Николо-Греческий монастырь
Адрес: Никольская улица, 11-13

Московский центр формировался не только как торговый, но и как монастырский. Велико было количество храмов и монастырей вблизи Красной площади в 13-14 веках. От некоторых из них сохранились лишь названия, от других - отдельные строения. Никольский же монастырь дал название небольшой посадской улице, являющейся сегодня одной из популярных у туристов.

Содержание:

  1. Образование Николо-Греческого монастыря (14-17 века)
  2. История Николо-Греческого монастыря в 18 веке
  3. История Николо-Греческого монастыря с 19 века

Гуляя по Никольской улице, сложно представить себе ее в средние века, когда здесь функционировали многочисленные храмы, а совсем рядом шла бойкая торговля в Торговых рядах, и все это происходило в непосредственной близости от административного городского центра – Кремля. Позади красивого здания с ротондой (№11-13), когда-то шла обычная монашеская жизнь в очень старинном греческом монастыре – Николо-Греческом, основанном ориентировочно в 14 столетии. Сегодня здесь можно увидеть торговые дома монастыря, построенные на рубеже 19-20 веков, а в его дворе - складские помещения и бывшие кельи. Главный монастырский храм был утрачен в 30-е годы 20 века.

Напоминанием о Никольском монастыре служит сохранившийся его доходный домНапоминанием о Никольском монастыре служит сохранившийся его доходный дом

Образование Николо-Греческого монастыря (14-17 века)

Считается, что древний Никольский монастырь (Николы Старого) был основан в 14 столетии, как и многие соседние обители. В то время здесь проходила Владимирская дорога, вокруг которой и появлялись многочисленные обители. Главным храмом монастыря была сначала Спасская церковь, которую в старину называли «Спасом на Священной улице» или «Спасом на Никольском крестце». Кроме храма, здесь находилась Часовня Николая Чудотворца. В конце 14 столетия, вероятно, появилась и деревянная Никольская церковь.

Первое упоминание этой обители в летописных источниках связано с прибытием в столицу константинопольского митрополита – Киприана – (1390). Именно в этом монастыре митрополит вместе со своими приближенными остановились по прибытии и готовились к встрече с Московским князем Василием Первым. Из этой обители в архиерейских одеждах Киприан в сопровождении монахов-греков отправился крестным ходом в Успенский храм Кремля.

Москва в средневековье была очень насыщена храмовыми строениямиМосква в средневековье была очень насыщена храмовыми строениями

Считается, что Спасский собор с небольшой монастырской территорией обособился от Никольского монастыря в конце 16 века, в результате чего образовалась Спасская обитель. И долгое время два монастыря существовали по соседству, разгородившись стеной. Так получилось, что Никольская обитель стала прибежищем греческой и балканской диаспор. Главным Собором монастыря являлся храм «Никола Большие главы». Первые деревянные храмы монастыря погибли в одном из московских пожаров. Вероятно, в середине 16 столетия главный храм был уже каменным, но, тем не менее, от пожаров он продолжал страдать.

В Никольском монастыре по установившейся традиции находили приют приезжие византийские и греческие путешественники и в царствование Ивана Грозного. В 1647 году царь Алексей Михайлович получает список Иверской Богоматери с Афона. После этого события Никольский монастырь царской милостью был пожалован афонским послушникам навсегда. С того момента обитель стали именовать Николо-Греческой. Богослужения в данном храме стали совершаться только на греческом языке, да и кухня в Трапезной была исключительно греческой. Говорят, что приверженцем этой кухни был и патриарх Никон, который навещал обитель, и частенько оставался там на трапезу.

Никольский (слева) и Спасский (справа) монастыри существовали в очень близком соседствеНикольский (слева) и Спасский (справа) монастыри существовали в очень близком соседстве

Для самого же Иверского образа у Воскресенских ворот впоследствии была выстроена специальная часовня с внешней стороны Китайгородской стены, а до переноса его на новое место, ему поклонялись в храме Никольского монастыря. Подробнее об этих событиях можно прочитать здесь.

Постепенно Николо-Греческая обитель стала оформляться в центр греческой колонии. Все представители греческой диаспоры – купцы, ремесленники и т.д. - желали проживать поближе к храму своей веры, поэтому они селились в районе Никольской улицы и Ильинки. Здесь был устроен Греческий Гостиный двор, в котором работала первая московская кофейня. В часы досуга здесь собирались представители греческого народа, чтобы пообщаться, выпить кофе и вина, покурить и отведать греческих блюд. Для них это был маленький греческий островок в русской столице. Единственное, что грекам было запрещено, это организовывать при монастыре торговые точки.

Никольский монастырь с середины 17 века имеет статус греческого монастыряНикольский монастырь с середины 17 века имеет статус греческого монастыря

В кельях греческого монастыря остановились и прибывшие в столицу для работы в российской Академии братья Лихуды в 60-е годы 17 века. Школа, в которой они преподавали, находилась по соседству – в Богоявленском монастыре. Около греческого храма селились и грузинские подданные, а грузинский царь Арчил Второй, проявивший таланты и в качестве поэта, переводчика и полиглота, проживал в Никольском монастыре в конце 17 века.

История Николо-Греческого монастыря в 18 веке

С первой половины 18 столетия руководство обители начало задумываться о перестройке храма, находящегося в крайне обветшавшем состоянии. В 1726 году после сноса прежнего храма было начато возведение нового собора. Сначала появился нижний Никольский храм (1727), а спустя некоторое время и верхний – Иверский (1736). Возведение Иверского храма осуществилось при материальной помощи молдавской семьи Кантемиров. Впоследствии верхний придел переименовался в Успенский.

Имя Дмитрия Кантемира, одного из сподвижников Петра I, прочно связано с Никольским монастыремИмя Дмитрия Кантемира прочно связано с Никольским монастырем

Известный российско-молдавский ученый и общественный деятель Дмитрий Кантемир уделял большое внимание данному греческому храму с 1713 года. Дмитрий был очень интересным и образованным человеком своего времени. Сын молдавского господаря, он получил хорошее образование и долго жил в Константинополе в качестве заложника. В период русско-турецкого конфликта Дмитрий заключает сепаратный договор с Петром Первым в надежде на освобождение Молдавии от турецкого гнета и всячески помогает русским. После поражения войск Петра Первого в 1711 году, семья Дмитрия и две тысячи его подданных переселяются в Москву.

Петр Первый пожаловал Дмитрию княжеский титул и на Никольской улице каменный особняк, по соседству с Николо-Греческой обителью. Были пожалованы Кантемиру несколько имений, одним из которых было село Черная Грязь, выкупленное впоследствии у кантемировских наследников Екатериной Второй, после чего данное село стало именоваться Царицыно. Там сегодня можно увидеть Памятник Д.Кантемиру.

Памятник Дмитрию Кантемиру выполнен скульптором К.КонстантиновымПамятник Дмитрию Кантемиру выполнен скульптором К.Константиновым

Дмитрий Кантемир, похоронив в 1713 году в Никольском соборе свою умершую жену, стал делать крупные взносы на строительство нового храма. После его смерти в 1723 году, его также похоронили в ставшей фамильной усыпальнице Кантемиров Никольского собора. Здесь же был похоронен впоследствии сын Кантемира - Антиох, являющийся известным российским поэтом-сатириком и служивший в Париже в качестве дипломата, а также другие члены Кантемиров. В Никольской обители осуществлялись захоронения и некоторых знатных особ русской и грузинской национальности. Имелись в данном Некрополе и захоронения местных священнослужителей.

Все стороны внутреннего двора были окружены кельямиВсе стороны внутреннего двора были окружены кельями

Некоторое время при соборе, ставшем двухъярусным, функционировал придел Д.Солунского (с 1760). Вход в храм осуществлялся по каменной лестнице непосредственно с Никольской улицы. Кроме Никольского храма в монастыре была и Константино-Еленинская церковь, расположенная около братских келий с переходом на второй ярус основного собора. Под Константино-Еленинской церковью располагалась старинная Николаевская часовня с иконой Николая Чудотворца, доставленной с Афона. Монастырская колокольня являлась отдельным архитектурным объектом.

Верхний храм Никольского собора сначала был Иверским, а затем УспенскимВерхний храм Никольского собора сначала был Иверским, а затем Успенским

К концу 18 столетия Никольская обитель начала разрушаться вследствие некачественной постройки и последствий пожара. После обрушения верхней части собора, греческие монахи обратились к царствующему Павлу Первому за помощью в восстановлении храма. Царь пожертвовал 15 тыс. рублей. Поступали и добровольные пожертвования от купцов. Считается, что в восстановлении храма принимал участие архитектор М.Казаков.

История Николо-Греческого монастыря с 19 века

В период французского нашествия 1812 года монастырский комплекс опять существенно пострадал. Он был разграблен и частично разрушен, хотя усыпальница Кантемиров осталась цела. В 20-х годах 19 века храм был полностью восстановлен. К концу 19 столетия монастырь зачислили в отечественный Синод, хотя он продолжал оставаться в подчинении у Афонской обители и патриарха Константинополя.

Конец 19 столетия ознаменовался обширной реконструкцией монастырского комплекса под руководством архитекторов К.Ф. Буссе и Г.А.Кайзера. Были снесены все ветхие строения вместе с Константино-Еленинсой церковью, старой Николаевской часовни и Колокольни. Также на рубеже 19-20 веков монастырь построил для поддержания своего существования два новых Торговых доходных дома. Один из них, выкрашенный в красный цвет (конец 19 века), выходил на нынешнюю Площадь революции. Его и сейчас хорошо видно из-за Китайгородского ограждения. Сегодня в бывшем торговом здании монастыря находится бизнес-центр «Престиж».

Красное здание Бизнес-центра было когда-то торговым домом Никольского монастыряКрасное здание Бизнес-центра было когда-то торговым домом Никольского монастыря

Второй торгово-доходный дом расположился по Никольской улице. Он явился архитектурным синтезом традиционной Никольской Часовни, ранее выходившей за красную линию, Колокольни и Торговых рядов. Этот дом также сохранился до нашего времени. И хотя от Колокольни остался только архитектурный элемент ротонды, здание выгладит очень достойно. Под ротондой можно увидеть место часовни, которое выделяется арочными окнами и фасадными кокошниками. Лестница, которая вела к часовне, имела красивое крыльцо.

До революции ротонда имела завершение с главкойДо революции ротонда имела завершение с главкой

После революционных перемен начала 20 века советскими властями Николо-Греческий собор был опечатан, а в середине 30-х годов принимается решение о его сносе. В это время Румынией, к которой в тот период относились молдавские земли, был поднят вопрос о передаче им для перезахоронения останков Д.Кантемира. После передачи его предполагаемых останков, храм был снесен. Захоронения остальных членов семьи Кантемира утрачены. Предполагаемые останки Дмитрия Кантемира находятся в гробнице при Соборе Трех Святителей в его родном городе Яссы.

От бывшего Никольского храма не осталось даже фундаментаОт бывшего Никольского храма не осталось даже фундамента

На месте утраченного Никольского собора Николо-Греческого монастыря сегодня находится небольшой сквер, окруженный бывшими кельями и торговыми домами несуществующей более обители. Сегодня в них располагаются различные учреждения, мастерские и магазинчики. Кстати, со стороны двора Торгового монастырского дома на Никольской можно посетить очень интересный современный музей оружия. 

В части бывшего монастырского доходного дома находится Музей оружияВ части бывшего монастырского доходного дома находится Музей оружия

Этот музей контактный, то есть все экспонаты можно трогать, а называется музей Оружейным подвалом. Посетить этот музей можно ежедневно с 12 до 20 часов.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также: