Спасская башня Казанского Кремля
Адрес: Казанский Кремль

Если вы подойдете к территории Казанского Кремля со стороны Кремлевской улицы, то уже  издалека прямо перед вами будет виден стройный и четко вырисовывающийся на фоне неба силуэт белой трёхъярусной башни с шатровым окончанием. Это главная башня Казанского Кремля и один из наиболее хорошо сохранившихся памятников кремлевской архитектуры 16-17 веков - Спасская башня.

Содержание:

  1. Спасская башня в 16-17 веках
  2. Спасская башня в 18-19 веках
  3. Спасская башня в 20 веке
  4. Спасская надвратная церковь

По мере приближения к Кремлю все более отчетливо можно рассмотреть детали самой башни и белые зубчатые стены, идущие справа и слева от нее. А на Площади 1 Мая, где начинается знакомство с самой древней историей столицы Татарстана, перед нами открывается вся картина тянувшихся к западу и востоку от башни стен Кремля, гармонично сочетающихся с более поздними застройками площади. 

со стороны кремлевской.jpgСпасская башня - это архитектурный символ Казани и вход в Казанский Кремль

Спасская башня на протяжении веков ее существования неоднократно достраивалась, перестраивалась и реставрировалась, причем ее облик всегда оставался символом существующего исторического периода. Поэтому лучше знакомиться с архитектурной историей этой башни именно в хронологически значимых временных отрезках. 

Спасская башня в 16-17 веках

История Спасской башни начинается после присоединения Казани к Российскому государству, которое в очень скором времени привело к небольшой перепланировке кремлевской территории и к ее увеличению в южном направлении от Преображенской башни. Поскольку Спасской башне отводилась роль парадного и основного въезда в Кремль, то и возводилась она в каменном виде одной из первых.

На примере постройки Спасской башни можно видеть процесс формирования каменных  стен и башен всего кремлевского оборонительного ансамбля, начиная с середины 16 века. Первые два яруса башни построены, как и часть стен в 1555 году из плит волжского известняка, а верхние ярусы, как и остальные стены кремлевского оборонительного сооружения, строились уже с 17 века из красного кирпича. Декорированное оформление 16 века хорошо сохранилось с северной (внутренней) стороны башни. Оно состоит из типично псковских простых декоративных лопаток.

Со стороны Кремля можно увидеть специфику архитектуры 16 столетияСо стороны Кремля можно разглядеть специфику архитектуры 16 столетия

Первоначально башня была сооружена двухъярусной, квадратной в основании, с толщиной стен более 2 метров. Второй ярус был оснащен боковыми галерейными стрельницами  и дозорной вышкой. Своей монолитной массивностью данное сооружение являло яркий пример оборонительно-дозорной средневековой башни. Через нижний ее ярус проходил коленчатый проезд, названный так потому, что находился он не в центральной стене башни, как сейчас, а в  выступающей боковой части нижнего яруса. 

 

Стратегическая цель коленчатого проезда состояла в том, чтобы защитить ворота от разрушительных действий во время атак неприятеля, которые могли использовать стенобитные машины или пушечные ядра. Да и ворваться в боковой проход крепости атакующей массе наступающих было бы проблематично. Такой проход сохранился до сих пор  в другой проездной башне казанского Кремля – Тайницкой. Из-за бокового коленчатого прохода нижний ярус башни намного выдвинут из линии самой крепостной стены. 

Сегодня след от коленчатого прохода можно увидеть с восточной стороныСегодня след от коленчатого прохода можно увидеть с восточной стороны

В те далекие средневековые времена проезд был закрыт двойными воротами из дуба, с внутренней стороны обшитыми железом. Ночью они запирались на замок, а ключ хранился у воеводы. Кроме этого со стороны крепости опускалась тяжелая решетка. Казанский Кремль был практически неприступен. К этому надо добавить, что по всем правилам постройки военных крепостей, между Спасской башней и посадом, начинающимся от Спасской площади – находился глубокий и широкий Тезицкий ров, глубиной 6,5 и шириной более 15 метров. Кремль соединялся с посадом посредством подъемного моста, перекинутого через этот ров.

С юго-запада Спасская башня имела расширение, там была расположена Спасская церковь. Церковь и башня практически изначально, существуя бок о бок, стали составлять единое архитектурное целое. В самом конце 17 века, когда башню реставрировали после очередного пожара, ее надстроили двумя новыми кирпичными восьмигранными ярусами с шатровым завершением. Высота башни выросла практически до 45-47 метров. Архитектурное решение двух верхних ярусов (ширинки парапета в оформлении гульбища, декорирование оконных проемов и т.д.) говорит об их московском авторстве.

Так выглядела Спасская башня на рисунке Турнерелли. Сер 19 векаТак выглядела Спасская башня на рисунке Турнерелли. Сер. 19 века

Верхний ярус имел высокие арочные оконные проемы и служил звонницей. Тогда же на башню был перенесен ратный колокол, который вплоть до начала 20 века оповещал население о пожарах. А гульбище, находящееся на высоте 30 метров, и площадка с набатным колоколом стали  первой смотровой площадкой Казани для жителей и гостей города. Оттуда просматривались замечательные виды окрестностей, и вход на нее был свободный. В более поздний период посетителям для осмотра даже предоставлялся бинокль.

Спасская башня в 18-19 веках

С 18 века на Спасской башне появились часы – сначала оснащенные звоном,  а в конце века им на смену приходят музыкальные часы, которые издавали мелодию каждый час.

Во время знаменитого штурма казанского Кремля войсками Емельяна Пугачева,  пушечными ядрами были снесены два верхних яруса башни, и только в начале 18 века они были вновь восстановлены. Конец  того же 18 века ознаменовался заменой подъемного моста через ров белокаменным.

Войска Пугачева нанесли городу в 1773 году существенный урон. Художник МоллерВойска Пугачева нанесли городу в 1773 году существенный урон. Художник Моллер

В середине 19 века, после передачи Спасского надвратного храма военному ведомству, были проведены серьезные восстановительные и ремонтные работы, в результате которых храмовое помещение значительно расширилось и плотно примкнуло к башне. На время этих ремонтных работ основная храмовая икона Спаса Нерукотворного была перенесена на южную, тогда не проездную стену, смотрящую на Гостиный двор, где она и осталась впоследствии еще очень долго. Чтобы верующие имели доступ к святыне, находящейся под навесом, архитектором Шмидтом полукругом с двух противоположных сторон были устроены лестницы. 

Для доступа к образу Спаса в первой половине 19 века была сооружена лестница и галерея В середине 19 века образ Спаса Нерукотворного был помещен на южную сторону башни

А почти 100 лет спустя (в начале 20 столетия) на основе проекта архитектора Ф.Н. Малиновского  импровизированная галерея превращается в несколько вычурное шатровое сооружение часовни, построенное в эклектическом стиле. До революции все казанские школьники твердо верили, что свеча, поставленная у образа Спаса в данной часовне, обязательно поможет при сдаче экзаменов, и накануне этих школьных испытаний к Спасу стояла целая очередь из учащихся.

спасская башня в конце 19 века.jpgСпасская часовня в виде шатра появилась с южной стороны башни в начале 20 века

В 50-е годы 19 века был заложен средневековый коленчатый проезд на территорию Кремля в связи с утраченной военной необходимостью. Ему на смену пришла стрельчатая арка, пробитая в кремлевской стене слева от башни. Над новым въездом размещается герб Казани, а позднее икона Казанской богоматери.

На  внутренней территории Кремля сооружается лестница, ведущая от Спасо-Преображенского монастыря прямо в надвратный Спасский храм. В конце 19 века ров, разделяющий Кремль и Площадь 1 Мая (тогда - Ивановскую), был засыпан. Спасская башня стала составляющей частью архитектурного ансамбля Ивановской площади.

Спасская башня в 20 веке

После революции и прочного установления советской власти часовня Спаса была снесена, а икону передали в Церковь Ярославских Чудотворцев, где она и находится по сей день. Башня лишилась и основного символа царизма – двуглавого орла.

После революции исчез Памятник Александру второму и Спасская часовняПосле революции исчезли и Памятник Александру Второму и Спасская часовня

В 1930 г. у башни появились Спасские ворота – был пробит въезд на территорию Кремля в нижнем ярусе башни через его южную центральную стену. 

В тех же 30-х годах 20 столетия на шпиле башни появляются Серп и Молот, а с 1932 года ход нового времени начали  отсчитывать вновь установленные на Спасской башне механические часы, 

Все исторические события в городе находили свое отражение на стенах башниВсе исторические события в городе находили свое отражение на стенах башни

В 1963 г. отреставрированная башня оснащается электрическими часами с «малиновым звоном» – т.е. звучание колокола сопровождалось световой подсветкой, превращающей белый верх башни в малиновый. В дополнение ко всему, верхушка башни украсилась золотой звездой, диаметр которой составил около 3 метров.

В современном своем существовании Спасская башня продолжает оставаться объектом  современных новомодных технических оснащений. В последние годы стало традицией перед каждым Новым годом устраивать на стенах башни световое лазерное шоу в формате 3Д.

Перед Новогодними праздниками Спасская башня преображаетсяПеред Новогодними праздниками Спасская башня преображается

Во время цвето-музыкального представления удивительная архитектурная достопримечательность 16-17 веков становится центром притяжения для всех казанцев и гостей города. Нарядный и праздничный символ Казани собирает вокруг себя большое количество зрителей. И старинная Ивановская, а ныне Площадь 1 Мая наполняется радостным праздничным гулом, светом и музыкой.

Спасская надвратная церковь

Созданный на несколько лет раньше Спасской башни одноименный храм вначале был «обыденным» (т.е. выстроенным за один день) деревянным сооружением, построенным и освященным 4 октября 1552 года по личному указанию Ивана Грозного, и стоял он тогда за пределами кремлевской территории. Около него располагалась деревянная звонница с ратным колоколом, подающим сигнал о наступлении неприятеля, о пожаре и прочих опасностях.Одновременно со Спасским храмом на территории бывшего мусульманского кремля  появились Благовещенский храм и Церковь Киприана и Устиньи. 

Освятили новую церковь во имя Спаса Нерукотворного, чье изображение на знамени сопровождало войска Ивана Грозного во время казанских походов. Сейчас это знамя находится в московской Оружейной палате. 

знамя спаса.jpgСо знаменем Спаса войска Ивана Грозного брали Казань

Когда началось каменное строительство оборонительной линии Кремля, кремлевская граница сдвинулась южнее на 120 метров и церковь оказалась также на кремлевской территории. А после возведения въездной башни (названной в честь уже существующей церкви), храм переехал в специальный ее пристрой с юго-западной стороны. Там церковь и находилась весь дальнейший период своего существования в качестве надвратного храма. Для ратного колокола сначала была сооружена специальная часовня, а после возведения двух новых восьмигранных ярусов, он был водружен на специальной площадке верхнего яруса башни.

Для ратного колокола была сооружена специальная площадка Для ратного колокола была сооружена специальная площадка

Однако многократно повторяющиеся пожары Кремля привели к тому,  что уже в начале 19 века службы в церкви прекратились из-за состояния ее глубокого запустения. В этот же период казанский военный гарнизон оказался без специализированной военной церкви. Ранее она территориально была в Введенской церкви, но после очередного пожара данный храм  был разобран по причине ветхости.  И тогда казанский архиепископ Иона предложил для организации военного храма использовать пустующее помещение  Спасской церкви. Принятие решения тянулось годами, но помог случай. 

В 1836 году Казань посетил император Николай Первый, который обратил внимание на удручающее состояние Спасского храма и повелел церковь восстановить и отдать ее военным. После чего по его императорскому указу от 1838 года Спасская церковь была переведена в распоряжение военного ведомства. А оригинальное внутреннее оформление церкви было тогда отделано из различных предметов военной атрибутики. 

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также: