Адрес: г.Алупка, Дворцовое шоссе, 18
Режим работы: 9.00 до 18.00
Стоимость: 150-350 рублей

Одним из самых притягательных архитектурных туристических объектов ЮБК, несомненно, является Воронцовский дворец в Алупке. Это удивительное сооружение у подножия горы Ай-Петри многим известно по многочисленным фильмам и сериалам, снятым в его интерьерах, в его прекрасном парке и на легкоузнаваемой придворцовой территории.

Содержание:

  1. Граф М.Воронцов – губернатор Новороссии
  2. История дворца
  3. Особенности архитектуры дворца
  4. Воронцовский (Алупкинский) парк
  5. Что посмотреть в музее-заповеднике
  6. Как добраться. Режим работы


Кто же и для кого построил это прекрасное сооружение? Что здесь могут увидеть многочисленные туристы? Как сюда добраться и каков режим работы этого памятника культуры? Обо всем этом мы расскажем по порядку.

Алупкинский дворец узнает практически каждый по его неповторимому силуэтуАлупкинский дворец узнает практически каждый по его неповторимому силуэту

Граф М.Воронцов – губернатор Новороссии

Надо сказать, что данный дворец является одним из первых летних дворцовых сооружений крымского побережья. Строил его для летнего времяпровождения своей семьи очень известный российский политический деятель – Граф М.Воронцов, являющийся Губернатором Новороссийского края в первой половине 19 столетия.

Граф М.Воронцов был очень богатым и влиятельным политиком своего времениГраф М.Воронцов был очень богатым и влиятельным политиком своего времени

Михаил Воронцов родился в одном из самых состоятельных семейств России и являлся крестником самой Екатерины Второй. Знаменитая соратница императрицы Екатерина Дашкова была его родной теткой. Со временем, получив прекрасное образование, Воронцов становится известным военачальником, героическим участником Отечественной войны 1812 года, принимавшим участие в Смоленском и Бородинском сражениях, обладателем многих наград за проявленное мужество и служебные заслуги. С середины 20-х годов 19 века он получает назначение на должность губернатора Новороссийского края и Бессарабии. А с середины 40-х он становится наместником Кавказа.

Сегодня сложно себе представить, что богатейший в природном отношении регион Северного Причерноморья назывался в первой половине 18 века Диким полем, т.е. здесь была голая степь, по которой кочевали редкие кочевые племена. 

Ранее по степям Северного Причерноморья кочевали племена крымских татарРанее по степям Северного Причерноморья кочевали племена крымских татар

После русско-турецких войн во второй половине 18 века эти пустующие земли были присоединены к Российской империи и стали называться Новороссией, и регион постепенно превратился в развитый промышленно-экономический район Российской империи, а после революции стал Украинской республикой в составе СССР.

Особое развитие земли Новороссии получили именно в период управления краем Графом М.Воронцовым. При нем Одесса превратилась в крупный торговый порт, все побережье ЮБК стало заниматься разведением винограда, хлебных злаков, фруктовых садов и лесопарковых территорий, началось выведение тонкорунных овец. В столице Новороссии – Одессе учреждается Сельскохозяйственное общество, появляется Черноморское пароходство, строятся дороги и развиваются прибрежные города и поселки.

Одесса и Черноморское пароходство в 19 векеОдесса и Черноморское пароходство в 19 веке

Привлеченные Воронцовым архитекторы Ф.Боффо и Г.Торичелли создают в этот период много архитектурных достопримечательностей юга России – Потемкинскую лестницу и Купеческую биржу в Одессе, храмы в Ялте и Алуште, Таганрогскую каменную лестницу и т.д. А приглашенные Воронцовым садоводы-ботаники К.Кебах и Х.Стевен создают многочисленные объекты садово-паркового ландшафтного искусства, в том числе и знаменитый Никитский ботанический сад.

Благодарные потомки поставили впоследствии памятники Новороссийскому губернатору в Одессе и Бердянске. Имя Воронцова долгое время носила Таганрогская набережная.

Памятник Графу Михаилу Воронцову в ОдессеПамятник Графу Михаилу Воронцову в Одессе

При Воронцове в Одессе отбывал свою южную ссылку А.С.Пушкин. Это была первая ссылка поэта, заключающаяся в переводе его в той же чиновничьей должности в отдаленные места. Вначале это был Кишинев, а потом Одесса. В отношении Пушкина Воронцов проявил себя довольно реакционно, он писал на него доносы и, в конце концов, поспособствовал переводу поэта в Михайловское. Нам же период пребывания Пушкина в Крыму оставил много глав из романа «Евгений Онегин», «Бахчисарайский фонтан» и поэму «Цыгане».

Пушкин тоже увековечен в Одессе около его же Музея Пушкин тоже увековечен в Одессе около его же Музея

Постоянным местом жительства Воронцова была Одесса, где у него был собственный особняк, но у него был дом и в Гурзуфе, который посещали известные писатели А.Грибоедов, П.Свиньин, Г.Олизар. Был у Воронцова особняк и в российской столице Санкт-Петербург на Малой Морской улице.

Поднимая экономику и культуру края, М.Воронцов не забывал и о себе. В качестве частного лица он создавал для своей семьи особняки и в других местах ЮБК. Так в 1828 году он решает построить прекрасный замок невиданной красоты в очень живописном месте побережья на фоне Ай-Петри, вблизи от татарской деревушки Алупка.


История дворца

Первоначальный проект дворца был создан архитекторами Ф.Боффо и Т.Харрисоном в неоклассическом стиле. Был уже даже возведен фундамент. Но впоследствии Воронцов перезаказал исполнение проекта дворца известному английскому архитектору Э.Блору, который был знаком с алупкинским рельефом только по присланным ему наброскам и рисункам местного ландшафта. Блор – автор знаменитого лондонского Букингемского дворца, не приезжая ни разу на место строительства, сумел создать проект удивительного строения, имеющего свой неповторимый образ и весьма логично вписанный в окружающую действительность.

Так выглядел Воронцовский дворец в первой половине 19 века. ЛитографияТак выглядел Воронцовский дворец в первой половине 19 века. Литография

Строили дворец, конечно же, крепостные, которых сюда было привезено более 80 тысяч. Везли их из Московского и Владимирского регионов. Трудилось здесь и множество опытных каменотесов и камнерезов, которые частенько работали целыми потомственными династиями. Их труд был ручным, а орудия труда весьма примитивными. Дело в том, что диабаз, из которого строился дворец – это продукт застывшей лавы, который по твердости раза в два превосходит гранит. И этот диабаз обтачивался металлическим топором, зубилом и т.д. вручную. Каменотесов собирали по России из наиболее талантливых создателей храмовой архитектуры.

Герб Воронцовых на дворцовой стене из диабазовых плитГерб Воронцовых на дворцовой стене из диабазовых плит

Строительство началось с возведения Столового корпуса, почти одновременно с ним возводился и Главный корпус. В начале 40-х годов появляется бильярдная, как пристрой к столовой, Гостевой и Восточный корпуса, оформляются дворцовые башни и хозяйственные корпуса с Парадным двором. Самым последним дворцовым сооружением стал корпус Библиотеки, ведь граф М.Воронцов был заядлым и потомственным библиофилом.

Библиотека М.Воронцова была одной из богатейших частных в России Библиотека М.Воронцова была одной из богатейших частных в России

Дворцовый комплекс в Алупке строился очень долго - почти полных двадцать лет! Только к лету 1848 года были завершены все отделочно-оформительские работы. И последним аккордом явилось оформление Львиной террасы, которую украсили прекрасные львиные скульптуры работы известного итальянского мастера Д.Боннани.

Надо иметь в виду, что параллельно возведению дворцового ансамбля шло создание прекрасного парка, который являлся неотъемлемой частью всего Воронцовского комплекса.

Львиная терраса расположена у Южного фасада дворцаЛьвиная терраса расположена у Южного фасада дворца

Окончательно оформленный дворец с середины 19 столетия и вплоть до революционных событий служил семье Воронцовых. Первый его хозяин, Михаил Воронцов, был вскоре переведен на Кавказ, а во дворце осталась жить семья его дочери. После смерти графа Дворец перешел в собственность к его сыну Семену Михайловичу, который детей не имел. Его вдова впоследствии переехала жить в Европу, и дворцовое имение стояло некоторое время бесхозным.

В начале 20 столетия приведением заброшенного дворцового хозяйства занялись Воронцовы-Дашковы, которые построили на пустующих землях при имении сотню дачных домиков для сдачи в наем, а часть земель сдали в аренду под санатории и пансионаты. Все закончилось с началом революционного переворота в России. Но национализированный дворец уже с 1921 года начал функционировать как музей.

Судьба дворца, построенного под Ай-Петри, временами была трагичнаСудьба дворца, построенного под Ай-Петри, временами была очень трагична

В годы Великой Отечественной войны и фашистской оккупации дворец чудом не был разрушен, но его экспонаты в большинстве своем были вывезены за границу. Ущерб от похищенного в те времена оценивался в районе 5 млн.рублей. После войны сотрудники музея предпринимали попытки найти похищенное, но вернуть получилось очень немногое.

В феврале 1945 года в Крыму проходила известная Ялтинская конференция с участием трех глав великих держав – России, Америки и Англии. Проходила она в Ливадийском дворце, где была размещена американская делегация во главе с Рузвельтом. Русскую делегацию со Сталиным разместили в Юсуповском дворце Кореиза. А вот резиденцией английской делегации во главе с Черчиллем стал на время конференции именно Воронцовский дворец.

Английская делегация Ялтинской конференции была размещена в Воронцовском дворцеАнглийская делегация Ялтинской конференции жила в Воронцовском дворце

После войны некоторое время дворец был государственной дачей для высших правительственных чиновников и партийной элиты. Но уже в 1956 году в дворцовых залах расположилась экспозиция Музея Изобразительного искусства, который к началу 90-х присоединился к Алупкинскому Дворцово-парковому музею-заповеднику.


Особенности архитектуры дворца

Прекрасное сооружение из диобаза (магматическая смесь лабрадора и авгита) создавался в сочетании английского и мавританского стилей по современным принципам, которые заключались в гармоничной привязке строения к местному ландшафту. И не просто привязке! Дворец как бы вторит очертаниям силуэта Ай-Петри.

Силуэт дворца является гармоничным продолжением силуэта Ай-ПетриСилуэт дворца является гармоничным продолжением силуэта Ай-Петри

Дворцовый комплекс, созданный пятью разноэтажными корпусами и украшенный стилизованными боевыми башнями неповторяющихся форм, соединен по периметру оригинальными переходами, как закрытыми, так и открытыми, улочками и двориками. Все вместе это очень напоминает замкнутую систему средневекового замка. Часовая башня оформлена часами, привезенными из Англии в 40-х годов 19 века, и часы ходят до сих пор.

Дворец был построен в традиционном стиле английского зодчества с применением архитектурных элементов, относящихся к различным историческим эпохам – начиная от самых ранних и заканчивая 16 столетием. Данные элементы хронологически идут от Западных ворот, как бы демонстрируя в каждом последующем сооружении очередные этапы в развитии архитектуры Средневековья.

Башни Западного фасада напоминают старинную средневековую АнглиюБашни Западного фасада напоминают старинную средневековую Англию

Одним из основных декоративно-связующих элементов являются повторяющиеся мотивы стрельчатых килевидных арок. Они видны и в кованом рисунке чугунных балконных оград, и в каменном орнаменте резьбы кровельной решетки.

Декоративные элементы архитектурного убранства дворца. ФрагментДекоративные элементы архитектурного убранства дворца. Фрагмент

Архитектурное оформление Южного и Северного фасадов кардинально отличаются стилистически, хотя вместе смотрятся весьма и весьма гармонично. Если Северный фасад – это чисто английский аристократический замок, то во внешнем облике Южного фасада даже не очень разбирающийся в архитектуре человек видит чистейший мавританский стиль. 

От Северного фасада веет английской аристократической чопорностьюОт Северного фасада веет английской аристократической чопорностью

Мавританский стиль Южного фасада проявляется в готической форме дымовых труб, очень похожих на минареты, в восточной пышности оформления Южного входа, на подковообразной арке с двухъярусным сводом которого можно увидеть арабскую шесть раз повторенную надпись о том, что нет победителя, кроме Аллаха.

Особое очарование Южному фасаду, смотрящему на море, придает Львиная терраса и мраморная лестница из каррарского камня, спускающаяся на парковую территорию. Шесть львов, расположенные попарно, выполнены итальянским скульптором Д.Бонанни. Львы составляют тематические дуэты – внизу львы спящие, в середине – пробуждающиеся, наверху – рычащие.

Мраморная лестница со львами ведет к террасе Южного фасадаМраморная лестница со львами ведет к террасе Южного фасада

Очень своеобразен Западный фасад дворцовой территории. Оформленный круглыми башнями, он переносит посетителей в атмосферу средневековой Англии. Это ощущение усиливается, когда посетители входят на территорию дворца в арку между башнями и попадают на узкую улочку средневекового города.

Типичные средневековые улочки Воронцовского дворцового комплексаТипично средневековые улочки Воронцовского дворцового комплекса

Кроме удивительной красоты дворец отличало и передовое техническое оснащение, ведь в нем был проведен водопровод, была горячая вода и канализация. С 1914 года было здесь и электричество.

Внутренняя архитектурная отделка всех 150 комнатных помещений также была весьма роскошна. Каждая комната создавалась индивидуально в своем стиле и цветовом колорите. Расположение комнат было симметричным, двери находились друг против друга. Каждая комната была оборудована камином, всюду висели произведения живописи в виде портретов или пейзажей. Дворцовый паркет был настолько качественен, что дожил до наших времен.

В парадной гостиной сохранился и паркет и дубовый потолокВ парадной гостиной сохранился и паркет и дубовый потолок

Парадная гостиная напоминала рыцарский зал средневекового замка, украшенный художественными панно французского живописца Ю.Робера. Был во дворце Китайский кабинет со стенами, оформленными рисовой соломкой, и Ситцевая комната обтянутая дорогим по тем временам материалом.  

Также восхищает Голубая гостиная с удивительной лепниной из 3000 неповторимых цветов и прекрасный Зимний сад с великолепными статуями.

Голубая гостиная изумляет цветочной лепниной, свежестью и воздухомГолубая гостиная изумляет цветочной лепниной, свежестью и воздухом

В некоторых помещениях присутствует явное смешение стилей, в чопорной рыцарской Гостиной, например, имеется перед окном зона отдыха, оформленная в восточном ключе и обитая коврами от пола до потолка.

Хочется заметить, что нынешний Дворец в понимании самого Графа Воронцова был всего лишь Большим летним домом, т.е. Дачей! А дом для отдыха не предусматривал никаких официальных приемов и потому строился довольно «скромно». 

От скульптур Зимнего сада невозможно оторвать взораОт скульптур Зимнего сада невозможно оторвать взгляда

Дворец не предназначался для длительного проживания, а лишь для летнего временного отдыха. Тем не менее, стоимость этой скромной Дачи в те далекие времена составила более 9 миллионов рублей! На широкую ногу жил Новороссийский губернатор.

Воронцовский (Алупкинский) парк

Отдельным объектом туристического осмотра является уникальный Алупкинский парк, созданный садовником Карлом Кебахом. Этот талантливейший ландшафтный дизайнер, трудившийся над созданием данной парковой территории почти четверть века, частенько приглашался и в соседние имения. Он помогал в создании знаменитого Мисхорского парка, консультировал садоводов Гаспры и Ореанды, Фороса и Массандры. Уже к началу 30-х годов 19 века Кебаха называли Главным садовником ЮБК.

Дворец был окружен прекрасным парком, созданным К.КебахомДворец был окружен прекрасным парком, созданным К.Кебахом

Кебаху для проживания был сооружен готический домик, где он обзавелся семьей, женившись на местной женщине, с которой у них было 4 детей. Кроме того, к нему на обучение садоводческому делу присылали мальчиков из различных мест.

Перед Кебахом была поставлена задача – создать в имении нечто вроде зимнего сада под открытым небом. Поэтому садовник много экспериментировал, проверяя экзотические растения на выживание в здешних условиях.

Кебах вел переписку и поддерживал деловые связи с крупнейшими парками и садами Европы и России. Особые отношения у него установились с Никитским ботаническим садом, от которого в Алупку поставлялся уникальный посадочный материал.

Дворцовый ансамбль был центром формирования парковой территорииДворцовый ансамбль был центром формирования парковой территории

Для создания парковой территории перед Воронцовским дворцом первоначально были проведены огромного масштаба земляные работы, предусматривающие сооружение террас, на которых создавались впоследствии архитектуры малых форм и пейзажный парк.

Для создания террас было привезено множество солдат из саперных батальонов, которые и осуществили весь объем земляных работ. Дело в том, что Кебах создавал парковую территорию в виде амфитеатра, связанного с архитектурным центром, которым являлся Дворец. Прибрежным шоссе, связывающим Ялту и Симеиз, парк поделен на Верхний и Нижний.

Террасы парка первоначально создавались солдатами саперного батальонаТеррасы парка первоначально создавались солдатами саперного батальона

Верхний парк создавался как чисто английская пейзажная романтическая территория. Он был приближен к естественной природе, что усиливалось применением скалистых обломков, тенистых прудов, живописных полянок и сохранением диких участков крымского леса. Очень освежали Верхний парк системы озер с водопадными каскадами и гротами. А над всем этим делом рук человеческих возвышалась величественная гора Ай-Петри, добавляя естественной гармонии и красоты. 

Естественность Верхнего парка дополнялась строгим силуэтом Ай-ПетриЕстественность Верхнего парка дополнялась строгим силуэтом Ай-Петри

Говорят, что в Лебединое озеро были сброшены полудрагоценные камни (примерно 20 мешков), которые были призваны создавать игру света, преломляя солнечные лучи.  

Лебединое озеро привлекает многочисленных туристов своей красотой и легендойЛебединое озеро привлекает многочисленных туристов красотой и легендой

Нижний парк создавался как итальянский садик времен Возрождения. Здесь для декора использовались мраморные скульптуры и византийские колонны, римские вазы и каменные скамейки.

Используя современные технологии дренажной системы и индивидуальный подход к каждому растению, Кебах добился того, что даже самые капризные экземпляры прекрасно укоренялись. К концу 19 столетия в Воронцовском парке имелось более 250 разнообразных видов растений, состоящих из деревьев и кустарников.

Ландшафт Нижнего парка отличался от Верхнего большей живостьюЛандшафт Нижнего парка отличался от Верхнего большей живописностью

В Воронцовском парке на пленэре работало много известных художников – Левитан, Суриков и многие другие. По их, созданным здесь этюдам, можно судить о красоте и уникальности такого ландшафтного чуда как Алупкинский парк.

Что посмотреть в музее-заповеднике

Хочется сразу порекомендовать осматривать Основную экспозицию дворца в составе экскурсии. Во-первых, экскурсовод обратит внимание на наиболее значимые и важные моменты истории и архитектуры строения, во-вторых, только с экскурсией можно выйти на Львиную террасу, находящуюся со стороны Южного фасада – там заканчивается экскурсионный маршрут и есть возможность сфотографировать уникальных львов на фоне Ай-Петри. Отсюда также открываются прекрасные морские пейзажи и вид на садово-парковую территорию.

Выйти на Южную террасу можно только после экскурсионного осмотра дворцаВыйти на Южную террасу можно только после экскурсионного осмотра дворца

Сегодняшние посетители замечательного памятника архитектуры – Воронцовского дворца - в его Основной экспозиции смогут познакомиться с 10 парадными комнатами первого этажа (Столовой, Голубой и Китайской комнатами, Бильярдной и т.д.), в которых сохранился почти первозданный интерьер, а также прогуляться по прекрасному Зимнему саду



Оригинальных предметов мебели сохранилось мало, но они присутствуют. Здесь можно познакомиться с историей первых хозяев дворца и с интерьерными особенностями первой половины 19 века, а также узнать о бытовых традициях домочадцев и историю многих оригинальных предметов.

Интерьер Китайской комнаты, покрытой соломкой, впечатляет до сих порИнтерьер Китайской комнаты, покрытой соломкой, впечатляет до сих пор

Кроме осмотра Основной дворцовой экспозиции можно посетить и другие не менее интересные выставки. Прежде всего, нужно сходить в Дом графа А.Шувалова, который расположен в Шуваловском флигере, где можно увидеть подлинные вещи Воронцовых и их потомков, в том числе и различные произведения искусства.

О временных метаморфозах дворцового существования расскажут Кабинеты Графа Воронцова-Дашкова и коменданта Государственной дачи. Кроме того, здесь находится постоянная экспозиция «Дар профессора В.Голубева», «Парижский архив» и прочие выставки.

Столовая Дома Шувалова соответствует духу 19 векаСтоловая Дома Шувалова соответствует духу 19 века

Есть в музейном комплексе и другие экспозиции. Туристы могут ознакомиться с экспонатами «Воронцовской кухни» и «Квартиры дворецкого», расположенными в Хозяйственном корпусе. В выставочных залах – «Под платаном», в Конференц-зале и «Садовом домике» проходят тематические выставки художественной живописи.

Увидеть кухонное царство Воронцовского дворца интересно не только женщинамУвидеть кухонное царство дворца будет интересно не только женщинам

Таким образом, чтобы ознакомиться со всем богатством этого дворцового музея, любознательному туристу понадобится целый день. Если же такого времени нет, то достаточно ограничиться экскурсией по Основной экспозиции и немного погулять по парковой территории.

Прогулка по парку откроет много живописных рукотворных уголковПрогулка по парку откроет много неповторимых рукотворных уголков

Как добраться. Режим работы

Воронцовский дворец находится на ЮБК в городе Алупка, недалеко от Ялты. Из любого населенного пункта можно доехать до Алупки – до ее Автовокзала или до остановки «Алупкинский дворец». Далее, ориентируясь на указатели, двигаться к самому дворцовому комплексу, который находится по адресу Дворцовое шоссе, 18.

На автобусах 102 и 132 из Ялты можно приехать всего за полчаса прямо к воротам дворца. Можно подъехать и на своей машине, оставив ее перед посещением на парковке. Подойти к дворцу можно как непосредственно через торговые ряды, так и через парковую территорию. Последний вариант более живописен.

Осмотр Воронцовского дворца начинается у Северного фасадаОсмотр Воронцовского дворца начинается у Северного фасада

Есть возможность приехать в Алупку и на морском транспорте, что будет, к тому же, очень приятной прогулкой. Правда, к дворцу надо будет подниматься в гору.

Основная экспозиция музея принимает посетителей без выходных с 9.00 до 18.00, по субботам ее можно посетить до 20.00. Посещение других выставочных экспозиций недоступно по понедельникам и средам. В ожидании пока соберется экскурсионная группа (что происходит довольно быстро) можно посидеть в тени под цветущими магнолиями внутреннего дворика.

Увидеть схожесть силуэтов Ай-Петри и дворца можно только со стороны паркаПосмотреть на схожесть силуэтов Ай-Петри и дворца лучше со стороны парка

Билеты продаются отдельно на каждую экспозицию, но если вы хотите осмотреть все, что предлагает музейный комплекс, то выгоднее купить единый билет. Не забывайте брать с собой удостоверения, дающие право на льготное посещение – пенсионное, студенческий билет и т.д. Это в два раза сократит расходы на осмотр дворца. И еще – до 16 лет все дети проходят бесплатно!

Гулять по парковой и придворцовой территории можно ежедневно с 7.00 до 20.00. При желании можно пройти по парку в составе экскурсии, которые набираются в 11.00, 13.00 и в 15.00. Кстати, по парковой территории интересно прокатиться на электромобиле. Их стоянка находится со стороны Западного средневекового фасада.

Катание по парку на электромобиле будет интересным и запоминающимся развлечениемКатание по парку на электромобиле будет запоминающимся развлечением

А в завершении осмотра этой уникальной Алупкинской достопримечательности можно зайти на один из двух, рядом расположенных бесплатных пляжей, и получить еще одно удовольствие в ласковых волнах Черного моря.


Автор статьи: Касаткина Татьяна

Читайте также: