Московский центр формировался не только как торговый, но и как монастырский. Велико было количество храмов и монастырей вблизи Красной площади в 13-14 веках. От некоторых из них сохранились лишь названия, от других - отдельные строения. Никольский же монастырь дал название небольшой посадской улице, являющейся сегодня одной из популярных у туристов.
Содержание:
- Образование Николо-Греческого монастыря (14-17 века)
- История Николо-Греческого монастыря в 18 веке
- История Николо-Греческого монастыря с 19 века
Гуляя по Никольской улице, сложно представить себе ее в средние века, когда здесь функционировали многочисленные храмы, а совсем рядом шла бойкая торговля в Торговых рядах, и все это происходило в непосредственной близости от административного городского центра – Кремля. Позади красивого здания с ротондой (№11-13), когда-то шла обычная монашеская жизнь в очень старинном греческом монастыре – Николо-Греческом, основанном ориентировочно в 14 столетии. Сегодня здесь можно увидеть торговые дома монастыря, построенные на рубеже 19-20 веков, а в его дворе - складские помещения и бывшие кельи. Главный монастырский храм был утрачен в 30-е годы 20 века.
Напоминанием о Никольском монастыре служит сохранившийся его доходный дом
Образование Николо-Греческого монастыря (14-17 века)
Считается, что древний Никольский монастырь (Николы Старого) был основан в 14 столетии, как и многие соседние обители. В то время здесь проходила Владимирская дорога, вокруг которой и появлялись многочисленные обители. Главным храмом монастыря была сначала Спасская церковь, которую в старину называли «Спасом на Священной улице» или «Спасом на Никольском крестце». Кроме храма, здесь находилась Часовня Николая Чудотворца. В конце 14 столетия, вероятно, появилась и деревянная Никольская церковь.
Первое упоминание этой обители в летописных источниках связано с прибытием в столицу константинопольского митрополита – Киприана – (1390). Именно в этом монастыре митрополит вместе со своими приближенными остановились по прибытии и готовились к встрече с Московским князем Василием Первым. Из этой обители в архиерейских одеждах Киприан в сопровождении монахов-греков отправился крестным ходом в Успенский храм Кремля.
Москва в средневековье была очень насыщена храмовыми строениями
Считается, что Спасский собор с небольшой монастырской территорией обособился от Никольского монастыря в конце 16 века, в результате чего образовалась Спасская обитель. И долгое время два монастыря существовали по соседству, разгородившись стеной. Так получилось, что Никольская обитель стала прибежищем греческой и балканской диаспор. Главным Собором монастыря являлся храм «Никола Большие главы». Первые деревянные храмы монастыря погибли в одном из московских пожаров. Вероятно, в середине 16 столетия главный храм был уже каменным, но, тем не менее, от пожаров он продолжал страдать.
В Никольском монастыре по установившейся традиции находили приют приезжие византийские и греческие путешественники и в царствование Ивана Грозного. В 1647 году царь Алексей Михайлович получает список Иверской Богоматери с Афона. После этого события Никольский монастырь царской милостью был пожалован афонским послушникам навсегда. С того момента обитель стали именовать Николо-Греческой. Богослужения в данном храме стали совершаться только на греческом языке, да и кухня в Трапезной была исключительно греческой. Говорят, что приверженцем этой кухни был и патриарх Никон, который навещал обитель, и частенько оставался там на трапезу.
Никольский (слева) и Спасский (справа) монастыри существовали в очень близком соседстве
Для самого же Иверского образа у Воскресенских ворот впоследствии была выстроена специальная часовня с внешней стороны Китайгородской стены, а до переноса его на новое место, ему поклонялись в храме Никольского монастыря. Подробнее об этих событиях можно прочитать здесь.
Постепенно Николо-Греческая обитель стала оформляться в центр греческой колонии. Все представители греческой диаспоры – купцы, ремесленники и т.д. - желали проживать поближе к храму своей веры, поэтому они селились в районе Никольской улицы и Ильинки. Здесь был устроен Греческий Гостиный двор, в котором работала первая московская кофейня. В часы досуга здесь собирались представители греческого народа, чтобы пообщаться, выпить кофе и вина, покурить и отведать греческих блюд. Для них это был маленький греческий островок в русской столице. Единственное, что грекам было запрещено, это организовывать при монастыре торговые точки.
Никольский монастырь с середины 17 века имеет статус греческого монастыря
В кельях греческого монастыря остановились и прибывшие в столицу для работы в российской Академии братья Лихуды в 60-е годы 17 века. Школа, в которой они преподавали, находилась по соседству – в Богоявленском монастыре. Около греческого храма селились и грузинские подданные, а грузинский царь Арчил Второй, проявивший таланты и в качестве поэта, переводчика и полиглота, проживал в Никольском монастыре в конце 17 века.
История Николо-Греческого монастыря в 18 веке
С первой половины 18 столетия руководство обители начало задумываться о перестройке храма, находящегося в крайне обветшавшем состоянии. В 1726 году после сноса прежнего храма было начато возведение нового собора. Сначала появился нижний Никольский храм (1727), а спустя некоторое время и верхний – Иверский (1736). Возведение Иверского храма осуществилось при материальной помощи молдавской семьи Кантемиров. Впоследствии верхний придел переименовался в Успенский.
Имя Дмитрия Кантемира прочно связано с Никольским монастырем
Известный российско-молдавский ученый и общественный деятель Дмитрий Кантемир уделял большое внимание данному греческому храму с 1713 года. Дмитрий был очень интересным и образованным человеком своего времени. Сын молдавского господаря, он получил хорошее образование и долго жил в Константинополе в качестве заложника. В период русско-турецкого конфликта Дмитрий заключает сепаратный договор с Петром Первым в надежде на освобождение Молдавии от турецкого гнета и всячески помогает русским. После поражения войск Петра Первого в 1711 году, семья Дмитрия и две тысячи его подданных переселяются в Москву.
Петр Первый пожаловал Дмитрию княжеский титул и на Никольской улице каменный особняк, по соседству с Николо-Греческой обителью. Были пожалованы Кантемиру несколько имений, одним из которых было село Черная Грязь, выкупленное впоследствии у кантемировских наследников Екатериной Второй, после чего данное село стало именоваться Царицыно. Там сегодня можно увидеть Памятник Д.Кантемиру.
Памятник Дмитрию Кантемиру выполнен скульптором К.Константиновым
Дмитрий Кантемир, похоронив в 1713 году в Никольском соборе свою умершую жену, стал делать крупные взносы на строительство нового храма. После его смерти в 1723 году, его также похоронили в ставшей фамильной усыпальнице Кантемиров Никольского собора. Здесь же был похоронен впоследствии сын Кантемира - Антиох, являющийся известным российским поэтом-сатириком и служивший в Париже в качестве дипломата, а также другие члены Кантемиров. В Никольской обители осуществлялись захоронения и некоторых знатных особ русской и грузинской национальности. Имелись в данном Некрополе и захоронения местных священнослужителей.
Все стороны внутреннего двора были окружены кельями
Некоторое время при соборе, ставшем двухъярусным, функционировал придел Д.Солунского (с 1760). Вход в храм осуществлялся по каменной лестнице непосредственно с Никольской улицы. Кроме Никольского храма в монастыре была и Константино-Еленинская церковь, расположенная около братских келий с переходом на второй ярус основного собора. Под Константино-Еленинской церковью располагалась старинная Николаевская часовня с иконой Николая Чудотворца, доставленной с Афона. Монастырская колокольня являлась отдельным архитектурным объектом.
Верхний храм Никольского собора сначала был Иверским, а затем Успенским
К концу 18 столетия Никольская обитель начала разрушаться вследствие некачественной постройки и последствий пожара. После обрушения верхней части собора, греческие монахи обратились к царствующему Павлу Первому за помощью в восстановлении храма. Царь пожертвовал 15 тыс. рублей. Поступали и добровольные пожертвования от купцов. Считается, что в восстановлении храма принимал участие архитектор М.Казаков.
История Николо-Греческого монастыря с 19 века
В период французского нашествия 1812 года монастырский комплекс опять существенно пострадал. Он был разграблен и частично разрушен, хотя усыпальница Кантемиров осталась цела. В 20-х годах 19 века храм был полностью восстановлен. К концу 19 столетия монастырь зачислили в отечественный Синод, хотя он продолжал оставаться в подчинении у Афонской обители и патриарха Константинополя.
Конец 19 столетия ознаменовался обширной реконструкцией монастырского комплекса под руководством архитекторов К.Ф. Буссе и Г.А.Кайзера. Были снесены все ветхие строения вместе с Константино-Еленинсой церковью, старой Николаевской часовни и Колокольни. Также на рубеже 19-20 веков монастырь построил для поддержания своего существования два новых Торговых доходных дома. Один из них, выкрашенный в красный цвет (конец 19 века), выходил на нынешнюю Площадь революции. Его и сейчас хорошо видно из-за Китайгородского ограждения. Сегодня в бывшем торговом здании монастыря находится бизнес-центр «Престиж».
Красное здание Бизнес-центра было когда-то торговым домом Никольского монастыря
Второй торгово-доходный дом расположился по Никольской улице. Он явился архитектурным синтезом традиционной Никольской Часовни, ранее выходившей за красную линию, Колокольни и Торговых рядов. Этот дом также сохранился до нашего времени. И хотя от Колокольни остался только архитектурный элемент ротонды, здание выгладит очень достойно. Под ротондой можно увидеть место часовни, которое выделяется арочными окнами и фасадными кокошниками. Лестница, которая вела к часовне, имела красивое крыльцо.
До революции ротонда имела завершение с главкой
После революционных перемен начала 20 века советскими властями Николо-Греческий собор был опечатан, а в середине 30-х годов принимается решение о его сносе. В это время Румынией, к которой в тот период относились молдавские земли, был поднят вопрос о передаче им для перезахоронения останков Д.Кантемира. После передачи его предполагаемых останков, храм был снесен. Захоронения остальных членов семьи Кантемира утрачены. Предполагаемые останки Дмитрия Кантемира находятся в гробнице при Соборе Трех Святителей в его родном городе Яссы.
От бывшего Никольского храма не осталось даже фундамента
На месте утраченного Никольского собора Николо-Греческого монастыря сегодня находится небольшой сквер, окруженный бывшими кельями и торговыми домами несуществующей более обители. Сегодня в них располагаются различные учреждения, мастерские и магазинчики. Кстати, со стороны двора Торгового монастырского дома на Никольской можно посетить очень интересный современный музей оружия.
В части бывшего монастырского доходного дома находится Музей оружия
Этот музей контактный, то есть все экспонаты можно трогать, а называется музей Оружейным подвалом. Посетить этот музей можно ежедневно с 12 до 20 часов.
Отзывы туристов