Колокольня Ивана Великого
Адрес: Соборная площадь
Режим работы: 10.00- 17.00

Московский Кремль изобилует архитектурными памятниками, среди которых особый статус имеет башенное строение Колокольни Ивана Великого. Эту Колокольню, около которой находится знаменитый Царь-колокол, и которая замыкает собой с востока главную площадь Кремля – Соборную, знают все.

Содержание:

  1. История возведения Ивана Великого
  2. История Колокольни Ивана Великого в 17-20 веках
  3. Успенская Звонница и Филаретова пристройка
  4. Значение Колокольни Ивана Великого в русском храмостроении
  5. Музей истории архитектурного ансамбля Кремля

Изображение Ивана Великого можно увидеть на старинных гравюрах и современных картинах, ведь он по праву считается «визитной карточкой» Кремля, и долгий промежуток времени был самым высоким архитектурным сооружением всей Москвы! Кто же возвел это монументальное строение и какова его архитектурная история, начавшаяся в 14 столетии?

Сегодня Иван Великий - это архитектурный ансамбль из трех сооруженийСегодня Иван Великий - это архитектурный ансамбль из трех сооружений

История возведения Ивана Великого

Строение самой Колокольни, как и других архитектурных объектов ее расширенного ансамбля, имеет свою предысторию, уходящую в глубь столетий.

Церковь-звонница Иоанна Лествичника (1329-1505)

История самой известной московской колокольни началась в 30-х годах 14 столетия с сооружения на Соборной площади небольшой каменной церкви, посвященной Преподобному Иоанну Лествичнику - великому христианскому подвижнику и богослову 6 столетия, византийскому философу, игумену Синайского монастыря, автору духовного руководства «Лествицы».

«Лествица» являлась определенным путеводителем духовного совершенствования для каждого человека, восходящего по 30 ступеням от земного начала к небесным вратам. По названию данного богословского труда Иоанна и стали именовать Лествичником.

Иоанн Лествичник был очень почитаемым философом своего времениИоанн Лествичник был очень почитаемым религиозным философом своего времени

Сведения о сооружении каменной Лествичниковой церкви сохранились в летописных писаниях. Данный храм оказался первым московским посвящением данному святому. Это посвящение связывают с удачным псковским походом, а также с тем, что день памяти Лествичника оказался днем рождения среднего сына московского князя Иоанна Калиты. В середине 14 века храмовые стены были расписаны.


Самой примечательной функцией данного храма являлось то, что он был сооружен как звонница или как это тогда называлось – храм «под колоколы», и имел три больших и два малых колокола, отлитых мастером Бориской Римляниным так же в середине 14 века. Основываясь на археологических исследованиях, ученые считают, что архитектура первого храма напоминала армянскую звонницу и имела 8-гранную форму. На первом этаже находился храмовый объем крестообразной формы (5х5 метров), а второй этаж был отведен под площадку звона с колоколами в арочных проемах.

Храм Лествичника возможно был похож на традиционную раннехристианскую армянскую церковьХрам Лествичника возможно походил на традиционную раннехристианскую армянскую церковь

Когда возводился Успенский собор в 70-е годы 15 столетия, из его более раннего предшественника в Церковь Лествичника временно переместили саркофаги священников, а затем вернули их во вновь отстроенный храм. Весной 1505 года Церковь Иоанна Лествичника разбирается, и начинаются работы над возведением нового храма под колокола, которое поручается итальянскому мастеру Бону Фрязину. Возведение Колокольни шло параллельно со строительством Архангельского храма.

Строительство Колокольни Ивана Великого (1505-1508)

Итальянским архитектором Боном Фрязиным был использован опыт возведения западных башенных колоколен и проектирования площадных пространств. Поэтому он решил немного изменить местоположение новой Колокольни относительно предыдущего храма. Дело в том, что первая Лествичникова церковь находилась непосредственно между двумя храмами – Архангельским и Успенским, и возведение на этом же месте нового более масштабного строения лишило бы преддворцовую площадь свободного пространства.


Поэтому архитектор принял креативное решение – возвести новое храмовое строение восточнее, за апсидными частями Архангельского с Успенским соборов. Относительно же главной оси расположения храма был выбран центр Грановитой палаты, что соответствовало осевому расположению предыдущей церкви.

Новый храм-колокольня стал выдающейся доминантой Соборной площади (1613 г)Новый храм-колокольня стал выдающейся доминантой Соборной площади (1613 г)

Благодаря такому проектному решению Бона Фрязина удалось создать более гармоничное и организованное трапециевидное пространство Соборной площади, которая обрела центричность и регулярность.

Итак, на выбранном Боном Фрязиным месте под его же руководством к 1508 году выросла 60-метровая Колокольня, состоящая из 8-гранных ярусов - двух нижних высоких и небольшого третьего, став самым высоким строением в городе. Первый ярус укрепили металлическими конструктивными балками, что спасло впоследствии Колокольню от разрушения при взрыве её французами в 1812 году. И только несущая металлоконструкция обеспечила строению запас прочности и многовековую сохранность. Этому способствовало и наличие белокаменного фундамента, организованного на поле из плотно вбитых свай. Прочной и устойчивой эта высочайшая конструкция стала также за счет постепенного утончения стен каждого яруса и облегчения их созданием полых камер.

Каждый последующий ярус Колокольни был раза в два уже предыдущегоКаждый последующий ярус Колокольни был раза в два уже предыдущего

Первый ярусный этаж в виде восьмерика был двухуровневым и имел стены 5-метровой толщины. На его первом этаже разместилась церковь и пара внутристенных лестниц – прямая и винтовая. Вход в храм располагался с западной стороны через помещение притвора. Свет проникал через четыре оконных проема со своеобразной конструкцией, при которой проем наружной стены был значительно меньше проема стены внутренней, что привело к созданию круто скошенных и вытянутых откосов у подоконников и оконных ниш.

Оконные проемы Колокольни имели очень непростое устройствоОконные проемы Колокольни имели очень непростое устройство

Храмовый объем завершался восьмигранным сводом и основанием, оформленным в виде белокаменного карниза и вершиной, украшенной белокаменной розеткой. Над храмовым объемом расположили площадку звона. Чтобы уменьшить силу давления на свод храма от этой площадки, под ней была устроена промежуточная зона с хозяйственными помещениями, в которые вела прямая лестница. Она же вела и к первому ярусу звона, куда напрямик можно было подняться по винтовой лестнице, минуя промежуточную территорию. Площадь площадки звона была в 2 раза меньше площади храма, а между нею и стенами башни из пилонов, соединенных в арки, образована галерея. В арках этой галереи разместились басовые и теноровые колокола.

Колокола первого яруса имели свои имена, так же как и все другие колоколаКолокола первого яруса имели свои имена, так же как и все другие колокола

Далее вверх, над площадкой звона начинался второй ярус башни, еще более узкий и окруженный гульбищем – открытой галереей. Второй ярус выполняет функцию постамента для оборудованного в его верхней части второго яруса звона. Этот ярус соорудили аналогично первому, и его колокола (альтовые) также находились в арочных проемах.


Со второго яруса звона по узкой винтовой лестнице можно было подняться на третий, самый верхний ярус колокольни, где находились самые маленькие, так называемые зазвонные колокола (дисканты). Третий ярус, самый узкий также имел декоративную галерею. Звучание всех видов колоколов называлось трезвоном.

Звучание всех колоколов Ивана Великого было слышно во всей округеЗвучание всех колоколов Ивана Великого было слышно по всей округе

Архитектурный облик новой колокольни соответствовал архитектурным традициям Ренессанса, но с учетом русских правил строительства подколокольных объектов. 3-ярусная Колокольня представляла из себя столп «восьмерик на восьмерике», заканчивающийся куполом. Как выглядел этот купол остается загадкой, скорее всего он напоминал типичное шатровое завершение итальянских башен. Фасадные стены Колокольни раскрасили «под кирпич», что было модно, и украсили белокаменным декором. Внутренние стены оставили без росписей.

Своды и стены Колокольни никогда не имели росписейСводы и стены Колокольни никогда не имели росписей

Данная Колокольня одновременно относилась ко всем соборам Соборной площади. В середине 16 столетия рядом с колокольным столпом появились строения Рождественского храма-звонницы, ставшего впоследствии Успенской, и далее шли Филаретова и Семисотенная (утрачена) пристройки. Все эти строения были возведены для размещения пяти самых массивных колоколов Москвы.

История Колокольни Ивана Великого в 17-20 веках

В период недолгого царствования Бориса Годунова, который мечтал о создании новой правящей династии на Руси, Ивана Великого дополнили увеличенным 3-м ярусом и превратили в 80-метровое сооружение. 

Увеличение высоты Ивана Великого произошло по инициативе Бориса ГодуноваУвеличение высоты Ивана Великого произошло по инициативе Бориса Годунова

Дело в том, что в самом начале 17 столетия Борис Годунов мечтал о сооружении всемирного духовного центра в Кремле вокруг главного Собора «Святая Святых».Одной из задач этой глобальной программы было увеличение роста Ивана Великого на 12 сажен, чтобы на самом верху оставить в память потомкам имя нового царя. 

Данный объем работ произвел мастер Федор Конь, который сооружал также ограждение московского Белого города и строил в Смоленске городские стены. После всех произведенных работ и золочения нового луковичного купола в русском стиле с крестом высота Колокольни превзошла 80 метров, и стала именоваться Иваном Великим.

Зодчий Ф.Конь известен не только в Москве, но и в Смоленске, где ему установлен памятникЗодчий Ф.Конь известен не только в Москве, но и в Смоленске, где ему установлен памятник

Надстройка третьего яруса колокольни выполнялась в типичных пропорциях русского храмостроения 16 века в виде кирпичного цилиндрического барабана, который покоился на декорированном основании. Несложный декор состоит из двух рядов ложных «кокошников» и щипцов между ними. Далее шел гладкий цилиндр, рассеченный узкими щелеподобными продолговатыми оконными проемами с наличниками и фронтонами.

Над цилиндром расположено три гладких линии, разделенные каменными валиками, с золотой храмозданной надписью по синему фону, которая содержит информацию о годе завершения строительства и увековечивает имена царя и царевича Годуновых. Завершение Колокольни луковичной главой являлось определенным новшеством в русском храмостроении. Крест, установленный на луковице, был железным, но обитым сверху позолоченными медными пластинами.

Надстроенная часть барабана Колокольни увековечила имя двух ГодуновыхНадстроенная часть барабана Колокольни увековечила имена двух Годуновых

Грандиозные планы Бориса Годунова на основание новой царской династии потерпели крах. Сам он умер после одного из подъемов на верх Колокольни, а его сын вскорости был убит противниками Годуновых. На этом их правление в России закончилось. Надпись на третьем ярусе Ивана Великого была замарана, как будто ее и не существовало. Лишь в правление Петра Великого по его высочайшему повелению надпись вновь была открыта для обозрения, как историческое свидетельство далеких веков.

Таким образом, в конце 17 столетия ансамбль Колокольни Ивана Великого сформировался окончательно. Колокольная башня служила также в качестве дозорной, с которой можно было обозревать окрестности более, чем на 30 километров. Звонница и Филаретова пристройка были оборудованы массивными колоколами. Но весь этот комплекс был сильно поврежден в 1812 году.

На картине Ф.Алексеева изображен ансамбль Колокольни на рубеже 18-19 вековНа картине Ф.Алексеева изображен ансамбль Колокольни на рубеже 18-19 веков

В период самой оккупации 1812 года в Колокольне разместился французский генерал Лористон и его штаб. С Ивана Великого в соответствии с приказом Наполеона сняли крест, который планировалось вывезти в Париж и в виде почетного трофея установить там над Домом инвалидов. Данный крест долгое время был символом не сдавшейся Москвы, и его снятие означало окончательное падение города. Одни историки считают, что судьба креста закончилась в озере при бегстве французов, другие уверены, что его обломки были обнаружены впоследствии близ Успенского храма. В любом случае, он был утрачен.

Отступающие французы решили уничтожить и Ивана Великого, для чего под весь его ансамбль был заложен огромный заряд пороха. Мощным взрывом была уничтожена Звонница с соседними пристройками, но Колокольня, несмотря на появление многочисленных трещин, выстояла. 

После взрыва 1812 года уцелело только строение КолокольниПосле взрыва 1812 года уцелело только строение Колокольни

После войны начались восстановительные работы, и уже в декабре 1813 года колокольный голос Ивана Великого вновь зазвучал на всю Москву. Однако полная реставрация и воссоздание храма, а также Звонницы с Филаретовой пристройкой закончились только к 1822 году. Вершина Колокольни украсилась новым 8-конечным позолоченным крестом. Жизнь в Москве продолжалась!!!

Колокольню в силу ее величественности и высоты часто использовали как объект оформления в период значительных мероприятий. Например, верхние ярусы приспосабливались под емкости воды для фонтанов. В течение коронации Николая Второго Колокольня была оформлена электрической иллюминацией.

Наиболее часто Иван Великий украшали к мероприятиям коронацийНаиболее часто Иван Великий украшали к мероприятиям коронаций

Вновь ансамбль Ивана Великого реставрировали в 1913-1914 гг. Тогда же проводились археологические изыскания на месте первоначального храма-звонницы Иоанна Лествичника. При взятии Кремля большевиками в 1917 году и его предварительного обстрела, Колокольня сильно пострадала, а после прихода большевиков к власти и вовсе закрыта вплоть до начала 21 века.

Часть помещений колокольного ансамбля в 20-30-е годы 20 века использовалась под жилье членов правительства. Колокольный перезвон Ивана Великого москвичам довелось услышать последний раз в 1918 году, когда по просьбе патриарха Тихона власти открыли кремлевские храмы на праздники Пасхи и Успения. Есть городская легенда о том, что в 50-х годах кто-то пытался разбудить колокола, после чего их языки были прикованы намертво.

Колокола Ивана Великого молчали практически 80 лет!Колокола Ивана Великого молчали практически 80 лет!

Колокольне не довелось стать музеем в советский период истории, она оставалась лишь архитектурным объектом средневекового прошлого на территории Кремля. Тем не менее, отдельные реставрационные работы здесь проводились в 50-х и 70-х годах 20 столетия. В 1992 году колокола были возвращены к жизни. 

На всех звонницах комплекса расположено 34 колокола, хотя и не все они являются рабочими. Они вновь стали звонить при богослужениях и при смене кремлевских караулов. После реставрации начала 21 столетия в здании Колокольни разместилась музейная экспозиция истории кремлевского архитектурного комплекса.

Успенская Звонница и Филаретова пристройка

В качестве образования дополнительных площадок для установки колоколов со временем рядом с Иваном Великим появляется еще несколько строений, создавших колокольный архитектурный ансамбль.

Прирастание ансамбля Ивана Великого шло постепенноПрирастание ансамбля Ивана Великого шло постепенно

Успенская Звонница

Звонница, вошедшая в данный комплекс в 40-е годы 16 века, была пристроена архитектором Петроком Малым в виде небольшого Воскресенского храма-звонницы. Подклети этой церкви служили митрополичьей казной, а в круглой красной башне разместили самые большие на Руси колокола.

Звонница Около Ивана Великого возводилась П.Малым как храм Воскресения ГосподняЗвонница около Ивана Великого возводилась П.Малым как храм Воскресения Господня

В середине 16 столетия здесь был размещен престол Рождества Христова, что привело к переименованию храма. Он стал Рождественским. В 20-е годы 17 столетия к северу от Рождественской церкви-звонницы сооружается Филаретова пристройка – довольно высокое каменное сооружение, так же предназначенное «под колоколы». Затем на верхних завершениях («на плечах») Рождественского храма, между Колокольней, красным церковным куполом и Филаретовым строением сооружаются арки, в которые устанавливаются большие колокола – Царицын и Патриарший. Да и в самом храме Звонницы появляются дополнительные ярусы для размещения колоколов.

Также в 17 столетии, в самом его конце, около западной стены Звонницы, где сегодня находится крыльцо, была построена большая палата, которая к концу 18 столетия была перестроена М.Казаковым и стала одноэтажным зданием кордегардии. После взрыва 1812 года эту пристройку уже не восстанавливали, хотя проекты по ее восстановлению были.

До 1812 года вдоль западной стены находилось помещение кордегардииДо 1812 года вдоль западной стены находилось помещение кордегардии

В 60-х годах 18 века по центру Звонницы подвешивается 58-тонный колокол, известный под именем Успенского. По сравнению с Царь-колоколом он был вторым в России, а сегодня он - самый большой действующий колокол в стране. После его установки Звонницу стали называть Успенской. Взрыв 1812 года безнадежно повредил Успенский колокол, но к 1819 году воссоздан отечественными литейных дел мастерами из остатков поврежденного. Новый колокол получился 65-тонным и обладал лучшими по качеству тоном и звуком. На колоколе можно увидеть шесть горельефных портретов представителей правящей династии и рельефные иконы.

Успенский колокол Звонницы является самым в стране большим на сегодняшний деньУспенский колокол Звонницы является самым в стране большим на сегодняшний день

Также известным именным колоколом Звонницы является и чуть меньший по размеру после Успенского - Ревун (Реут), известный тем, что изготовил сам Андрей Чохов, создатель Царя-пушки. Известен колокол и тем, что во время торжеств по случаю коронации Александра Второго сорвался вниз, пробив несколько перекрытий и став причиной смерти нескольких человек. Это оказалось плохим предзнаменованием для нового императора.

Падение Ревуна в день коронации предсказало плохой конец для Александра ВторогоПадение Ревуна в день коронации предсказало плохой конец для Александра Второго

В 1812 году после взрыва, устроенного покидающими Москву французами, Звонница была полностью разрушена. Ее последующим воссозданием занимались архитекторы Л.Жилярли и Л.Руска, опираясь на рисунки и гравюры с изображением древней Звонницы, а также согласно архитектурным направлениям второй половины 17 века.

Однако, при полном соблюдении основных тенденций и пропорций, были внесены некоторые изменения. Место звона переместили чуть западнее, образуя с восточной стороны открытую террасу. Восстанавливая Звонницу и Филаретову пристройку, архитекторы выровняли их относительно друг друга и выполнили в однородном стиле. Декоративное оформление фасада, состоящее из пилястр, карнизов и завершений в форме раковин, стало похоже на Архангельский собор.

Декоративное оформление оконных проемов сочеталось с декором Архангельского собораДекоративное оформление оконных проемов сочеталось с декором Архангельского собора

Над арочным перекрытием Звонницы появился высокий и ажурно оформленный барабан, увенчанный луковичной главой. Архитектурный декор данного дополнения отличался сравнительно сложной религиозной символикой. Достаточно обратить внимание на его украшение 24-столбовым поясом, символизирующим Небесный Иерусалим. По высоте Успенская Звонница оказалась немного ниже Ивана Великого. Позолоченная луковица его купола была выполнена в соответствии с завершением Колокольни.

Нижняя часть барабана Звонницы имела очень оригинальный резной декорНижняя часть барабана Звонницы имела очень оригинальный резной декор

В 19-20 веках второй и третий этажи Успенской Звонницы функционировали как патриаршая ризница и храм Николы-Гостунского (1818), являющийся приделом Храма Иоанна Лествичника. Утраченный же при взрыве Рождественский храм более не восстанавливался. Бесследно пропал и особо почитаемый образ Николая Чудотворца из утраченного храма. Считается, что ее похитили оккупанты.

До 1817 года Храм Николы Гостунского был отдельным небольшим строениемДо 1817 года Храм Николы Гостунского был отдельно-стоящим строением

В середине 19 столетия зодчий К.Тон, занимающийся строительством Большого Кремлевского дворца, возвел вдоль западного фасада Звонницы высокое открытое крыльцо. А при взятии Кремля большевиками один из снарядов, попавший прямо в алтарь, уничтожил Гостунский храм. В дальнейшем территория Звонницы использовалась для хранения музейных фондов.

Крыльцо с западной стороны ансамбля сооружено в середине 19 столетияКрыльцо с западной стороны ансамбля сооружено в середине 19 столетия

В начале Великой Отечественной войны Звонница была оборудована под размещение одного из командных пунктов, а в Царь-колоколе обитали связисты. В мирное время Успенскую Звонницу переоформляют в Выставочный зал Кремлевского заповедника для экспонатов произведений искусств. Колокола же звонницы начали звонить по случаю редких богослужений в соборах Кремля с начала 90-х годов 20 века.

Филаретова пристройка

Следующее за Звонницей сооружение, названное Филаретовой пристройкой, появилось между Соборной и Ивановской площадями в 1624 году. Это здание, возведенное в эпоху правления первого Романова – Михаила Федоровича – получило название по имени его отца, являющегося в то время патриархом Филаретом. А возводить ее довелось английскому архитектору Джону Талеру. Но таллеровское творение было практически полностью уничтожено взрывом в 1812 году, и вновь воссоздавалось вместе с Успенской Звонницей, поэтому эти здания схожи архитектурной обработкой фасадов в классическом стиле и имеют равноценные внутренние помещения всех ярусов, сообщающиеся между собой.

Филаретова пристройка является сообщающейся частью Успенской ЗвонницыФиларетова пристройка является сообщающейся частью Успенской Звонницы

Завершение же Филаретовой пристройки в виде 8-гранного шатра выделяет ее в ансамбле Ивана Великого. Над основным местом звона пристройки на богато украшенном резным белокаменным декором основании расположен шатер, окруженный по углам изящными башенками. Покрытие шатра в отличие от купольных луковиц Колокольни и Звонницы состояло из зеленой черепицы.

Завершает Филаретову пристройку очень оригинальный шатер с башенкамиЗавершает Филаретову пристройку очень оригинальный шатер с башенками

Одним из известных колоколов Филаретовой пристройки является Семисотный или Великопостный колокол 18 столетия, украшенный барочными узорами и рельефными изображениями ангелов. Его изготовил мастер Иван Моторин. Говорят, что звон этого колокола был так музыкален, что насладиться его звучанием приходил композитор А.Г. Рубинштейн.

Значение Колокольни Ивана Великого в русском храмостроении

Колокольный звон и использование колоколов применялись еще в язычестве для изгнания злых духов и не только. Впоследствии колокола в качестве сигнального инструмента активно применялись во всех религиях, в том числе и в православии. 

Колокольные звоны на Руси издавна применялись как ритуальные или сигнальныеКолокольные звоны на Руси издавна применялись как ритуальные или сигнальные

Колокола обычно подвешивали на специальные сооружения – звонницы, замененные впоследствии на колокольни. В Великом Новгороде колокольным звоном собирали горожан на «вече» уже в 11 столетии. Летописи упоминают об активном применении колоколов в крупных российских городах (Владимире, Москве, Ростове, Твери и т.д.) со второй половины 13 века. Но первые колокола были исключительно иностранного производства.

Звонницы в 14-15 вв. обычно сооружались так, как эта псковская звонницаЗвонницы в 14-15 вв. обычно сооружались так,же как эта псковская звонница

Первые отечественные колокола начали отливать новгородцы в середине 15 века, но массовое производство российских колоколов связано с именем Аристотеля Фиораванти – военного инженера и итальянского зодчего, построившего Успенский собор в Кремле. Фиораванти основал в Москве первый литейный завод (1479), ставший впоследствии Пушечным двором. Первыми мастерами литейного завода были иностранные мастера, преимущественно немцы и итальянцы, но уже с середины 16 века русские мастера начинают преобладать в литейном деле.

Литейное производство колоколом и пушек началось в России в 15 столетииЛитейное производство колоколов и пушек началось в России с 15 столетия

Итак, для подвешивания колоколов изначально устанавливались сооружения в виде звонниц, где все колокола располагались на одном уровне. Звонницы были вытянуты горизонтально и имели оконные проемы для размещения колоколов. Иван Великий стал первой российской колокольней вытянутой вертикально вверх. Он имел три яруса звона и на долгий исторический период оставался самым высоким строением не только в Москве, но и во всей Русской земле.


Возведение колокольни именно в вертикальной доминанте было характерно для итальянских аналогичных сооружений. А мы ведь помним, что Ивана Великого строил итальянский зодчий. Поэтому данное кремлевское строение имеет своими предшественниками 8-гранные итальянские колокольни 12-15 веков в виде башен, с зауженным к верху диаметром. Да и используемые приемы декора также имеют в своей основе итальянские параллели.

Несмотря на итальянские корни Иван Великий вполне органичен в окружении соборовНесмотря на итальянские корни Иван Великий вполне органичен в окружении соборов

Существенным отличием Ивана Великого от итальянских собратьев является синтез колокольни с храмом в одном строении. Также кремлевскую колокольню отличает и его ярко выраженная ступенчатость. То есть Бону Фрязину удалось совместить приемы итальянской типовой архитектуры и русские традиции и создать новый тип храмового строения.

После Ивана Великого русская храмовая архитектура стала активно использовать подобный прием возведения колоколен. И, несмотря на то, что колокольни могли быть центрическими или круглыми, 8-гранными или 9-гранными, все они, так или иначе, своей вертикальной направляющей имели отсыл к Колокольне Ивана Великого.

Устремленный вверх Иван Великий стал образцом для строительства русских колоколенУстремленный вверх Иван Великий стал образцом для строительства всех русских колоколен

Порядки колокольного звона в Москве устанавливали очередность и последовательность ударов всех городских колоколов, но самым первым ударом был удар по большому колоколу Ивана Великого. 

С 19 столетия Колокольня Ивана Великого была одним из основных туристических объектов, рекламируемых в буклетах для гостей Москвы и настоящей «визитной карточкой». Ее изображали на своих картинах многие известные художники. А сегодня в стенах Колокольни можно посетить интересный музей, рассказывающий о создании архитектурного ансамбля Кремля.

Вид Ивана Великого очень часто изображали на открытках 19 векаВид Ивана Великого очень часто изображали на открытках 19-20 веков

Музей истории архитектурного ансамбля Кремля

Данный историко-архитектурный музей функционирует с 2008 года, когда в отреставрированных помещениях Колокольни открылось новое музейное пространство, состоящее из непосредственно храма-колокольни и экспозиции 9-вековой истории создания кремлевского ансамбля.

Музейные экспонаты помещены в аутентичной среде строения КолокольниМузейные экспонаты помещены в аутентичной среде строения Колокольни

Здесь можно познакомиться с постепенным разрастанием территории Кремля, узнать об исчезнувших строениях и изменениях сохранившихся, увидеть экспонаты лапидарного фонда Кремлевского заповедника.

А кроме знакомства с интересной экспозицией, с мая по октябрь можно подняться на самый верх Колокольни, и с ее смотровой площадки полюбоваться Москвой и кремлевской территорией. Данный музей, как и Выставочный зал Успенской звонницы, работает с 10 часов. Билеты приобретаются в кассах Туристического центра в Александровском саду. 

Интерактивная экспозиция поможет погрузиться в века далекого средневековьяИнтерактивная экспозиция поможет погрузиться в века далекого средневековья

Но надо иметь в виду, что четверг является выходным днем, и подъем на Колокольню производится в определенные часы, поэтому надо мониторить данную информацию на официальном сайте.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также: