Гуляя по Никольской улице, каждый любознательный турист непременно заглянет на территорию одного из древнейших московских монастырей – Заиконоспасского. Этот мужской монастырь со Спасским Собором находится на нечетной стороне в комплексе строений под номерами 7-9.
Содержание:
- История Заиконоспасского монастыря
- Предпосылки создания Славяно-греко-латинской академии
- История Славяно-греко-латинской академии
- Деятельность монастыря сегодня
Заиконоспасский монастырь - одна из интересных достопримечательностей Никольской улицы
Данный монастырь имеет очень интересную историю и уходит корнями в далекое прошлое, когда он был основан по соседству с другим старинным монастырским комплексом – Старо-Никольским, давшим название всей улице после возведения Китайгородской стены. Огромную известность Заиконоспасскому монастырю принес тот факт, что он стал обителью первого высшего российского учебного заведения - Славяно-греко-латинской академии, в которой учился сам Михайло Ломоносов – первый известнейший российский ученый. Интересно посетить Спасский храм монастыря – памятник архитектуры русского барокко 16 столетия.
Небольшой храм 17 века расположен в маленьком дворике Никольской улицы
А если есть время, то можно воспользоваться услугами монастырских экскурсоводов и вместе с ними совершить интересное путешествие во времени и в пространстве по малоизвестным древностям центра Москвы.
История Заиконоспасского монастыря
Говорят, в 13-14 столетиях Никольскую улицу именовали Священной, ибо наличие церквей и монастырских комплексов на ней уже в то время было весьма значительным, да и путь паломников к Троице-Сергиевой Лавре начинался именно с этой улицы. Но монастырские строения постепенно сближались с разрастающимися Торговыми рядами Красной площади. На самой Никольской улице расположился особый торговый ряд – Иконный, где можно было приобрести святые образы, которые не продавались, а обменивались на что-то другое.
Монастырские обители шли сразу же за Торговыми рядами. Худ. Ф.Гильфердин
После образования Китай-города (начало 16 века), обнесенного крепостной стеной, Священная (Сретенская) улица, проходящая вдоль Китайгородской стены, стала именоваться Никольской. Считается, что это название было связано с деятельностью старинного Никольского монастыря, на территории которого в начале 17 столетия и организовался Заиконоспасский монастырь. Далее оба монастыря существовали практически через стенки братских келий. Познакомиться с историей более ранней Николо-Греческой обители можно здесь.
На базе отделившегося от Никольской обители Спасского храма в царствование Бориса Годунова основывается новый одноименный монастырь (ориентировочно 1600 год). Его территория вдоль Никольской улицы составляла около 30 метров, и почти 35 метров в глубину. Каменный храм находился во дворе, а деревянная церковь выступала за красную линию улицы. По своему территориальному расположению (позади 9 лавок Иконного ряда), основанная Борисом Годуновым Спасская обитель, получила со временем другое, более популярное название – Заиконоспасский монастырь, хотя частенько его именовали «Спасом Старым».
Заиконоспасский монастырь соседствовал с Никольским практически через стенку
В начале 17 века на территории Заиконоспасского монастыря имелось две церкви, но одна из них - деревянная погибла в огне пожаров, со временем начала требовать ремонта и каменная церковь. В 1660 году было решено возводить новую церковь, на деньги спонсора Федора Волконского – местного боярина, жившего по соседству с монастырем.
Новый каменный храм был двухъярусным с нижней церковью Нерукотворного спасителя и верхней - посвященной Богоматери «Всех скорбящих радость». В 1687 году на базе Заиконоспасского монастыря открывается известная Славяно-греко-латинская академия, находившаяся здесь до 1814 года. После ее отъезда здесь в течение некоторого времени функционировало Духовное училище.
Учительский корпус Академии примыкал непосредственно к храму
Создание Академии началось с организации школы С.Полоцкого в 60-е годы 17 века, для которой было возведено специальное здание в виде деревянных хором. В середине 80-х годов того же века Петр Первый дал монастырю земли расположенного рядом Земского двора, где было сооружено новое учебно-академическое 3-этажное здание, имеющее галерею и квадратную лестничную башню с восьмериком. Это строение было разобрано после Отечественной войны 1812 года, и в начале 20-х годов 19 века архитектором О.Бове на старом фундаменте выстроен новый учебный корпус в стиле ампир.
Во время реконструкции храма после пожара 1701 года к нему пристраивается трапезная, а в верхней церкви появляется временный придел Ф.Тирона. При Петре Первом монастырь, кроме учебного, обзаводится и двухэтажным Братским корпусом (с нижним хозяйственным этажом), который продолжил здание учительских келий. Позже учительские кельи и учебное здание были объединены галереей по южной их стороне. Впоследствии кельи были перестроены и обзавелись третьи этажом, а Учебный корпус в виде Палат Академии в настоящее время реконструируется.
Славяно-греко-латинская Академия находилась в монастыре до открытия Университета
Реконструкция храма начала 18 века продолжалась лет 10, но новый пожар 1737 года нанес новый удар по храму. После очередного ремонта, проведенного архитектором И.Мичуриным, Спасский храм вновь был освящен (1742). На этом мероприятии присутствовала и сама Елизавета Петровна – российская императрица.
Именно архитектурная версия того храма и сохранилась до нашего времени. Сегодня этот памятник архитектуры нарышкинского стиля петровской эпохи очень интересен любознательным туристам. Планировка нижнего яруса является традиционной для 17 века. Она состоит из четверика, алтаря с тремя апсидами и трапезной. Фасадная сторона четверика оформлена гульбищем – закрытой террасой. Четвериком является и верхний храм с выступами центральных прясел, создающих крестообразный объем, который завершают два восьмерика и небольшая главка.
До нашего времени дошел архитектурный вариант храма, относящийся к 17 веку
Нижняя Спасская церковь была украшена каменным расписным двухъярусным иконостасом, на фоне которого хорошо выделялись деревянные царские позолоченные и раскрашенные врата. Икона Спаса Нерукотворного была украшена серебряным венцом, а позже и драгоценными камнями в виде изумрудов и алмазов. Все эти драгоценности будут похищены в 1812 году.
Нижний храм был освящен в честь Спаса Нерукотворного
Верхний храм имел высокие потолки, по трем его стенам располагались открытые галереи в виде хоров, а у центральной стены находился четырехъярусный иконостас, украшали интерьер позолоченные кафедра и клиросы. Стены и потолки были оформлены росписью сцен на ветхозаветные сюжеты. И вся эта красота отлично освещалась через обилие окон галерей и слуховых окон барабана и купола.
Верхний храм называется "Всех скорбящих радость"
В середине 19 века и в его конце происходит небольшая реконструкция храма - частично меняются формы купольных глав. В начале 20 столетия основные образы иконостаса Спасской церкви – Спасителя и Богоматери имели серебряные оклады. Алтарные стены были расписаны сценами Рождества и образами Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского. Находились здесь чудотворные святыни и другие иконы. Все убранство храма к 21 веку было полностью утрачено.
Вход в Заиконоспасский монастырь осуществлялся через Святые ворота со стороны Никольской улицы, после чего посетители оказывались перед южными дверьми храма. По обеим сторонам ворот находились флигеля. После пожара 1737 года перестроенные ворота были украшены Колокольней. Для школьников имелись отдельные ворота, расположенные западнее Святых.
Так выглядел вход в обитель до появления доходных домов
После того, как все учебные заведения съехали из монастыря, в нем началась жизнь обычной обители. На стыке 19-20 веков монастырские строения приняли традиционный вид, а на Никольской улице была образована новая красная линия, вдоль которой выросли два торгово-доходных дома Заиконоспасского монастыря. Эти здания можно видеть и сегодня.
К концу 19 столетия монастырь обзавелся двумя прекрасными доходными домами
Доходный дом в виде торговых рядов (№7-9, стр.4) является логическим продолжением Никольских Торговых рядов. Он построен архитектором М.Преображенским в русском декоративном стиле (1899-1901) и гармонирует с Верхними Торговыми рядами (ГУМом).
Другое же строение в виде Доходного дома (№7-9, стр.6) было сооружено архитектором З.Ивановым в стиле напоминающем нарышкинское барокко. В центральную часть Доходного дома был встроен проем со Святыми воротами, а над воротами установлена колокольня. Впоследствии проем будет заложен. Торгово-доходные дома стали разделительной чертой между территорией монастыря и улицей.
Вход в монастырь был образован в арке Доходного дома
В советский период антирелигиозной борьбы Заиконоспасская обитель была упразднена, а в ее кельях были устроены коммунальные квартиры. В сохранившейся Спасской церкви нашли себе временный приют религиозные обновленцы из «Союза церковного возрождения». После окончания их деятельности церковь закрывается окончательно и лишается креста, образа Спаса Нерукотворного и надвратной Колокольни.
В 30-е годы помещения бывшего доходного дома монастыря под №7 были заняты отделами первой советской телестудии. Данная телестудия работала до 1941 года. Новая студия была организована на Шабаловке.
В советский период истории страны монастырь переживал тяжелые времена
В 90-е годы Спасский храм, в котором когда-то молился М.Ломоносов, был возвращен верующим. Сегодня данный монастырь интересен туристам именно тем, что здесь функционировало первое российское высшее учебное заведение в виде Славяно-греко-латинской академии. Так же это интересный архитектурный образец "нарышкинского барокко".
Рассматривать отдельные архитектурные детали очень занятно
Предпосылки создания Славяно-греко-латинской академии
Зарождение идей о создании просветительских школ в Москве начиналось в царствование Алексея Михайловича, который приглашает в столицу ученых Киевского монастыря. Это были Арсений Сатановский, Дамаскин Птицкий, Епифаний Славинецкий.
Но необходимость в грамотных специалистах росла год от года. Нужны были образованные чиновники для работы в приказах, специалисты в набирающем обороты Печатном дворе, да и общеобразовательный уровень представителей отечественного духовенства оставлял желать лучшего. Для обучения российского населения нередко приглашались западные ученые, преимущественно богословы, и при некоторых монастырях начали создаваться греко-латинские школы. Ибо перевод греческой и латинской литературы на древнерусский язык был одной из насущных проблем того времени.
Образование в России в начале 17 столетия находилось на очень низком уровне. Худ. Рябушкин
Заиконоспасскому монастырю предстояло стать местом прорастания высшего российского образования. В 30-х годах 17 столетия игумен Макарий создал при этой обители Общенародную школу, в которой с середины 50-х годов греческий монах Арсений Грек преподавал два языка - латинский и греческий. Это начинание стало настолько популярным, что потребовалось строительство специального учебного корпуса, а сам монастырь уже тогда стали называть «Учительным».
В 60-е годы 17 века в Москву приезжает Симеон Полоцкий, ученый богослов, любитель словесности и довольно активная личность. Создание первого российского высшего учебного заведения неразрывно связано с его именем. Этот известный деятель культуры и поэт волею случая стал учителем всех детей царя Алексея Михайловича. Именно Симеон написал первые стихи, посвященные Петру Первому, приурочив их к его рождению.
В открытии Академии большая заслуга принадлежит Симеону Полоцкому
По совместительству Симеон являлся и педагогом начинающих подьячих, служивших в Тайном приказе. Их обучение происходило также на базе Заиконоспасского монастыря. Симеон, как последователь латинской школы, призывал царя обратить особое внимание на образовательный процесс в России, для чего создавать светские обучающие заведения западных образцов с целью формирования образованных отечественных кадров государственного и церковного служения.
Надо сказать, что латинские идеи Симеона имели оппозицию в лице грекофилов, стоявших на идеях православной ориентации просвещения и совмещения светских знаний с церковной мудростью. Однако, Алексей Михайлович принял за основу идеи Полоцкого, в результате чего было принято решение о создании российской академии. Царский манифест о создании академии и ее устав были составлены Полоцким в 1680 году, уже в царствование Федора Алексеевича.
Симеон зачитал текст манифеста о создании Академии Федору Иоанновичу
Симеон должен был возглавить обучение в создаваемом им учебном заведении. Но этого Полоцкому не суждено было сделать, ибо он умер летом того же года. Похоронили его торжественно в нижнем храме Спасского собора. Настоятелем монастыря стал один из его ближайших учеников – Сильвестр Медведев, который вновь обратился к царю с просьбой об открытии академии на основании разработанных Полоцким предложений. Федор Алексеевич, поддерживая данную идею, обращается к руководству Иерусалимской православной церкви с просьбой прислать ученых для преподавания в русской академии. Однако, смерть настигает царя в 1682 году, и вопрос об открытии академического учреждения опять откладывается.
Но Славяно-греко-латинской академия в России все-таки открылась. Произошло это в период регентского правления Царевны Софьи Алексеевны, но тоже не сразу, из-за опасений правящей верхушки возможных западных влияний. Пока Софья Алексеевна думала, в столицу прибывают, вызванные Федором Алексеевичем греческие учителя – братья Софроний с Иоанникием Лихуды (1685). Они остановились в Николо-Греческом монастыре, и оперативно начали свою педагогическую деятельность в Богоявленской школе при одноименном монастыре. Подробнее см.здесь. В это же время Печатный двор, находившийся по соседству, с 1681 года тоже имел свою школу, именуемую Типографской, пять учеников которой в 1685 году перешли в Богоявленскую школу.
Памятник братьям Лихудам, первым педагогам Академии, находится у Богоявленского храма
Наместник Заиконоспасской обители Сильвестр Медведев также занимался образованием. Он преподавал грамоту и языки при Спасском храме, и продолжал мечтать о создании при монастыре российского учебного заведения, что, наконец, и случилось в 1687 году. Богоявленская школа Лихудов через два года своего существования, соединившись с Типографской школой, перебралась на территорию Заиконоспасского монастыря, где начала свою историю знаменитая Славяно-греко-латинская академия, для который возвели специальные двухэтажные палаты.
История Славяно-греко-латинской академии
Славяно-греко-латинская академия, созданная по инициативе С.Полоцкого и базирующаяся на преподавании греков Лихудов, положила начало высшему образованию в России, опираясь на западноевропейские и восточно-византийские традиции. Данное учебное заведение создавалась с целью подготовки грамотных кадров в различных слоях общества, от аристократии до торговцев и даже холопов. Самым известным учеником Академии является Михайло Ломоносов. Выпускником Академии был и врач-физиолог Петр Постников, получивший докторскую степень Падуанского университета. П.Постников известен и как российский дипломат, и как философ, и как переводчик на русский язык главной книги мусульман – Корана, и как сподвижник Петра Первого.
Из учеников Славяно-греко-латинской академии вышло много известных людей
Также стены Академии помнят В.И.Баженова, ставшего впоследствии известным архитектором, С.П.Крашенинникова, будущего исследователя Камчатки, Ф.Г.Волкова, создателя отечественного театра и многих других.
Курс обучения в Академии был рассчитан на 12 лет и состоял из 8 уровней, так называемых «школ». В первых 4-х классах, так называемых низших, преподавались грамматические и прочие общеобразовательные основы в виде арифметики, истории, географии и т.д. В 2-х средних - учеников знакомили с пиитикой и риторикой, а в высших 2-х классах обучали философии и богословию. Братья Лихуды сами являлись авторами многих учебников, основанных на идеях Аристотеля.
Одно из учебных пособий братьев Лихудов по грамматике
Однако, противодействие образовательной деятельности Лихудов все же имелось. Зависть, интриги, наветы и прочие обвинения против ученых греков закончились их отстранением от Академии, а позднее и ссылкой в Ипатьевский монастырь Костромы (1701). И хотя ссылка была недолгой, спокойно продолжать свою деятельность братьям не удалось. Оба они закончили жизнь в Москве. И.Лихуд похоронен в Заиконоспасском монастыре (1717), а С.Лихуд – в Новоспасской обители (1730).
После устранения Лихудов деятельность Академии лишилась опоры и велась кое-как. Петр Первый пытался улучшить работу Академии, присвоив ей статус государственной. С конца 17 века во главе Академии встает один из учеников Лихудов – Палладий Роговский, ставший первым отечественным доктором философии. При нем в учебный процесс было введено изучение латыни и европейских языков. Наиболее способных учеников командировали на учебу за границу. К 1721 году деятельность Академии была признана даже в европейских странах, и среди ее учащихся начали появляться иностранцы.
При руководстве Академии Палладием Роговским ее статус очень возрос
В 1755 году в Москве начинает функционировать Университет, созданный по инициативе М.Ломоносова. С этого времени статус Академии меняется, она становится чисто духовным учебным заведением. Со второй половины 18 столетия для Духовной академии начинают искать более удобное место, тем более, что здание Академии порядком обветшало. Этот вопрос решался очень долго. Начался 19 век, и случилась Отечественная война 1812 года.
Французы, вошедшие в Москву, разграбили обитель, Спасский собор превратили в конюшню, в кельях расположились портняжные и прочие службы, книжную лавку переоборудовали под винный бар. Монахов использовали как рабочую силу, наиболее слабых выбрасывали в реку. Пострадали академические строения и от взрывов в Кремле и последовавшего за ними пожара. Так что, после военных событий оставлять учащихся Академии в грозящих обрушением стенах стало невозможно. И в 1814 году всех учащихся Духовной Академии переводят на территорию Троице-Сергиевой Лавры. А в отремонтированных стенах Заиконоспасской обители до 1834 года обучались слушатели городской Духовной семинарии.
Деятельность монастыря сегодня
В наши дни Заиконоспасская обитель - действующий мужской ставропигиальный монастырь, где регулярно проводятся богослужения. Туристы могут посетить Спасский храм и осмотреть очень небольшую монастырскую территорию. При храме имеется Церковная лавка.
В Спасском храме можно сегодня побывать на богослужении
Те, кто хочет побольше узнать об истории монастыря и о временах функционирования Славяно-греко-латинской академии, могут взять экскурсию. Предлагаемые монастырем экскурсионные маршруты очень интересны. Они знакомят не только с историей данной обители, но и с жизнью соседних монастырей, действовавших в Китайгородском посаде в средние века на Никольской улице – Казанским собором, Николо-Греческим и Богоявленским монастырем, с историей таких организаций как Печатный двор и Синодальная типография.
Вход в Спасский храм находится во дворе
Кроме того, в рамках экскурсии можно будет познакомиться со средневековыми достопримечательностями улиц Ильинка и Варварка.
Отзывы туристов