Сегодня этим пятиглавым храмовым великолепием с шатровой колокольней, венчающей вход, могут любоваться любознательные туристы, прогуливающиеся по Ленинской улице города. Этот довольно большой собор, вмещающий до 2 тыс. верующих, с 1941 года и по сегодняшний день является кафедральным храмом Самарской епархии.
В период Великой Отечественной войны на собранные этим храмом пожертвования была создана целая танковая колонна Дмитрия Донского. А в церковном хоре храма в годы войны не редко пели эвакуированные солисты Большого театра, в том числе и сам И.Козловский.
Покровский собор - единственный самарский храм, не закрывшийся в советский период
Еще до 1977 года в этом храме можно было увидеть удивительные образцы фряжской иконописи, которая с 18 века считалась академической в России. Эта живопись отступала от канонических икон в сторону реалистичности изображений. Роспись стен была выполнена в первом десятилетии 20 века художниками Князевым и Криволуцким. Живопись присутствовала и на внешних стенах собора. Алтарная часть храма была облицована искусственным мрамором. Повсюду царила роскошь и благолепие.
Трагедия случилась 7 ноября 1977 года, когда во время демонстрации вандалы кинули в церковное окно бутылки с зажигательной смесью, вызвавшие мощный пожар. Почти вся внутренняя роспись храма была уничтожена. От огня не пострадали только несколько икон, в том числе Покрова Богородицы на куполе, Взыскание погибших, образы святителей Н.Можайского и А.Невского и Похвала Пресвятой Богородицы.
Сегодня росписи и лепнина Покровского собора заново восстановлены
После пожара храм был заново расписан и сегодня его можно посетить ежедневно с 7 до 19 часов.
Храм во имя апостолов Петра и Павла
Улица Буянова, 135 а
Дойти до Петропавловского храма можно от Орловской набережной по улице Чкалова или Полевой всего за 20 минут. Находится церковь недалеко от Музея наземного электротранспорта, так что можно параллельно посетить обе эти самарские достопримечательности.
Петропавловский храм - памятник архитектуры второй половины 19 века
Посетить этот интересный и очень красивый храм очень желательно. Храм Святых апостолов Петра и Павла был построен в середине 60-х годов 19 века в виде однопрестольной приходской церкви на средства местного купца Андрея Головачева на самой окраине Самары. При храме с самого начала функционировала церковная школа для мальчиков.
В 80-е годы того же 19 столетия, сын Головачева – Василий спонсирует перестройку и расширение Петропавловского храма, в результате чего появилось два симметричных дополнительных боковых придела. Правый придел, оснащенный аркообразным трехъярусным иконостасом, был освящен в честь А.Невского.
Петропавловский храм несколько раз перестраивался и расширялся в 19 столетии
В конце 19 столетия архитектором А.Щербачевым данные приделы были увеличены, а живописцем И.Белоусовым были обновлены их интерьеры, иконостасы и роспись стен. Тогда в честь иконы Казанской Богоматери был освящен и левый придел. Храм стал трехпрестольным.
После революции данная церковь была закрыта в 1939 году. Здесь был устроен склад, а затем находилась конюшня. В конце Великой Отечественной войны храм был возвращен верующим и заново отреставрирован.
Сегодня Петропавловскому собору возвращена его прежняя красота
Сегодня этот храм славится успешным излечением людей, страдающих от алкогольной и наркотической зависимости. Здесь находится много старинных икон. Особенно впечатляет посетителей уникальная и очень красивая внутренняя академическая роспись и уютный интерьер. Попавшие в храм во время богослужения могут услышать прекрасное песнопение церковного хора.
Двери Петропавловского храма открыты с 7 утра до 19 вечера.
Церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (Софийский Храм)
Улица Чапаевская, 136
Этот очень красивый краснокирпичный ажурный храм в псевдорусском стиле находится недалеко от здания Самарской Филармонии, на параллельной улице Фрунзе – улице Чапаевской. Эта старинная городская улица также как Фрунзе и Куйбышева относится к историческому центру города. Она довольно протяженная (более 2 километров) и тянется от набережной реки Самары до самой большой городской площади, носящей имя Куйбышева.
При наличии времени по этой улице очень интересно прогуляться, ведь здесь можно увидеть удивительные архитектурные сооружения в «кирпичном стиле» и в стиле «модерн». Здесь сохранились здания, построенные известным городским архитектором А.Щербачевым. К таким зданиям относится и Софийский храм, сооруженный здесь в конце 19 столетия.
Софийский храм - удивительный образец "кирпичного стиля" архитектуры
История возникновения этой одноглавой церкви связывает воедино фамилии самых известных самарских меценатских семей – Курлиных (хозяев знаменитых городских особняков, в которых ныне расположены Музей Модерна и Областной Художественный музей), Головкиных (хозяина известного Дома со слонами) и Тимротов. Так вот эти городские благотворители в 1878 году, на основе ими же созданного Общества попечительства о бедных, организовали приют для самарских девочек, ставших сиротами в результате Русско-турецкой войны 1877-78 годов. Данный приют, названный в честь умершей императрицы Марии Федоровны – Мариинским, был размещен в двухэтажном особняке на улице Саратовской (ныне Фрунзе).
В конце 19 века приют возглавляла Н.И.Шехларева, которая выкупила земли, расположенные позади приюта до улицы Николаевской (ныне Чапаевской), и возвела там на собственные средства домовую церковь для воспитанниц. Архитектором домовой приютской церкви стал А.Щербачев, а курировал стройку Депутат Госдумы М.Д.Челышев.
Рассматривать архитектурные узоры кирпичной кладки храма - эстетическое удовольствие
Храм изначально был сооружен как двухпрестольный. Один придел был освящен в честь Святых мучениц Веры, Надежды и Любови и матери их Софьи. Этот придел и дал название всему храму. Второй придел был освящен во имя Св.Христова Николая.
После революции службы в этом храме велись вплоть до 1929 года. Затем храм был закрыт и в его помещениях расположился Музей революции, впоследствии ставший Музеем комсомола. Естественно, что купола и колокольня были ликвидированы.
В сегодняшнем Софийском храме светло и торжественно
Верующим храм был возвращен в самом начале 90-х годов 20 века и очень долго и болезненно восстанавливался. Этот, ныне полностью отреставрированный и действующий, храм можно посетить ежедневно. По будням он открыт с 9 до 17 часов, а по пятницам и в выходные – с 8 до 19 часов.
Храм Архангела Михаила
Пос.Шмидта (Запанский), ул.Новогородская, 1
Особо интересующиеся православными соборами и историей православия могут съездить или сходить в поселок Шмидта, чтобы посмотреть великолепное храмовое сооружение начала 20 столетия - Церковь Михаила Архангела.
Храм Архангела Михаила сооружен на окраине города в начале 20 века
Поселок Шмидта, являющийся частью Железнодорожного района города, находится на южной стороне города, между руслом реки Самары и железнодорожными путями Самарского вокзала. Дойти сюда пешком можно от Комсомольской площади минут за 20, заодно осмотрев еще один деревянный самарский жилищный сектор, из которого на 90 процентов состоит этот поселок.
В 19 столетии здесь находился поселок Новый Оренбург, жители которого не имели своего храма и вынуждены были ходить в Петропавловский. Согласно легенде, сам Иоанн Кронштадский, посетивший Самару в 1902 году, побывал в этом поселке и собственноручно освятил место под новый храм. Однако, путь к строительству нового храмового сооружения оказался сложным.
Правда, первоначально сельчане на собственные средства смогли построить Молитвенный дом, но он был очень невелик. К 1908 году один из местных купцов - В.Сурошников, выкупил часть земли рядом с главной площадью поселка и за год возвел на нем новый деревянный Молитвенный дом, освященный во имя Архангела Михаила. Но и это новое сооружение не удовлетворяло потребностей поселка. Нужно было строить новый каменный храм.
Храм Архангела Михаила - последняя дореволюционная храмовая постройка
На возведение нового храма поступали пожертвования от местных меценатов – от Пустошкина В.Ф., от Ивановой Е.И. и т.д. И к осени 1915 года новый краснокирпичный храм был достроен и освящен как храм Архангела Михаила. Как оказалось – этот храм стал последним храмовым строением в истории дореволюционного храмового строительства в Самаре.
После революционного переворота 1917 года и в период становления государства энтузиастов и атеистов, этот храм, как и другие, был закрыт. В период с 1929 до начала 90-х годов помещение церкви использовалось под различные нужды – под школу и Клуб железнодорожников, под военный госпиталь и инфекционную больницу, под спортзал и кооператив по производству памятников.
Сегодня Храму Архангела Михаила также возвращен прежний вид
После возвращения храма верующим в нем начались ремонтно-восстановительные работы, которые не закончены и по сей день. Но основные работы – восстановление купола, обновление внутреннего убранства, установка колокола и т.д. – были проведены, что позволило открыть храм для посещения его верующими. Сегодня этот храм можно осмотреть в любой день с 9 до 17 часов.
Все вышеперечисленные храмы являются основными самыми интересными православными постройками, сохранившиеся с дореволюционных времен.
Современные православные храмы
В 90-х годах в Самаре возводится множество новых храмов, которые своим обликом очень изменили внешний вид города. Большая часть новых постперестроечных храмов изначально размещалась в зданиях бывших кинотеатров, детских садиков, хлебных магазинов, и даже насосных станций, которые постепенно перестраивались в православном виде. Рассказать обо всех новых храмах невозможно, поэтому остановим свое внимание только на самых интересных, расположенных вблизи туристического центра.
Троице-Сергиев храм
Академический переулок, 1
Из новых храмовых сооружений Самары довольно интересен Троице-Сергиев храм, оформление которого все еще продолжается, хотя он и является действующим. Он интересен своей историей, своим месторасположением и своей активной деятельностью. Этот храм был одним из первых постперестроечных самарских храмов, начавший функционировать как приход Сергия Радонежского в самом начале 90-х в бывшем помещении хлебного магазина, который постепенно начал перестраиваться в храмовое сооружение.
Троице-Сергиев храм вырос как пристрой к церкви, оборудованной в хлебном магазине
Этому храму очень повезло с месторасположением, ведь точка его размещения – это самая высокая точка города, и храм естественным образом вознесен над городской суетой и сутолокой. Работы по расширению храма и превращению его в трехпрестольный продолжаются. Его новые приделы достигают высоты 50-ти метров.
Внутренняя роспись осуществляется самарскими иконописцами под руководством местного художника В.Чемирзова и иконописца Троице-Сергиевой лавры Мануила. Основными святынями храма являются икона «Господь Вседержитель» и образ Николая Чудотворца. При храме успешно функционирует Центр духовного просвещения «Радонеж», который занимается не только просветительской работой, но и ведет борьбу против вредных и пагубных зависимостей в виде курения, наркомании, алкоголизма, для чего специально создано Общество трезвости. Также при храме создана и служба «Милосердие», поддерживающая питанием и одеждой детские дома, школы-интернаты, и даже воинские части.
Троице-Сергиев храм осуществляет очень активную и разностороннюю деятельность
Кроме этого храм выпускает «Православную Народную газету», альманах «Путь к храму», ведет лекционно-просветительскую работу, организует экскурсии по самарским православным святыням. Многие книжные издания данного храма можно приобрести в церковной лавке. Посетить этот активно развивающийся храм можно ежедневно с 7 до 20 часов.
Храм Георгия Победоносца
Улица Маяковского, 11
Очень интересным и популярным самарским храмом постперестроечного периода является Храм Св.Георгия Победоносца, который имеет статус памятника (архитектор Ю.Харитонов).
Храм Георгия Победоносца имеет статус храма-памятника
Во-первых, этот храм, возведенный на высоком холме около Площади Славы, стал составляющей всего Мемориального комплекса славы и победы в Великой Отечественной войне. Во-вторых, его возведение было приурочено к двум памятным датам – 2000-летию принятия на Руси Христианства и 55-летию Победы. В-третьих, этот храм является святым хранилищем всех городских книг памяти, в которых записаны имена самарцев, погибших во всех последних войнах и при других трагических обстоятельствах, типа Чернобыльской катастрофы.
Стеновая роспись Храма Георгия Победоносца посвящена героическим образам
Осмотреть и посетить этот 30-метровый пятиглавый храм в византийском стиле очень удобно при посещении Площади славы. Храм находится в небольшом сквере на самом краю склона. Храм Георгия Победоносца довольно компактен и очень красив - и снаружи и внутри. Его стены облицованы уральским мрамором, а купола нитротитаном. Наверху храма находится смотровая площадка.
Нитротитановые купола храма хорошо видны с Набережной
Храмовая роспись содержит изображения святых отечественных воинов, основными иконами храма считаются иконы Георгия Победоносца и Иверской богоматери.
Софийский Собор Премудрости Божией
Улица Соколова, 1 АСамым последним из новых храмов в Самаре, освященным только в 2019 году, стал Софийский Собор, возведенный на четвертой линии Самарской набережной, недалеко от знаменитой Ладьи и позади Памятника князю Владимиру. Этот храм явился заключительным аккордом в архитектурной композиции оформления Набережной и стал прекрасной архитектурной доминантой на самарском побережье.
Софийский собор стал частью архитектурной композиции Самарской набережной
Данный почти 70-метровый одноглавый шатровый храм открыт ежедневно с 8 до 19 часов. В нем имеется Смотровая площадка, на которую можно подняться и которая находится на высоте 30 метров.
Территория вокруг храма современная и отлично оборудованная, она является составной частью прогулочной территории Набережной и соединена с ней высокой лестницей, на которой находится Памятник князю Владимиру, крестившему Русь.
Внутреннее оформление Софийского собора довольно современно и богато
Есть в Самаре и другие интересные храмы, которые построены в различных архитектурных стилях и привязаны к различным местам и событиям города. Например, около Парка Гагарина находится Церковь собора Самарских Святых, воздвигнутая в 2007 году на месте массовых расстрелов в 30-40 годы (Московское шоссе, 77 Б).
Около Самарского университета и Памятника М.Ломоносову в начале нашего столетия возведена прекрасная 30-метровая Церковь Великомученицы Татианы (Ак.Павлова, 1 Б) на колокольне которого установлено 11 колоколов. Это прекрасный образец русского стиля является университетским храмом и центром молодежного православного движения.
Храм Великомученицы Татианы является домовым храмом Университета
Самым высоким храмом в Самаре до недавнего времени являлся Собор Кирилла и Мефодия (Радонежская улица, 2), сооруженный в конце 90-х годов. Этот прекрасный образец стиля неоклассицизм вознесся в высоту на 57 метров, а его колокольня на 73 метра! Около собора в 2004 году была установлена бронзовая скульптура Кириллу и Мефодию. Также рядом находится Церковь Андрея Первозванного.
Храм Кирилла и Мефодия - один из самых высоких самарских храмов
В византийском стиле сооружена в первом десятилетии нашего века Церковь Иконы Богоматери «Державная» (ул.Фрунзе, 151).
Храм Иконы Богоматери "Державная" находится в самом туристическом центре
Есть и другие современные и красивые храмовые сооружения. Обо всех рассказать просто не возможно, ведь православных церквей, соборов и часовен в Самаре насчитывается около сотни. Поэтому надо ходить по городу и делать свои архитектурные открытия, которыми потом можно будет поделиться с друзьями.
Монастыри Самары
Иверский монастырь
Волжский проспект, 1
Находящийся в самом историческом центре Самары, заслоненный от Волги Жигулевским пивоваренным заводом, Иверский женский действующий православный монастырь является достойной историко-архитектурной достопримечательностью и своеобразным символом города.
Возрожденный Иверский женский монастырь является "визитной карточкой " города
Эта многострадальная обитель прошла через многочисленные испытания в период своего долгого признания и становления в 19 веке, в период революционных и социальных перемен 20 столетия, и сумела восстановить и облагородить то, что чудом сохранилось и частично воссоздать уничтоженные сооружения.
Посетить Иверский монастырь всегда приятно и интересно. Его территория привлекает заботливой ухоженностью, а храмы – своей историей и архитектурой. Мимо Иверского монастыря пройти невозможно, ибо находится он на перекрестке всех туристических маршрутов города – вдоль Волжского проспекта и Вилоновской улицы, рядом с Площадью Чапаева и Струковским садом. Более подробно об истории и архитектурном комплексе этого монастыря можно прочитать здесь.
Свято-Воскресенский мужской монастырь
Улица Краснодонская, 101
Данный мужской монастырь возник недалеко от месторасположения дореволюционного Иоанно-Предтеченского скита Николаевского монастыря. В начале 90-х годов прошлого века ветхие строения городского сквера «Огонек» были отданы верующим, которые основали здесь приход храма Воскресения Христа Спасителя. Здания ремонтировались и в них размещались библиотека, трапезная, воскресная школа и, конечно же, временный храм.
На основе Воскресенского прихода постепенно образовалась монастырская территория
Каменный однопрестольный храм Воскресения Христа Спасителя был возведен в 1993 году, и после освящения в нем начались богослужения. В 2003 году на основе прихода был образован мужской Свято-Воскресенский монастырь, который получил в пользование площадь около 5 гектар между проспектом Кирова, Краснодонской, Черемшанской и Нагорной улиц.
Со временем площадь Воскресенского храма была значительно увеличена за счет пристроенной трапезной и боковых приделов (Успенского и Серафима Соровского), возведения высокой Колокольни (33 метра), на которую установили ажурный крест, да и само храмовое завершение стало пятиглавым.
Комплекс Свято-Воскресенского монастыря застраивается и облагораживается
На монастырской территории был построен игуменский корпус, однокупольная Церковь Николая Чудотворца, планируется строительство братского корпуса, церковных мастерских и прочих хозяйственных строений.
Основными святынями Воскресенского храма считаются Икона Богоматери «Взыскание погибших» (Новый Афон, 18 век), список Казанской иконы Богоматери и другие.
Старообрядческие православные храмы
В Самаре имеется несколько старообрядческих храмов, которые находятся в ведении Самарско-Саратовской православной старообрядческой епархии.
Община храма Казанского образа Пресвятой богородицы
Улица Л.Толстого, 14 а
Данное храмовое сооружение Белокриницкой старообрядческой епархии датируется началом 20 столетия. В 1906 году в Самаре произошла официальная регистрация старообрядческой общины. В 1913 году, после получения разрешения властей и утверждения строительного проекта было начато возведение старообрядческого храма. Землю под строительство выделила вдова почетного гражданина города Мария Санина. Двухпрестольная Церковь Казанского образа Пресвятой богородицы была достроена и освящена только к концу 1915 года, а первые службы в ней прошли в январе 1916. В 1918 году храм был изъят новой властью, однако службы общины там продолжали проводиться до 1929 года, пока церковь окончательно не закрыли.
Храм Белокриницкой епархии находится во дворах улицы А.Толстого
В советское время все помещения этого храма были отданы под Дом техники. В шальные 90-е годы одно из акционерных обществ решило переоборудовать храм под концертный зал, но дело до этого не дошло. В первое десятилетие нашего столетия храм был возвращен верующим и сегодня является кафедральным старообрядческим храмом, который пока еще до конца так и не отреставрирован.
Так должен будет выглядеть внутренний интерьер этого храма после реставрации
Чтобы увидеть этот памятник архитектуры начала 20 столетия, надо зайти в арку дома номер 14 А по улице Л.Толстого.
Казанская церковь поморской общины
Улица Л.Толстого, 17
Прогуливаясь по улице Л.Толстого, кроме дореволюционного Храма образа Пресвятой богородицы можно увидеть и храм другой старообрядческой общины – поморской. Дело в том, что поморцы селились в Самаре с середины 19 века, а в период Первой Мировой их ряды пополняли многочисленные беженцы. Таким образом, в Самаре возникла старообрядческая поморская община, которая тайно собиралась в молитвенных домах, создаваемых на личных подворьях некоторых верующих (например, на участках Захарова и Власова). Поморские общины преследовались властями и закрывались.
Поморская община возникла в Самаре в середине 19 века
Первое официальное разрешение на проведение поморских молений было получено от властей только к концу 19 века. Один из храмов этой общины – Крестовоздвиженский - был открыт на месте старых казарм на окраине города. Ныне это район Ленинской улицы недалеко от Краеведческого музея Алабина и Дома-Музея В.И.Ленина. Тот храм был уничтожен в 1929 году. Сегодня о месте его существования напоминает Памятный крест.
На месте бывшего Крестовоздвиженского староверческого храма установлен Крест
Другой Молитвенный дом поморцев – Любимовский (по фамилии его попечителя и благоустроителя Ф.Любимова) появился на улице Москательной (нынешняя Л.Толстого). Именно этот бывший Молитвенный дом, отнятый у общины в 1929 году был возвращен поморцам в начале 90-х годов, после того как была официально зарегистрирована община Древлеправославной Поморской Церкви. Сегодня в России функционирует более 250 поморских общин, одна из которых – самарская – наиболее многочисленная из всех городских старообрядческих общин.
В бывшем Любимовском Молитвенном доме сегодня возобновилась церковная жизнь
Сегодня этот поморский храм действующий, по выходным и праздничным дням в нем проходят службы.
Иконостас поморского староверческого храма
В конце 80-х годов на улице Стандартной 26 появился кафедральный соборный Древлеправославный Храм Покрова Пресвятыя Богородицы, который относится к резиденции Нижневолжского епископа.
Один из новых поморских храмов находится на улице Стандартной
Есть еще в Самаре баптистские храмы. Это церковь «Преображение» на Перекопской улице (дом 30), Церковь «Благодать» (Советская, 117А) и несколько других храмов. Есть и храмы Полноевангельской церкви.
Храмы других конфессий
Римско-католическая церковь Пресвятого Сердца Иисуса (Католический костел)
Улица Фрунзе, 157
Пожалуй, самым известным и красивым храмом Самары, присутствующим на всех туристических буклетах, является католический храм Пресвятого Сердца Иисуса. Этот прекрасный образец готического архитектурного стиля, расположенный в историческом центре города, никого не оставляет равнодушным.
Католический костел - одна из популярных храмовых достопримечательностей города
Мимо этого как бы взлетающего ввысь храма из красного кирпича не пройдет ни один турист. А ведь это удивительное сооружение имеет не только очень красивый внешний вид, но и необычную историю, связанную с образованием в городе польской католической диаспоры в середине 19 столетия. Очень приятно посидеть в прохладной и тихой внутренности костела, предавшись своим мыслям.
Внутри костела тихо, светло и спокойно
Более подробно о самарских поляках, об их вкладе во внешний облик города, о трудностях, связанных со строительством католического костела можно прочитать здесь.
Евангелическо-лютеранская кирха Святого Георга
Улица Куйбышева, 115-117
Это прекрасное здание на одной из центральных улиц города явилось неожиданным подарком небольшой лютеранской самарской общине в конце 19 века, ведь строилось оно как католический храм. На его возведение пожертвовал средства все тот же польско-армянский купец Е.Н.Аннаев. Его отец был армянским католиком, поэтому Егор Никитич и ратовал за возведение католического храма. Однако, политические волнения 1863 года в Польше вмешались в процесс строительства на завершающем этапе, и уже почти построенный храм, похожий на немецкую средневековую базилику, был передан лютеранам.
Лютеранская кирха - прекрасная архитектурная доминанта улицы Куйбышева
В 1930 храм был закрыт, а верующим он был возвращен только в 90-е годы. Сегодня этот архитектурный памятник находится в ведомстве самарской Евангелическо-лютеранской общины Святого Георга и осмотреть его можно в будние дни с 10 до 18 часов, а в воскресенье – с 10 до 13.00. По субботам кирха закрыта для посещений.
Внутри скромной Лютеранской кирхи можно послушать прекрасную органную музыку
Здесь имеется орган, и проводятся вечера органной музыки, на которых очень хорошо можно отдохнуть в приятной атмосфере кирхи.
Мусульманские мечети
Количество мусульман, проживающих сегодня в Самарской области, равняется приблизительно 200 тысяч человек. Первые мусульмане, являющиеся преимущественно татарами, появились на территории Самары задолго до революции. Татарско-мусульманская диаспора проживала в районах нынешних улиц Фрунзе и А.Толстого. Именно там и появились первые мусульманские мечети.
Историческая Мусульманская мечеть
Улица А.Толстого, 61
Уже в середине 19 века в Самаре была довольно развита и мусульманская диаспора. Первой мусульманской мечетью в 1856 году стал Молельный дом при особняке имама. Возвести собственную каменную мечеть самарским мусульманам помог фабрикант Т.Акчурин, выкупивший землю под строительство и спонсировавший само строительство. Случилось это в 1891 году на улице Казанской (ныне А.Толстого). При мечети была организована редакция крупного журнала «Икътисад», освещающего общественно-политические и экономические вопросы развития общества.
То, что сохранилось от первой каменной мечети, сегодня именуются Исторической мечетью
В 1913 году появилась еще одна мечеть (район Дворца спорта), но она была уничтожена в советский период, когда мусульманские храмы подвергались таким же гонениям, как и православные.
Мечеть же на улице А.Толстого, выполненная из красного кирпича, в 30-е годы была переоборудована в детский садик в виде двухэтажного дома. Минарет, естественно, был снесен. Только в начале нашего века здание бывшей мечети, являющейся архитектурно-историческим памятником, было возвращено верующим. С тех пор началась долгосрочная реконструкция и расширение архитектурного комплекса Исторической мечети.
Так должна выглядеть Историческая мечеть после реконструкции
Сегодня данная мечеть реконструируется и становится историко-пропагандистским учреждением. Здесь создается Музей быта самарских мусульман, также в уже отремонтированных помещениях проходят лекции на темы религии и истории.
Самарская Соборная мечеть
Улица Стара Загора, 54
Ныне действующим мусульманским храмом является Соборная мечеть, которая была сооружена в 1999 году в Промышленном районе Самары. Это большое трехэтажное почти 70-метровое сооружение в форме параллелепипеда является частью архитектурного комплекса. На территории этого комплекса находится также и медресе, рассчитанное на 60 учащихся.
Соборная мечеть является частью архитектурного комплекса
Этот, один из самых больших в мире, мусульманских храмов сооружен по всем канонам исламской архитектуры. Внутренний интерьер оформлен очень богато. Беломраморный Михраб – особая гордость храма, витражные окна добавляют волшебства во внутреннее освещение, полы застелены прекрасными таджикскими коврами! Работа над внутренним интерьером продолжается до сегодняшнего дня.
Внутренний интерьер храма очень богат и красив
Прекрасно оформление и наружной территории храма, превращенной в парковую зону с фруктовыми деревьями и цветочными клумбами.
Храм рассчитан на единовременное присутствие в нем до пяти тысяч верующих, однако в дни праздничных молений здесь собирается до 17 тысяч человек, которые занимают не только главный молитвенный зал, но и все три этажа и дворовую территорию.
На праздничные молитвы в мечети собираются тысячи верующих
Посетить этот храм можно с 6 до 20 часов ежедневно, кроме времени богослужений.
Армянская Апостольская церковь Святого Креста «Сурб Хач»
Ново-Садовая улица, 154 Б
Первые армяне появились на территории Самары в конце 19 века, их было немногим более 80 человек. Наиболее известным самарским армянином того периода был купец первой гильдии Е.Н.Аннаев – виноторговец и владелец целой сети магазинов в Поволжье, член земской Управы и городской Думы, основатель первой в городе кумысолечебницы. Он был армянином только наполовину, по отцу. Мать его была полячкой. Приезжал в Самару и известный художник И.Айвазовский (Ованес Айвазян), работавший здесь над волжскими пейзажами. Сегодня в Самарском Областном Художественном музее хранятся не только его картины, но и других армянских живописцев. Сегодняшнюю Самару также украшают скульптуры и фонтаны многих армянских зодчих.
Армянский Храм «Суб Хач» - образец армянской храмовой архитектуры
До революционных событий 1917 года оформить свою религиозную общину самарским армянам не удалось. Но, как ни странно, сразу же после переворота новые власти дали армянам разрешение на организацию Молитвенного дома по Садовой улице 27. Однако, в 1929 году этот дом был уже закрыт, а все его имущество сохранил староста Т.Мирзоянц.
В дальнейший исторический отрезок времени количество армян в Самаре постепенно росло, особенно сильно их количество увеличилось после землетрясения 1988 года и социальных конфликтов в Баку начала 90-х. Поэтому в 1995 году создается армянская община, объединяющая сегодня более 23 тысяч армян самарской области.
Интересно и внутреннее оформление армянского храма
Деятельность сегодняшней общины многообразна – это воскресные школы, преподавание армянского языка, издание своей газеты, создание хореографического коллектива. Доминантой деятельности общины было возведение в 2003 году армянского Храма «Суб Хач», около которого установлен Памятник жертвам Геноцида армян в Османской Турции в 1915 году и жертвам землетрясения 1988 года.
Около храма находится Памятник жертвам армянского геноцида
С тех пор данный храм является объединяющим центром самарских армян, хранителем их культурного наследия и национальных традиций. В храме проводятся службы, крещения и венчания, отмечаются памятные армянские даты. Посетить его можно ежедневно с 9 до 19 часов.
Иудейские храмы
Хоральная синагога
Улица Самарская, 49
Появление в Самаре этого иудейского храма говорит о наличии в городе довольно большой еврейской диаспоры и о лояльном отношении к евреям со стороны властей и горожан. До построения первой синагоги, евреи молились в молитвенных домах. Разрешение же на строительство иудейского храма было получено в начале 20 столетия, а в ее сооружении помогали не только еврейские, но и русские купцы. К 1908 году Хоральная синагога уже открыла свои двери для верующих. В советский период этот архитектурный памятник использовался под городской хлебозавод. Верующим храм был возвращен в 1994 году, но в очень ущербном состоянии.
Здание Хоральная синагога отличается яркой архитектурной индивидуальностью
Увидеть сегодня это пока недействующее и закрытое храмовое сооружение, построенное в начале 20 столетия архитектором Зельманом Клейнерманом, можно недалеко от Сквера В.Высоцкого. А увидеть его очень интересно, прежде всего, из-за архитектурного стиля, довольно нехарактерного для Самары. Ведь это очень яркий образец мавританской архитектуры. С 2018 года здание находится в состоянии реконструкции.
А одна из действующих самарских синагог находится совсем рядом по адресу улица Самарская, 52 на первом этаже небольшого двухэтажного дома.
Большая Хоральная синагога
Улица Чапаевская, 84 Б
Основным действующим иудейским храмом является Большая Хоральная синагога Иудейского религиозного общества города Самары. Этот храм, сооруженный в качестве Молитвенного дома в 1880 году на тогда Николаевской улице, функционирует именно с того времени. Здание бывшего Молитвенного дома 19 столетия можно увидеть во внутреннем дворике.
Здание Синагоги на Чапаевской можно узнать по шестиконечной звезде
Пройдя через тяжелые и сложные исторические времена, немного видоизменившись, этот храм продолжает функционировать и сегодня. Посетить его можно по будним дням с 10 до 16 часов.
Конечно же, рассказать обо всех самарских храмах в рамках одной статьи невозможно. Своим рекомендательным обзором мы хотели заинтересовать вас разноплановостью самарских храмов, их историей и архитектурой. Знакомство же и храмовой составляющей Самары можно продолжать самостоятельно.
Отзывы туристов