Если вы подойдете к территории Казанского Кремля со стороны Кремлевской улицы, то уже издалека прямо перед вами будет виден стройный и четко вырисовывающийся на фоне неба силуэт белой трёхъярусной башни с шатровым окончанием. Это главная башня Казанского Кремля и один из наиболее хорошо сохранившихся памятников кремлевской архитектуры 16-17 веков - Спасская башня.
Содержание:
- Спасская башня в 16-17 веках
- Спасская башня в 18-19 веках
- Спасская башня в 20 веке
- Спасская надвратная церковь
По мере приближения к Кремлю все более отчетливо можно рассмотреть детали самой башни и белые зубчатые стены, идущие справа и слева от нее. А на Площади 1 Мая, где начинается знакомство с самой древней историей столицы Татарстана, перед нами открывается вся картина тянувшихся к западу и востоку от башни стен Кремля, гармонично сочетающихся с более поздними застройками площади.
Спасская башня - это архитектурный символ Казани и вход в Казанский Кремль
Спасская башня на протяжении веков ее существования неоднократно достраивалась, перестраивалась и реставрировалась, причем ее облик всегда оставался символом существующего исторического периода. Поэтому лучше знакомиться с архитектурной историей этой башни именно в хронологически значимых временных отрезках.
Спасская башня в 16-17 веках
История Спасской башни начинается после присоединения Казани к Российскому государству, которое в очень скором времени привело к небольшой перепланировке кремлевской территории и к ее увеличению в южном направлении от Преображенской башни. Поскольку Спасской башне отводилась роль парадного и основного въезда в Кремль, то и возводилась она в каменном виде одной из первых.На примере постройки Спасской башни можно видеть процесс формирования каменных стен и башен всего кремлевского оборонительного ансамбля, начиная с середины 16 века. Первые два яруса башни построены, как и часть стен в 1555 году из плит волжского известняка, а верхние ярусы, как и остальные стены кремлевского оборонительного сооружения, строились уже с 17 века из красного кирпича. Декорированное оформление 16 века хорошо сохранилось с северной (внутренней) стороны башни. Оно состоит из типично псковских простых декоративных лопаток.
Со стороны Кремля можно разглядеть специфику архитектуры 16 столетия
Первоначально башня была сооружена двухъярусной, квадратной в основании, с толщиной стен более 2 метров. Второй ярус был оснащен боковыми галерейными стрельницами и дозорной вышкой. Своей монолитной массивностью данное сооружение являло яркий пример оборонительно-дозорной средневековой башни. Через нижний ее ярус проходил коленчатый проезд, названный так потому, что находился он не в центральной стене башни, как сейчас, а в выступающей боковой части нижнего яруса.
Стратегическая цель коленчатого проезда состояла в том, чтобы защитить ворота от разрушительных действий во время атак неприятеля, которые могли использовать стенобитные машины или пушечные ядра. Да и ворваться в боковой проход крепости атакующей массе наступающих было бы проблематично. Такой проход сохранился до сих пор в другой проездной башне казанского Кремля – Тайницкой. Из-за бокового коленчатого прохода нижний ярус башни намного выдвинут из линии самой крепостной стены.
Сегодня след от коленчатого прохода можно увидеть с восточной стороны
В те далекие средневековые времена проезд был закрыт двойными воротами из дуба, с внутренней стороны обшитыми железом. Ночью они запирались на замок, а ключ хранился у воеводы. Кроме этого со стороны крепости опускалась тяжелая решетка. Казанский Кремль был практически неприступен. К этому надо добавить, что по всем правилам постройки военных крепостей, между Спасской башней и посадом, начинающимся от Спасской площади – находился глубокий и широкий Тезицкий ров, глубиной 6,5 и шириной более 15 метров. Кремль соединялся с посадом посредством подъемного моста, перекинутого через этот ров.
С юго-запада Спасская башня имела расширение, там была расположена Спасская церковь. Церковь и башня практически изначально, существуя бок о бок, стали составлять единое архитектурное целое. В самом конце 17 века, когда башню реставрировали после очередного пожара, ее надстроили двумя новыми кирпичными восьмигранными ярусами с шатровым завершением. Высота башни выросла практически до 45-47 метров. Архитектурное решение двух верхних ярусов (ширинки парапета в оформлении гульбища, декорирование оконных проемов и т.д.) говорит об их московском авторстве.
Так выглядела Спасская башня на рисунке Турнерелли. Сер. 19 века
Верхний ярус имел высокие арочные оконные проемы и служил звонницей. Тогда же на башню был перенесен ратный колокол, который вплоть до начала 20 века оповещал население о пожарах. А гульбище, находящееся на высоте 30 метров, и площадка с набатным колоколом стали первой смотровой площадкой Казани для жителей и гостей города. Оттуда просматривались замечательные виды окрестностей, и вход на нее был свободный. В более поздний период посетителям для осмотра даже предоставлялся бинокль.
Спасская башня в 18-19 веках
С 18 века на Спасской башне появились часы – сначала оснащенные звоном, а в конце века им на смену приходят музыкальные часы, которые издавали мелодию каждый час.
Во время знаменитого штурма казанского Кремля войсками Емельяна Пугачева, пушечными ядрами были снесены два верхних яруса башни, и только в начале 18 века они были вновь восстановлены. Конец того же 18 века ознаменовался заменой подъемного моста через ров белокаменным.Войска Пугачева нанесли городу в 1773 году существенный урон. Художник Моллер
В середине 19 века, после передачи Спасского надвратного храма военному ведомству, были проведены серьезные восстановительные и ремонтные работы, в результате которых храмовое помещение значительно расширилось и плотно примкнуло к башне. На время этих ремонтных работ основная храмовая икона Спаса Нерукотворного была перенесена на южную, тогда не проездную стену, смотрящую на Гостиный двор, где она и осталась впоследствии еще очень долго. Чтобы верующие имели доступ к святыне, находящейся под навесом, архитектором Шмидтом полукругом с двух противоположных сторон были устроены лестницы.
В середине 19 века образ Спаса Нерукотворного был помещен на южную сторону башни
А почти 100 лет спустя (в начале 20 столетия) на основе проекта архитектора Ф.Н. Малиновского импровизированная галерея превращается в несколько вычурное шатровое сооружение часовни, построенное в эклектическом стиле. До революции все казанские школьники твердо верили, что свеча, поставленная у образа Спаса в данной часовне, обязательно поможет при сдаче экзаменов, и накануне этих школьных испытаний к Спасу стояла целая очередь из учащихся.
Спасская часовня в виде шатра появилась с южной стороны башни в начале 20 века
В 50-е годы 19 века был заложен средневековый коленчатый проезд на территорию Кремля в связи с утраченной военной необходимостью. Ему на смену пришла стрельчатая арка, пробитая в кремлевской стене слева от башни. Над новым въездом размещается герб Казани, а позднее икона Казанской богоматери.
На внутренней территории Кремля сооружается лестница, ведущая от Спасо-Преображенского монастыря прямо в надвратный Спасский храм. В конце 19 века ров, разделяющий Кремль и Площадь 1 Мая (тогда - Ивановскую), был засыпан. Спасская башня стала составляющей частью архитектурного ансамбля Ивановской площади.
Спасская башня в 20 веке
После революции и прочного установления советской власти часовня Спаса была снесена, а икону передали в Церковь Ярославских Чудотворцев, где она и находится по сей день. Башня лишилась и основного символа царизма – двуглавого орла.
После революции исчезли и Памятник Александру Второму и Спасская часовня
В 1930 г. у башни появились Спасские ворота – был пробит въезд на территорию Кремля в нижнем ярусе башни через его южную центральную стену.
В тех же 30-х годах 20 столетия на шпиле башни появляются Серп и Молот, а с 1932 года ход нового времени начали отсчитывать вновь установленные на Спасской башне механические часы,
Все исторические события в городе находили свое отражение на стенах башни
В 1963 г. отреставрированная башня оснащается электрическими часами с «малиновым звоном» – т.е. звучание колокола сопровождалось световой подсветкой, превращающей белый верх башни в малиновый. В дополнение ко всему, верхушка башни украсилась золотой звездой, диаметр которой составил около 3 метров.
В современном своем существовании Спасская башня продолжает оставаться объектом современных новомодных технических оснащений. В последние годы стало традицией перед каждым Новым годом устраивать на стенах башни световое лазерное шоу в формате 3Д.
Перед Новогодними праздниками Спасская башня преображается
Во время цвето-музыкального представления удивительная архитектурная достопримечательность 16-17 веков становится центром притяжения для всех казанцев и гостей города. Нарядный и праздничный символ Казани собирает вокруг себя большое количество зрителей. И старинная Ивановская, а ныне Площадь 1 Мая наполняется радостным праздничным гулом, светом и музыкой.
Спасская надвратная церковь
Созданный на несколько лет раньше Спасской башни одноименный храм вначале был «обыденным» (т.е. выстроенным за один день) деревянным сооружением, построенным и освященным 4 октября 1552 года по личному указанию Ивана Грозного, и стоял он тогда за пределами кремлевской территории. Около него располагалась деревянная звонница с ратным колоколом, подающим сигнал о наступлении неприятеля, о пожаре и прочих опасностях.Одновременно со Спасским храмом на территории бывшего мусульманского кремля появились Благовещенский храм и Церковь Киприана и Устиньи.
Освятили новую церковь во имя Спаса Нерукотворного, чье изображение на знамени сопровождало войска Ивана Грозного во время казанских походов. Сейчас это знамя находится в московской Оружейной палате.
Со знаменем Спаса войска Ивана Грозного брали Казань
Когда началось каменное строительство оборонительной линии Кремля, кремлевская граница сдвинулась южнее на 120 метров и церковь оказалась также на кремлевской территории. А после возведения въездной башни (названной в честь уже существующей церкви), храм переехал в специальный ее пристрой с юго-западной стороны. Там церковь и находилась весь дальнейший период своего существования в качестве надвратного храма. Для ратного колокола сначала была сооружена специальная часовня, а после возведения двух новых восьмигранных ярусов, он был водружен на специальной площадке верхнего яруса башни.
Для ратного колокола была сооружена специальная площадка
Однако многократно повторяющиеся пожары Кремля привели к тому, что уже в начале 19 века службы в церкви прекратились из-за состояния ее глубокого запустения. В этот же период казанский военный гарнизон оказался без специализированной военной церкви. Ранее она территориально была в Введенской церкви, но после очередного пожара данный храм был разобран по причине ветхости. И тогда казанский архиепископ Иона предложил для организации военного храма использовать пустующее помещение Спасской церкви. Принятие решения тянулось годами, но помог случай.
В 1836 году Казань посетил император Николай Первый, который обратил внимание на удручающее состояние Спасского храма и повелел церковь восстановить и отдать ее военным. После чего по его императорскому указу от 1838 года Спасская церковь была переведена в распоряжение военного ведомства. А оригинальное внутреннее оформление церкви было тогда отделано из различных предметов военной атрибутики.
Отзывы туристов