Ермолаевский переулок, ограничивающий северо-западную сторону Патриаршего пруда, соединяет Спиридоновку с Трехпрудным переулком и идет параллельно Большому Патриаршему переулку. Протяженность этого прогулочно-туристического маршрута составляет чуть более 600 метров.
Содержание:
Середина Ермолаевского переулка ограничивает одну из сторон Патриаршего пруда
Знакомство с достопримечательностями Ермолаевского переулка является неотъемлемой частью знакомства с районом Патриарших прудов. Здесь можно увидеть множество доходных домов рубежа 19-20 столетий, яркие архитектурные строения советского и постсоветского периодов. Самыми популярными достопримечательностями этой улицы являются Дом архитектора Шехтеля (28) и Дом со львами (9).
Прогулка по Ермолаевскому переулку может стать очень приятным и запоминающимся времяпровождением
История Ермолаевского переулка
Название данного переулка уходит корнями в начало 17 столетия, когда на нем появилось деревянное строение моленной церкви Патриарха Гермогена. Данный храм был освящен в честь священномученика Ермолая, являющегося небесным покровителем Гермогена, в миру именуемого Ермолаем. В 80-х годах 17 века Патриархом Иоакимом был выстроен каменный Ермолаевский храм, который до конца системы патриаршества продолжал оставаться моленным храмом патриархов. Впоследствии Ермолаевская церковь наряду со Спиридоновской существовала как приходская в застраиваемом и развивающемся районе Патриарших прудов.
Ермолаевская церковь дала название одному из переулков Патриарших прудов
В советский период к концу 20-х годов 20 века церковь закрывают, а в начале 30-х годов и вовсе сносят, как и Спиридоновскую. Память об обоих этих храмах сохранилась на фотографиях, в исторических документах и в названии улиц. В 50-х годах около места снесенного Ермолаевского храма выросли жилые дома 21-й и 23-й, между которыми сегодня находится Сквер имени Федора Шехтеля, где установлен Поклонный крест как знак памяти об уничтоженном храме. Сквер Шехтеля находится между Ермолаевским переулком и Большой Садовой улицей.
Сегодня место снесенного Ермолаевского храма обозначено Поклонным крестом
Историческую память о Ермолаевском храме Патриаршей слободы пытались полностью уничтожить в начале 60-х годов 20 века, когда исчезло даже упоминание о нем в названии улицы, переименованной в честь советского архитектора И.Жолтовского, который принимал участие в работе Московского архитектурного общества, функционирующего в доме №17. Архитектор И.Жолтовский известнет и своими дореволюционными строениями, одним из которых является известный Особняк Тарасова на улице Спиридоновка. Историческое название переулку было возвращено в начале 90-х годов 20 столетия.
Достопримечательности Ермолаевского переулка
Прогулка по этому атмосферному переулку, застроенному прекрасными особняками различных исторических периодов, будет не только познавательной, но и очень приятной. Здесь не так много выдающихся исторических объектов, но сама аура улицы и ее застройка довольно аутентичны и привлекательны. Знакомство с Ермолаевским переулком можно совершать в любом направлении, но мы рекомендуем начать ее от улицы Спиридоновка, то есть с самого начала, застроенного преимущественно доходными домами.
Фасад Доходного дома № 4 имеет интересные барельефные вставки
Доходные дома №2 и №4, возведенные в 1909-1910 годах, являются работой архитектора А.Н.Кардо-Сысоева.
Современный дом № 3 занят Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.
Среди Доходных домов начала 20 столетия современная постройка дома №3 сильно выделяется
Доходный дом №6, возведенный здесь в 1905 году архитектором О.Пиотровичем, интересен любителям советской эстрады, ведь в одной из его квартир проживала народная любимица – певица Валентина Толкунова. К дому №6 примыкает 7-этажный ведомственный дом №8 1982 года постройки, возведенный непосредственно для членов ЦК партии.
Фасад дома №6 имеет довольно богатый декор оконных проемов и наличие полуколонн
Дома под № 5 (Дом А.П.Кашкадамовой) и №7 (Дом П.А.Николаева) тоже являются образцами доходных домов конца 19 начала 20 столетий. Оба они построены одним архитектором - Д.Д.Зверевым.
Авторство Доходного дома №5 принадлежит архитектору Д.Д.Звереву
Дом №9. Дом со львами
Прямо напротив Патриаршего пруда находится знаменитый «Дом со львами», как в народе назвали Жилой дом, построенный для сотрудников Генерального штаба Вооруженных сил. Дом начал возводиться в последний год войны двумя сотрудниками архитектурного бюро И.Жолтовского М.Дзисько и Н.Гайдаровым под непосредственным руководством Жолтовского.
Дом №9, построенный в середине 40-х годов 20 века, очень похож на дореволюционную постройку
Дом изначально планировался как элитный. На трех этажах было размещено всего шесть двухсотметровых 12-комнатных квартир со спальнями, гостиными, комнатами для домработниц, кухнями, кладовыми и т.д. Если учесть, что речь идет о послевоенном времени, когда многие россияне остались без жилья и средств к существованию, возникает много вопросов.
Все квартиры в доме №9 были спроектированы по анфиладному виду
Внешне здание было возведено по принципу дворянской усадьбы в классическом стиле и очень напоминает дореволюционное строение. Здесь можно увидеть не только скульптуры львов, установленные на массивных пилонах, но и полуколонны, завершающиеся коринфскими капителями. Интересно, что фамилия скульптора, изготовившего изваяния львов была В.А.Львов.
Народное название дому дали скульптуры львов, установленные при въезде во двор
В этом доме квартиры были предоставлены семьям К.А.Вершинина, М.С.Малиновского, И.Е.Шаврова, А.А.Гречко и другим. Позднее здесь жила Елена Образцова.
Угловой дом № 13, выходящий на переулок с Малой Бронной, также относится к доходным строениям начала 20 столетия (архитектор В.А, Величкин). Напротив него, на противоположном углу нечетной стороны возвышается знаменитое строение лужковского периода градостроения – 12-этажный Дом «Патриарх». Этот дом сегодня - одна из ярких достопримечательностей Малой Бронной улицы.
Дом №13 построил в Ермолаевском переулке архитектор В.А, Величкин
Далее опять идут практически сплошь доходные дома начала 20 столетия. Напротив «Патриарха» находится Доходный дом № 14, построенный А.М.Хомко. Дом № 17, возведенный в неоклассическом стиле, является бывшим доходным домом Московского архитектурного общества (архитектор Д.А.Марков). Сегодня здесь размещаются экспозиции одной из площадок Московского музея современного искусства. Посетить этот музей можно ежедневно, кроме понедельника, с 12 до 21 часа.
В доме Московского архитектурного общества сегодня можно посетить Музей современного искусства
Доходные дома №19 и №27 были построены в 1908-1910 годах архитектором О.Г.Пиотровичем.
Дом № 19 - один из нескольких домов архитектора О.Пиотровича в районе Патриарших прудов
Дом №18 – творение архитектора В.М.Борина, а дом № 25 – архитектора Э.Нирнзее. А вот дом № 28 стоит рассмотреть более внимательно. Ведь это второе московское жилье и первый собственный дом архитектора Ф.Шехтеля, известного своими строениями в виде Особняка Рябушинских, Особняка Морозова и многих других московских строений.
Архитектор Э.Нирнзее, тяготеющий к созданию высоток, также построил здесь много зданий
Дом № 28. Дом архитектора Ф.Шехтеля
Известным московским архитектором Федором Шехтелем было осуществлено более 200 архитектурных проектов, и около 90 из них сохранились в Москве и Подмосковье. Часть его строений находится в других городах. Первым объектом, над которым Шехтель работал еще не в качестве самостоятельного зодчего, было здание Исторического музея на Красной площади.
В ту пору Шехтель с семьей жил в съемном доме в районе Петербургского шоссе. Постепенно архитектор набирался опыта, и богатых заказчиков становилось все больше. Пора было задуматься о возведении собственного дома. К смене места жительства подтолкнуло Шехтеля и печальное событие в семье – смерть его 5-летнего сына.
В районе Патриарших прудов Шехтель создал ряд известных архитектурных шедевров
В 1896 году архитектор покупает небольшой земельный участок в конце Ермолаевского переулка, где и возводит собственный особняк, ставший образцом перехода от неоготического стиля к модерну. Если возводящийся в это же время Особняк Зинаиды Морозовой был выдержан в чисто готической стилистике, то в оформлении дома Шехтеля, хотя и присутствуют средневековые силуэты башен, они не имеют богатого декора, который становится более символичным и местами с явным применением растительных орнаментов.
Башни дома, расположенные по углам, придавали сказочный вид средневекового замка и были облицованы яркими 4-угольными плитками, напоминающими кирпичи, которые хорошо контрастировали со штукатурными поверхностями. Верх фасада над парадным входом с шатровым завершением, расположенным в 6-гранной башне со смотровой площадкой, был декорирован мозаичным панно, содержащим не только изображения ирисов, но фамилию архитектора и год постройки.
Собственный дом Шехтеля имел очень смелое и необычное архитектурное решение
Необычная архитектура Дома Шехтеля была непривычна для Московских улиц, и сам архитектор шутил по этому поводу, что его дом многие называют синагогой. Необычно было спланировано и внутреннее оформление дома. Оно шло от центра, которым являлся массив дубовой резной лестницы, к перифериям – кабинету, столовой, гостиной, спальням и т.д. Символ лестницы как восхождение к свету применялся Шехтелем и в оформлении Особняка Морозовых, и в Доме Рябушинских, находящихся совсем недалеко – на улице Спиридоновка.
Лестница приводила в вестибюль, являющийся круговой анфиладой, откуда можно было пройти во все комнаты. В оформлении интерьера дома использовалась витражные полотна со средневековой тематикой, потолочные перекрестные балки, кованые решетки, люстры стиля модерн и т.д.
Центром внутренней планировки была деревянная лестница, ведущая в вестибюль
В гостиной, разделенной аркой на две части, можно было увидеть картины М.Врубеля («Садко»), Н.Рериха (Масленица в Париже»), М.Сарьяна («Самарканд»), кабинет был украшен резным камином из гипса с фигурами мифических животных. Над кабинетом находилась библиотека, к которому вела лестница из кабинета.
Этот особняк посещали все знакомые Шехтеля, среди которых были деятели искусства Л.Собинов, М.Врубель, И.Левитан и другие. Бывал здесь и Савва Морозов. К 1910 году Федор Шехтель строит себе другой, более просторный дом, совсем неподалеку – на Большой Садовой улице, а дом в Ермолаевском переулке продает купчихе Е.Дунаевой.
Интерьер Дома Шехтеля был оформлен скромно, но с большим вкусом и изыском
После революции дом Шехтеля до середины 40-х годов 20 века занимали различные службы, а затем он поступил в распоряжение Министерства иностранных дел и был приспособлен под резиденцию дипломатических представительств. В 50-е годы здесь обосновалось уругвайское посольство.
В период проведения дней культурно-исторического наследия туристам разрешено посещение Дома Шехтеля в Ермолаевском переулке.
Мозаика над парадным входом и сегодня напоминает посетителям о Шехтеле и дате его постройки
Если уж мы дошли до Дома Шехтеля, который находится на перекрестке с Трехпрудным переулком, то можно заглянуть и на эту, улицу, название которой многим хорошо известно, ведь именно на этой улице родилась Марина Цветаева и название улицы фигурирует в ее стихах. К тому же в Трехпрудном переулке находится еще один архитектурный шедевр Шехтеля, возведенный для Товарищества скоропечати А.А. Левенсона и другие интересные объекты, о которых можно узнать здесь.
Отзывы туристов