Адрес: пос. Мисхор, Набережная

Одной из основных достопримечательностей поселка Мисхор и, практически его визитной карточкой, является Набережная с удивительными скульптурными композициями «Русалка» и «Похищение Арзы». При упоминании о Русалке у многих ассоциативно возникает образ Русалочки из сказки Андерсена и знаменитой ее скульптуре в Дании. Но история мисхорской морской девы совсем иная.

Содержание:

  1. Легенда о Русалке и фонтане Арзы
  2. Скульптурные группы А.Адамсона
  3. Пляж «Русалка»


Чтобы понять связующую суть этих композиций, выполненных известным скульптором конца 19-начала 20 столетий А.Адамсоном, нужно познакомиться с легендой о прекрасной крымско-татарской девушке Арзы. Легенда возникла во времена Османского владычества над Крымским полуостровом, когда процветало рабство и султанские гаремы.

Раз в году приплывает Русалка с младенцем к берегам МисхораРаз в году приплывает Русалка с младенцем к берегам Мисхора

Легенда о Русалке и фонтане Арзы

Давным-давно у местного виноградаря Абий-аки росла прелестная дочь – Арзы. Стройная и гибкая как ствол виноградной лозы, с косичками как сорок горных ручейков, с бархатными, словно персик, щечками и алыми, как спелая вишня, устами. Веселой была Арзы и приветливой. Любила она мисхорские окрестности, но более всего была девушка привязана к фонтанному источнику на морском побережье, куда постоянно ходила она с медным кувшином за чистейшей родниковой водой. Около фонтана Арзы сиживала, бывало, часами, наблюдая за весело журчащими струями и мечтая о счастье.


Всех односельчан любила Арзы и ее все любили, но одного она очень боялась. Жил в Мисхоре хитрый старик Али-Баба, про которого ходили скверные слухи. Будто бы похищал он красивых девушек для османских султанских гаремов. Страшили Арзы его пристальные взгляды и недобрая усмешка, от которых убегала девушка подальше.

Боялась пристальных взглядов Али-Бабы юная АрзыБоялась пристальных взглядов Али-Бабы юная красавица Арзы

Шло время. Около своего любимого фонтана познакомилась Арзы с парнем из другой деревни и полюбила его. К их свадьбе готовились все односельчане девушки. Лишь об одном тосковала Арзы - о том, что придется уехать из любимого Мисхора, от своего фонтана.

Весело прошла свадьба, а на рассвете решила Арзы сходить к своему фонтану за водой в последний раз. Не ведала девушка, что неотступно за ней шел Али-Баба, не желая упускать своего шанса разбогатеть. Как только Арзы подставила свой кувшин под водяные струи, схватили ее чужие грубые руки, зажали рот, связали и утащили на уплывающий к Стамбулу корабль.

Скульптор запечатлел Арзы около своего любимого фонтанаСкульптор запечатлел Арзы около своего любимого фонтана

Весь Мисхор оплакивал пропавшую Арзы, но слезами горю не поможешь. Даже фонтанный родник постепенно иссяк, лишь капли вытекали из него словно девичьи слезы. А Али-Баба удачно продал плачущую красавицу стамбульскому султану.

Образ Али-Бабы получился у Адамсона алчным и хитрымОбраз Али-Бабы получился у Адамсона алчным и хитрым

Тосковала Арзы в неволе гарема, бледнела и худела. Родился у Арзы сын, но и он не радовал бедную девушку. И спустя год, ровно в то время, когда похитили ее из родного Мисхора, взяла Арзы сына и поднялась с ним на одну из башен султанского дворца и бросилась в морские волны.

В ту же ночь у мисхорского берега появилась Русалка с младенцем на руках. И заструился радостными полноводными струями фонтан, а Русалка, сидя на берегу, печально глядела на родное село. С того времени, как гласит легенда, ежегодно в один и то же день приплывает Русалка-Арзы к своему фонтану и своему родному Мисхору. Фонтан наполняется в этот день живительной влагой, чтобы затем опять засохнуть до следующего года.

Скульптурные группы А.Адамсона

Известный прибалтийский скульптор А.Адамсон, выполняющий в начале 20 века в Кореизе заказы Феликса Юсупова по оформлению парковой территории знаменитого Юсуповского дворца, познакомился с местной печальной легендой о судьбе девушки Арзы. И у знаменитого мастера родились идеи сюжетных композиционных образов, которые вскоре были выполнены и установлены на пляжно-прогулочной территории тех же Юсуповых.

Многие работы этого замечательного эстонского скульптора, академика Петербургской Академии художеств А.Адамсона известны практически всем. Часть его работ и поныне украшают Санкт-Петербург. Это декор Троицкого моста, знаменитые фасадные скульптуры Дома Зингер на Невском проспекте и его купольный шар. 

Скульптурные работы Адамсона для Дома Зингер на Невском проспектеСкульптурные работы Адамсона для Дома Зингер на Невском проспекте

Также на Невском проспекте его скульптуры и по сей день создают неповторимый образ знаменитейшего Елисеевского магазина. А в Севастополе знаменитый Памятник затонувшим кораблям, который стал самым узнаваемым символом города, украшен также адамсоновскими скульптурами. 

С талантливыми работами мастера можно познакомиться и на набережной Мисхора. Первой композицией является сюжет «Похищения Арзы».

О времени сооружения скульптур напоминает информационная табличкаО времени сооружения скульптур напоминает мраморная табличка

Скульптурная композиция «Похищение Арзы»

Скульптурная композиция «Похищение Арзы» состоит из двух изваяний, выполненных Адамсоном – самой Арзы, наклонившейся к фонтану с кувшином и старика Али-Бабы, пожирающего жадным взглядом прекрасную девушку.

Фигуры Арзы и Али-Бабы создают композицию "Похищение Арзы"Фигуры Арзы и Али-Бабы создают композицию "Похищение Арзы"

Эти фигуры, расположенные на фоне каменистой скалы, создают единую композицию, которая находится здесь с 1903 года. Эта авторская работа Адамсона довольно известна, но вторая его скульптура – «Русалка», стала, несомненно, более популярной, Да и история самого памятника также вызывает интерес.

История скульптуры «Русалка»

Итак, второй композицией, выполненной талантливым автором на мисхорском побережье, стал образ самой Русалки с младенцем на руках, размещенный на одном из прибрежных камней. Ее печальный взгляд обращен к мисхорскому берегу. Первоначально Русалка в видении Адамсона была без ребенка и без хвоста – просто девушка, выплывшая из моря и наблюдающая за жизнью родного Мисхора.

Первым вариантом Русалки была девушка, выглядывающая из-за камняПервым вариантом Русалки была девушка, выглядывающая из-за камня

К сожалению, данная авторская работа самого Адамсона была утрачена в 1909 году, когда она пропала во время одного из сильнейших штормов, являющихся в Мисхоре довольно частым явлением. Та первая Русалка была изготовлена в 1905 году на петербургском заводе «Моран», и в 1907 году она была установлена недалеко от мисхорской прогулочной набережной. 

Считается, что позировала скульптору княжеская кормилица – Меланья Нарцызова, очень красивая русская крестьянская девушка, потому и Русалка-Арзы получилась не татарского происхождения.

Та Русалка, которую сегодня видят туристы, является повторением второй авторской работы Адамсона, и пятым по счету скульптурным изображением легендарного сюжета. Но художественная идея Адамсона о девушке-русалке, ежегодно приплывающей к родным берегам, жива и по сей день, пусть и в продублированном исполнении.

Второй вариант работы Адамсона - Русалка с младенцемВторой вариант работы Адамсона - Русалка с младенцем

Вторую Русалку по просьбе опять-таки князя Юсупова скульптор выполнил несколько иначе. Теперь она была с ребенком на руках, и у нее был, полагающийся по статусу, небольшой рыбий хвост, объединяющий концы ног. И в этот раз позировала Адамсону та же Меланья, но уже со своим сыном. Эта авторская работа украшала мисхорское побережье до конца 20-х годов, пока опять не была похищена очередным штормом.

Третью легендарную скульптуру выполнили ученики Адамсона по сохранившимся макетным заготовкам. А надпись на памятнике стала звучать – «По Адамсону». Этой Русалке довелось пережить Великую Отечественную войну. Ее тело было изрешечено более чем сотней пуль, ибо она служила тренировочной мишенью для немецких офицеров, да морская вода достаточно сильно изъела памятник коррозией.


Тем не менее, данная Русалка простояла до середины 60-х годов, пока ее не смыло в море во время очередного сильного шторма. Спустя 20 лет она будет случайно найдена на морском дне и отреставрирована. Сегодня ее можно увидеть на «Поляне сказок» в Ялте.

"Расстрелянная" Русалка находится сегодня на ялтинской "Поляне сказок""Расстрелянная" Русалка находится сегодня на ялтинской "Поляне сказок"

Четвертая Русалка, выполненная по аналогии с предыдущей и с той же надписью «По Адамсону», появилась у мисхорской набережной в 1966 году. Но в начале 80-х у нее отвалились некоторые части тела и ее пришлось демонтировать.

Пятая Русалка была изготовлена в Киеве и установлена на большом валуне в середине 80-х годов. Именно ее и фотографируют все сегодняшние туристы. Те же, кто доплывает до морской девы, обязательно шепчут ей на ухо заветное желание – говорят, оно обязательно сбудется! Только надо при этом дотронуться до груди легендарной красавицы Арзы.

Русалка с младенцем неотрывно смотрит на свой фонтанРусалка с младенцем неотрывно смотрит на свой фонтан

Пляж «Русалка»

Сегодня обе скульптурные иллюстрации Адамсона находятся на территории мисхорского бесплатного пляжа, который очень популярен у отдыхающих «диким» образом граждан. Крупногалечный пляж довольно небольших размеров и со стороны моря ограничен бетонными волнорезами.

Пляж "Русалка" является бесплатным популярным пляжем МисхораПляж "Русалка" является бесплатным и популярным пляжем Мисхора

Территория пляжа оборудована раздевалками и туалетом. Работает прокат шезлонгов и прочей пляжной атрибутики. В связи с тем, что это место довольно популярно, в разгар курортного сезона на побережье довольно многолюдно. Некоторую опасность представляют находящиеся при входе в море и на самом побережье валуны, поэтому надо быть внимательнее.

В шаговой доступности от пляжной территории находятся многочисленные столовые, кафе и рестораны на любой вкус и кошелек.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Читайте также: