Адрес: Кремль

Одним из самых древнейших и почитаемых церковных казанских памятников с 16 века считался Спасо-Преображенский монастырь, расположенный на кремлевской территории слева от Спасской башни. Создан он был Св.Варсонофием в 1556, спустя 4 года после покорения Казани, на месте, указанном самим Иваном Грозным.

Содержание:

  1. История монастыря
  2. Архитектурный комплекс


Время не пощадило строения этого первого казанского монастыря. И сегодня здесь можно увидеть только фундаментное основание главного храма и некоторые другие, сохранные временем и частично восстановленные постройки, в частности Братский корпус и Храм Николая Чудотворца. Но если рукописи не горят, то и храмовые комплексы со временем восстают из пепла.

спасский собор.jpg
Когда-то Спасо-Преображенский монастырь был самым древним казанским монастырем

История Спасо-Преображенского монастыря

Практически с самого первого дня после падения мусульманской Казани, по велению Ивана Грозного, мусульманский красавец-город должен был начать превращаться в город православный. Основные мусульманские мечети специально уничтожены не были, они использовались в других целях и со временем были просто съедены временем. А вот строительство новых православных храмов началось сразу же после захвата Казани.

Первыми храмами на территории Казанского Кремля, силуэты которого  за считанные годы резко поменялись с мусульманских на христианские, оказались - Благовещенский, Спасский и Кирпиано-Иустинский. Следом за этим в Казанском Кремле начинают функционировать 2 монастыря, одним из которых и стал Спасо-Преображенский, основанный в 1556 году. Он занял юго-западную часть кремлевской территории, и крепостные стены ограничивали его территорию с двух сторон.

Присоединение Казани к Российскому государству изменило архитектурный облик КремляПрисоединение Казани к Российскому государству изменило архитектурный облик Кремля

Казанская епархия была основана уже в 1555 году, и по велению самого Ивана Грозного для развития новой епархии сюда были направлены Святители Варсонофий, Гурий и Герман. Гурий был назначен архиереем, Варсонофий получил чин архимандрита, и именно он являлся основателем Спасо-Преображенского монастыря. Им же были освящены и его храмы – первый Николая Ратного и второй – Преображенский.

К середине 60-х годов 16 века в монастыре проживало уже более ста насельников. Большую помощь в работе с местным населением Варсонофию помогало знание татарского языка, который он выучил, находясь в плену у крымских татар. Дореволюционный историк Н.Загоскин пишет, что при монастыре в этот период функционировала школа, в которой обучались дети крещеных местных народов, в том числе татар, чувашей, черемисов и т.д.

Святитель Варсонофий привлекал к себе не только своими душевными человеческими качествами и знанием местного языка. Шли к нему люди и за исцелением, ибо он был знаком с приемами врачевания. Через некоторое время после смерти Святителя Гурия, Варсонофий был отправлен на службу в Тверь. Но на старости лет он возвращается доживать свой век в Казань - в свой любимый Спасо-Преображенский монастырь. Здесь он проживет еще 6 лет и будет захоронен близ Святителя Гурия, которого он сам же когда-то и отпевал.

Эти три казанских святых стояли у истоков создания православной КазаниЭти три казанских святых стояли у истоков создания православной Казани

Со временем Спасский монастырь становится довольно крупным паломническим центром региона. В братии его состоял и известный Филарет - будущий основатель монастырской обители в Раифе. Здесь же в первой половине 17 века прожил свои последние годы Св.Евфимий - учредитель Седьмиозерской пустыни, приглашенный в Казань высшим региональным духовенством.

Но частые пожары, а позже и реформа Екатерины Второй о секуляризации церковных земель постепенно ухудшили положение монастыря.  В первой половине 19 века в стенах монастыря временно размещается Казанская Духовная академия.

Церковь Киприана и Иустинии тоже была уничтожена в советские годыЦерковь Киприана и Иустинии тоже была уничтожена в советские годы

Установление советской власти в Казани привело к многочисленным изменениям в привычном жизненном укладе. Осенью 1918 года Кремль был объявлен военным объектом и закрыт для гражданского населения. В нем разместились воинские подразделения. Их деятельность привела к  уничтожению Спасо-Преображенского некрополя. Позже, в конце 20-х г., по решению местных властей был взорван Преображенский храм, церковь Киприана и Иустинии, великомученицы Варвары вместе с монастырской Колокольней. То есть  практически все монастырские строения  сметаются с лица земли до основания. Спасению мощей Св. Гурия, которые сегодня находятся в Благовещенском храме, церковь обязана верующим, а вот рака с мощами Св. Варсонофия была безвозвратно утеряна. 

Архитектурный комплекс Спасо-Преображенского монастыря

Все монастырские строения вначале были возведены в деревянном виде, но постепенно и довольно быстро заменялись на каменные. Самым первым каменным строением монастыря стал храм Николы Ратного.

Храм Николая Чудотворца

Самым первым каменным храмом, уже через 4 года от начала существования монастыря (1560 г), стала Церковь Николая Чудотворца или Николы Ратного. Это название связано с тем, что основной массой данного прихода являлись кремлевские стрельцы.

Церковь была возведена в типичном новгородском стиле. Строительным материалом являлся волжский известняк, крупные блоки которого укладывались в два ряда и цементировались. Очень небольшая, одноглавая, квадратная и двухэтажная она имела длинную трапезную на западе, а на востоке полукруглый алтарный выступ.

Храм Николы Ратного имел множество икон. Самыми почитаемыми его иконами стали образы Преображения Господня и Св.Николы Ратного. Эта церковь, западная стена которой примыкала к боевому ходу прясла, считалась одной из древнейших каменных церквей города.

Каменный Храм Николы Ратного - один из старейших в Казанском КремлеКаменный Храм Николы Ратного - один из старейших в Казанском Кремле

Мощный пожар 1815 года нанес огромный урон многим строениям центральной части Казани. Пострадали от него сооружения Иоанно-Предтеченского монастыря, досталось и кремлевским строениям. Храм Николы Ратного лишился купола, сильно были повреждены и его стены. Восстановление храма после пожара произошло в очень сжатые сроки под непосредственным руководством А.Шмидта – губернского архитектора и по его проекту.  Был полностью заменен второй этаж – он стал кирпичным, поврежденные своды были заменены на коробовый свод. А трапезная храма увеличилась за счет пристроя к ней Игуменского дома.

В советский период этот храм хоть и был сильно поврежден, но кое-что он него все-таки сохранилось. Прежде всего, это большая часть белокаменного подклета 16 столетия, сводчатое одностолпное помещение под трапезной и коробовый свод храма. Купол, венчающий храм, был утрачен. В результате реставрационных работ последних лет сегодня Храм Николая Ратного не является действующим. Он – просто один из самых древних православных архитектурных памятников Казанского Кремля.  

Преображенский собор

Основной храм монастыря – Преображенский - вначале был возведен деревянным, но фундамент его сразу же был сооружен из камня. Этот храм известен тем, что именно в нем принял постриг Св.Гурий -  первый казанский архиепископ. Впоследствии его захоронили на образованном за соборным алтарем монастырском погосте. Место захоронения Св.Гурия положило начало созданного здесь кремлевского некрополя, где в ближайшие четыре века нашли успокоение известнейшие священнослужители, представители купечества, чиновники и прочие почетные горожане. 

Здесь же был похоронен и основатель монастыря - Варсонофий, который на некоторое время уезжал служить в Тверь, однако к старости вернулся в полюбившуюся ему обитель.

Пожар 1589 года уничтожил деревянный Преображенский собор и на его каменном фундаменте начали возводить храм из камня. При данных строительных работах произошло обретение мощей Св.Варсонофия и Св.Гурия, которые стали впоследствии основными реликвиями Преображенского храма.

спасский храм кон 19.jpgПреображенский собор и Колокольня пережили революцию и Гражданскую войну

Вновь отстроенный прекрасный Преображенский храм мог посоревноваться размером и внешним величием с кафедральным Благовещенским собором. Он был пятиглавым, шестистолпным и имел три алтарных апсиды. Самой почитаемой иконой Преображенского храма стала икона Тихвинской Богоматери, с обратной стороны которой были размещены изображения Святых Гурия и  Варсонофия.

В следующем веке – 18-м - строительные работы на монастырской территории продолжаются. С южной стороны к храму пристраиваются гульбища и галереи (от нижнего яруса собора), с северной стороны –двухэтажные галереи с крестовыми сводами. Причем второй галерейный этаж выполнял к тому же и функцию коридора, соединяющего собой Дом настоятеля, Церковь Николы Ратного и Собор. Восточная сторона галереи имела высокое красивое парадное крыльцо.

Также в 18 столетии стены Преображенского храма немного приподнимаются, его старинные главы меняются на новые, а крыша покрывается железом. Собор становится достойным украшением Казанского Кремля.

Другие строения монастыря

1670 год ознаменовался постройкой для монастырской братии  Спасо-Преображенского монастыря двухэтажного Братского корпуса. В те же годы проводится перестройка верхнего этажа Никольского храма, верх которого достаивается Архимандритским домом. В третьей четверти 17 столетия над воротами кремлевской ограды была сооружена надвратная Церковь Во имя положения Честных риз Пресвятой Богородицы. Впоследствии этот храм был упразднен.

Братский корпус Спасо-Преображенского монастыря возводится в 17 векеБратский корпус Спасо-Преображенского монастыря возводится в 17 веке

В 18 столетии Братский корпус увеличивается за счет пристройки к нему Казначейского дома, который украшается различными декоративными элементами. Возводятся на монастырской земле и новые церкви: Варваринская  и Сампсона Странноприимца.

Во второй половине 19 века старую каменную колокольню монастыря по ее ветхости разобрали, а вместо нее над церковью великомученицы Варвары вознеслась вверх красивая четырехъярусная Колокольня – колокольный звон раздавался с третьего яруса, а точное время показывали часы, размещенные на четвертом.

колокольня спасопреоб собора.jpgКолокольня Спасо-Преображенского монастыря 19 века была очень высока и красива

Одним из почитаемых святынь монастыря долгое время была Часовня-склеп, сооруженная на месте обретения святых мощей Гурия и Варсонофия с восточной стороны от Преображенского храма. Возведение данной часовни было совершено неким опальным боярином И.Е.Застолбским непосредственно на могилой Св.Гурия. Здесь же впоследствии были захоронены и сам Застолбский  (Ион) и его сын Дмитрий (Нектарий).

В данной часовне покоился и Казанский и Свияжский митрополит Ефрем, активный участник эпохи Смутного времени. Были захоронены здесь священнослужители из Макарьевской пустыни – иерусалимский архиепископ Епифаний и андрусский епископ Армений. Покоились здесь священники из Зилантова монастыря, из Свияжска и других святых мест. Было здесь и захоронение князя И.Е.Багратиона-Давыдова, умершего в Казани на 47 году жизни в 1740 году.

Часовня-склеп находилась непосредственно перед Святыми воротами монастыря и соединялась с ними дорожкой, по обе стороны от которой находились прочие некропольские захоронения. Среди могильных имен были самые именитые фамилии самых почетных горожан. 

остов спасского храма.jpg
Годы и социальные преобразования безжалостны к духовному и архитектурному прошлому

Годы революционных преобразований стерли с лица земли и Некрополь и Часовню, да и основные монастырские строения. И сегодня туристы заходят сюда, чтобы подумать о быстро ускользающем настоящем времени, которое на глазах превращается во время прошедшее. И то, что нам кажется таким реальным, постоянным и актуальным, через несколько лет становится просто полузабытым историческим фактом.

В наши дни на месте бывшего монастыря можно увидеть фрагменты фундаментов былых монастырских сооружений, подклет и «пещерку» Преображенского собора, восстановленный храм Николы Ратного и реставрируемые архимандритские помещения. В хорошем состоянии мы можем видеть корпус Братских келий и Казначейский дом, да частично монастырскую ограду.

К Преданьям старины глубокой относятся строения Спасо-Преображенского монастыряК Преданьям старины глубокой относятся строения Спасо-Преображенского монастыря

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также: