Одним из притягательнейших туристических объектов Стамбула является древнейший Софийский собор, который сегодня называется Айя-Софией и используется в качестве мусульманской мечети. Данное храмовое монументальное сооружение было возведено в первой половине 6 столетия при императоре Юстиниане в столице средневековой Византийской империи - городе Константинополе.
Содержание:
- Предыстория возведения Софийского собора
- Малая София
- История храма Святой Софии в Константинополе
- История Большой Айя-Софии в Стамбуле
- Архитектурные особенности Софийского собора
История этого храма охватывает огромный период времени, в течение которого менялись не только правители, но и общественные и политические реалии, и даже религиозные составляющие государства. Посещение данного собора туристы считают наиболее приоритетным, ибо это и прикосновение к материальному миру исчезнувшего Константинополя, и знакомство с миром ныне существующего Стамбула.
Знаменитый Софийский собор находится в историческом сердце Стамбула
Предыстория возведения Софийского собора
Тот Софийский собор, который сегодня внесен организацией ЮНЕСКО в списки Всемирного наследия и который видят многочисленные туристы Стамбула, сооружен в 532 году. И это не было первым строительством здесь одноименного храма. История первых христианских сооружений началась здесь в 20-30-х гг. 4 столетия при знаменитом императоре Константине Первом. Ведь именно этот император перенес римскую столицу в город Византий, переименовав его в город своего имени – Константинополь, с многовековой историей которого можно познакомиться здесь. Именно он сделал христианство основной религией империи, хотя сам принял эту веру только на пороге смерти.
Император Константин построил в основанной им столице Византии первый Софийский храм
И именно Константином Первым рыночная площадь Византия была преобразована в церемониальную – Августеон, на которой находился первый Храм Святой Софии и откуда через ворота Халки начиналась дорога к Большому императорскому дворцу. Храм Святой Софии был сооружен несколько позднее, чем Храм Святого Мира (Св.Ирины), который туристы посещают в Первом дворе Дворца Топкапы. Но сразу же после возведения, именно Софийский собор стал основным храмом Константинополя, хотя Церковь Святой Ирины продолжала составлять с ним единый христианский комплекс.
Первый храм Софии долгое время преследовали несчастья. В 404 году первый храм Константина погиб во время одного из народных восстаний. Ее отстроили заново, но она сгорела в городском пожаре. Затем храм в виде базилики был сооружен в правление императора Феодосия Второго, правившего с начала 5 столетия. Базилика Феодосия дожила до 532 года, когда была уничтожена во время известного Восстания Ника. Это произошло в период правления Юстиниана Первого, который впоследствии в очередной раз воссоздал Софийский собор в том виде, в котором тот и дошел до нас.
Сегодняшний Софийский собор обязан своим появлением императору Юстиниану
От первых двух сооружений (Константина и Феодосия) остались лишь археологические обломки в виде частей храмовых стен, украшений, фрагментов колонн и т.д. Частично эти артефакты находятся во дворе Софийского собора, и туристы могут их рассмотреть подробно.
К сооружению нового Софийского храма Юстиниан Первый подошел очень серьезно, решив, что это сооружение должно будет не только украшать столицу, но и возвеличивать мощь всей империи. Чтобы расширить место для будущего храма, Юстинианом были выкуплены и расчищены от строений прилегающие земли.
Софийский собор строился на месте предыдущих, о чем говорят сохранившиеся артефакты
Строительство храма было поручено самым известным в то время архитекторам Исидору Милетскому и Анфимию Тралльскому, которые незадолго до этого возвели храм Святых Сергия и Вакха, более известный как Малая София.
Малая София
Улица Кючюкаясофья Джамии, 13
Храм Малая София или Церковь Святых Сергия и Вакха была сооружена в конце 20-х годов 6 столетия. Этот, один из древнейших храмов Стамбула, находится севернее Парка Арыхкапы за улицей Кеннеди. Сюда можно дойти и от обелиска Константина на Ипподроме. Для этого нужно спуститься по улице Накильбент, переходящую в Аксакап, затем свернуть на улочку Кючюк Аясофья, где по возвышающемуся минарету несложно увидеть этот храм.
Внешне Малая София выглядит как уменьшенная копия Софийского собора
Сегодня эта православная когда-то церковь является мечетью, которая называется Малая Айя-София. Считается, что этот храм, сооруженный вблизи бывшего дома Юстиниана, где тот жил в молодости, был очень почитаем Юстинианом-императором и его женой Феодорой. Свидетельство тому - нанесенные на капители их инициалы. Когда-то этот храм был богато украшен мрамором, золотом и мозаикой, но в период иконоборчества все это великолепие было уничтожено.
В интерьере храма сохранились стихи древнего поэта, воспевающие Юстиниана и Феодору
Четырехугольная в основании (34х30 метров) Церковь Сергия и Вакха была сооружена рядом с вытянутым в виде базилики храмом Петра и Павла и составляла с ним единый ансамбль, при котором существовал мужской монастырь. Храм Петра и Павла до наших времен, к сожалению, не сохранился.
Храм Малая София увенчан куполом, покоящимся на восьмиугольном барабане, опирающемся на четыре опоры, между которыми размещено множество мраморных колонн. Колонны, расположенные как на верхнем (18 штук), так и на нижнем ярусе (16 штук), чередуются между собой по цвету – зелено-мраморные и красно-мраморные. Над нижним ярусом колонн идет надпись, восхваляющая Юстиниана с Феодорой.
Внутреннее пространство Малой Софии тоже очень напоминает Софийский храм
После превращения Константинополя в Истамбул данный храм какое-то время еще функционировал как христианский, но в начале 16 столетия он, как и Софийский собор был преобразован в мечеть. Остатки мозаики были забелены, а храм был расширен за счет притвора и медресе. Появились михраб и минбар.
Вероятно к этой стене примыкала когда-то Церковь Петра и Павла
В середине 18 столетия перед храмом появились фонтан и минарет. Впоследствии минарет перестраивался в 1952 году, да и сам храм, страдающий от землетрясений, обновлялся. Сегодня проблемой сохранности данного храма обеспокоена организация ЮНЕСКО, ведь поблизости от него проходит железная дорога, что негативно влияет на состояние древнего сооружения и грозит его уничтожению.
История храма Святой Софии в Константинополе
Символично, что указ Юстиниана Первого о сооружении большого Софийского храма был издан на сороковые сутки после подавления одного из крупнейших средневековых бунтов - Восстания «Ника», приведшему к уничтожению 30-ти тысяч константинопольцев. Некоторые историки считают, что сооружение данного храма явилось, таким образом, искуплением вины за многочисленные жертвы. За основу проекта, как уже упоминалось, был взят образец почти квадратной купольной Церкви Малой Софии, о котором говорилось выше, а выполнение этого проекта было поручено тем же мастерам - Исидору Милетскому и Анфимию Тралльскому.
Сооружению Софийского собора уделялось очень много внимания, сил и средств
На сооружение храма, призванного стать украшением империи, из разных уголков доставлялись самые дорогие материалы в виде лучших образцов мрамора, римских порфировых колонн храма Солнца, а из Эфеса колонн зеленого мрамора. Для внутреннего убранства храма везли золото и серебро, слоновую кость и стекло, самоцветные камни и т.д. Сам Юстиниан по окончании строительства считал, что этим сооружением он превзошел Иерусалимский храм Соломона. И это было действительно так. До возведения в Риме Собора Св.Петра (17 век) константинопольский храм Святой Софии был самым крупным и красивым христианским храмовым сооружением.
Софийский храм Юстиниана возвышался над городом, Мраморным морем и всей империей
Все современники отмечали невиданные до этого величие, богатство и монументальность Софийского храма, который как будто вознесся над Константинополем, являя собой удивительное творение. Однако, местные землетрясения периодически наносили вред этому прекрасному сооружению, заставляя неоднократно перестраивать рухнувшие купола, и, в конце концов, собор был укреплен контрфорсами, что отрицательно отразилось на его внешнем виде.
Именно в этом соборе летом 1054 года прозвучала известная анафема византийского патриарха Михаила Керуллария в ответ на получение отлучительной грамоты римского папы. Этим событием было окончательно закреплено деление христиан на православных и католиков. А дальнейшим следствием этого события стало нападение в начале 13 столетия на Константинополь крестоносцев (4-й Крестовый поход). Город пал под сокрушительными ударами войска крестоносцев, а разграбленному и оскверненному Софийскому собору предстояло стать на шесть десятилетий храмом католическим.
По мнению немецких историков, внутреннее убранство храма при Юстиниане выглядело так
Самым последним православным богослужением в Софийском соборе в осажденном османскими войсками городе ночью на 29 мая 1453 года стала символическая прощальная заупокойная литургия. Правитель и его приближенные прощались со священнослужителями в прекраснейшем храме, который на следующий день будет завоеван и разграблен османскими воинами. На этом богослужении история Константинопольского Софийского собора закончилась навсегда. И начался новый период в истории этого храма, преобразованного в мусульманскую мечеть.
История Большой Айя-Софии в Стамбуле
Считается, что турки, ворвавшиеся в собор, убили всех, кто там находился. Пишут и про море крови, и про то, что кони поскальзывались на вязкой, залившей пол храма, крови. Так это или нет, уже никто не расскажет. Но то, что все иконы были уничтожены, а драгоценные оклады и прочие ценности были разграблены, это факт.
Султан Мехмед Завоеватель вошел в эту православную святыню через день после взятия Константинополя и пропел здесь победную (48-ю) суру из Корана. После этого он велел переоборудовать этот известный храм в мечеть, каким он и оставался на протяжении всего существования Османской империи.
Мехмед Завоеватель превратил православный храм в мусульманскую мечеть
Все сохранившиеся христианские мозаики и фрески были заштукатурены. А снаружи храм был снабжен четырьмя минаретами, сооруженными в разные времена. Первый, краснокирпичный минарет появился при Мехмеде Завоевателе (15 век) с юго-западной стороны храма. При его приемнике Баязиде Втором был сооружен северо-восточный минарет. В 16 столетии при правлении Селима Второго (наследника Сулеймана Великолепного и Хюррем) и его сына Мурада Третьего архитектором Синаном были возведены третий и четвертый минареты.
Волею судьбы православный Софийский собор стал основной мечетью османских султанов. Даже свой знаменитый Дворец Топкапы Мехмед Второй начал строить по соседству с Айя-Софией, как теперь стал называться храм. И сюда из дворца приезжали на богослужения и сам Мехмед и многочисленные его потомки. Кстати, все последующие мечети Истамбула, как многие называли Константинополь, сооружались в дальнейшем аналогично Айя-Софие.
Сегодня Софийский собор внешне воспринимается как традиционная мечеть Стамбула
Во второй половине 16 столетия были укрупнены и усилены контрфорсы собора, что очень негативно сказалось на его облике. А в середине 19 века швейцарскими архитекторами братьями Фоссати в храме были проведены первые реставрационные работы, которые состояли в укреплении сводов, купола, колонн и т.д. Этими же архитекторами под слоем штукатурки была обнаружена замазанная византийская мозаика. Правящий султан распорядился оставить мозаичные орнаменты, а лики святых скрыть под штукатуркой. Часть этих мозаик, к сожалению, осыпалась при землетрясении конца 19 века.
Сегодня в галереях притворов воссоздана обстановка юстиниановских времен
После реставрационных работ, проведенных братьями Фоссати, колонны храма были украшены 8-метровыми деревянными щитами, обтянутыми кожей, на которой были написаны имена Аллаха и Пророка Мухаммеда.
Эти щиты и сегодня находятся в храме, наряду с православными мозаиками
В период Первой Мировой войны, после поражения Османской империи, находившиеся в Стамбуле греческие военные в январе 1919 года, проникли в храм до начала намаза и сумели провести там Божественную литургию, первую после падения Константинополя. В конце 20-х годов 20 века немецким археологом А.Шнайдером были проведены раскопки около храма, в результате которых были найдены фрагменты предыдущего Софийского храма эпохи Феодосия.
Когда к власти пришел Кемаль Ататюрк и Турция стала Республикой (30-е годы 20 века), Софийский собор получил статус музея (С историей османского периода Константинополя и затем Стамбула можно познакомиться здесь). От штукатурки очищались стены, являя на свет сохранившуюся мозаику периода средневековой Византии, ликвидация молитвенных ковриков открыла прекрасный мраморный пол.
В храме выставлены уникальные вещи - ваза и шар из Пергама
В начале 21 века вокруг Софийского собора разгорелись настоящие религиозные страсти. Американские демократы призывали к тому, чтобы старинный константинопольский храм вернули христианам. В то же время, на территории самого музея было организовано место для совершения мусульманских обрядов его сотрудниками.
Весной 2019 года Президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом было сделано заявление о том, что власти хотят поменять статус собора, переведя его из музея в мечеть. Президент аргументировал это действие как направленное на то, что статус мечети позволит посещать собор бесплатно. Это решение было приведено в исполнение летом 2020 года. В адрес Эрдогана посыпались обращения от различных организаций (ЮНЕСКО, Всемирного совета церквей, от православных организаций различных стран и т.д.) отменить данное решение. Но ответом на всю эту обрушившуюся мировую критику стало проведение 24 июля 2020 года в Айя-Софии пятничного намаза, на котором присутствовал сам президент. С этого времени Софийский собор вновь является мусульманской мечетью, посещать которую совершенно свободно могут все туристы.
Во время мусульманских богослужений христианские росписи закрываются
Архитектурные особенности Софийского собора
Софийский собор, сооруженный в период расцвета Константинополя, стал одним из значимых православных храмов в истории храмостроения. Этому способствовало и его географическое расположение в столице Византийской империи и его уникальное архитектурно-художественное решение, сделавшее его шедевром в храмовом строительстве того периода.
Согласно исторической реконструкции Софийский собор изначально выглядел так
Софийский собор Константинополя – яркий образец перехода от базиликового храмового строительства к крестово-купольному строительству. С одной стороны план собора выглядит как прямоугольный четырехугольник (76х68) с тремя нефами, слегка вытянутый, как и полагается базилике. С другой стороны, его средний, более широкий неф является квадратным средокрестием, над которым расположен 30-диаметровый купол.
Невысокий центральный купол, находящийся на 50-метровой высоте от пола, состоит из 40 радиальных арок, базирующихся на прочном основании, созданном четырьмя массивными столбами и громадными арками. В нижней части купола, между арками находятся окна, визуально образующие единый световой пояс. Кроме этих окон, храм освещают еще и окна больших и малых ниш. Сферические треугольники, так называемые паруса, связывающие купол с прямоугольным объемом, стали в дальнейшем с успехом применяться в архитектуре.
Хотя купол собора неоднократно переделывался, он производит сильное впечатление
Подкупольное пространство значительно расширено за счет примыкающих довольно объемных ниш (западной и восточной) со своими полукупольными завершениями. Далее общее пространство храма расширяют более мелкие ниши, по три с каждой стороны. Восточную нишу основного объема продолжают ниши, одна из которых (центральная) является алтарной частью храма. На общем плане храма она выделяется выступающим полукругом апсиды. Центральная ниша из трех, примыкающих к западной нише, оформлена не в виде полукруга, а в виде прямоугольного короба с тремя дверьми, ведущими в притворы.
Арки боковых нефов с южной и северной стороны оформлены прекрасными колоннами из порфира и малахита. Их привезли специально из храмовых построек Египта и Малой Азии. За этими колоннами организованы галерейные пространства. Интересно, что в центре собора было обозначено место, являющееся символом центра Византийской империи. Здесь позднее короновали всех византийских императоров.
Место центра империи и коронования византийских императоров доступно для обзора
Есть в соборе и мистические места в виде медной «плачущей колонны», которая якобы исполняет желания и приносит исцеления, и прохладного окна, через которое в любое время года дует прохлада и слышится загадочный шум.
Внутренний интерьер храма, отражающий основные традиции византийского искусства, такие как грандиозность, пышность, торжественность, совершенствовался и после окончания строительства. Особенно после окончания периода иконоборчества. Стены покрывались сюжетными мозаичными росписями. До сегодняшнего дня сохранились мозаики 9-14 веков с изображениями серафимов, архангелов, Богоматери с младенцем Иисусом, некоторых пророков и святителей, византийских императоров и т.д.
Византийское мозаичное искусство собора
Гуляя по Софийскому собору, можно увидеть христианские и мусульманские элементы его декоративного убранства. К христианским в первую очередь относятся византийские мозаики, частично сохранившиеся на стенах, сводах, парусах и т.д. По ним можно проследить, как совершенствовалось искусство византийской мозаики с 9 века до 14 столетия. Все они созданы после окончания периода иконоборчества, во время которого первоначальное оформление храма было уничтожено.
Росписи Софийского собора, относящиеся к далекой старине, вызывают трепет
Неизменный интерес вызывает мозаичное полотно над входом притвора, на котором изображено благословение императора Льва Шестого Иисусом (9 век). Сам Христос изображен сидящим на престоле, император находится перед ним слева на коленях, а в находящихся с обеих сторон от Иисуса медальонах можно увидеть изображения Архангела Михаила и Богородицы.
Также на одном из столбов верхней галереи имеется уникальное прижизненное мозаичное изображение императора Александра Третьего на Пасхальном богослужении (начало 10 века). А мозаичное полотно Богоматери в наддверной арке южного вестибюля датируется концом 10 столетия. Здесь рядом с Богоматерью можно увидеть императоров Константина (справа) и Юстиниана (слева), которые преподносят ей ценные дары в виде города Константинополя и Софийского собора. Это едва ли не единственное произведение искусства древней Византии, где оба эти императора изображены вместе.
Изображение Богоматери с Константином и Юстинианом поистине уникально
Более поздними мозаичными полотнами Софийского храма (11 век) являются изображение Константина Девятого и его супруги Зои, преподносящих дары Иисусу и мозаика с Богородицей и предстоящим императором Иоанном Вторым и его супругой Ириной (12 век), которые находятся на стенах верхней южной галереи.
Константин Девятый и его жена Зоя рядом с Иисусом. Это мозаика 11 столетия
Там же можно обнаружить остатки мозаики Деисус, датируемой 13 столетием, на которой видно очень художественное и духовно насыщенное изображение Иисуса с Богородицей и Иоанном Предтечей.
От мозаики Деисус мало что сохранилось, но мастерство этого искусства восхищает
Самыми заметными для туристов мозаичными изображениями в основном зале являются фигуры серафимов, находящиеся в треугольниках восточных парусов. Эти изображения стали доступны для осмотра только с 2009 года.
Мусульманские архитектурные элементы в соборе
То, что с 15 столетия Софийский собор эксплуатировался в качестве мусульманской мечети, не могло не отразиться на ее архитектурном виде и оформлении интерьера. Про пристроенные минареты уже упоминалось выше. Но это касалось внешних изменений. Для мусульманских богослужений надо было оборудовать михраб (место, показывающее направление молитвы) и минбар (трибуна для имама). Но дело в том, что православный алтарь Софийского собора располагался с восточной стороны храма, а михраб надо было расположить на юго-восток, т.е. на Мекку, что и было сделано. Таким образом, молящиеся располагались под небольшим углом к центру основного объема помещения.
Мусульманский михраб находится в бывшем православном алтаре
Высокий и красивый резной минбар из мрамора появился в храме в правление Мурада Третьего к концу 16 столетия. А михраб в алтарной части был сооружен при реконструкции собора в середине 18 века султаном Махмудом Первым. Тот михраб, который видят сегодняшние туристы, является более поздней его реставрацией (середина 19 века). С двух сторон михраба находятся раритетные подсвечники из бронзы, которые в Стамбул привез сам Сулейман Великолепный из завоеванной им Буды.
Высокий резной минбар справа от михраба появился в храме в 16 столетии
Кроме того, в интерьере храма присутствуют 8-метровые щиты с сурами из Корана. Суры из Корана украшают собой и купол, закрыв более раннее изображение там Иисуса. Арабская вязь украшает и оконные витражи.
Оконные витражи в храме выполнены в традиционном мусульманском стиле
Помимо христианских и мусульманских знаков и символов, в храме можно найти следы Киевской Руси в виде славянских граффити 11-15 веков, а также следы скандинавских варягов в виде Рунических надписей. И те, и другие представляют собой аналогию современным надписям «здесь был тот-то».
В галереях собора оборудованы читальные залы для чтения религиозных книг
Посетить этот уникальный архитектурно-исторический памятник Стамбула, который находится на Площади Султанахмед, можно совершенно самостоятельно и бесплатно, но только в часы, не занятые намазом (молитвой). При посещении есть определенные требования по дресс-коду: всем посетителям надо снять обувь, а женщины должны закрыть голову и плечи платками.
При неспешном и детальном знакомстве с храмом можно прикоснуться к удивительной старине
Софийский храм открыт ежедневно с 9 часов утра. Закрывается он в 17 часов в зимний период, и в 18 часов в летний период.
Отзывы туристов