Иоанно-Предтеченский монастырь, находящийся в самом начале улицы Баумана, является одним из старейших православных монастырей Казани. Его история началась всего 15 лет спустя после присоединения Казани в Российскому государству.
Содержание:
- История монастыря
- Формирование монастырского комплекса
- Что посмотреть около Иоанно-Предтеченского монастыря
Сохранившиеся строения Ивановского монастыря находятся напротив Кремля
Монастырь, основанный на южном склоне Казанского Кремля и в непосредственной к нему близости, играл важную роль в распространении православия в Казани. Находясь около главной городской площади, которой ранее была Площадь 1 Мая, монастырь дал название и этой площади, которая называлась Ивановской довольно длительное время. Сегодня в действующий монастырский комплекс входят Введенская церковь, Колокольня, Братский и Архимандритский корпуса.
История монастыря
Основателем Иоанно-Предтеченского монастыря в 1567 году стал Святитель Герман, который на тот момент уже основал Успенский монастырь в Свияжске и был его действующим настоятелем.
Новый казанский мужской монастырь Герман создал вначале как подворье Успенского. Естественно, что самые первые монастырские строения были деревянными, и все они были уничтожены пожаром 1649 года. Вскоре после этого, в начале 50-х годов 17 века при спонсорской помощи, выделенной московским купцом Гавриилой Антипиным, были возведены новые строения, но уже в каменном виде.
Вид первого Иоанно-Предтеченского храма сохранился на рисунках Э.Турнерелли
В результате этого храмового строительства, по соседству с Казанским Кремлем, вырос прекрасный монастырский комплекс, состоявший из трехшатрового Входоиерусалимского собора, пятикупольной Введенской церкви и восьмигранной колокольни. К концу 16 века по просьбе Гермогена – будущего Патриарха Всея Руси, а на тот момент Казанского митрополита – царь Федор Иоаннович издал указ, по которому Свияжское подворье Успенского монастыря преобразовывалось в Иоанно-Предтеченский монастырь города Казани.
Со дня своего основания данный монастырь никогда не был богатым и ни особенно большим. Он вел довольно тихое и скромное существование и ко времени проведения церковной реформы Екатериной Второй в 1764 году владел всего девяносто крестьянами. Тем не менее, согласно реформе, монастырь был приговорен к упразднению. Тогдашний Архиепископ В.Пуцек-Григорович приложил немало усилий, но сумел отстоять эту обитель. Правда, монастырь был лишен государственной поддержки и должен был функционировать во внештатном состоянии, но его существование продолжалось.
Купола теплого Введенского храма очень характерны для архитектуры 17 века
Большой урон монастырским строениям нанес страшный пожар 1815 года. На восстановление монастырских строений и их реконструкцию деньги собирали не только сами казанцы, а собрали они очень внушительную сумму, составившую более 50 тысяч рублей. Пять тысяч выделил на восстановление монастыря даже сам российский император, которым на тот момент был Александр Первый. Но в конце 19 века основной храм все-таки пришлось перестраивать, что и было сделано к концу 19 столетия.
Монастырский Ивановский комплекс очень гармонировал с храмовым комплексом Кремля
В конце 19-начале 20 вв. монастырским настоятелем довелось стать выпускнику Духовной академии Вологды - Е.Каменскому (Экзакустодиану). Его стараниями обитель стала вполне благополучной и довольно популярной в городе. Перед революцией монастырь имел собственные пахотные земли, рыбные ловли, мукомольные мельницы в Казанском, Спасском и Лаишевском уездах.
Сегодня Иоанно-Предтеченский монастырь состоит из:1. Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы,2. Колокольни, 3. Настоятельского корпуса (1897 г.), 4. Келейного корпуса с монастырской лавкой, 5. Келейного корпуса с действующей воскресной школой и библиотекой, 6. Восточных ворот, 7. Западных ворот, 8. Поклонного креста, 9. Места разрушенного в 1930-х гг. Иоанно-Предтеченского собора, 10. Сквера.11. Здание Гостиного двора - ныне Национальный музей РТ,12. Ограда
После революции, когда территория Казанского Кремля была превращена в закрытый военный городок, доступ к Благовещенскому кафедральному собору был закрыт. Кафедральным собором временно был провозглашен Богородицкий собор, а в строениях Иоанно-Предтеченского монастыря разместилось Управление Епархии.
В 1920 году, после событий Гражданской войны, в Казани начала налаживаться мирная жизнь. После сумятицы революционного времени и отказа бывшего митрополита Казани Иакова (Пятницкого) возвращаться в ставший большевистским город, из Москвы был прислан Кирилл (Смирнов), назначенный новым Свияжским и Казанским митрополитом. Он поселился при Богородицком монастыре, но на службу – в Управление, расположенное в Иоанно-Предтеченском монастыре - каждый день ходил пешком.
Иоанно-Предтеченский храм функционировал до начала 30-х годов 20 века
К концу 1923 года начались массовые аресты церковных священнослужителей и их высылка на Соловки и в другие места. Репрессии затронули представителей практически всех казанских храмов, в том числе и Иоанно-Предтеченского. Сам владыка Кирилл будет расстрелян в 1937 году.
Начался раскол и в религиозном обществе, где появились так называемые обновленцы, которые сумели прибрать к своим рукам и Ивановский монастырь. Однако, новая власть уже начала активную работу по сносу казанских храмов.
Советский период пережили не все строения Иоанно-Предтеченского монастыря
Летом 1930 года музейному отделу понадобился строительный материал на ремонт кремлевских стен. ТЦИК предложил в качестве необходимого стройматериала разобрать ограду, Иоанно-Предтеченский храм и часовню Ивановского монастыря. Чудом уцелевшую Введенскую церковь закрыли в 1936 году, а затем в ней разместили профессиональную мастерскую.
Время чудом сохранило до нашего времени узоры Введенского храма
В начале 90-х годов 20 столетия монастырь был возвращен в ведомство Казанской епархии и его возглавил игумен Давид (Кораблев). Началось возрождение монастыря и ремонт его сохранившихся строений. Однако, начавшееся строительство Казанского метро, одна из станций которого оказалась между Ивановским монастырем и Никольским собором, нанесло сильный урон Введенскому храму 17 века, в котором были возобновлены службы с 1994 года.
С середины 90-х годов 20 века службы в Введенском храме были возобновлены
Основными святынями монастыря на сегодня являются частица мощей Св.Германа, Иконы «Тихвинская Богоматерь», «Неупиваемая Чаша» и Иоанна Предтечи. Сегодня монастырь продолжает восстанавливаться, занимается благотворительностью, содержит столовую для неимущих и т.д. При монастыре имеется Воскресная школа и библиотека.
В Введенском храме можно посетить богослужения, которые проводятся по стабильному расписанию. Они совершаются ежедневно в 8.00 и в 17.00. По воскресеньям утренние божественные литургии начинаются в 6.45 и в 9 часов. Расписание праздничных богослужений надо узнавать на официальном сайте монастыря.
Формирование монастырского комплекса
Как уже упоминалось, первые деревянные строения Иоанно-Предтеченского монастыря погибли в пожаре 1649 года. Новые сооружения в каменном виде были отстроены в довольно сжатые сроки в середине 17 века. Напротив Казанского Кремля появился довольно красивый монастырский комплекс, состоявший из двух храмов и колокольни.
Иоанно-Предтеченский храм (утрачен)
Самым красивым из вновь возведенных монастырских строений стал трехшатровый Входоиерусалимский собор, который был холодным летним храмом и имел два предела, один из которых назывался Иоанно-Предтеченским. Впоследствии (в 18 веке) название этого предела перешло на весь храм. Данный храм, расположенный напротив строений Спасо-Преображенского кремлевского монастыря относительно Ивановского спуска стал великолепным украшением города.
Первый Иоанно-Предтеченский храм сразу же украсил собой центр Казани
Он возвышался над площадью и вызывал восхищение своей монументальностью, стройностью и красотой. Выполненный в древнерусском стиле, этот бесстолпный храм имел довольно сложное архитектурное решение. Это было поднятое в высоту прямоугольное строение в виде «четверика». С одной стороны находились три апсиды, с другой стороны – объемная трапезная, имеющая по трем сторонам высокую арочную галерею, вход на которую осуществлялся по лестнице.
Три шатра, покоящиеся на «восьмериках», установленных на «четверике» храма, имели различную величину. Оконные проемы были оформлены несложным декором из фигурного кирпича. После очередного мощного пожара 1815 года Иоанно-Предтеченский храм, как и другие монастырские строения, был отремонтирован. Ремонту подлежали алтарь, ризница, стеновые фрески и т.д. В этот же период сооружаются кельи, соединившие храм и колокольню.
Ремонт после пожара 1815 года затронул все строения монастыря
Однако частичный ремонт не смог уберечь храм от ветхости, и к концу 19 века принимается решение о сносе данного строения и постройке храма нового. К этому побуждала и его площадь, которая уже не вмещала возросшее количество прихожан.
Снос старого храма, являющимся памятником архитектуры 17 века, вызвал недовольство в среде казанской интеллигенции, но Архиепископ Казанский, которым на тот момент был Палладий Раев все-таки утвердил проект перестройки собора. Новый храм Иоанна Предтечи, сооруженный к 1894 году (архитектор Г.Руш), во многом повторял архитектуру своего предшественника, но в гораздо больших объемах.
Новый Иоанно-Предтеченский собор, повторяя прежний, был значительно крупнее
Сооружение очередного Иоанно-Предтеченского храма осуществлялось в основном на добровольные пожертвования, ибо у заштатного монастыря необходимых средств не было. Поступающих от купеческого и мещанского сословия денег хватило не только на храмовое строительство, но даже осталось на сооружение монастырской ограды. Количество престолов нового собора выросло до пяти, и они расположились на двух этажах. В отличие от предшественника в данном храме было установлено четыре столпа. Отдельным украшением храма стал византийский мозаичный пол.
Новый красавец-собор стал основным украшением Ивановской площади
Новый храм украшал исторический центр Казани до начала 30-х годов 20 века, когда он был разобран до основания новой властью, строившей коммунизм.
Введенская церковь
Удивительным фактом можно считать то, что строение данного храма середины 17 века дошло до наших времен практически в неименном виде. Зимний трехэтажный Введенский храм имеет пять глав. Декор храмовых стен не очень затейлив и является «узорочным стилем», типичным для своего времени. Он состоит в использовании фигурного кирпича, которым украшены оконные наличники и не только.
Декор Введенского монастырского храма выполнен кирпичным "узорьем"
Являющийся теплым, данный храм считался домовым для братии и настоятеля, которые жили в пристроенных к нему кельях. Непосредственно храм и келья настоятеля размещались на самом верхнем этаже. Второй этаж занимали братские кельи. Нижний этаж был приспособлен под кухню с подвалами и трапезную.
По распоряжению самой Екатерины Великой в 1756 году в этот домовой храм была перенесена из Свияжского Успенского монастыря уникальная святыня в виде иконы Св.Германа с частицей его мощей. Эта святыня уцелела при пожаре 1815 года, от которого пострадали почти все монастырские строения.
Колокольня
Колокольня является в монастыре вторым уникальным памятником архитектуры середины 17 века. Она является ярким образцом стиля барокко.
Сооружение Колокольни является памятником архитектурного барокко 17 века
Восьмигранное сооружение Колокольни имело огневидные кокошники и небольшой сложенный из кирпича купол, покрытый металлом. Она невысока и имеет один ярус звона. Декор церкви сделан из фигурного кирпича и довольно типичен для 17 столетия. В конце 19 века на колокольне появился новый стопудовый колокол.
Другие строения монастыря
К началу 20 столетия кроме двух храмов и колокольни на территории монастыря имелись и другие строения. В конце 19 века, вместе со строительством нового Иоанно-Предтеченского храма, здесь появился отдельно стоящий Настоятельский корпус. Его трехэтажное каменное строение было сооружено архитектором П.Тюфилиным.
Настоятельский корпус появился в монастырском комплексе в конце 19 века
Трехэтажными были и сооруженные в этот же период Братские кельи, примыкающие с западной стороны к Введенскому храму. Так же, в виде противоположного крыла примкнул к этому храму и второй Келейный корпус, лицевой двухэтажный фасад которого смотрел на западный угол здания Гостиного двора – ныне Национального музея РТ. Имелись при монастыре и хозяйственные каменные погреба. В советские времена Настоятельный и Келейные корпуса были заняты различными учреждениями в виде Общества охраны памятников, кооперативными конторами и прочее.
В одном из Келейных корпусов находится Монастырская лавка
Монастырские строения были окружены каменной оградой, ворота которой выходили в сторону Кремля. Над входными воротами был обустроен надвратный храм Антония и Феодосия Печерских. Кроме этого, около входа в монастырь со второй половины 18 века находилась небольшая часовенка. Считается, что она была сооружена после подавления пугачевского восстания казанским архитектором В.Кафтырьерым. В середине 19 века она стала числиться как монастырское строение. В 30-е годы 20 века она была разобрана на строительный материал.
Что посмотреть около Иоанна-Предтеченского монастыря
В непосредственной близости от Иоанно-Предтеченского монастыря находится Площадь 1 Мая, на которой каждый любознательный турист с интересом может провести часа два в Национальном музее РТ. Его многочисленные экспонаты позволят проследить историю края и непосредственно Казани с древнейших времен до советского периода.
Посетить в Казани Национальный музей РТ надо в первую очередь
Отдельные уголки музея перенесут посетителя во времена Казанского ханства и позволят увидеть сад легендарной царицы Сююмбике, в честь которой названа самая загадочная башня Кремля - Башня Сююмбике. Другие уголки музея познакомят с временами Екатерины Второй, которая посещала Казань и оставила здесь свою карету. Очень интересна экспозиция о революционных преобразованиях 1920-1930 годов, когда решался вопрос о создании татарской советской республики, ее названии и границах.
Так, например, оформлен в музее уголок эпохи начала 20 века
Археологические раритеты, современные инстоляции и реконструкции – все здесь интересно, креативно и содержательно. Более подробная информация об этом музее – его истории и экспозициях находится здесь.
Вторым интересным туристическим объектом, находящимся в непосредственной близости от Иоанно-Предтеченского монастыря, является территория Казанского Кремля. В этом музее под открытым небом можно провести полдня, а то и больше. Ведь здесь находятся не только архитектурные исторические объекты, но и интересные музеи. А для отдыха и перекуса есть кафе. Более подробная информация о том, что можно увидеть в Казанском Кремле находится здесь.
Прогулка по территории Казанского Кремля - это путешествие в загадочное прошлое
Так же от Иоанно-Предтеченского монастыря можно погулять в сторону Кремлевской набережной, по дороге пройдя через Площадь тысячелетия и сделав селфи на фоне казанского символа – змея Зиланта. Прогулку по самой Кремлевской набережной можно растянуть на очень длительное время, пройдя почти 5 километров вдоль Казанки до Площади Султан Галеева, а оттуда выйдя на Площадь Свободы.
Символ Казани - крылатый змей Зилант присел недалеко от Ивановского монастыря
Ну и, конечно, от Иоанно-Предтеченского монастыря многие туристы начинают свое знакомство с достопримечательностями главной пешеходной артерии города – улицы Баумана. Более подробно этот маршрут изложен в статье - Что посмотреть в Казани за 1 день.
Любое выбранное направление доставит массу удовольствий, принесет много позитива и позволит поближе познакомиться с таким замечательным городом как Казань.
Отзывы туристов