Адрес: улица Кремлевкая, 2
Режим работы: 10.00-18.00

Одним из основных зданий, составляющих архитектурный комплекс Площади 1 Мая около Казанского Кремля, является Национальный музей РТ. По сути - это главный краеведческий музей региона, в котором собраны тысячи единиц археологического, исторического, этнографического и прочего материала, иллюстрирующего многовековую историю Татарстана.

Содержание:

  1. История создания музея
  2. Гостиный двор
  3. Николо-Гостинодворская церковь
  4. Национальный музей РТ сегодня
  5. Как добраться и режим работы


Многочисленные залы музея с богатейшей и разнообразной коллекцией находятся в историческом здании бывшего Гостиного двора, памятнике архитектуры 18-19 веков. Это красивое двухэтажное строение одной своей стороной развернуто к Площади 1 Мая, а другой вытянулось вдоль Кремлевской улицы. Прежде чем посетить основной музей города, желательно для начала познакомиться с историей создания этого интереснейшего городского музея и с историей самого здания Гостиного двора. 

Национальный Музей - один из самых популярных музеев КазаниНациональный Музей - один из самых популярных музеев Казани

История создания музея

По диагонали от Спасской башни Казанского Кремля находится очень красивое нарядно оформленное здание. Это Национальный музей РТ - главный музей города и крупный научно-педагогический центр Поволжья. Созданный в 70-х годах 19 века по инициативе профессорского коллектива Университета, в частности, известного казанского историка  Н.П.Загоскина, он не был сначала музеем в привычном для нас понимании этого слова. Это было просто место хранения разных этнографических, археологических и прочих находок, содержащихся без всяческой систематизации и недоступных для широкой общественности.

Музейные коллекции начали создаваться инициативными преподавателями УниверситетаМузейные коллекции начали создаваться инициативными преподавателями Университета

Позже,  директором казанского реального училища А.Орловым, была выдвинута инициатива о создании в Казани Городского педагогического музея. Эта инициатива нашла поддержку в администрации города, глава которой  - С. Дьяченко - призвал местное население содействовать образованию городского музея в приобретении им различных экспонатов и в материальной помощи. В 1891 году создается комиссия для организации музея, и собираются  денежные средства. Много спонсоров на это новое дело нашлось в промышленно-купеческой среде города – материальная помощь местных предпринимателей И. И. Алафузова, П. В. Щетинкина, Я. Ф. Шамова, И. В. Александрова, М. Т. Атлашкина и других была очень и очень существенна.

Интересно, что одно очень крупное пожертвование (пятьсот тысяч серебряных рублей) поступило от известной в то время казанской меценатки О.С.Александровой-Гейнс, но оно было сопровождено условием, чтобы новый музей размещался обязательно на Воскресенской улице (ныне Кремлевской). Ольга Сергеевна, будучи потомственной купчихой, а впоследствии почетной гражданкой Казани, всю свою жизнь занималась благотворительной деятельностью. На ее попечении находился Александровский сиротский приют, в котором она делала все, чтобы дети могли жить практически в домашней обстановке. А еще она подарила городу доставшийся ей в наследство от брата Александровский пассаж. После смерти остальных родственников меценатка продает семейный бизнес, а все вырученные деньги направляет в благотворительное русло.

Ольга Сергеевна Александрова-Гейнс была единственной женщиной-меценаткойОльга Сергеевна Александрова-Гейнс была единственной женщиной-меценаткой

Сегодня портрет этой удивительной женщины, выполненный рукой И.Репина, можно увидеть в другом замечательном музее Казани – Музее ИЗО. Здесь же находятся и другие картины из собранной ею при жизни коллекции. А покоится Ольга Сергеевна в Зилантовом монастыре, где в монастырском некрополе находится их семейный склеп.

После выставленного О.Александровой-Гейнс условия, первый городской музей было решено разместить в здании Гостиного двора, находящегося тогда на главной площади Казани. Основу музейных экспонатов для открывающегося музея составила коллекция Андрея Федоровича Лихачева – известного историка, нумизмата, этнографа и археолога, всю жизнь собиравшего редкие археологические экспонаты, особенно булгарские древности. 

А.Ф.Лихачев был фанатичным исследователем, историком и коллекционеромА.Ф.Лихачев был фанатичным исследователем, историком и коллекционером

Он первый обнаружил на территории республики неолитические стоянки и памятники бронзового века. Очень много времени историк уделял изучению Истории Волжской Булгарии, а его археологические коллекции  Булгарского и Билярского городищ стали раритетной городской достопримечательностью. Впоследствии Андрей Федорович развил теорию преемственности булгарской культуры татарами.

И вот дело всей жизни А.Ф. Лихачева - его уникальная коллекция – после смерти исследователя была подарена новому музею его братом И.Ф. Лихачевым, который предварительно выкупил ее у наследников. А насчитывала она около 40 тыс. единиц хранения! Память о труде всей жизни А.Ф.Лихачева увековечена в оформлении входа в музей, над которым два милых ангелочка поддерживают картуш с вензелем АЛ – Андрей Лихачев.

Инициалы Андрея Лихачева увековечена над входом в музейИнициалы Андрея Лихачева увековечены над входом в музей

Позже коллекция музейных экспонатов пополнялась за счет подаренных казанскими коллекционерами, меценатами, профессорско-преподавательским составом Университета и жителями города старинных, исторически значимых предметов.

И вот, после всех подготовительных мероприятий, 5 апреля 1895 г. Городской музей, названный Научно-Промышленным открылся для публичных посещений в очень торжественной обстановке. Его экспозиции разместились на обоих этажах здания и включали в себя 4 подразделения  - историко-этнографическое, учебное, естественно-историческое и Музей им. А. Ф. Лихачёва. С 1912 года музей стал называться просто Городским музеем Казани. Затем его неоднократно переименовывали, и, наконец, в 2001 году он становится Национальным Музеем РТ.

Городской музей Казани стал первым общедоступным музеемГородской музей Казани стал первым общедоступным музеем

Послереволюционные,  20-е годы - оказались временем активного пополнения музейных коллекций за счет «экспроприации экспроприаторов», или, говоря по-простому, изымались из покинутых  особняков ликвидированного класса. В это время музей пополнился  множеством предметов, представляющих истинно музейную ценность: фарфоровой посудой, картинами, скульптурами, ювелирными  украшениями и прочими ценностями. Сотрудниками музея, вдохновляемыми директором Б. Адлером, велась целенаправленная работа по сбору и сохранению вновь приобретаемых музейных ценностей. Пополнялись коллекции и за счет сокровищ, изъятых у церкви. Например, не разграбленные сокровища ризницы Благовещенского собора дошли до нас только благодаря их сохранению в запасниках музея.

К тому же музеем велись и активные археолого-этнографические исследования. Особенно это касалось культурно-бытового аспекта ранее угнетенного татарского этноса. В начале 30-х годов 20 столетия активность музея из-за политической ситуации в стране несколько угасла. Возобновилась же она к концу 30-х гг, с приходом нового директора Владимира Михайловича Дьяконова, который был на этом посту до 1977 года и сделал очень много для развития как научного, так и публицистического направления работы музея. В конце 50-х годов из Центрального музея выделился Музей ИЗО, в который были переданы все произведения искусства, и главное здание которого сегодня находится на улице К.Маркса.

Музей ИЗО, выделившись из Городского музея, переехал в Особняк СандецкогоМузей ИЗО, выделившись из Городского музея, переехал в Особняк Сандецкого

В дальнейшие годы фонды музея продолжали активно пополняться и современно оформляться, его сотрудники искали новые формы работы, открывались его многочисленные филиалы. Сейчас Национальный музей РТ – один из крупнейших музеев Поволжья. А находится он все там же – в бывшем здании казанского Гостиного двора.

