Адрес: у.М.Джалиля, 21
Режим работы: с 7.00 до 19.00

1722 год широко отмечался во многих городах России. Ведь это был юбилейный год российского императора Петра Первого, которому исполнилось 50 лет от роду. Кроме обычных праздничных торжеств, во многих городах в честь императора воздвигались православные храмы. В Нижнем Новгороде, например, появился удивительный образец русского барокко – Рождественский храм, который и сегодня является достойным архитектурным украшением этого старинного города. Казань же обогатилась в этот период прекрасным православным храмом – Петропавловским собором, который стал поистине уникальным образцом регионального храмового строительства петровской эпохи. 

Содержание:

  1. История создания собора
  2. Архитектурный ансамбль
  3. Пожары, реставрации, революции и Планетарий
  4. Что можно посмотреть рядом с Петропавловским собором


Петропавловский собор в Казани - уникальный образец петровского барокко 18 векаПетропавловский собор в Казани - уникальный образец петровского барокко 18 века

Спонсором данной постройки выступил местный купец И.А.Михляев, который увековечил в данном строении не только имя императора Всея Руси, но и свою собственную фамилию. Данный храм является сегодня одной из притягательных туристических «изюминок» Казани, которую хотят увидеть и посетить практически все гости города. Посещали этот храм и все сильные мира сего во время своих путешествий по России – императоры и путешественники, писатели и поэты. Стены храма помнят А.Дюма и А.Пушкина, Ф.Шаляпина и А.Гумбольдта.

История создания Петропавловского собора

Дело в том, что деревянный храм Петра и Павла был сооружен на месте сегодняшнего собора уже в 1565 году. Так случилось, что именно около этого деревянного храма в конце 17 столетия появился двухэтажный кирпичный особняк известного казанского промышленника и капиталиста И.А.Михляева. Иван Афанасьевич владел суконной мануфактурой и не только, а дела вел так успешно, что обратил на себя внимание самого императора Петра Первого, неоднократно посещающего Казань.

Что же делал в Казани император Всея Руси? Император посещал Казань в связи с первыми азовскими походами. Как и повсюду, Петр искал места для создания российских адмиралтейств, а кроме того, он искал повсеместно возможности материальной базы для развития российского флота и армии. Казань Петр посещал трижды, и именно в последнее его посещение, пришедшееся на конец мая 1722 год, Петр лично познакомился с передовым и довольно успешным казанским купцом и благотворителем – Иваном Михляевым, который имел суконную мануфактуру, а также кожевенный и винокуренный заводы.

Памятная доска на бывшем дома Михляева напоминает о визитах Петра Первого в КазаньПамятная доска на бывшем дома Михляева напоминает о визитах Петра Первого в Казань

Причем, Петр не просто лично познакомился с владельцем казанской суконной мануфактуры, но и посетил непосредственно производство, которое произвело на царя очень благоприятное впечатление. В результате данного знакомства Михляеву были переданы убыточные казенные мануфактуры, кои он обязался развивать на благо государства.

Побывал Петр Первый и в доме Михляева, который являлся очень интересным образцом гражданской архитектуры в стиле нарышкинского барокко, и который на сегодня является самым старинным гражданским строением Казани. Некоторые историки считают, что Петр Первый останавливался именно в доме Михляева, другие же уверены, что царь жил на галере, а в дом промышленника просто заходил с визитом. Так или иначе, но стены старинного михляевского особняка помнят этого удивительного российского государя.

Сам же Михляев в знак преданности и любви к императору, а также в связи с 50-летним юбилеем царя дал обет – возвести в Казани в честь Петра каменный храм небывалых размеров и удивительной красоты.

И действительно Петропавловский собор стал прекрасным памятником петровской эпохиИ действительно Петропавловский собор стал прекрасным памятником петровской эпохи

Храм начали строить в 1723 году на месте устаревшей деревянной церкви. Но с учетом того, что уникальных архитектурных проектов тогда еще не использовалось, и храм возводился по примеру традиционной посадской церкви – восьмерик на четверике. Единственное, чего страстно желал Михляев, так это возвести храм выше всех имеющихся и высота купола над полом должна была составить почти 40 метров. Однако, для подобного сооружения нужно было произвести дополнительные расчеты, чего казанскими строителями сделано не было, и купольная часть храма рухнула, не дождавшись завершения строительства.

После такого неприятного факта, Михляев обратился за помощью к московским строителям, и к весне 1726 года храм был, наконец, достроен и освящен. Однако, самого императора к этому времени уже не было в живых и Петропавловский Собор стал архитектурно-православным памятником памяти Петра Первого.

Архитектурный ансамбль Петропавловского собора

Основной храм

Архитектурный вид Петропавловского собора не является уникальным и заслуживающим особого внимания. Это самое типовое храмовое строение первой половины 18 столетия, состоящее из четверика, высокого восьмерика, галереи-гульбища и граненой карандашеподобной Колокольни. Общие очертания этой новой храмовой вертикали являлись традиционным продолжением уже существующей Спасской башни Казанского Кремля.

Внешний вид Петропавловского собора был достаточно традиционенВнешний вид Петропавловского собора был достаточно традиционен

Но особую прелесть придает Петропавловскому собору его декоративное убранство, насыщенное многочисленными полихромными росписями и лепнинами. Резные орнаменты, виноградные лозы, травы, резьба оконных колонок и полуколонок – все эти удивительные сочетания плавно перетекающих друг в друга орнаментов производят неизгладимое впечатление на туристов. Самым нарядным и богатым на присутствие лиан является восьмерик.

Особое внимание туристы обращают на Парадную лестницу. Дело в том, что северный фасад храма, выходящий на Кремлевскую (тогда Воскресенскую) улицу, был изначально главным фасадом. От него можно было дойти до Спасской башни Кремля, Гостиного двора и Ивановской площади (ныне Площади 1 Мая). Парадная лестница полностью погибла в пожаре 1815 года и была восстановлена только к 80-м годам 19 века.

Первая Парадная лестница погибла в пожаре 1815 годаПервая Парадная лестница погибла в пожаре 1815 года

Южный фасад храма был оформлен коленчатой лестницей. Открытая галерея-гульбище огибает храмовое строение с северной и западной сторон. Поскольку северная сторона храма со временем была застроена жилыми домами, то главный вход в храм сегодня оказался с южной стороны.

Кроме внешних деталей удивительного растительного декора, туристов привлекает и внутреннее оформление храма, часть из которого чудом сохранилась до наших дней. Прежде всего, в Петропавловском соборе интересен семиярусный резной иконостас. Его удивительная высокохудожественная резьба, сочетающая в себе детали трав, цветов, фруктовых деревьев, виноградных лоз, была выполнена в 19 веке мастером Гусевым и покрыта позолотой.

Иконостас Петропавловского собора поражает богатством резного декораИконостас Петропавловского собора поражает богатством резного декора

Нижний теплый храм был оформлен менее художественно и его одноярусный иконостас был утрачен. Всего Петропавловский храм имел изначально четыре престола – два в верхнем храме и два в нижнем храме. Но, впоследствии функционировали только два основных престола – Верхний Петра и Павла и Нижний – Сретения Господня.

Колокольня

Шестиярусная Колокольня высотой почти 50 метров появилась рядом с собором практически сразу же. Ниши второго яруса были украшены скульптурами Евангелистов, а декоративное убранство Колокольни полностью соответствовало декору собора. В оформлении окон здесь присутствовали сине-желтые звездоподобные изразцы, все ярусы были украшены белокаменными кокошниками.

Колокольня Петропавловского собора очень гармонирует рядом с храмомКолокольня Петропавловского собора очень гармонично соседствует рядом с храмом

Во время реставрации, проведенной в конце 19 столетия, Колокольню украсили часы мастера П.Климова и десять колоколов. На многих колоколах, находящихся здесь в первой половины 19 столетия, имелись барельефные иконописные изображения. Все дореволюционные колокола были утрачены, и сегодня Колокольня имеет трехтонный колокол ярославского производства.

Часы Колокольни продолжают отмерять время жизни города и самого собораЧасы Колокольни продолжают отмерять время жизни города и самого собора

Дом Михляева

Сегодня этот уникальный дом гражданского строительства является самым старинным жилым особняком конца 17 столетия. Этот дом, который посещал Петр Первый и в котором он по преданию отмечал свое 50-летие, принадлежал предпринимателю И.Михляеву, а затем к родне со стороны жены – семье Дрябловых.

Чудом сохранившийся Дом Михляевых ждет своего возрожденияЧудом сохранившийся Дом Михляевых ждет своего возрождения

В советские времена исторический дом Михляева стал собственностью казанской швейной фабрики №4, и почти был утрачен.

Пожары, реставрации, революции и Планетарий

Один из самых красивых казанских православных храмов, чье сооружение было посвящено одному из самых передовых российских императоров Петру Первому, как и другие казанские строения неоднократно подвергался угрозе уничтожения. Самой большой опасностью с момента сооружения и на протяжении не одной сотни лет были для храма многочисленные пожары, которые возникали на территории города с ужасающим постоянством. В течение 18-19 веков Казань горела более десяти раз, добавьте к этому разорительный захват города войсками Е.Пугачева в 1774 году и прочие беды.

Удивительный декор собора не раз мог погибнуть в многочисленных пожарахУдивительный декор собора не раз мог погибнуть в многочисленных пожарах

Одним из самых мощных казанских пожаров был пожар 1815 года, который уничтожил полторы тысячи казанских дворов, 19 церквей и более ста горожан. В этом пожаре было уничтожено убранство северной части верхнего и нижний храм, но большую часть уникального 25-метрового резного иконостаса чудом удалось спасти.

После каждого из пожаров, в том числе и 1815 года, средства на восстановление храма находились не сразу, а пока суд да дело, мог случиться и новый пожар. Так было и после пожара 1815 года. Средства на восстановление соборным старостой Саввой Зайцевым были собраны лишь к середине 20-х годов. Тогда была проведена реставрация трапезной и иконостаса, а также художником В.Туриным были подновлены наружные иконы.

После каждого пожара требовалось проведение ремонтно-восстановительных работПосле каждого пожара требовалось проведение ремонтно-восстановительных работ

Новый пожар случился уже в начале 40-х годов 19 века. Последствия этого очередного пожара были ликвидированы лишь к середине 60-х годов усилиями богатого купца В.Унженина. Кстати, представители этого рода являлись старостами Петропавловского собора вплоть до революционного переворота 1917 года. Реставрационные работы середины 60-х годов 19 века, как и предыдущие, касались в основном восстановления интерьеров – иконостаса, алтарной части, престолов, стеновой живописи, лепнины и т.д.

Иконы и стены были расписаны такими мастерами как Н.А. Мегунтовым и Т.Т.Гагаевым. Подновленный храм был снова освящен в 1867 году. Однако, реставрация интерьера оказалась недостаточной для поддержания храма в нормальном состоянии. Его стены раздирались трещинами, да и фундамент находился в очень плачевном состоянии. Собор мог рухнуть в любую минуту.

Несмотря на внутреннюю реставрацию собор к концу 19 века требовал срочного ремонтаНесмотря на внутреннюю реставрацию собор к концу 19 века требовал срочного ремонта

Постоянные пожары и годами тянущееся восстановление собора привели к тому, что к концу 19 века храму требовалась уже очень капитальная реставрация. На восстановление храма собственные средства в размере 18 тысяч рублей передал по завещанию настоятель храма – Отец Гавриил Мелановский. Добавили деньги Унженины и другие прихожане. Восстановление храма требовалось начинать с его основы – фундамента, а это было очень сложной задачей.

Тем не менее, реставрационные работы, продолжающиеся до конца 80-х годов 19 века, под руководством инженера М.Литвинова и Московского археологического общества по проектам архитектора А.Шмидта, сделанным еще в 1815 году, вернули собору красоту и уникальный вид петровского барокко. Полностью было заменено в кирпичном варианте двухэтажное строение северного предела, восстановлена открытая галерея западной паперти, «залечены» все трещины в стенах, восстановлена внешняя лепнина и почти 90 иконописных фасадных фресок (художниками Н.Хрусталевым и С.Киселевым), и самое главное – под весь храм и колокольню был подведен новый и прочный фундамент. В цоколе первого этажа было оборудовано печное отопление, работающее для верхнего и нижнего храмов.

К концу 19 века Петропавловский собор был приведен в полный порядокК концу 19 века Петропавловский собор был приведен в полный порядок

Также были позолочены кресты, а кровля приобрела новый вид в шахматной расцветке. Сам собор был покрыт краской охристого цвета, а все лепные и резные декоры выделились разноцветными яркими оттенками. Разноцветные стекла в виде креста украсили алтарную часть храма. А Колокольня обрела новые часы. Была подреставрирована и фамильная Часовня Михляевых, имеющая три двери, над которыми возвышались кирпичные кокошники. Церковный двор был одет в булыжник, а со стороны улицы появилась кованая ограда с иконами.

Реставрация конца 19 века спасла Петропавловский храм от уничтоженияРеставрация конца 19 века спасла Петропавловский храм от уничтожения

Памятник архитектуры был спасен для потомков и стал еще краше. Но впереди уже выглядывали из мрака новые беды, которые несло с собой новое социальное переустройство общества. Гонение на казанские храмы началось уже в 20-е годы 20 века. Многие из них были просто уничтожены с лица земли. Петропавловский собор уничтожен не был. И хотя были сняты и отданы в переплавку его колокола, был сослан в лагеря его настоятель А.Боголюбов, был разграблен семейный склеп семьи Михляевых - сам храм было решено использовать на нужды нового атеистического общества. Предложений как использовать храм было много – от создания библиотеки до антирелигиозного музея.


Окончательно Петропавловский собор был закрыт в 1939 году, принимая до этого у себя верующих из постепенно закрывающихся казанских храмов. На территории Нижнего храма впоследствии был оборудовал Планетарий, верхний храм был занят реставрационными мастерскими. Причем перед резным иконостасом был установлен бильярд, и проигравшие с досады били киями по уникальной резьбе. Уборная была устроена непосредственно в алтарной части. Также здесь были размещены и отделы Партархива.

Под сводом собора в советские времена реставраторы играли в бильярдПод сводом собора в советские времена реставраторы играли в бильярд

Верующим храм был возвращен в конце 80-х годов 20 столетия, после чего началась новая реставрация храма и возвращение его к жизни. Сегодня данный храм является довольно крупным духовным центром Казани. Попасть на Богослужения здесь можно ежедневно. Утренние литургии совершаются в 8.15 а вечерние в 17 часов. По воскресным дням в 17 часов богослужение проводится перед одной из храмовых святынь – чудотворной Седмиозерской иконой Богоматери.

Что можно посмотреть рядом с Петропавловским собором

Осмотр Петропавловского собора обычно совершают во время прогулки по улице Кремлевской, после осмотра Казанского университета по дороге в Казанский Кремль. Подробнее этот маршрут изложен в статье – Что посмотреть в Казани за 1 день. Если же вы оказались у Петропавловского собора в любой другой день своего посещения Казани, то после знакомства с этим прекрасным памятником архитектуры, можно пройти дальше по Кремлевской улице до Площади 1 Мая, где находится Национальный музей РТ.

В Национальном музее РТ есть очень интересные экспонатыВ Национальном музее РТ есть очень интересные экспонаты

Там же со Спасской башни начинается территория Казанского Кремля – удивительного Музея под открытым небом, которым восхищался даже сам Александр Дюма. А за Кремлем начинается одна из современных известных казанских достопримечательностей – Кремлевская набережная, которую стремятся посетить все туристы, приезжающие в Казань.

Прогулка по Кремлевской набережной - один из обязательных туристических ритуаловПрогулка по Кремлевской набережной - один из обязательных туристических ритуалов

Если же Кремль вы уже посетили и с экспонатами Национального музея тоже уже ознакомились, то от Петропавловского собора по улице М.Джалиля можно спуститься в сторону улицы Баумана, по которой туристы любят гулять в любое время суток и года. Подробнее с историей и достопримечательностями улицы Баумана можно ознакомиться здесь.

Также от Петропавловского собора по той же улице М.Джалиля можно пройти в другую сторону. И после пересечения ее с улицей Кремлевской уйти в прогулочную зону Черного озера и Ленинского садика, где очень хорошо можно погулять в тени деревьев.

Прогулка по Ленинскому садику будет приятна в любую погодуПрогулка по Ленинскому садику будет приятна в любую погоду

А оттуда удобно дойти до Площади Свободы, осмотрев по дороге прекрасный Театр Оперы и балета, здание Городской ратуши и т.д.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также: