В начале 90-х годов 20 века северо-восточный угол Красной площади украсился нарядным бело-красным храмом, сооруженном в характерном для 17 века русском стиле. Это был воссозданный Казанский собор, уничтоженный в сталинские времена. Находится он на углу Никольской улицы и проезда Воскресенских ворот, рядом со зданием Монетного двора.
Содержание:
- Роль Казанской иконы Богоматери в победе 1612 года
- Возведение собора и его значение (17 век)
- Перестройки собора в 18- 19 веках
- Судьба Казанского собора в 20 веке
- Архитектурные особенности Казанского собора
Данный собор имеет непосредственное отношение к событиям Смутного времени. Дело в том, что первоначально в деревянном виде он был сооружен здесь на деньги одного из героев Народного ополчения Д.Пожарского в 1625 году. И именно в нем предполагалось хранение главной войсковой святыни в виде Иконы Казанской Богоматери, которая прошла во главе Второго Народного ополчения большой и сложный путь к победе.
Чудесный архитектурный памятник 17 века к концу 20 века вновь украсил Красную площадь
Роль Казанской иконы Богоматери в победе 1612 года
Дмитрий Пожарский был военным стратегом и одним из руководителей Второго Народного ополчения, созданного в Нижнем Новгороде местным старостой Кузьмой Мининым в 1611 году для отпора польско-литовским интервентам. Памятник этим двум национальным героям можно увидеть на Красной площади, между Храмом Василия Блаженного и Лобным местом. Подробнее о трагических событиях Смутного времени и о роли Минина и Пожарского в освободительном движении можно прочитать здесь.
Дмитрий Пожарский был военным руководителем Второго Народного ополчения
Завершение освобождения Москвы от поляков было провозглашено Д.Пожарским на Лобном месте Красной площади в ноябре 1612 года. А в 1625 году, к празднованию этой памятной даты по инициативе и на пожертвования Дмитрия Михайловича в Москве появился первый храмовый памятник освободительному движению в виде Казанского собора, который на то время был деревянным. Данный храм был сооружен для нахождения в нем чудотворной иконы Казанской божьей матери.
Дело в том, что данная икона сыграла огромную роль в период Смутного времени. Тогда на Русь, не имеющую твердой власти после завершения династии Рюрика, шли со всех сторон вражеские полчища. И в это время одному из архиепископов было видение Сергия Радонежского. Святой сказал, что спасет страну от иноверцев только Казанская икона Богоматери, обретенная на одном из пепелищ города Казани и хранящаяся в ее Богородицком монастыре, построенном по указу Ивана Грозного. Как сама обретенная икона, так и список с нее, сделанный для государя, оказались чудодейственными.
Икона Казанской богоматери является одной из самых почитаемых в России
В 1611 году Патриарх Гермоген распорядился сделать новый список с казанской иконы и отвезти его в Нижний Новгород, где в это время шло формирование Второго Народного ополчения под руководством Минина и Пожарского. Пока список был исполнен, отряды ополчения уже находились в Ярославле, куда икона и была доставлена.
С этой иконой воины Народного ополчения освободили Девичий монастырь, а затем пошли на Москву, где разбили поляков сначала в Китай-городе, а затем взяли и сам Кремль. Москва была освобождена полностью, а с ней и вся Россия. Благодаря этим событиям к власти пришла новая династия – династия Романовых, правившая Россией вплоть до революции 1917 года.
Возведение собора и его значение (17 век)
После окончания эпохи Смутного времени и установления в России династии Романовых, образ Казанской Богоматери хранился в Введенской церкви на Лубянке, в имении князя Пожарского. Но Дмитрий Михайлович решил, что для этой чудесной иконы-спасительницы надо соорудить отдельный храм, что и было им сделано на собственные средства. После освящения Казанского собора в 1625 году, туда торжественно препроводили Казанскую икону. Впоследствии с этим иконописным образом два раза в году совершались крестные ходы, приуроченные к дате ее обретения в Казани (8 июля) и к дате освобождения Москвы (22 октября).
Как и в 17 веке нынешний собор находится в северо-восточном углу Красной площади
После серьезных повреждений в результате пожара 1630 года было решено перестроить храм в камне, что и было сделано к 1636 году. Каменный бесстолпный храм, возведенный в русском стиле, имел два придела – Казанской Богоматери и Аверкия Иерапольского, раннехристианского святого, день памяти которого пришелся на 22 октября.
Внешний вид храма, схожий с Малым Собором Донского монастыря, был довольно нарядным и ажурным. Стены храма были поделены на прясла с оконными проемами, которые являлись одной из частей пирамидальной конструкции собора, оформленной в виде кокошниковых ярусов. Ярусов было пять, и заканчивались они барабаном со световыми окошками и шлемовидной главкой. На освящение главного придела прибыл сам государь – Михаил Федорович, что очень красноречиво говорит о высоком значении данного храма для жизни столицы.
Сегодняшний Казанский собор выстроен в соответствии с его первоначальным видом
Царская семья и в дальнейшем очень любила посещать этот храм и жертвовала на него немалые средства. По распоряжению Алексея Михайловича, например, были покрыты позолотой царские врата. Сам царь посещал все богослужения данного храма в летние и осенние дни Казанской Богоматери.
Казанский собор на протяжении своей истории не раз видоизменялся и перестраивался. Через несколько лет в храме появился еще один придел, переделанный из южной галереи (вдоль Никольской улицы) и освященный в честь Гурия и Варсонофия, являющихся казанскими чудотворцами. Освящение данного придела почтил своим присутствием и Алексей Михайлович. Северная галерея была со временем перестроена в трапезную.
В результате перестроек вид храма менялся несколько раз: 1 - 1636 г.(начало строительства), 2 - 1636 г.(окончание строительства), 3 - середина 17 века, 4 - начало 18 века, 5 - конец 18 века, 6 - 19 век.
С увеличением количества прихожан к концу 17 века объем храма был расширен в западном направлении, где была пристроена новая довольно большая трапезная, равная по площади основному объему. Крыльцо новой трапезной выходило углом на Красную площадь. Храм перестал выглядеть компактным, а его фасад сильно вытянулся.
В середине 17 столетия статус Казанского собора иногда ставился выше статуса Покровского или Александровского кремлевского соборов. Сюда на службу направлялись самые видные и близкие ко двору священники. Часто к этому храму стали заворачивать и крестные ходы из Кремля, которые ранее локализовались в основном у Лобного места.
Крестные ходы 17 столетия частенько проходили через Казанский собор
Возведение Казанского собора завершило формирование дворцового пространства Красной площади в единый ансамбль. Играл собор и определенную роль в жизни города. Около него проходила очистительная присяга московских купцов, здесь была расположена «долговая яма», здесь же у въездных Воскресенских ворот Китай-города происходила встреча послов и кипела торговля.
В середине 17 века к собору были пристроены шатровая Колокольня, паперть и парадное крыльцо с главкой. Также храм был обнесен оградой в виде деревянных решеток между каменных столбов. Когда в конце 18 столетия шла реконструкция Никольской улицы, последний придел был разобран.
Перестройки собора в 18- 19 веках
С изменением статуса Москвы в начале 18 века и переезда царского двора в Санкт-Петербург внимание царских особ к Казанскому собору резко упало, что не могло не сказаться на его финансовом положении. Поэтому по многим нуждам приходилось писать царям просьбы. Отсутствие постоянного финансирования приводило храм в ветхое состояние – кровля стала протекать, полы проваливаться, от избытка влаги портилось состояние иконостаса и икон. В довершение к этому, во время пожара 1737 года сгорели деревянные части собора в виде окон и дверей, а также тесовая крыша.
Реконструкция середины 18 века очень негативно отразилась на внешнем виде храма. Исчезли кокошниковые завершения, и кровля храма получила четырехскатное покрытие, покрашенное в зеленый цвет. Крыша купола собора была оформлена оконными проемами в виде люкарн, а над ней был установлен небольшой барабан и луковичная главка. Также при спонсорской помощи княжны Марии Долгорукой был разобран южный придел с остатками галереи.
На начало 19 века Казанский собор совсем утратил свой первоначальный облик
Стены храма покрасили в желтый цвет, а лепные выступы – в белый. Был изменен и рисунок оконных наличников. Видоизмененный облик Казанского собора в период 18-19 века сохранился на старинных гравюрах и рисунках.
Так же, в конце 18 века были реконструированы торговые ряды, которые находились поблизости с момента основания храма. Перестроенные, расширенные и обновленные торговые ряды полностью закрыли собор, который теперь не был виден со стороны Красной площади. Торговые лавки были вмонтированы даже в нижний ряд Колокольни.
Последние следы архитектуры 17 века исчезли в самом начале 19 столетия. Тогда разобрали северную трапезную, а затем и снесли шатровую колокольню, на замену которой над папертью в центре западного фасада возвели новую двухъярусную. Она была выполнена в классическом стиле и видоизменилась из многогранной в четырехугольную. Общий облик храма был переформатирован под стиль барокко, модный для городов того периода.
К концу 19 века вид Казанского собора был переформатирован в классический стиль
Перед тем как принять решение об оставлении Москвы в 1812 году, М.Кутузов посетил здесь один из молебнов о спасении страны от очередных захватчиков. Перед приходом неприятеля в город, Казанская икона была спрятана, а позднее вывезена из города.
В период нахождения французов в Москве, Казанский собор, как и Покровский, подвергся разграблению и стал одной из конюшен для лошадей оккупантов. После окончания Отечественной войны 1812 года имелся план о полной реконструкции Казанского собора в классическом стиле, но все ограничилось полноценным ремонтом фасада и интерьера. Храм был отреставрирован и заново освящен. Северный придел был переоборудован в ризницу, и вновь была пристроена небольшая трапезная.
Как выглядел иконостас в дореволюционные годы неизвестно. Сегодня он выглядит так
В середине 19 века алтарь храма украсился новым трехъярусным иконостасом, а несколько лет спустя архитектором Н.Козловским были полностью видоизменены храмовые фасады. Тогда же Колокольня была надстроена третьим ярусом. А еще спустя некоторое время храмовая роспись была перекрыта. После всех вышеуказанных изменений уникальность собора была совсем утрачена.
В таком непритязательном виде Казанский собор встретил революционные события 1917 года. В июле 1918 года в этом храме прозвучала проповедь патриарха Тихона о расстреле царской семьи, в которой он осудил и само убийство, и признание Исполнительным комитетом новой власти законности и справедливости этого страшного злодеяния.
Таким Казанский собор встретил события революции и Гражданской войны
Осенью того же 1918 года чудотворный список иконы Казанской Богоматери был похищен из Казанского собора. Так же как и сама Казанская икона бесследно пропала из Богоявленского собора Казани.
Судьба Казанского собора в 20 веке
В середине 20-х годов 20 столетия известным российским архитектором П.Барановским, который считается спасителем Покровского храма от уничтожения, была предпринята попытка реставрации Казанского собора. Петр Дмитриевич ставил своей задачей не только реставрацию собора, но и восстановление его первоначального облика. Под штукатуркой Барановский обнаружил почти полностью сохранившийся декор 17 века, что его несказанно обрадовало. К 1929 году декор интерьера был восстановлен практически целиком. Вернулись к первоначальному облику и кокошниковые завершения.
В 20-е годы 20 века П.Барановский начал восстановление первоначального облика собора
Однако, реставрация собора в тот период была прервана постановлением Моссовета, признавшего невозможность нахождения на Красной площади культовых сооружений. Ведь главная площадь страны предназначалась для проведения торжественных мероприятий советского строя. В связи с этим решением, храм в 1929 году лишился Колокольни, а в 1936 году был и вовсе снесен. Барановский, успевший к этому времени вернуться из ссылки, смог сделать фотографии храма и обмерить его.
В 1936 году многократно перестраиваемый собор перестал существовать на карте города
Вместо Казанского собора в углу Красной площади появился Павильон Третьего Интернационала, переоборудованный сначала в летнее кафе, а спустя годы в общественный туалет. Впоследствии здесь просто был небольшой «зеленый» островок. По решению Моссовета от 1937 года кафе предполагалось строить повсеместно вместо снесенных храмов. Часть сохранившегося фундамента покрыли мрамором и использовали как основу для установки двух портиков с фонтаном между ними.
До 90-х годов 20 века место Казанского собора было заброшенным
В начале 90-х годов 20 века по всей стране началось восстановление утраченных историко-архитектурных памятников. Коснулась эта тенденция и утраченного Казанского собора. К этому времени сам Петр Барановский уже умер, но он оставил все чертежи и фотографии собора своим последователям, которые в лице архитекторов Г.Мокеева и О.Журина (ученика П.Барановского) разработали проект нового Казанского собора. После проведения на месте бывшего собора археологических изысканий, в 1991 году с заложения закладной плиты и освящения фундаментного креста началось воссоздание храма.
Воссоздание Казанского собора началось в 1991 году
Храм восстанавливался, как и мечтал П.Барановский, в классической архитектурной традиции 17 века. В нем, как и в первоначальном варианте было два придела, присутствовало кокошниковое пирамидное строение, широкая галерея, открытая паперть и колокольня. Палехские и брянские художники расписали стены в каноническом стиле на темы, которые имелись в храме в 17 столетии.
Вход в храм украшен мозаичным панно Иконы Казанской Богоматери
Казанский собор стал первым среди возрожденных московских храмов, утраченных в годы советской власти. 4 ноября 1993 года воссозданный из небытия храм был освящен. Эта дата была выбрана неслучайно. Это был День освобождения Москвы от польских интервентов (22 октября по старому стилю), и день празднования Иконы Казанской Богоматери.
Архитектурные особенности Казанского собора
Как архитектурный объект Казанский собор является сегодня ярким примером храмового строительства первой половины 17 столетия. В плане он представляет собой квадратное бесстолпное строение (12,5х13,5), с трех сторон окруженное открытыми галереями. У современного собора галереи стали застекленными и увеличили полезную площадь храма. С четверной стороны находятся пристроенная Колокольня, имеющая шатровое завершение (северо-запад), и придел Аверкия Иерапольского (северо-восток). Храм имеет одну мощную апсиду и замкнутый свод.
Являясь одноглавым, храм внешне похож на пирамиду, выложенную из килевидных кокошников – характерных архитектурных украшений русского стиля. Если присмотреться, то можно заметить, что кокошники состоят из больших и малых, и подобное их сочетание придает собору вид праздничный и очень ажурный.
Архитектурный вид Казанского собора вновь выполнен в характерном русском стиле
Наличие глубоких стеновых филенок храма и треугольных оконных наличников очень просты, но в то же время они придают всей конструкции выразительную пластичность и декоративность. Оформление барабана с позолоченным шлемом главки очень гармонично и является центром, в котором собирается вся многообъемная и многоэлементная композиция храма. Бело-красная окраска храма в сочетании с зеленым покрытие добавляет храму праздничное настроение.
Очень нарядным элементом композиции выступает и Колокольня. Ее завершение является шатровым, что тоже очень характерно для 17 века. Кокошниковые элементы декора делают её гармонным соседом храма, а открытая звонница отлично сочетается с галереей собора. Колокольня имеет квадратное основание, а звонница – восьмигранное, что тоже является характерным архитектурным сочетанием «восьмерика на четверике», применяемым в храмовом строительстве 17 века.
Главной святыней храма является образ Казанской Богоматери
Очень красивы интерьеры храма, в котором создан пятиярусный иконостас, а росписями покрыты и стены, и потолки. Здесь сегодня находится и новый список иконы Казанской богоматери. О других исторических памятниках Красной площади можно почитать здесь.
Отзывы туристов