Гостиный двор

Территория нынешней Площади 1 Мая со времен существования Казанского ханства была основной торгово-общественной площадью, на которой жизнь не замирала ни зимой, ни летом. Назначение площади было определено самим ее расположением между административным центром города – Кремлем - и посадскими поселениями. Поскольку на площади бойко шла торговля разнообразными товарами, то, естественно, что она обрастала постройками торгово-складского и гостиничного характера. Здесь размещались таможенная изба, лавки, амбары, гостевые дома для купцов, склады, трактиры, кузницы и прочее.

После присоединения Казани к Российскому государству, значение площади как торгово-общественного центра сохранилось. В конце 16 века на месте нынешнего здания Национального музея, стоял срубленный из дерева Гостиный двор, предназначенный торгующим на Казанском торге (так называлась тогда площадь) купцам. К концу 17 века его сменило одноэтажное каменное сооружение Гостиного двора.

Сегодня в вестибюле музея можно увидеть макет Гостиного двораСегодня в вестибюле музея можно увидеть макет Гостиного двора конца 19 века

Известным архитектором города В. Кафтыревым в 70-е годы 18 века  здание Гостиного двора было перестроено и расширено до размера целого квартала, и по периметру оно практически замкнулось в прямоугольник. Сильный пожар самого конца того же века нанес зданию Гостиного двора существенный урон, но император Павел Первый, посетив Казань чуть позже этого печального события, приказал отремонтировать сгоревшие помещения и выделил даже на это дело беспроцентную ссуду.

Начало следующего - 19 века – ознаменовалось проведенной архитектором  Ф.Емельяновым капитальной реконструкцией Гостиного двора. Он стал частично двухэтажным (по Воскресенской улице), частично трехэтажным (по находящейся значительно ниже, Малой Проломной). Центральный вход в здание  осуществлялся с Воскресенской улицы. Парадно оформленный в классическом стиле, вход был снабжен торжественным портиком с 18-ю колоннами и возвышающимся над ними фронтоном.

Вход в Гостинный двор в начале 19 века находился на улице ВоскресенскойВход в Гостинный двор в начале 19 века находился на улице Воскресенской

Все стороны Гостиного двора имели въезд во внутренний двор, где были размещены торговые лавки. Там же располагалась Николо-Гостинодворская церковь. Основную часть здания, особенно с ее трёхэтажной стороны, занимали складские помещения. 

Во внутреннем дворе здания находились торговые рядыВо внутреннем дворе здания находились торговые ряды

Однако, казанские пожары начала 19 века продолжали наносить существенный урон сооружению Гостиного двора (особенно в 1815 и в 1842 годах), поэтому часто проводились ремонты и реконструкции. Так, в результате последнего пожара утратились все основные элементы украшений главного входа на Воскресенской улице, и главный вход был перенесен на угол здания и оформлен лепными украшениями из амуров и картушей (овальных рамок). Там он находится и сегодня.

Во второй половине 19 века здание отошло к городской управе. А уже в самом конце того же столетия, как уже упоминалось, в нем разместился первый Городской музей, для чего были проведены определенные усовершенствования здания под руководством арх. И. Колмакова. Увеличились окна, над центральным входом появился шатер, оформленный в стиле эклектика, была сделана внутренняя перепланировка основных помещений.

В конце 19 века в здании Гостиного двора разместился Казанский Городской музейВ конце 19 века в здании Гостиного двора разместился Казанский Городской музей

В 30-е годы советского периода северо-западная часть Гостиного двора поднялась на два надстроенных этажа, которые придали зданию громоздкий и неуклюжий вид, за что в народе его прозвали «бегемотом».

В советский период здание Гостиного двора стало четырехэтажнымВ советский период здание Гостиного двора стало четырехэтажным

В то время в помещениях бывшего Гостиного двора, кроме краеведческого музея, размешались всевозможные ведомства и учреждения. В частности, здесь нашлось место и Комбинату художественных промыслов, и Геологическому факультету КГУ, его издательскому центру и т.д.  Южная часть здания очень долгое время была занята известнейшим пивным баром города, который тоже назывался «Бегемотом». Закрыли его сравнительно недавно.

"Бегемот" долгое время был самым известным пивным баром Казани"Бегемот" долгое время был самым известным пивным баром Казани

В 50-х годах прошлого века произошло обрушение части Гостиного двора с его юго-восточной стороны. Вместо обрушенной части здания был построен 5-ти этажный современный дом. А страшный пожар декабря 1987 года привел в негодность два достроенных этажа «бегемота» с северо-восточной стороны, и нанес существенный урон музейным экспозициям. В частности, была утрачена знаменитая галера, на которой Екатерина Вторая приплыла в Казань.

Пожар 1987 годаПожар 1987 года нанес тяжелый удар музейной коллекции

Во время восстановительных работ после пожара, зданию был возвращен его архитектурный облик конца 19 века, и оно было признано памятником градостроительства, подлежащим государственной охране. А о том, что в этом здании когда-то был Гостиный двор, нам напоминают сегодня только сводчатые потолочные перекрытия.

Гуляя по залам музея, не забывайте, что здесь когда-то был Гостиный дворГуляя по залам музея, не забывайте, что здесь когда-то был Гостиный двор

Николо-Гостинодворская церковь

Напомним, что во дворике Гостиного Двора, за рыбными рядами, находилась одна из старейших церквей Казани, построенная в стиле эклектика - Николо-Гостинодворская церковь. Строение представляло собой массивный высокий четверик, на котором располагался низкий восьмерик с шатровым окончанием. Высокий шатер с двумя рядами оконных проемов завершался чешуйчатой главкой. Сам четверик также был украшен по углам маленькими главками. Освящен храм был уже в середине 16 века в честь покровителя торговцев – Николая Чудотворца

храм гост двора.jpgХрам Николая Чудотворца являлся одним из старейших в Казани

Одно время служил в этой церкви сам Гермоген, ставший впоследствии Патриархом Московским и Всея Руси. Во времена его службы была обретена Икона Казанской Богородицы (1594 г), для которой к церкви был пристроен специальный придел. Другой святыней храма стала обретенная в сгоревшей церкви (после штурма Казани войсками Пугачева в 1773 г) икона Николая Чудотворца.

К середине 18 века церковь пришла в запустение. Это был результат многочисленных пожаров и падения значения Гостиного двора, утратившим монополию торговли. К концу означенного века приход упразднили, а церковь приписали к Петропавловскому Собору. Несколько раз ее хотели разобрать, но каждый раз кто-нибудь из купцов вызывался отреставрировать храм, но потом  это мероприятие откладывалось. Во второй половине 19 века, наконец, купцы Постников и Савватеев начали восстановление, а, вернее, заново построили храм, стилизовав постройку под ее прежний архитектурный вид..

Купола Храма Николая Чудотворца в конце 19 века входили в ансамбль Гостиного двораКупола Храма Николая Чудотворца в конце 19 века входили в ансамбль Гостиного двора

В советское время храм закрыли, шатер и колокольня были утрачены. Само здание стали использовать для хранения документов Главного архивного управления. Со временем сооружение обветшало и ушло в землю. В 2017 году храм, находящийся в очень печальном состоянии, официально был возвращен церкви и сейчас ждет своего возрождения.

храм николая чудот сегодня.jpgНиколо-Гостинодворская церковь сегодня ждет своего возрождения

Национальный музей РТ сегодня

На сегодняшний день в фондах музея хранятся более 800 тысяч экспонатов  по краеведческой тематике, которые дают развернутую иллюстрацию природных богатств края и его богатого на события исторического прошлого.  На стендах музея можно увидеть ценнейшие экспонаты  ананьинской и булгарской эпох, античные и египетские предметы, древнейшие свитки и рукописные книги, множество золотых монет и декоративно-прикладных произведений искусств местного населения прошлых веков.Часть экспонатов расскажет о Волжской Булгарии, о царице Сююмбике и об образовании Казанского ханства.

Экспонаты музея поведают о самых ранних поселенцах на берегах ПоволжьяЭкспонаты музея поведают о самых ранних поселенцах на берегах Поволжья

Постоянные экспозиции по древней истории Татарстана, по развитию края в средние века и в 18 веке, когда Татарстан входил в Казанскую губернию, поведают много интересных и малоизвестных фактов. Отдельная экспозиция расскажет о производстве ювелирных украшений и их значении у казанских татар. Есть экспозиция, посвященная известному российскому поэту Г.Державину, уроженцу Казанской губернии. Очень интересно рассматривать предметы быта различных исторических эпох, одежды и оружия. 

В уголке Г.Державина находятся личные вещи поэта и его супругиВ уголке Г.Державина находятся личные вещи поэта и его супруги

Очаровывает интерьер самого здания. Прекрасные парадная или «черная» (из черного мрамора) лестницы приведут нас на второй этаж музея, где самым удивительным экспонатом является чудом уцелевшая настоящая карета Екатерины Второй, оставленная ею в Казани. Уникальны и фарфоровая посуда, и одежда 18 века, и реконструированная галера «Тверь», на которой Екатерина Вторая отправилась в Волжский круиз.

карета екатерины.jpgВ этой карете когда-то Екатерина Вторая ездила по улицам Казани

Отдельные экспозиции посвящены годам революционных перемен, образованию Татарской советской республики и событиях, связанных с этими изменениями.

В отделе эпохи революции находится много интересных документов об образовании ТАССРВ отделе эпохи революции находится много интересных документов об образовании ТАССР

Порадуют посетителей и новые отделы музея, рассказывающие о совсем недавних исторических событиях, в которых принимали участие наши бабушки и дедушки – истории советского периода. 

Сегодняшним детям сложно понять совсем недавнее прошлое страныСегодняшним детям сложно понять совсем недавнее прошлое страны

Здесь имеются первые отечественные мотоциклы, проигрыватели и первые радио, предметы интерьера типовых советских квартир и экспонаты Великой Отечественной войны, в частности экспонаты, посвященные подвигу военных медиков.

Прогулка по залам Национального музея РТ – это путешествие во времени и в пространстве, прикосновение к временам почти легендарным и совсем недавним. А кому же не нравится путешествовать?!

Как добраться и режим работы

Добраться до музея можно на метро (станция «Кремлевская»), или на автобусах и троллейбусах (остановка «Центральный стадион»). А можно просто пройти пешком по улицам Кремлевская или Баумана из центра города от Ленинского садика или от Площади Тукая.


По музею можно погулять и самостоятельно, но все-таки более полное и гармоничное впечатление вы получите, прослушав рассказ экскурсовода. 

Каждая историческая эпоха выделена в музее в отдельную зонуКаждая историческая эпоха выделена в музее в отдельную зону

Настроившись посетить музей, надо знать расписание его работы. Во-первых, понедельники – всегда выходные дни. По вторникам, средам, пятницам, субботам и воскресеньям – музей можно посетить с 10 до 17 часов. По четвергам – рабочие часы с 13.00 до 21.00. Надо иметь в виду, что в первую среду месяца в музей можно сходить совершенно бесплатно, а вот последняя среда каждого месяца  - санитарный день. А еще по четвергам с с 16 до 19 часов можно попасть на акцию "Приведи двух друзей", т.е. если посетитель приведет с собой двух товарищей, то сам пройдет бесплатно.Но об акциях и ценах лучше узнавать на официальном сайте музея, ибо этот параметр не постоянен.

Кроме постоянно функционирующих выставок, в музее периодически выставляются тематические интересные и оригинальные экспозиции. Музей имеет множество персональных музейных филиалов, которые тоже достойны посещения – например: квартира-музей М.Джалиля (ул.Горького, 17, кв.28), Музей Е.А.Боратынского (ул. Горького 25/28), литературный музей Г.Тукая (ул.Тукая, 74) и многие другие.

Обо всех самых интересных музеях Казани можно узнать в статье - Все музеи Казани

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также: