Адрес: Богоявленская площадь, 25, корп 3
Режим работы: летом с 10.00 до 18.00 (кроме среды)

Одно из наиболее привлекательных туристических мест Ярославля - это древнейшая территория Спасо-Преображенского монастыря, которая на данный момент находится в ведении Ярославского музея-заповедника. А самой старейшей его, но и общегородской достопримечательностью по праву считается Собор Преображения Господня или как его чаще называет - Спасо-Преображенский собор, сооруженный на монастырской территории в 13 веке в качестве главного обительского храма. 

Содержание:

  1. История храма кратко
  2. Архитектура храма
  3. Интерьер


Однако, тот храм, которым сегодня могут любоваться многочисленные туристы является сооружением более позднего периода - 16 века, но находится он на фундаментной основе своего предшественника.

Спасо-Преображенский собор в Спасо-Преображенском монастыреСпасо-Преображенский собор - фото

Сегодня Спасский собор относится к уникальнейшим архитектурным и фресковым памятникам средневековой храмовой русской культуры и охраняется государством. 

История храма

Первый главный монастырский храм появился в Спасской обители, как уже упоминалось, в начале 13 века, по воле ростовского князя Константина Всеволодовича, сына Всеволода Большое Гнездо. Спасский собор, сооруженный к 1224 году, стал вторым каменным храмовым городским строением после Успенского собора в Рубленом городе. Сам Константин Всеволодович не дожил до окончания данного храмового строительства, и завершалась эта работа при его сыне Всеволоде, который стал первым князем ярославского удельного княжества.

Ростовский князь Константин ВсеволодовичРостовский князь Константин Всеволодович

Этот собор как главный храм основной монастырской обители города был очень значим как политический и идеологический объект, посещаемый сильными мира сего.

Но в начале 16 века на территории монастыря произошел крупный пожар, в результате которого Спасский собор сильно пострадал и частично обрушился. Поэтому восстанавливать его не стали, а на основании изданного московским князем Василием Третьим указа в 1506 году началось строение нового Спасского собора.


Для сооружения нового храма были присланы московские мастера, среди которых, вероятно, находились и итальянские зодчие. Образцом монастырской постройки являлись храмы московского Кремля и, прежде всего, его Благовещенский собор. В качестве фундамента было решено использовать фундамент предшественника, поэтому новый храм повторил форму и размеры погибшего. Строительство собора шло 10 лет и завершилось к 1516 году.

Строительство Спасского храма. Миниатюра 16 векаСтроительство Спасского храма. Миниатюра 16 века

В течении своего многовекового существования храм неоднократно перестраивался, видоизменялся и в конце концов полностью утратил свой первоначальный облик. Особо сильные видоизменения происходили в 18 и в первой половине 19 столетий

Реставрационные работы над восстановлением древнего храмового облика начались в 1919 году и шли поэтапно до 60-х гг. 20 столетия.

Архитектурные особенности храма

Согласно традиции храмового строительства 16 века Спасо-Преображенский собор является четырехстолпным крестово-купольным сооружением, воздвигнутом на мощном подклете. Этот подклет долгое время служил местом захоронения княжеских правителей Ярославля. По трем сторонам основного четверика шла частично открытая, частично закрытая двухъярусная галерея.

Открытая западная галерея Спасо-Преображенского собораОткрытая западная галерея

Общий декор закомарных фасадов был решен в простом, строгом и, в то же время, изящном виде, что соответствовало архитектурному стилю древнерусского периода. Поражает профессиональный уровень мастеров, создавших удивительно ровную кирпичную кладку и гармоничную соразмерность отдельных частей и общекомпозиционных пропорций.

Особо выразителен и строг соборный фасад с восточной его части с тремя высокими апсидами и узкими бойницами.

Восточный фасад Спасо-Преображенского собораВосточный фасад

Западный фасад построен в более сложном варианте. У него на первый план выходит выразительная и монументальная открытая аркада двухэтажной галереи, которая в 17 веке имела роскошное крыльцо. Таким же был ранее и северный фасад храма, но его арочные проемы со временем были заложены кирпичом, и эта галерея стала закрытой.

Закрытая северная и часть открытой западной галереи Спасского храма Закрытая северная и часть открытой западной галереи

С южной стороны храм имеет общую стену с Церковью Ярославских чудотворцев, построенной в 19 веке взамен Храма входа Господня в Иерусалим.

Кровля собора как у всех ярославских храмов первоначально имела позакомарное покрытие, а венчался храм тремя шлемовидными куполами, первоначально покрытыми белым железом. Купола покоятся на удлиненных световых барабанах, чьи основания украшают замкнутые цепи небольших кокошников, ближе к куполам расположен аркатурно-колончатый декор.

