Немного в стороне от основных туристических маршрутов Казани находится несколько интересных городских храмовых достопримечательностей. Одной из них является Храм Святой великомученицы Варвары, сооруженный в начале 20 столетия известным архитектором Ф.Малиновским, находящимся в тот период на должности губернского архитектора. Бело-красное здание церкви сооружено в легко узнаваемом псевдорусском стиле.
Содержание:
Варваринская церковь находится на бывшей окраине Казани
Данное храмовое здание Варваринской церкви является перестройкой старого одноименного храма, сооруженного здесь в 1780 году. Любознательным туристам будет интересно узнать, что первый храм находился непосредственно на выезде из Казани у печально известной Сибирской заставы, от которой начинался путь в сибирскую ссылку. История данного места, как предыстория появления храма, таит в себе очень много интересных фактов.
Имение вице-губернаторов Кудрявцевых
Считается, что до возведения храма на месте нынешнего Варваринского храма находилась загородная усадьба Кудрявцевых, два представителя которых в разные годы служили вице-губернаторами Казани. Дворянин Никита Алферович Кудрявцев, уроженец Костромы и участник Азовских походов Петра Первого, в 1699 году получил должность казанского воеводы, в обязанности которого входило сохранение, разработка и сплав корабельного леса, отправка рабочих на строительство Санкт-Петербурга, обеспечение людьми и лошадьми драгунских полков.
В 1708 году Казань становится столицей новообразованной губернии, и должность губернатора получает один из сподвижников Петра Первого – П.М.Апраксин. Никита Кудрявцев же получает пост коменданта, а впоследствии вице-губернатора, заняв эту должность первым в казанской истории. На этом посту он ведет деловую переписку с Петром Первым по поводу строительства казанского Адмиралтейства, о заготовке мяса для русского флота и т.д. За служебное рвение и заслуги перед страной Кудрявцев получает ряд имений в Казанской губернии, Пензенском и Симбирском уездах. Все они после его смерти переходят по наследству сыну Никиты – Нефеду, который становится вторым казанским вице-губернатором за год до смерти своего отца.
Казанское Адмиралтейство на улице К.Маркса строилось при Никите Кудрявцеве
История Нефеда Кудрявцева интересна тем, что она определенным образом отражена в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Нефед Никитович оказался прототипом для создания образа отца Марии – коменданта Миронова, который был повешен восставшими из отряда Е.Пугачева, взявшими Казань. Чтобы собрать истории о пугачевском восстании, Пушкин специально приезжал в Казань в 1833 году на два дня в начале сентября. Один из стариков Суконной слободы Бабин рассказал Пушкину множество историй о пребывании Пугачева в Казани, хотя самому Бабину на момент восстания был всего один год. Поведал он и о смерти Нефеда Кудрявцева, который был забит нагайками недалеко от своего казанского дома, на паперти Богоявленского храма. История данного убийства становится более трагичной, когда понимаешь, что Нефеду на тот момент было 98 лет! Хотя Бабин называл его почему-то 110-летним стариком.
Нефед Кудрявцев был вторым в истории Казани вице-губернатором города
Нефед Кудрявцев исполнял обязанности вице-губернатора до 1840 года, а затем ушел в отставку, занимаясь своим хозяйством, раскинувшимся на несколько имений. В 1767 году, в возрасте 91 года, Кудрявцев встречался с Екатериной Второй, посещающий Казань, и сделал императрице подарок от своего конезавода в Каймарах в виде четверки вороных. Говорят, что в одном из своих писем, Екатерина назвала Нефеда Никитича бессмертным.
Нефеда Кудрявцева А.С.Пушкин увековечил в образе Капитана Миронова
После того, как пугачевцы расправились с Нефедовым, скрывающимся в Богородицком монастыре, они сожгли его казанский дом. Пострадало и загородное имение, на месте которого спустя несколько лет появилась церковь во имя Варвары великомученицы.
Сибирская застава
Наверное, многие слышали выражение, что Сибирь начинается в Казани. Это выражение относится к историческому периоду 18-19 столетий, когда тысячи уголовных и политических заключенных отправлялись в ссылку, на каторжные работы или на поселение именно в земли Сибири. Считается, что Казань являлась последним восточным городом, откуда начинался знаменитый Сибирский тракт, но это не совсем так. Далее следовали города: Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Томск. В этих городах Сибирский тракт назывался Казанским или Московским. Просто Казань была последним из наиболее крупных городов в европейской части России, территория за Уралом считалась уже началом Сибири. Кстати, улица с названием Сибирский тракт находится в Казани и сегодня.
Сибирский тракт для транспортировки ссыльных проходил через всю России
Путь, по которому шли приговоренные называли также «дорогой смерти» и «дорогой кандального звона». Ежегодно по ней проходило более 10000 ссыльно-каторжных. Для их размещения в пути создавались пункты размещения в виде этапов, полуэтапов и пересыльных тюрем.
Храм, построенный на месте усадьбы Кудрявцевых и частично из ее материала, находился у сформировавшейся здесь в конце 18 века Сибирской заставы. Дело в том, что за храмом начинался большой овраг, являющийся пограничным перед территорией Арского поля. Через овраг был перекинут мост, и находился пропускной пункт кордегардии. По этому мосту, мимо Варваринского храма, проезжали такие известные ссыльные как А.Радищев (1790), декабристы и их жены, А.Герцен (1835), Ф.Достоевский (1850), Н.Чернышевский (1864) и многие-многие другие.
Сибирская застава, как пропускной пункт, находилась у Варваринского храма. Рис. Турнерелли
Изображение Сибирской заставы, откуда начинался каторжный этап в Сибирь, сохранилось для потомков благодаря англичанину Э.Турнерелли, который преподавал английский язык в Казанском университете в 30-40 гг.19 столетия. Архитектурный вид заставы в тот период был очень красив. Каменный мост с обеих сторон был оформлен колоннадами. Парапет, ограждающий выезд и въезд, был украшен декором из пирамидок. Данное оформление моста относится к началу 19 века и выполнено на основе проекта Шелковникова.
Около Сибирской заставы каторжане прощались с большими городами и цивилизацией, и их дальнейший путь лежал по диким просторам Сибири. Варваринский храм был последним на этом пути, где ссыльные могли помолиться перед долгой и трудной дорогой в неизвестность.
После Сибирской заставы начинался долгий и тяжелый путь в Сибирь
Около Сибирской заставы в 1741 году произошла историческая встреча двух общественных деятелей - герцога Бирона, сосланного в Сибирь, и фельдмаршала Миниха, поспособствовавшего этой ссылке в период правления Анны Иоанновны. Но власть сменилась, на престол пришла Елизавета Петровна. Ветер перемен вернул Бирона из ссылки на поселение в Ярославль, а вот Миниха препровождали в сибирскую ссылку. Как говорится, не рой другому яму, сам в нее попадешь. Жаль, что в те времена не было фотокамер, которые могли бы запечатлеть эту историческую встречу на фоне Варваринского храма.
Существует легенда, что на 768 версте от Москвы было предписано снимать узникам кандалы, что, якобы, в Сибири бежать уже некуда. Эта верста находилась чуть дальше заставы, буквально через 3 километра по тракту, в районе нынешней Советской площади. Также ходят слухи, что во время прокладки трамвайных путей, здесь находили очень много скелетов и железных кандалов. В память о трагической судьбе тех каторжан, кто прошел до конца свой путь и тех, кто умер на тракте, на Советской площади в 2015 году установили мемориальный 768-й Верстовой столб. Кстати, этот же тракт был известной дорогой в Китай.
768-я верста находится на Советской площади около фонтана
Мост Сибирской заставы еще можно увидеть на фотографиях второй половины 19 столетия, но уже без колоннадного оформления. В период прокладки конки в конце 19 века овраг за Варваринским храмом был засыпан и дорога выровнена.
Храм Святой Варвары
Храм, находящийся в 18-19 веках на самой окраине Казани, был посвящен Святой Варваре, защитнице от преждевременных и насильственных смертей. Эту святую христианскую великомученицу почитают не только православные верующие, но и католики, армяне, англичане.
Святая Варвара признана защитницей от преждевременной и насильственной смерти
Святая Варвара
История жизни Варвары в кратком изложении звучит так. Варвара была уроженкой города Илиополя Финикийского, где проживала в 3 веке нашей эры. За ее удивительную красоту римский император Максимилиан запер ее в башне до времени замужества, чтобы никто не смог ее увидеть. В этой башне к ней пришло осознание существования единого создателя, и, выйдя из башни, она приняла христианство. Но ее отец Диоскур был язычником. Узнав о принятии дочерью христианства, Диоскур сдал ее властям, и сам стал ее палачом. После долгих истязаний, Варвара была обезглавлена своим родным отцом.
Варваре Иисус Христос являлся и перед казнью, поддерживая и укрепляя ее дух
В 6 столетии мощи Святой Варвары попали в Константинополь, а оттуда в начале 12 века их частица была перевезена в Киев, где хранилась в Михайловском Златоверхом мужском монастыре. Считалось, что Святая Варвара защищает также от морских бурь и пожаров на суше, поэтому ее почитали и как покровительницу артиллерии. Во всяком случае, с 1995 года она является официальной небесной защитницей российских ракетных войск. Покровительствует она также пожарным, горнякам и альпинистам.
Варвару изображали на своих полотнах многие художники, в том числе Рафаэль (Сикстинская Мадонна), Лукас Кранах-старший и многие другие. Известная русская пословица – «Гром не грянет, мужик не перекрестится», в Испании звучит немного по другому – «Пока гром не грянет, Святую Варвару не вспомнят». Самый известный американский сериал снят в калифорнийском городе, носящим имя святой Варвары – Санта Барбара.
Святая Варвара в изображении Рафаэля выглядела так
История Варваринского храма
Как уже упоминалось, первая Варваринская церковь была сооружена в данном месте на месте бывшего особняка Кудрявцевых в 80-х годах 18 века. Она была летней, то есть не имела отопления, и использовалась в основном как кладбищенская при Арском кладбище. После возведения Храма Ярославских чудотворцев, Варваринская церковь становится обычной приходской церковью с двумя престолами – Святой Варвары и Святых Жён-Мироносиц.
Изображение Варваринского храма до перестройки сохранилось на фотографиях
К концу 19 столетия храм пришел в довольно ветхое состояние, и его пришлось перестраивать. Данная задача была возложена на архитектора Ф.Малиновского – главного губернского архитектора. Им было построено множество храмов на землях казанской губернии. Наиболее известными его творениями были Надвратная колокольня Зилантова монастыря и Спасская Часовня у Спасской башни (утрачена) Казанского Кремля в Казани, Собор Троицы живоначальной в Раифском монастыре и Храм Николая Чудотворца в Чистополе, Храм «Всех скорбящих радость» в Свияжске и Софийский собор в Лаишево и т.д. Около 40 храмовых построек оставил после себя Ф.Н.Малиновский на землях Татарстана и в прилегающих к ней Чувашии, Марий Эл, Ульяновской и Пензенской областях.
Перестраивая Варваринскую церковь на средства прихожан, Федор Николаевич фрагментарно использовал строение прежнего храма, как например, он сохранил несколько нижних ярусов колокольни, увеличив при этом ее общую высоту почти на 10 метров.
Варваринская церковь Малиновского стала выглядеть более нарядно и празднично
Несмотря на свою приличную высоту (46 метров) колокольня, благодаря архитектурным приемам мастера, смотрится легкой и довольно изящной. Как и многие архитектурные творения Малиновского, декор храма состоит из сочетания арок разной величины, которые украшают фасады и участвуют в оформлении оконных проемов.
Историческая значимость данного храма для Казани очень существенна. В первом Варваринском храме состоялось венчание сына поэта Е.Боратынского Николая с дочерью известного казанского профессора востоковедения А.Казембека – Ольгой (1864). В церковном хоре, поддерживаемый отличной акустикой, звучал неокрепший голос Федора Шаляпина (80-е годы 19 века). Во время строительных работ по перестройке храма здесь крестили мальчика, ставшего в будущем известным поэтом Н.Заболотским (1903). А в 1914 году здесь же была крещена и дочка известного казанского художника Н.Фешина - Ия, ставшая впоследствии балериной и искусствоведом.
Стены Церкви Святой Варвары видели и помнят очень много исторических событий
После революционных событий 1917 года Варваринская церковь не была закрыта и функционировала вплоть до 1930 года. Её настоятелем в течение этого периода был Н.В.Петров - профессор Казанской духовной академии. В конце 20-х годов 20 века в СМИ появился ряд статей о недопустимости нахождения рядом с тремя городскими высшими учебными заведениями «очага мракобесия» в виде Варваринского храма. Во всех вузах прошли собрания с требованием закрыть церковь, что и было сделано в январе 1930 года. Н.Петрова арестовали и сослали в один из лагерей. Старинный храмовый образ Святой Варвары чудом был сохранен.
С этого времени началось непрофильное использование храмовых площадей, занимаемых то клубом рабочей молодежи трампарка, то кинематографом, то протезной мастерской. Самое страшное испытание выпало на храмовый фундамент с 1963 по 1994 годы, когда здесь разместились компрессоры и пневмоагрегаты КХТИ, находящегося неподалеку. Только мощный фундамент храма мог выдержать тяжесть и постоянные колебания тяжелых машин.
Долгое время около Храма Св. Варвары ходил трамвай, сменивший конку
С 1994 года храм было решено вернуть верующим. Но после демонтажа тяжелых машин, и фундамент и пол пришлось капитально восстанавливать. Постепенно был воссоздан интерьер, купола с крестами и уже в декабре того же 1994 года - в праздник Святой Варвары - храм был снова освящен, и в нем возобновились богослужения.
Сегодня храмовая жизнь полноценна и насыщена. Здесь функционирует небольшая хоровая группа певчих, пение которой сопровождает все богослужения. С 1998 года работает Воскресная школа, где обучаются не только дети, но и взрослые.
Сегодня православный Варваринский храм функционирует очень активно
Если туристические тропы привели вас на пересечение улиц К.Маркса и М.Горького, то посетить данный храм надо обязательно. Его уютная атмосфера и удивительная аура помогут немного отдохнуть и настроиться на позитивный лад. Добраться сюда очень легко можно на общественном транспорте от Площади Свободы или от Площади Тукая, от Казанского Кремля или от Речного порта.
Добраться до Варваринской церкви легко из любой точки города
Храм открыт ежедневно с 6 до 20 часов.
Отзывы туристов