Храм Николы Надеина
Адрес: Народный переулок, 2 А
Режим работы: 10.00 - 17.00 (только в летний период)

Уникальность Храма Николы Надеина и его историческое значение для Ярославля состоит в том, что он является самым первым каменным храмовым сооружением на территории городского посада, и таким образом представляет собой ярчайший и древнейший образец ярославского церковного зодчества первой половины 17 века.

Содержание:

  1. История создания
  2. Архитектурные особенности
  3. Внутреннее храмовое убранство и интерьер
  4. Время работы

К тому же, это первый городской храм, построенный на купеческие деньги, что положило в Ярославле начало традиции храмового строительства состоятельными купцами.

Первый каменный посадский храм - Церковь Николы НадеинаПервый каменный посадский храм

История создания храма

Ярославль, пожалуй, как ни один из других крупных российских городов, богат памятниками храмовой архитектуры. Церкви начали возводиться здесь с момента основания города, сначала на территории Ярославского кремля, а затем и на посадских землях. Понятное дело, что изначально все эти сооружения были деревянными, кроме кафедрального Успенского собора. А деревянные конструкции легко сжечь, что и происходило с ярославскими церквями во время многочисленных пожаров и нападений извне.


Последнее массовое разорение посадской территории произошло во время польско-литовского нападения 1609 года, когда Земляной город, он же посад, был почти полностью варварски уничтожен. После установления мирной жизни в первой половине 17 столетия в Ярославле началось возведение каменных храмов. Сначала их строили исключительно состоятельные люди, позже и некоторые ремесленные слободы (Подробнее см.Храмы Ярославля)

Ярославль в 17 векеЯрославль в 17 веке

Там, где стоит сегодня Церковь Николы Надеина, когда-то существовал храм Николая Чудотворца, но он сгорел в 16 веке, после чего построился новый, так же деревянный, но называемый теперь Церковью Благовещенья. В самом начале 20-х годов 17 века, чуть-чуть отойдя от страшной сумятицы Смутного времени, один из богатейших городских купцов решает возвести каменный храм на волжском берегу. Звали этого купца – Епифанием Светешниковым, а вторым его мирским именем было имя Надея, которое и сохранилось в названии возведенного храма.

Надея Светешников считался одним из богатейших и знатнейших людей всего государства. Его торговый дом приносил колоссальные прибыли, часть которых без каких-либо потерь можно было потратить на сооружение храма и заручиться, таким образом, божьей поддержкой в крупных коммерческих делах.

Храм Николы Надеина. ФрагментХрам Николы Надеина. Фото фрагмента

Строить храм Надея пожелал на волжском берегу взамен пострадавшей деревянной Благовещенской церкви. Было это в 1620 году. Существует легенда, что во время начавшегося строительства, к берегу прибило старинную икону с образом Николая Угодника. Это был добрый знак и явный божественный промысел. Икону, извлеченную из воды, принесли в строившийся храм, и спустя некоторое время признали чудотворной. Поэтому главный храм первого каменного посадского храма был освящен именно в честь Николая Чудотворца.

Строительство храма осуществляли, по всей видимости, московские мастера, которые в тот период работали в Спасо-Преображенском монастыре. Светешников нанял их для осуществления своего грандиозного замысла. Церковь строилась как холодная летняя, а рядом с ней - чуть позже, была сооружена деревянная теплая церковь Рождества Иоанна Предтечи, перестроенная к концу 17 века в каменную. Теплый храм был сооружен на деньги другого купца – Н.П.Холщевникова. Но эту церковь история не сберегла. Она была уничтожена в советский исторический период.


После революции жизнь храма была, как и повсеместно, более чем сложной, часть помещений использовалось под жилье. Но уже в 1935 году главное здание было оценено, как имеющее историческую ценность и стало охраняться государством. Но все остальные храмовые строения были разобраны. Близлежащие окрестности застроились жилыми постройками, скрывшими за своими силуэтами древнейший ярославский храм.

Декор Колокольни Церкви Николы НадеинаДекор Колокольни

В конце 30-х годов в храме находился музей Ф.Волкова, в годы войны - аптечный склад, а в подклете хранились овощи. В 60-е годы, после включения храма в состав Музея-заповедника, он был открыт для посетителей как музейный храмовый филиал.

Архитектурные особенности

Возведение Церкви Николы Надеина оказалось практически первой храмовой постройкой не только в Ярославле, но и во всей России после завершения неспокойного Смутного времени. Так что в ней ярко прослеживаются строительные тенденции 16 века и появляются новые, проявившиеся впоследствии при строительстве последующих ярославских храмов.

Красивая и фундаментальная храмовая постройка, украсившая собой городской посад, имела изначально совершенно другой внешний вид. Четверик основного храма на высоком подклете, имел пять купольных глав. Кровля основного объема была оформлена позакомарно

Реконструкция первоначального облика храма Николы НадеинаРеконструкция первоначального облика храма

С севера-востока находился Благовещенский придел, похожий на башенку. Колокольня была невысокой и пристроенной с северо-западной стороны. На ней находилось 7 колоколов. Все ансамблевые постройки храма были окружены по трем сторонам открытой двухъярусной галереей. Легкость галерейной аркады выравнивала асимметричность сооружения и очень украшала его.

Абсолютно новым элементом строения стало высокое, выступающее вперед крыльцо, похожее на домик. Ранее храмовые входы создавались открытыми. Эта двухэтажная церковь использовалась Светешниковым и как товарный склад и как семейная усыпальница.

В части фасадного декора мы видим простоту и лаконичность. Она проявляется в лентах поясов ширинок, в катушечных поясах колокольни и апсид и в небольших арках.