Трехглавье Спасо-Преображенского собораТрехглавье Спасо-Преображенского собора

Внутреннее оформление храма

Стены Спасского собора расписали почти через полвека после его постройки. Художниками были местные и московские зодчие. Сегодня это один из немногих русских православных храмов, оформленных фресковой росписью в прижизненный период Ивана Грозного. В сохранившейся храмолетописи указана точная дата росписи и имеется перечень имен художников. Согласно этого списка первыми известными ярославскими храмовыми художниками являются братья Сидоровы.

Информационный текст храмолетописи Спасского храмаИнформационный текст храмолетописи

Как уже отмечалось, идеологическое значение Спасского монастыря в середине 16 века было довольно велико, поэтому внутреннему эстетическому оформлению его главного храма придавалось исключительное значение. Возможно, что Иван Грозный так же принимал участие в решении данного вопроса наряду с митрополитом Макарием.

Уровень фресковой росписи был достаточно высок как в художественном так и в духовном отношении. Интересно рассматривать композиционные сцены Преображения, Покрова Богородицы, сюжеты о Сорока мучениках Севастийских и Семи Вселенских соборах, выполненных более трех столетий назад. Здесь присутствует одно из первых живописных изображений Саваофа. Очень живописен и крылатый Иоанн Предтечи.

Изображение Крылатого Иоанна Предтеча в Спасском собореИзображение Крылатого Иоанна Предтеча

Сам стиль росписи очень близок к византийской. Центральный купол украшен традиционным изображением Вседержителя. Барабанные простенки заполнены изображениями праотцов, паруса – образами евангелистов. 

Росписи центрального купола Спасо-Преображенского храмаРосписи центрального купола

Подпружные арки заполнены образами апостолов, а в сводах – композиционные сюжеты некоторых православных праздников. Столпы расписаны изображениями русских князей, воинов из Византии и образами преподобных.

Фрагмент росписи храмовых столпов в Спасском собореФрагмент росписи храмовых столпов

Преображению Господня посвящена восточная часть свода. Западная стена центральной храмовой территории целиком занята картинами Страшного суда, в то время как стены северной и южной сторон состоят из четырех ярусов, нижний из которых является орнаментальным. 

Стеновая роспись Спасо-Преображенского храмаСтеновая роспись Спасо-Преображенского храма

Очень необычен фон евангелистских сюжетов, который представлен чаще всего в виде западноевропейских архитектурных кулис.

Сюжетная композиция фресковой росписи на стене Спасского храмаСюжетная композиция фресковой росписи

Специалисты четко делят все росписи Спасского храма по манере их написания на две части. К первой части относятся центральная глава, своды и алтарная часть, которые выполнены, скорее всего, царскими мастеровыми. Эту живопись, написанную в сдержанном колорите, отличает высокое мастерство, очень крупный масштаб изображений, точность рисунка, выраженная рельефность ликов. 

Крупномасштабный образ Саваофа в Спасо-Преображенском храмеКрупномасштабный образ Саваофа

При создании образов часто употребляются изображения в профиль с крупными круглыми глазами, крючковатыми носами и тяжелыми подбородками. Фоны преобладают в темно-синем варианте, а основной колорит составлен из коричневых, желтых, зеленых, синих и белых красок.


Масштаб стеновых и столпных изображений центрального храма значительно мельче и отличается другой художественной направленностью и мягкой пластикой рисунка. Эти композиции в большинстве своем многолюдные и разноракурсные, имеют удлиненные пропорции тел и правильные иконописные лики – и все это выполнено в более светлых тонах.

Мелкомасштабная роспись в Спасо-Преображенском храмеМелкомасштабная роспись

В обеих композиционных группах, объединенных одинаковыми левкасами, фонами, характерными разгранками и надписями, выделяются довольно индивидуальные почерки отдельных мастеров.

Надо отметить, что уникальная роспись Спасского собора оказала сильное воздействие на роспись остальных храмов Ярославля, таких как Церковь Николы Надеина и Николы Мокрого, Ильинского храма и т.д.

К сожалению, в результате многочисленных перестроек храма в 18-19 веках часть фресковых росписей была безнадежно утрачена, часть была покрыта сверху масляными красками. Интересно, что среди настенных изображений имелся очень редкий образ Христофора с песьей головой. После запрета Синодом подобных изображений в 18 веке этот образ был переписан. Восстановление фресок 16 века шло очень длительное время - практически в течение всего 20 столетия.

Уникальная фреска Спасского собора Одна из уникальных фресок Спасского собора

Сегодня посетить этот недействующий храм, являющийся музеем Ярославского исторического заповедника можно только в летнее времяс мая по октябрь по расписанию работы самого заповедника, которое можно уточнить на его официальном сайте. Традиционно часы работы собора продолжаются с 10.00 до 18.00 ежедневно, кроме среды. Но в дождливую погоду храм тоже может быть закрыт.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Читайте также: