Одним из самых богатых и интересных музеев Казани является Музей изобразительного искусства (ИЗО), постоянные экспозиции которого находятся в Главном здании на улице К.Маркса, 64 и в Картинной галерее «Хазине» на территории Казанского Кремля. В постоянных и временных экспозициях этого музея можно увидеть выдающиеся работы таких известных мастеров Запада как А.Дюрера, Дж.Дюпре, и, конечно же, отечественных живописцев – Д.Левицкого, Ф.Рокотова, И.Шишкина, Н.Фешина и т.д. Есть в экспозициях музея и прекрасные образцы местных татарских художников и скульпторов, таких как Б.Урманче, Х.Якупов, И.Зарипов и т.д.
Содержание:
- История создания Музея ИЗО
- Особняк Сандецкого
- Главное здание Музея ИЗО
- Национальная галерея «Хазине» (филиал)
- Галерея современного искусства (филиал)
- Парк Усадьбы Сандецкого
- Режим работы
Кроме осмотра музейных экспозиций, интересно познакомиться и с историей создания музея, и с историей самого Особняка Сандецкого, который является на сегодня Главным музейным зданием.
Музей ИЗО - один из лучших и интереснейших музеев Казани
История создания Музея ИЗО
Казанский Музей изобразительных искусств как и Национальный Музей РТ вырос из музейного сообщества, образовавшегося в стенах Казанского университета по инициативе некоторых его преподавателей в конце 19 столетия. Наряду с этнографическим и археологическим музеями, созданными на основе экспедиционных находок, появился и небольшой Музей древностей и изящных искусств. Хотя все эти коллекции еще не были музеями в полном смысле этого слова, а просто хаотичным собранием интересных и ценных произведений искусства.
В стенах университета в конце 19 века работали выпускники известных художественных учебных заведений страны, и впоследствии была даже образована Кафедра теории и истории искусств, выпускниками которой были Н.Лихачев, Д.Айналов и многие другие признанные научные авторитеты.
И Национальный музей и Музей ИЗО зародились в стенах Казанского Университета
В конце 19 столетия в городе открывается Казанская художественная школа, для которой талантливый архитектор Карл Мюфке возводит прекрасное здание в псевдорусском стиле на Грузинской улице, в одном из зданий которой позднее появится и Музей ИЗО. Эта школа становится настоящим культурным центром города, ведь на ее площадях проводились интереснейшие выставки художников-передвижников, Санкт-Петербургской художественной академии и прочие экспозиции выдающихся художников страны.
В этот же период (в 1895 году) братом умершего ученого-археолога А.Лихачева в дар Городскому научно-промышленному музею передается множество ценностей археологических и исторических, а также очень большая и ценная коллекция произведений изобразительного искусства (графики и картин), которые составили в музее отдельную экспозицию.
Та первая городская Художественная школа, а ныне училище, носит сегодня имя Н.Фешина
После революции Городской Научно-Промышленный музей становится Губернским музеем, состоящим из трех отделов, одним из которых был художественный. В этот период шло активное пополнение музейных фондов за счет национализации дворянских и купеческих особняков, а также всего ценного, что в них находилось. Сегодня в музее мы можем видеть, например, картины В.Маковского, П.Ковалевского, И.Шишкина и других известных художников из коллекции О.Александровой-Гейнс, а также ее портрет, написанный самим И.Репиным.
Пополняли городской музей и сокровища из закрывающихся православных храмов, а также из частных коллекций. К 25-летию существования Центрального музея Татарии из Государственного музейного фонда ему в дар было передано много работ художников конца 19-начала 20 века. Все разрастающаяся художественная коллекция превратилась в солидную Картинную галерею, которая занималась уже не только выставочной работой, но и исследовательской. Один из организаторов Картинной галереи П.Дульский начал формировать фонд работ татарских художников, таких как Н.Фешин, Н.Беньков, К.Чеботарев и многих других. Картинная галерея издавала каталоги всех проходящих в ее стенах выставок.
Портрет О.Александровой-Гейнс работы И.Репина находится в постоянной экспозиции музея
Параллельно развитию Картинной галереи при Центральном музее Татарии, формировался и небольшой музей при Казанском художественном училище, в которое переросла Художественная школа. Основу его составляли работы учеников и педагогов. Был там даже отдельный Кабинет гравюр. Так вот в начале 40-х годов 20 века экспонаты музея училища пополнили фонды Картинной галереи. Таким образом, закончилось основное формирование музейной коллекции произведений русского изобразительного искусства в Казани в рамках единого музейного подразделения.
В 1958 году на основе фондов Картинной галереи был организован самостоятельный Музей ИЗО во главе с директором Г.Могильниковой, который в 1967 году получает в свое распоряжение обновленный Особняк Сандецкого. На сегодня в фондах музея насчитывается более 26 тысяч различных произведений искусства. А Центральный музей, от которого когда-то отпочковался Музей ИЗО, сегодня находится там же, где и был - на Площади 1 Мая и называется Национальным музеем РТ.
Городской, а ныне Национальный музей РТ, где формировалась когда-то коллекция Музея ИЗО
Особняк Сандецкого
История Музея ИЗО неразрывно связана с историей особняка, в котором с 1958 года размещены его фонды. А это совсем другая и тоже очень интересная история! Итак,
На одной из центральных исторических улиц Казани - улице К.Маркса, которая в те времена называлась Грузинской, в 1903 году началось строительство особняка для командующего Казанским Военным округом, куда входили все города Поволжья, включая Самару, Саратов, Уфу, Пермь, Оренбург, Астрахань и т.д. – всего около ста гарнизонов. До этого момента, все прежние командующие снимали жилье в районе современного Парка Горького (у Арского поля). В тот период командующим Казанским округом был И.Карасс и именно при нем в 1906 году особняк и был достроен. Но с 1907 года на должность командующего был назначен А.Г.Сандецкий, который и поселился в этом роскошном городском дворце.
Дворец имел три входа. Из парадного входа можно было напрямую пройти в приемную генерала, рядом с которой находился его рабочий кабинет. Сегодня в этих комнатах находятся экспонаты русского искусства. Отсюда имелась отдельная дверь на террасу и в парковую зону.
Дом командующего был построен в 1906 году и долгое время в нем жил генерал А.Сандецкий
Второй вход предназначался для членов семьи генерала и вел на второй этаж – в жилые покои. Третий вход в особняк находился со стороны двора, на котором были размещены флигель, домики для прислуги, кухня, прачечная, баня, холодильник-ледник для мяса, конюшня и т.д. Так что условия для проживания семьи командующего Казанским округом были более, чем хорошие. Каким же он был - генерал Сандецкий, чья фамилия закрепилась за этим особняком навсегда?
Выходец из польской дворянской семьи Александр Генрихович выбрал для себя карьеру военного и в начале 20 века служил в Екатеринославле (нынешнем Днепропетровске). Во время революционных выступлений рабочих в 1905 году, Сандецкий смог возглавить и подавить местное восстание, и именно после этих решительных действий начался его быстрый карьерный рост.
Генерал А.Сандецкий был очень неоднозначной фигурой
В начале 20 века беспорядками и революционными волнениями был охвачен и весь Казанский округ, а командующий Карасс не мог противостоять этим выступлениям с необходимой решительностью. Поэтому на его пост императором и был назначен более решительный и бескомпромиссный генерал А.Сандецкий. Многие считали его деспотом и самодуром, и действительно он действовал подчас очень жестокими и беспощадными мерами. При нем увеличилось количество наказаний за нарушения регламентации и воинской дисциплины, увеличилось число приказов, часть из которых действительно были курьезными. Приводилось в исполнение и множество смертных приговоров. Даже своего сына, прибывшего в отпуск после ранения, генерал посадил на гауптвахту за несоблюдение регламентации.
Безжалостен и строг генерал был и к себе. Он был строг в еде, занимался спортом, купался в проруби, т.е. вел здоровый образ жизни и был в хорошей форме, чего требовал и от своих подчиненных. При нем Казанский военный округ вышел на лучшие показатели в стране по стрельбам, строевой и другим военным дисциплинам. В период Первой Мировой войны из Казанского военного округа формировались основные полки для действующей армии. Чтобы не говорили про Сандецкого, но надо иметь в виду, что он отдал российской армии 40 лет своей жизни, получил за службу 10 орденов, 5 медалей, несколько знаков отличия и благодарности от императора.
В этой прекрасной усадьбе семья генерала прожила с перерывами более 7 лет
После захвата Казани революционной Красной армией в 1918 году, генерал был арестован. По найденной впоследствии предсмертной записке генерала и пистолету с одной пулей родилась версия о том, что перед тем, как в его особняк ворвалась группа красноармейцев, Александр Генрихович хотел застрелиться. Но то ли пистолет дал осечку, то ли дрогнула рука, но генерал был схвачен и препровожден на гауптвахту Казанского Кремля, а затем в Москву. Интересно, что даже на допросах проявлялось его нетерпение к нарушению регламентации и его решительный и бескомпромиссный характер. Он делал замечания по поводу неправильного ведения допросов, высказывал критические замечания в отношении новой власти и т.д. Генерал Сандецкий был приговорен к расстрелу, во время которого сам построил во дворе присланных для этого солдат по всем правилам и сам командовал им «пли».
А генеральский особняк перешел к новому советскому командующему тем же Казанским округом - Н.Ершову, имя которого сегодня носит одна из центральных улиц Казани. И в тот период, и во времена последующей за этим Гражданской войны, когда Казань была занята белочехами, особняк подвергался разорению и грабежам. А грабить во дворце было что! Были там и персидские ковры, и коллекция оружия, и дорогие предметы интерьера.
После революции в разграбленном особняке остались только стены и ограда
Еще до прихода красных, прислуга растащила из дворца все имущество бывших хозяев, все, что можно было вынести. Даже зеркало, не проходившее в дверь, было разбито на куски и вынесено в виде осколков. А садовник Сандецкого умудрился притащить домой пианино, где его использовали долгое время в качестве рабочего стола. А вот внук сторожа научился на этом пианино подбирать мелодии и решил стать пианистом.
Известно, что Сандецкий не был сосредоточен только на военной деятельности, он любил охоту, рыбалку, был знаком с некоторыми художниками и посещал их мастерские. Например, Н.Фешин даже рассказывал генералу о своем желании написать картину, изображающую кровавую бойню при заготовке мяса с опьяненными от вида и запаха крови забойщиками. И написать эту картину он хотел настоящей кровью быков. Возможно, художник интуитивно ощущал приближение кровавых событий 1917 года. Так вот, именно генерал отговорил его от идеи писать кровью, дабы не привлекать в качестве зрителей мух. Сегодня эту картину можно увидеть среди экспонатов Фешинского зала музея.
Замысел картины "Бойня" Н.Фешин обсуждал когда-то с командующим Казанского округа
После прочного установления советской власти, в середине 20-х годов Особняк Сандецкого, находящийся на окраине города, был превращен в туберкулезный санаторий, летняя терраса стала солярием, а во дворе особняка был установлен морг. Для лучшей санобработки помещений были сняты шелковые обои, люстры, многие детали лепнины и т.д.
Интересно, что около этой туберкулезной больницы проходили детские годы будущего писателя Василия Аксенова (он жил в коммуналке напротив). Так вот в своих воспоминаниях он упоминает больничный двор в связи с тем, что там закопал тетрадь со своими первыми неудачными любовными стихами. А со своим другом Р.Кутуем (сыном татарского писателя) они как-то спилили с ограды две чугунные розочки на подарки девочкам к 8 марта.
Сегодня Музей В.Аксенова находится напротив бывшего Особняка Сандецкого
К середине 60-х годов Особняк оказался уже в центре разросшейся Казани и поэтому туберкулезный санаторий переместили в другое место, а освободившееся здание решили приспособить под городской Музей ИЗО, коллекции которого уже требовали к этому времени новых площадей.
Чтобы избавиться от источника заражения – туберкулезной палочки – была проведена дезинфекция, во время которой ликвидировались многие камины и часть лепных украшений, перемещенных на чердак. Кроме того, три года особняк стоял на карантине.
Сложно представить, что в этом прекрасном здании размещался Туберкулезный санаторий
В сегодняшней Казани Особняк Сандецкого является одним из красивейших зданий города начала 20 века. Его авторство приписывалось нескольким казанским архитекторам, в том числе и К.Мюфке, но скорее всего для постройки был использован просто адаптированный типовой проект дворцовых строений, применяемый во многих городах России в тот период. Внешний вид дворца сохранился практически в первоначальном виде, несмотря на все превратности судьбы. А его внутреннее содержание притягивает к себе многочисленных туристов и самих казанцев всегда. Ведь здесь можно увидеть великолепные постоянные и временные экспозиции самых известных отечественных художников.
Обстановка обновленного Музея ИЗО предполагает неспешное и спокойное времяпровождение
Кроме музейных экспонатов интересно осмотреть и само здание. После недавней реставрации интерьеры залов выглядят обновленными и нарядными. Здесь интересно увидеть восстановленные изразцовые печи и новую систему освещения. Все здесь очень современно и достойно тех замечательных экспонатов, которые закреплены на стенах с помощью надежной подвесной японской системы.
На сегодняшний день двухэтажный Особняк Сандецкого – не единственная площадка казанского Музея ИЗО.
Вход в Главное здание Музея ИЗО находится со стороны ул.Муштари
Главное здание Музея ИЗО
Улица К.Маркса, 64
Первый этаж прекрасного, недавно отреставрированного двухэтажного особняка Сандецкого отведен под залы, посвященные древнерусскому и отечественному искусству 18-20 веков (портреты, пейзажи и другие направления русской живописи). Среди работ русских мастеров представлены почти все известные имена от Д.Левицкого и В.Боровиковского до И.Айвазовского, И.Левитана и И.Шишкина. Есть здесь полотна В.Серова и К.Коровина, И.Репина и В.Тропинина.
Древнерусское искусство
Основу данного отдела составили иконописные работы, изъятые в свое время из казанских, свияжских и других храмов и монастырей.
Коллекция древнерусского искусства очень содержательна и разнообразна
В трех залах древнерусского искусства можно увидеть один из самых древних списков иконы Богоматери «Умиление», есть здесь и образы Казанской иконы Богоматери. «Жемчужинами» этих отделов музея являются древнерусские иконы 16 века, но есть и иконы более позднего времени, позволяющие проследить развитие отечественной иконописи. Есть в экспозиции и старообрядческие иконы.
Русское искусство (18-19 вв)
В залах этого отдела можно увидеть различные направления изобразительного искусства. Например, парадные портреты представлены в виде изображений царственных особ – Петра Первого, Екатерины Второй, Павла Первого и т.д. И, конечно же, очень интересно увидеть вживую портретные работы, выполненные В.Тропининым или К.Брюлловым.
Все картины русских мастеров отлично смотрятся в обрамлении прекрасных каминов
А если кому-то больше по душе живописные пейзажи, то это направление также представлено в этом отделе очень и очень разнообразно. Русский пейзаж середины 19 века - это Н.Чернецов, П.Джогин, И.Айвазовский и другие.
Русское искусство (19-20 вв)
Портреты данного исторического периода представлены в исполнении таких классиков русской школы, как И.Репин и В.Серов, пейзажи – это И.Шишкин, И.Грабарь и многие другие. Представлены здесь и работы различных течений и направлений начала 20 века, объединившихся в союзы подобные «Бубновому валету», «Миру искусства», «Голубой розе».
Осмотр экспозиции русского искусства всегда преподнесет новые открытия
Есть в экспозиции и декоративная работа М.Врубеля с Фаустом и Мефистофелем, представлены работы Р.Фалька, П.Кончаловского, В.Кандинского и прочих интересных художников.
Западноевропейское искусство
Второй этаж бывшего особняка занимают работы западноевропейских мастеров 15-19 веков, больше половины из которых являются частью коллекции А.Лихачева. Присутствует здесь и портрет самого известного исследователя-коллекционера.
Большая часть коллекции А.Лихачева размещена на втором этаже
Есть здесь голландская и нидерландская живопись, гравюры А.Дюрера, Ж.Калло, живописные полотна современников Брейгеля и т.д.
Национальная галерея «Хазине» (филиал)
Казанский Кремль
Собрание коллекции татарских художников, как уже упоминалось, началось в первые годы советской власти. Активно эта деятельность продолжалась и в последующие годы, особенно после создания Музея ИЗО как самостоятельной единицы. В 60-70-х годах в фондах музея сформировалось богатейшее собрание картин казанского мастера начала 20 столетия Н.Фешина. Кроме этого, велась постоянная работа по собиранию произведений декоративно-прикладного искусства, скульптуры, графики других выдающихся мастеров Татарии.
Филиал Музея ИЗО открылся в 2005 году в одном из подъездов бывшего юнкерского училища
В дни празднования 1000-летия Казани на территории Казанского Кремля было открыто филиальное подразделение Музея ИЗО – Национальная картинная галерея «Хазине», где и были расположены собранные экспонаты татарского художественного искусства. Сегодня здесь можно увидеть уникальные декоративно-прикладные, художественные, графические и скульптурные работы, созданные на территории Казанской губернии и современного Татарстана в 19-21 веках.
В залах Картинной галереи «Хазине» представлены все направления изобразительного искусства – пейзажи и натюрморты, исторические и бытовые полотна. Здесь можно ознакомиться с различными стилями и индивидуальными манерами местных художников, увидеть работы реалистические и авангардистские.
У картины Х.Якупова "Тукай" всегда хочется задержаться подольше
Наиболее притягательными именами Картинной галереи являются Н.Фешин и П.Беньков, К.Чеботарев и Ф.Тагиров, Б.Урманче и Х.Якупов, И.Зарипов и К.Максимов. Всех имен перечислить просто невозможно. Надо просто сходить в эту галерею и получить неизгладимое эстетическое удовольствие.
Работы Н.Фешина собраны в отдельной экспозиции
К тому же, в этой галерее можно посетить временную тематическую или персональную выставку одного или нескольких современных художников Татарстана или другого региона России, которые постоянно здесь проводятся.
Галерея современного искусства (филиал)
Улица К.Маркса, 57
В 1979 году по диагонали от Особняка Сандецкого выросло современное здание в стиле необрутализма (арх.Г.Бакулин) – Выставочный зал Союза художников Татарии. В 2009 году площади этого здания были переданы Музею ИЗО, а в 2017-18 гг там была проведена крупномасштабная модернизация с учетом самых современных требований.
Галерея современного искусства - очень современный и интересный выставочный зал
Сегодня Галерея Современного искусства является самой крупной выставочной площадкой Казани, где имеется не только шесть выставочных пространств, но и зал лектория, детская площадка и мультимедиа. Здесь проводятся очень интересные мероприятия и поэтому за афишей Галереи надо постоянно следить.
Парк Усадьбы Сандецкого
Усадебный особняк Сандецкого, естественно, предполагал и парковую территорию. Дело в том, что в период постройки особняка здесь была окраина города, и здание строилось как бы в лесной зоне. Многие деревья сохранились и составили основу парка.
Парк Усадьбы Сандецкого формировался на основе уже растущих здесь деревьев
Эта территория была приведена в порядок во время последней недавней реставрации особняка. Совсем старые и больные деревья были убраны, появились зеленые современные газоны, был отреставрирован старый фонтан, и обновилась брусчатка. Посещать парк можно отдельно от музея.
С 2007 года по инициативе джазовой вокалистки О.Скепнер в данном парке под открытым небом начали проводиться ежегодные международные фестивали, получившие название «Джаз в Усадьбе Сандецкого».
Фестиваль "Джаз в Усадьбе Сандецкого" еще недавно имел международный статус
Эти очень оригинальные мероприятия, являющиеся синтезом музыки и живописи, проводились в летние месяцы (июль-август) по четвергам и были очень популярны. Однако, в последние годы в парке Сандецкого они не проводилось, так как были перенесены на территорию Казанского Кремля на Пушечный двор. Но, возможно, они еще вернутся в обновленный парк Сандецкого и добавят жизнеутверждающую нотку и старинному особняку и старинному саду.
Режим работы
Дойти до Музей ИЗО пешком можно от Площади Свобода, от Площади Тукая или от Парка Горького. Доехать можно на общественном транспорте до остановки «Улица Толстого».
Усадьба Сандецкого хранит много интересных историй и произведений искусства
Музей ИЗО и его филиалы работают все дни, кроме понедельника с 10 до 18 часов, а по четвергам с 10 до 20 часов. Здесь можно взять любую экскурсию из предложенных тематик. Цены на посещение начинаются от 200 рублей. Имеются льготные билеты.
Каждый первый вторник месяца проводится день бесплатных посещений. А вот по последним вторникам каждого месяца проводятся санитарные дни. С информацией о других интересных музеях столицы Татарстана можно ознакомиться здесь.
Отзывы туристов