Декор фасадов Церкви Николы НадеинаФасадный декор Церкви Николы Надеина

Изначально церковь была построена трехпрестольной. Благовещенский северный придел, сооруженный в память о существовавшей здесь ранее деревянной церкви, являлся как бы домовой церковью Светешниковых и имел свой вход.

Позднее, в 18-19 веках внешний вид церкви сильно изменился. Галерейные арки были заложены, а окна главного четверика расширены. Позакомарное покрытие церкви было заменено на четырехскатное, попутно очень сильно увеличился угол кровельного наклона. Затем появился четвертый придел. Центральная глава была заменена на луковичную барочную маковку.

Храм Николы Надеина в конце 19 столетияХрам Николы Надеина в конце 19 столетия

Сильно изменилась и колокольня – она была оснащена восьмигранным ярусом звонницы с высоким шатром. На парапете появились керамические разноцветные изразцы, а на самой колокольне немецкие башенные часы, которые проработали, к сожалению, не очень долго.

Позднее появилась сначала деревянная, а потом и каменная Часовня Толгской богоматери (архитектор И.Яровицкий), фресковый образ которой был перенесен сюда с Семеновской башни, разобранной в 19 веке за ненадобностью.

Внутреннее храмовое оформление

Стеновая роспись

Интересно, что и внутренняя роспись храма Николы Надеина была осуществлена значительно раньше, чем в остальных посадских церквях. Уже в начале 40-х годов 17 столетия двадцать иконописцев из Костромы и Нижнего Новгорода, из Ярославля и Москвы, начали работу над росписью храма, причем стены всех архитектурных сооружений – главного храма, галерей, приделов – расписывались одновременно.

Настенные росписи храма Николы НадеинаНастенная роспись храма

Работой артели руководил костромской иконописец Любим Агеев. Все имена этой художественной бригады сохранены в памятной надписи на южной храмовой стене. Тематика росписи была весьма разнообразна, что характерно для храмов 17 века. Сюжетных миниатюр здесь начитывается порядка 450-ти.

Купол главного храма содержит изображение Вседержителя, барабан расписан образами праотцов и пророков. Далее мы увидим изображения евангелистов и апостолов, святителей и преподобных

Фресковая роспись галерей храма Николы НадеинаФрески храма Николы Надеина

Сюжетами росписей являются иллюстрации проповедей и псалмов, изображения русских князей в богатых одеждах и святых патронов из новой царской династии Романовых.

Пятиярусная роспись стен строго делится на определенные составляющие – три яруса несут сюжетное содержание, четвертый – это растительный орнамент, а самый нижний оформлен в виде традиционного подзора. 

Фресковые сюжетные росписи стен в храме Николы НадеинаФресковые сюжетные росписи стен в храме

Поскольку главный храм освящен в честь Николая Угодника, то основная тематика изображенных сцен – это описание жития данного святого – фрагменты его жизни и совершенные им чудеса.

Сюжеты чудес, совершенных Николаем Угодником в росписи Храма Николы НадеинаСюжеты чудес, совершенных Николаем Угодником

Композиционные росписи Благовещенского придела иллюстрируют жизнь Богородицы, но деления на ярусы здесь нет. В росписи паперти этого придела видны знакомые фигуры Петра и Февронии Муромских, Макария Унженского, Александра Свирского и многих других святых. Есть сюжеты и на тему ветхозаветных сюжетов – Адам и Ева, Всемирный потоп, Святая Троица и т.д.

Сюжет Подвигов покаяния монастырских затворников в Благовещенском приделеСюжет Подвигов покаяния монастырских затворников в Благовещенском приделе

Подобное фресковое оформление интерьера в ярославских храмах было единственным довольно долгое время. Только в 80-х годах начали расписывать и стены других храмов – Рождества Христова, Ильинского и т.д.


В конце 19 века палехские иконописцы обновили фрески, полностью перекрыв их новыми красками, но придерживаясь первоначальных контуров. Современные реставраторы пытаются найти первоначальный слой под краской 19 века хотя бы частично, но извлекать подлинный слой 17 века очень трудоемкое занятие.

Иконостас

Как и в других ярославских храмах, первоначальный тябловый иконостас церкви был со временем заменен на барочный. Это произошло в середине 18 века, во время правления Елизаветы Петровны. Но элементы первого иконостаса можно рассмотреть за третьим ярусом.

Царские врата и иконостас, выполненные по рисункам Ф. ВолковаЦарские врата и иконостас, выполненные по рисункам Ф. Волкова

Очень необычно, не в традициях ярославских храмов, была выполнена и алтарная преграда с Царскими вратами. Рисунок для нее выполнил один из церковных прихожан, прославившийся впоследствии на всю страну. Это был создатель первого российского театра Федор Волков, который сам рисовал декорации для своего развивающегося театра, а тут решил еще и активно поучаствовать в оформлении посещаемой им церкви.

На Царских вратах выполнен удивительный рельеф на тему Тайной вечери. А общее композиционное оформление приалтарной территории напоминает сцену театра в окантовке занавеса, собранного в драпировку.

Царские врата. Фрагмент рельефного оформления Царские врата - фрагмент

Большинство иконных образов на иконостасе созданы в 17 столетии, но есть здесь и редкие экземпляры, датируемые 16 веком.

Режим работы

Посетить данный храм, являющийся сегодня частью городского Музея-заповедника, можно только в летний период (с мая до октября) с 10.00 до 17.00. Выходными днями являются среда с четвергом. В непогоду церковь закрывается для лучшей сохранности фресок.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также: