В Кировском районе Казани, в 15 минутах от центра города, находится небольшой населенный пункт Старое Аракчино, который в последнее время становится все более и более популярным туристическим маршрутом, благодаря своей удивительной современной достопримечательности – Храму всех религий. Сразу надо отметить, что слово храм в данном названии не означает некое культовое сооружение, это скорее музей самовыражения двух художников - братьев Хановых, их понимание воздействия всех религиозных мировоззрений на развитие мировой общечеловеческой культуры.
Содержание:
- Что надо знать при посещении Вселенского храма
- Ильдар Ханов
- История строительства Вселенского храма
- Пожар 2017 года
- Ильгиз Ханов
- Что посмотреть в Храме
- Как добраться. Режим работы
Туристам будет интересно познакомиться с историей авторов этого необычного архитектурного творения, их философской концепцией и погрузиться в притягательную и необычную ауру внутреннего убранства Вселенского храма.
Вселенский храм - это не религиозный культовый объект, а храм искусства
Что надо знать при посещении Вселенского храма
Это уникальное архитектурное творение начало возводиться с 1994 года на основе идей и по инициативе старшего из братьев Хановых – Ильдара, при поддержке младшего брата - Ильгиза. Храм должен был позиционировать будущее мирового сообщества, основанное на мире и отсутствии религиозных распрей, ведь религии – это просто различные философские воззрения, на основании которых создавались общемировые произведения искусства.
С идеей создания Вселенского храма можно ознакомиться на информационном листе
Братья Хановы, изучающие суть религиозных течений и, в первую очередь, буддизма, поняли для себя, что каждый человек – это бог, а различие вероисповеданий и создание разных религиозных концепций ведет к конфликтам и войнам. Созданием Храма всех религий братья хотели обратить внимание людей на пагубность религиозных догматических недопониманий, приводящих к вражде и ненависти. Ведь Татарстан, как и многие другие регионы России, является многонациональным по составу и по религиозным конфессиям.
Поэтому посетители Храма не должны настраиваться на то, что они увидят храм в прямом и довольно узком его понимании как культово-обрядное сооружение. Ведь в более широком символическом понимании слово Храм означает общественное и торжественное место, где можно подумать о высоком предназначение мироздания. Поэтому Вселенский храм надо рассматривать как художественное творение, как храм искусства, сочетающий в себе культурные элементы мировых цивилизаций, выросшие на почве религиозных концепций. Как художественно-философский музей, который заставляет посетителей задуматься об истоках религий и их влиянии на общечеловеческую культуру.
Залы храма знакомят посетителей с искусством, выросшим на различных религиях
Как говорится, каждый мужчина должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Тогда жизнь имеет определенный смысл. А если оставить после себя Храм?! Да не просто храм, а Вселенский храм в виде авторского мироощущения и миропонимания, наполненный творческим самовыражением и энергетикой – это дано не каждому. Такие уникальные и крупномасштабные сооружения можно сосчитать по пальцам.
Авторами Вселенского храма Казани стали братья Хановы - Ильдар и Ильгиз
Например, туристам, отдыхающим в Краснодарском крае в районе Геленджика, хорошо известна уникальная достопримечательность Кабардинки – «Старый парк». Это комплекс копий самых известных мировых архитектурных сооружений, самостоятельно сооруженный одним человеком - скульптором Александром Алексеевым в виде парковой зоны, где можно погулять около египетских пирамид и римского театра, сфотографироваться на фоне индийского дворца или средневекового замка.
Строения А.Алексеева в "Старом парке" Кабардинки тоже имеют отсыл к мировой культуре
Так же, как и «Старый парк» А.Алексеева, Храм всех религий в пригороде Казани явился самостоятельным и самореализованным проектом, выполненным по велению своей души, на свои средства и зачастую своими руками братьями Хановыми. Кто же были эти люди, сформулировавшие собственное мировоззрение и решившие оставить после себя на земле Храм всех религий?
Ильдар Ханов
Ильдар Ханов, ставший впоследствии известным художником, скульптором, архитектором, общественным деятелем и целителем родился в поселке Старое Аракчино в 1940 году. Тогда бедная и многодетная семья Хановых ютилась в землянке, над которой впоследствии они возведут небольшой деревянный дом. Существует легенда о том, что после клинической смерти, которую мальчик перенес в военное время, у него появился дар предсказателя и целителя. Возвращение из состояния клинической смерти Ильдар считал своим «вторым рождением». А во время самой смерти он, якобы, встречался с Иисусом, который познакомил его с Адом и Раем, исчезнувшими цивилизациями и будущим человечества, а затем вернул на Землю. Тогда у мальчика появились не только целительные, но и выдающиеся художественные способности.
Ильдар Ханов был не просто выдающимся художником, он был очень неординарной личностью
В 7-летнем возрасте Ильдар познакомился с йогой, которой занимался всю свою последующую жизнь. В возрасте 20 лет он заканчивает учебу в Казанском художественном училище и поступает в Художественный Суриковский институт в Москве, который также успешно заканчивает и становится членом Союза художников СССР. Затем жизненный путь приводит его в активно развивающийся город РТ - Набережные Челны. И Ильдар начинает украшать этот город своими скульптурными композициями. Становится он в городе и признанным медиумом и целителем.
Первой скульптурой И.Ханова в Набережных Челнах был памятник, установленный к 30-летней годовщине победы в Великой Отечественной войне – «Родина-мать» в виде птицы Феникса. Об установке этого монумента существует интересная легенда. Якобы, его возведение не было согласовано с вышестоящими инстанциями, и посему подлежало уничтожению, а его автор аресту. Ильдара успели предупредить друзья, и он на время укрылся в самом монументе, где имелась тайная комнатка. Подрывники же не знали, как взрывать памятник, стоящий в окружении жилых домов, да и сам монумент имел очень мощное крепление. Пока суд да дело, памятник «Родина-мать» нашел признание мировой общественности и его вместе с автором оставили в покое.
Сегодня Набережночелнинская "Родина-Мать" - один из известных монументов Татарстана
Впоследствии бульвар Энтузиастов Набережных Челнов украсился несколькими антивоенными бетонно-смальтовыми изваяниями Ханова в виде «Эволюции», «Ангела-хранителя», «Древа жизни», «Пробуждения». Несомненный талант молодого художника был замечен. Уже в 1993 году в городе Набережные Челны открылась его персональная выставка художественных произведений, на которой посетители смогли познакомиться с «Хиросимой-1» и «Херосимой-2», «Долей матери», «Апокалипсисом», «Костром человечества» и многими другими полотнами.
Все картины Ильдара Ханова обладают экспрессией и узнаваемым подчерком мастера
Говорят, что еще в студенчестве, знакомясь с культурным наследием стран и народов, Ильдар загорается идеей возвести Вселенский храм, который не разъединял бы верующих разных конфессий, а соединял бы их, показывая красоту культурных ценностей, созданных всеми религиями.
Главная суть и идея создания храма заключается в слове "Мир"
Увлекаясь культурой Востока, Ильдар Ханов путешествовал по Индии и Тибету, знакомился с постулатами буддистской философии, основами китайской и тибетской медицин. Все это укрепляло его в мысли о необходимости строительства Вселенского храма, который должен был стать Международным культурным центром духовного единения людей. Говорят, что вернувшись с Востока, Ильдар активно занялся целительством, и люди приезжали к нему за помощью из разных городов страны.
Большая поддержка была оказана Ильдару его младшим братом Ильгизом, который получил образование в Московском Художественно-Промышленном училище и помогал в разработке проекта строительства. Как активные и творческие люди, братья Хановы начали приводить свои планы в реальность, рассчитывая в основном только на себя и веря в свои силы.
Ильдар Ханов сам расписывал стены храма и находил время для приема больных
С самого первого дня начала строительства и до самого последнего дня своей жизни Ильдар Ханов все свои силы, все свое время и весь свой талант отдавал Вселенскому храму, собственноручно выполняя множество строительных работ, расписывая стены и потолки, выкладывая мозаику. Он не успел довести проект своей жизни до завершения, ему помешала болезнь, от которой он скончался в 2013 году. Но жизнь Храма, данная ему Ильдаром, продолжалась и продолжается до сих пор, вызывая противоречивые мнения и неподдельный интерес к этому уникальному казанскому сооружению.
Душа мастера и философа Ильдара Ханова осталась в стенах Вселенского храма
История строительства Вселенского храма
Понятно, что для строительства храмового здания нужны были, прежде всего, проект здания, средства и земля. Начальный проект Ильдар Ханов разрабатывал самостоятельно, при участии Святослава Рериха.
С сыном знаменитого художника Николая Рериха – Святославом Ильдар Ханов знакомится в конце 80-х годов 20 века, и у них завязываются дружеские отношения. Святослав поддерживает идею Ильдара о сооружении храма, и они вместе обсуждают его возможную планировку и философско-художественное наполнение. Говорят, что у Ильдара было предложение и возможность построить данный храм на территории Индии, но он хотел осуществить свою идею только на своей родине.
Как один человек смог задумать и воплотить в жизнь свою яркую мечту?
Так же рассказывают, что вначале Ильдар хотел возвести Вселенский храм в Набережных Челнах, где много и плодотворно работал, и он, якобы, даже начал там строительство, позиционируя его как гостиничное, но, в конечном счете, стройку пришлось прекратить. Существовала идея и о возведении храмового здания на высокой горе над Волгой около Верхнего Услона, но там так же не удалось получить разрешения на строительство.
Вопрос с выбором места строительства решился Ильдаром просто и оригинально. Ведь на малой Родине в поселке Старое Аракчино у них остался родительский дом с земельным участком, где и решено было, в конечном счете, строить храм, который начал прирастать к родительскому дому, где в это время жил Ильдар со своим главным помощником Мансуром Зиннатовым. То, что родительский дом как бы врос в храмовый комплекс тоже довольно символично. Ведь все мы родом из детства, в котором формуется наше понимание и принятие мира.
Сегодня усовершенствованные окна родительского дома смотрят на Храм
Родительский дом был построен над землянкой отцом семейства Маснавеем Хановым только в 1956 году. Затем строительством дома и его поддержанием занимались по очереди оба брата. Пока Ильдар работал в Набережных Челнах - в доме жил Ильгиз, когда Ильдар вернулся жить в родительский дом - Ильгиз поехал по стране заниматься иконописью, потом снова до 1993 года в доме жил Ильгиз, а с 1993 года Ильдар. Ильгиз в тот период перебрался в Москву, где активно занимался живописью.
Родители братьев - Маснавей и Асмапа - были самыми простыми работягами. Отец, как сын врага народа, не мог особо рассчитывать на получение образования и хорошую должность, поэтому он работал грузчиком на волжском сплаве. Работа была тяжелой и очень вредной для здоровья, ведь по много часов приходилось находиться в холодной воде. Весь дом был на маме, которая была домохозяйкой. Кроме Ильдара и Ильгиза имелись в семье и другие дети, два брата (умерли в раннем возрасте) и две сестры. Говорят, что Маснавей мечтал построить мечеть на своем участке, но тогда эта мечта была неосуществима, тем более, что умер отец довольно рано – в 54 года.
Православными иконами оформляется и Иконописная мастерская
Рассказывают о том, что к непосредственному началу строительства Ильдара подтолкнуло видение ему во сне Иисуса Христа, который сказал, что пришло время начать строительство. А на возражение Ильдара о том, что у него нет необходимых для этого средств, Иисус сказал - ты начни, и деньги появятся. И 53-летний Ильдар, взяв утром лопату, начать рыть котлован. Проходящий мимо мужчина якобы спросил, что ты собираешься строить, и, услышав ответ, ни слова не говоря, привез целую машину кирпичей. Версий этой истории есть несколько, но так или иначе, строительство храма началось.
Строиться Ильдар начал на собственные средства, потом действительно подоспела помощь от близких, знакомых и просто сочувствующих проекту людей. Местные люди помогали, чем могли. Кто-то привозил строительные материалы, кто-то приходил в свободное время и предлагал свою рабочую силу, кто-то переводил деньги. Приезжали студенты творческих вузов и спали в строящемся храме в спальных мешках в походных условиях.
Мусульманский зал выдержан в традициях данной религиозной культуры
Так что история возведения Вселенского храма уникальна уже тем, что он был построен на голом энтузиазме, в частном порядке, без помощи и поддержки государственных структур. Многие ли способны на такое? Возводили храм не профессиональные строители, сюда не заезжала строительная техника, но, тем не менее, строительство шло довольно быстро. Самым активным периодом строительства была середина 90-х годов.
Каким же видел свое творение Ильдар Ханов в идеале? Как уже упоминалось, возведение храма предполагало создание не религиозного объекта для проведения служб и обрядов, а музея многовековой культуры развития общества в целом, от самых его истоков. Ведь это развитие нашло отражение в религиозных и философских течениях всех цивилизаций и, в том числе, исчезнувших. Таким образом, данное архитектурное сооружение планировалось как создание некого символа и памятника всей мировой культуре, а не культово-обрядный объект. Поэтому его правильнее называть Международным культурным центром духовного единения.
Залы предполагалось использовать и для выставок художников. Например, Н.Рериха
Изначально предполагалось создание храмового ансамбля из залов, отражающих 16 основных религиозных конфессий, в том числе, православия, протестантства, католицизма, мусульманства, иудаизма, буддизма и т.д. А также некоторых исчезнувших религиозных культов, в том числе религии майя и даже инопланетного разума.
Что-то из этого удалось осуществить, что-то еще только в проекте, а что-то уже вряд ли осуществится. Ведь планы Ильдара Ханова были непомерно грандиозными. Здесь планировалось место для астрономической обсерватории и для центра детского развития, для сиротского приюта и центров лечения наркозависимых и восточного целительства. Также здесь предполагалось создание иконописной школы и дома престарелых, оперного театра и много еще чего.
Вселенский храм интересен необычной архитектурой и художественным содержанием
На сегодняшний день в Храме можно увидеть залы, посвященные египетской и католической религиям, погулять по Буддийскому залу и Залу Кришны. Есть здесь комната Иисуса Христа, Выставочный зал с полотнами Ильдара Ханова и Театральный зал (он же Католический) со сценой и зрительным залом и т.д. Количество храмовых помещений, плавно перетекающих одно в другое, ежегодно растет, ибо строительство не останавливается и по сей день.
Тем не менее, храм открыт для посещения, здесь проводятся интересные экскурсии, устраиваются выставки и концерты в виде поэтических и музыкальных вечеров. Но инициатор данного строения не увидел осуществления своих идей. В 2013 году в результате болезни Ильдар Ханов умирает, а дело его жизни переходит в другие руки. Причем дальнейшие события развиваются подчас очень трагично.
Пожар 2017 года
Сразу же после похорон признанного художника и организатора строительства Вселенского храма Ильдара Ханова создалась инициативная группа творческих людей Республики Татарстан, в числе которых был Р.Абдуллин (ректор Консерватории), Р.Нургалеева (директор Музея ИЗО) и многие другие, всего более 200 человек. Они написали ряд писем Президенту республики Р.Миннеханову и исполняющему функции государственного советника республики М.Шаймиеву с просьбой о превращении Вселенского центра в мемориальный музей художника, о взятии его на государственное обеспечение, о его достройке согласно концепции Ильдара Ханова и признании храма объектом культурного наследия.
Но этот благородный призыв остался практически без ответа. Хотя создалась комиссия, изучающая художественную ценность объекта, но времена тогда были тяжелые и лишних денег у республиканских властей не нашлось. Храм был признан просто творческой мастерской Ильдара Ханова, являющегося Лауреатом Государственной премии РТ им.Г.Тукая.
Уже созданные и оформленные залы были признаны просто мастерской художника
Как упоминалось, на момент смерти Ильдара Ханова его брат Ильгиз проживал в Москве, где трудился в качестве иконописца и художника, а основным помощником, правой рукой и главным строительным прорабом и организатором рядом с Ильдаром в течении всего периода строительства ежедневно находился его друг и единомышленник Мансур Зиннатов, который, говорят, исповедовал идеологию всехристианского единения – экуменизм. Он был человеком честным, увлеченным, преданным делу и очень неординарным. Но поскольку Ильдар Ханов оказался практически единственным собственником Вселенского храма, то после его смерти возникла очень непонятная и неприятная ситуация, решение которой затянулось на четыре года и закончилось страшной трагедией.
Мансур Зиннатов являлся единомышленником и верным помощником Ильдара Ханова
Дело в том, что главный зодчий храма Мансур Зиннатов руководил всеми строительными работами практически в одиночку, ибо Ильдар принимал посетителей в качестве целителя. После смерти своего друга и единомышленника Мансур перестал пускать в храм представителей властей, считая себя единственным законным хранителем храма, и строительство стало вестись очень медленными темпами, хотя идеи Ильдара и продолжали реализовываться в жизнь.
Законные наследники Ильдара предлагали Мансуру выехать из храма, в котором он жил в последние годы, но тот отказывался это сделать, считая себя истинным продолжателем идей Ильдара Ханова. Он планировал строительство гончарных и кузнечных мастерских, Башни ремесел и т.д., продолжал организовывать бесплатные выставки местных художников и жил в храме, ибо другого жилья у него не было, как не было и паспорта. Но, по словам всех очевидцев, Мансур был беззаветно предан идеям Ильдара Ханова и считал себя его истинным идейным последователем.
Жили Мансур с Ильдаром в родительском доме, землянка которого была кухней и офисом
В конце концов, 4-летняя тяжба закончилась решением суда, по которому Мансур должен был освободить храм 12 апреля 2017 года. Говорят, что 8 апреля в храмовое здание перестали подавать свет и отопление, а 10 числа произошел страшный пожар, в котором погиб всего один человек – Мансур Зиннатов. Причины возгорания и смерти зодчего остались нераскрытыми.
Пожар нанес сильный урон дому родителей Хановых, кабинету Ильдара Ханова, в котором он работал и принимал посетителей. Сгорело помещение библиотеки вместе с архивом художника, его рукописями и стихами, находящееся выше кабинета и заканчивающееся иудейским куполом, который обвалился. Сгорело помещение кукольного театра, в котором уже прошло несколько спектаклей и многое другое.
В пожаре 2017 года погиб и Мансур Зиннатов и многое им созданное
Очень сильно пострадал интерьер Буддийского зала. Огонь уничтожил люстру 12-ти знаков зодиака, опалил стены и самого Будду, от высокой температуры лопнули все стекла. Для восстановления Вселенского храма и его дальнейшего развития нужны были средства и человек, который взялся бы за организацию всех строительных и прочих работ. Таким человеком пришлось стать Ильгизу Ханову, переехавшему сюда из Москвы.
Ильгиз Ханов
Ильгиз был младше Ильдара на 8 лет. Как и Ильдар, он обладал творческими способностями, и по стопам старшего брата учился сначала в Художественном училище Казани. Затем, после армии, он учился в Строгановском художественно-промышленном училище, является членом Международного Союза графиков и Союза художников России. Основным направлением своей работы Ильгиз Ханов избрал иконопись. Как и Ильдар, Ильгиз с раннего возраста увлекся йогой и идеями буддизма, несколько раз посещал Индию и Тибет.
Основным направлением в живописи Ильгиз избрал иконопись
Ильгиз Ханов возвращал к жизни многие храмовые объекты в разных городах страны. В Казани он реставрировал такие храмы как Благовещенский собор в Казанском Кремле, Петропавловский и Никольский соборы. Иконописные работы Ильгиза находятся в Раифском монастыре. Всего же он оформил около 90 храмовых иконостасов по всей стране, самыми значительными из которых стали храмовые иконостасы Соловков (Преображенский храм) и на Валдае (Владимирский храм).
Участвовал Ильгиз и в реставрации нескольких мечетей – казанской Султановской и соборной нижегородской. Довелось Ильгизу оформлять иконами алтарь и того православного храма в городе Чистополь, в котором якобы расстреляли его деда (отца Маснавея Ханова). За свои иконописные работы Ильгиз награжден орденами Андрея Рублева первой и второй степени.
После смерти Ильдара Ильгиз решил продолжить его дело и вплотную заняться дальнейшим строительством и развитием Всемирного комплекса. Но так случилось, что первоочередной его задачей оказалось восстановление храма после последствий пожара. Была оборудована столярная мастерская для изготовления дверей и рам, причем станки Ильгиз привез из Москвы. Начались поиски спонсоров и т.д.
Восстановил Ильгиз и родительский дом с землянкой
Ильгиз не только создал множество иконописных работ для Храма, но также взялся за восстановление погибших в огне картин брата, создавая их копии по фотографиям. Он считает себя человеком, олицетворяющим все религии, ведь родился он мусульманином, потом искренне принял православие и начал писать иконы, посещал Троице-Сергиеву Лавру и общался с ее старцами. Познакомившись с философией буддизма, принял и ее в свою душу.
Сегодня Храм Всех религий под руководством Ильгиза Ханова функционирует как музей и одновременно строится дальше. В нем проводятся мастер-классы и творческие вечера, экскурсии для туристов и продаются сувениры.
В окончательном варианте храмовый комплекс должен выглядеть так
Что посмотреть в Храме Всех Религий
Посетить данный архитектурный объект современной Казани надо обязательно каждому туристу по ряду причин. Ведь подобных сооружений нет более ни в нашей стране, ни за рубежом. По его залам можно гулять бесконечно долго, уходя и возвращаясь снова, разглядывая мельчайшие детали, впитывая в себя красоту и духовную ауру людей, ее создавших.
Зеркала и глянцевые потолки создают эффекты бесконечных пространств
Количество залов постоянно растет, так что в этот Храм можно возвращаться ежегодно, а начинается путешествие в вглубь истории человеческой культуры с Зала древних религий.
Зал древних религий (Языческий)
В экспозиции Зала древних религий имеется информация о создателях музея – скульпторах и художниках братьях Хановых, фотография которых находится в центре двух галечных панно, посвященных первым известным славянским божествам. На одном панно можно увидеть изображение Бога Рода – прародителя всего человеческого рода, созидательную силу мироздания и Вселенной. Упоминание бога Рода присутствует во всех дохристианских религиях южных и восточных славянских народов 1 тысячелетия нашей эры. Культ Рода позднее был вытеснен богами языческими.
Бога Рода братья Хановы считали прародителем всего человечества
Своим дыханием Род создал Ладу - богиню любви, красоты, процветания. Лада становится покровительницей семейных отношений и защитницей детей. Сама же она, как Вселенская Мать, рожает множество богов, то есть является первой Богородицей. Ее изображение находится на соседнем панно.
Над фотографиями братьев Хановых находятся символы Чингисхана в виде его рун с гербом – изображением птицы со свастикой на груди. Герб Чингисхана напоминает нам о том, что древнее государство Волжская Булгария, существовавшее в Поволжье с 7 столетия, вошло при Чингисхане в состав Золотой Орды.
Герб Чингисхана довольно необычен для восприятия
Есть в этом зале и интересное изображение древнеславянского календаря в виде красочного оконного витража, содержащее определенные тотемы. Данный календарь существовал до появления зодиакальных календарей и назывался Славянскими Чертогами. Чертогов было 16 и каждый имел свое название – Дева, Вепрь, Щука, Ворона, Медведь и т.д. Это был так называемый славянский зодиакальный круг, придающий людям, рожденным в каждом из них, определенные черты характера и способности. Каждый Чертог имел своего покровителя, которыми являлись представители древних Славяно-Арийских богов.
В Языческом, как и в каждом другом зале, имеется небольшой информационный листок
Мозаичный потолок этого зала, выложенный собственноручно Ильдаром Хановым из смальты, также содержит множество славянских символов и солнце Тенгри - древнетюркского небесного божества.
Зал Иисуса Христа
Зал, посвященный православной религии, именуется Залом Иисуса Христа. Он представляет собой вытянутое пространство в виде коридора, оформленное камнем и деревом и напоминающее часовню, на стенах которой находятся мозаичные и прочие иконы с образами Троицы, Богородицы, Апостолов и т.д. В данном небольшом пространстве имеются и изображения Иисуса.
Зал Иисуса посвящен православной вере, благодаря которой развилась иконопись
Все иконописные работы данного зала выполнены Ильгизом Хановым в соответствии с христианскими канонами. А образ Троицы он выполнял по эскизу своего брата Ильдара. Ильгиза Ханова часто спрашивали, как он мусульманин по рождению, пишет православные иконы, но в этом и состоит идея Хановых о единобожии, которая соединяет в себе все религиозные учения и дает свободу творческому началу человека.
Так представлял себе Троицу Ильдар Ханов. Его проект осуществил брат Ильгиз
Также Зал Иисуса украшен прекрасными стеклодувными расписными витражами на библейские сюжеты в виде Рождества Христова. Здесь же хранятся найденные на пепелище после пожара Звезда Давида с православным крестом – все, что осталось от сгоревших иудейского и православных куполов в 2017 году.
Египетский зал
Следующий просторный зал с высокими потолками, в разноцветии витражей и ковров, переносит посетителей в древний Египет с мумиями фараонов и популярными изображениями египетских божеств.
Египетские сюжеты появляются уже перед входом в Египетский зал
В данной комнате можно мысленно переместиться во времени и пространстве в язычески-тотемный период истории Египта, когда сначала люди обожествляли животных и птиц, сила и мощь которых заставляла преклоняться перед ними и поклоняться им. Поэтому человеческая мысль наделила ряд животных божественным началом. Даже часть египетских иероглифов изображалась в виде животных, соответствовавших определенным божествам. Данные изображения присутствуют в росписи стен и столбов Египетского зала.
Затем египетские божества стали приобретать человеческий облик. Стена с изображением этих божеств показывает, как названия животных постепенно переносились на очеловеченных богов. Бог неба и солнца Гор олицетворяет Сокола, бог знаний Тот – Ибиса или Бедуина, бог земли Геб – Утку и т.д. Именно поэтому египетские боги имели головы данных животных, рыб или птиц. Такая вот божественная компиляция.
Египетские божества имели головы животных и птиц
Наличие в Египетском зале традиционного саркофага напоминает посетителям о египетском культе умерших, в поддержание которого строились пирамиды, развивались искусство мумифицирования, имеющее своего бога – Анубиса, живопись, скульптура и т.д. То есть, посетители должны увидеть в этом зале связь философско-религиозных воззрений древних египтян с развитием искусства в долине Нила, оказавшим сильное влияние на развитие мировой культуры.
Оформление египетской комнаты осуществлялось по планам и эскизам Ильдара Ханова, которое при его жизни осуществить не удалось. Мозаичные рисунки стен и колон, витражи, символические росписи на белых колоннах и летящие золотые орлы на голубом небе – все, что было придумано Ильдаром, осуществил его брат Ильгиз. В этом зале также можно увидеть автопортрет 25-летнего Ильдара Ханова – единственный из сохранившихся автопортретов.
Автопортрет Ильдара Ханова - единственный и уникальный автопортрет этого художника
Интересно, что во время строительства храма во дворе начал бить источник, воду из которого можно сегодня попробовать в этом зале.
Исламский зал
Это небольшой зал, посвященный исламу, некоторые посетители считают выставкой женских портретов. Но дело в том, что это не просто портреты, это изображения татарских девушек, воспевание их красоты и благородства. В основном образы этих женщин позаимствованы их автором – Ильгизом Хановым – из легенд и литературных источников, есть здесь и собирательные образы.
Серию Татарских красавиц Ильгиз Ханов написал еще в 2016 году
Данная выставка сформировалась из работ Ильгиза, созданных им к 500-летнему юбилею знаменитой Царицы Сююмбике, башня имени которой находится в Казанском Кремле. Согласно легенде, Сююмбике бросилась с башни, чтобы не сдаться врагам, и ее тело разбилось на 40 частей, ассоциировавшихся у Ильгиза с 40 татарскими красавицами, цикл которых он и создал по аналогии с персидскими миниатюрами. Впервые зрители увидели 25 картин из этой серии в 2016 году в Выставочном комплексе Казанского Кремля «Хазинэ», где данная выставка проходила под названием «Женский образ. Красота сквозь века».
Все татарские красавицы созданы по аналогии с персидскими миниатюрами
Все красавицы имеют свое авторское видение. Одна из них, изображенная на фоне Вселенского храма, ассоциация со знаменитой «Дамы с горностаем» Леонардо да Винчи, другая – в желтых одеждах – изображение мамы художников, олицетворяющее хранительницу сооруженного храма, некую «мисс Вселенной». Но центральным женским образом данной экспозиции стала сама царица Сююмбике.
Царица Сююмбике изображена со своим сыном
Кстати, в этом же зале можно купить магнитик на память. Продавца здесь нет, просто надо опустить денежку в специальный ящик. Все по-честному. Также в этом зале находятся традиционные мусульманские предметы религиозных обрядов в виде коврика для моления, а еще несколько кукол в национальных одеждах.
Католический зал
По сравнению с предыдущими небольшими залами, Католический зал неожиданно поражает своими довольно большими размерами, высоким потолком, витражами и готическими оконными проемами. Архитектурный стиль данного помещения можно соотнести с католическими соборами средневековой Европы.
Католический зал по совместительству является концертным и выставочным залами
Расположенные на стенах этого зала работы Николая Рериха с изображениями тибетских пейзажей, говорят о том, что данный зал так же выполняет функцию выставочного. А наличие здесь сцены с электроорганом и зрительного зала говорит о том, что это к тому же и концертный зал.
Действительно в этом зале проходят творческие вечера, музыкально-поэтические встречи и т.д. Здесь же находится фотографическая экспозиция городских скульптур Ильдара Ханова, которые он делал для разных городов в разное время. Потолок расписан тюркским орнаментом.
Мемориальные залы
Экспозиция следующих залов, посвященная творчеству художника Ильдара Ханова, начинается сразу же за сценой Католического зала. Здесь находятся подлинные работы автора, которые уцелели в огне пожара и уменьшенные копии его скульптур. Полотно «Мир Тукая» чудом не сгорело, огонь только опалил его края. Многие работы, были буквально вырваны из пламени пожара.
Крупномасштабные работы Ильдара Ханова глобальны и по содержанию и по форме
Не все знают, что уникальные работы признанного художника Ильдара Ханова практически все сгорели в первом пожаре храма в 1998 году. Тогда все эти работы не были еще вывешены, а находились в одном рулоне, который и был уничтожен. Такая страшная утрата не согнула мастера, и Ильдар восстановил большую часть полотен, написав их копии, которые пострадали повторно при пожаре 2017 года.
Ильгиз Ханов на фоне ранних работ своего старшего брата
В одной из мемориальных комнат находятся ранние работы художника, созданные им в 16-летнем возрасте. Это так называемый Детский зал, в котором часть стены занято детскими рисунками, присланными из разных стран мира, в том числе Индии, Пакистана, Америки и т.д.
Кришнаитский зал
Кришнаизм, как одна из популярнейших ветвей индуизма, появился в 5-4 веках до н.э. Кришна спустился на Землю из мира духов и родился в человеческом обличье, чтобы нести людям свое философское ученье в качестве верховного и изначального божества.
Радостные лица и цветы привлекают внимание уже при приближении к Залу Кришны
Зал Кришны, находящийся на втором этаже храма, оформлен как комната цветов и счастья. Голубой фон потолка олицетворяет бесконечность неба, в котором отражаются стеновые росписи. Свет единственного окна также отражается в натяжном потолке, а в глубине зала имеется светодиодная подсветка. В центре комнаты находится позолоченное дерево жизни, а стены расписаны сюжетами из жизни Кришны, которые рассматривать очень интересно, особенно если экскурсовод более обстоятельно изложит эти сюжеты в своем рассказе.
Оформление Зала Кришны выдержано в радостных и позитивных тонах
Сам Кришна выделяется в толпе голубым цветом кожи, а окружают его очень радостные и счастливые лица его последователей. Хотя, может быть, его окружают члены его многочисленной семьи. Ведь, согласно легенде, у Кришны было более 16 тысяч жен и 180 тысяч сыновей и дочерей!
Зал Шивы
Другой ветви индуизма посвящен зал Шивы – верховного божества течения шиваизм, олицетворяющего разрушительное и созидательное начала Вселенной. Часто изображения Шивы можно увидеть в сидячей позе лотоса, с третьим глазом на лбу, и с браслетами из змей, которые украшают шею, голову, руки и ноги.
Другим популярным изображением Шивы является образ Натараджи – танцующего Шивы. Данные статуэтки очень популярны в Индии и являются одним из ее символов. Шива, танцуя на демоне в ореоле огня, поддерживает ритм жизни, ведь окончание танца приведет к разрушению мира и Вселенной. Именно изображение танцующего Шивы является центральным в этом зале.
Танцующий Шиву занимает центральное место в зале, носящим его имя
Интерьер оформлен сводчатым расписным потолком, мозаикой, золотыми барельефами и оригинальной подсветкой. Все вместе это создает располагающую к занятиям йогой или медитацией атмосферу. Поэтому данные занятия проводятся самим Ильгизом Хановым именно здесь. Кроме них, здесь занимаются дыхательной гимнастикой, ароматерапией и звукотерапией.
Зал "Камень краеугольной веры"
Эту небольшую комнату можно даже не заметить и пройти мимо, ибо она находится обособленно и за низкой деревянной дверью, напоминающей вход в хлев, где довелось родиться Спасителю. При входе в замкнутое квадратное пространство, посетитель ощущает себя очень необычно. С одной стороны, комната похожа на маленький православный храм, сплошь увешанный иконами, написанными Ильгизом Хановым, с другой стороны, продолжение этих икон в глянцевом натяжном потолке делает иконный ряд бесконечным, уходящим в вечность.
Зал "Камня краеугольной веры" очень небольшой и наполненный иконами Ильгиза Ханова
Иконы Ильгиза Ханова, размещенные в этом небольшом пространстве, создавались им в начале нынешнего века, и под названием «Краеугольного камня веры» выставлялись в залах Галереи современного искусства Казани.
По замыслу авторов, человек здесь должен ощутить себя небольшим элементом мироздания, пылинкой в бесконечно расширяющейся Вселенной. Но, хотя ощущения в этой необычной комнате у каждого свои, задуматься о вечном никому не помешает. Название комнаты дает философский отсыл к его первому употреблению в Библии в качестве метафоры, означающей начало всех начал, первый камень, положенный под основание возводимого здания или другого создающегося объекта, в данном случае мироздания.
Буддийский зал
Самым ярким и самобытным залом, пожалуй, является зал Буддийский, в котором доминирует красный цвет. Кто-то ассоциирует этот зал с Китаем, кто-то с Индией или Таиландом. Буддизм – это особый вид религиозного учения, которое отрицает очеловечивание Бога, Бога творца и вечность души. Бог в буддистском понимании это божественная сущность всего живого на земле – людей, животных, природы.
В Буддийском зале посетители ощущают себя перемещенными в Индию или Китай
Буддистское философское учение зародилось в Индии в 6 веке до н.э. Его суть заключается в возможности уйти от страданий, которые в силу своего эмоционального несовершенства испытывает каждый человек.
В этом зале находится множество символов буддизма, начиная с фигуры самого Будды. Здесь посетители узнают, что Будда – это не имя, а очищенное от эмоционального негатива путем нирваны существование в новом мироощущении очередного «пробужденного». Будд было много и некоторые из них представлены в этом зале, так же как и пещеры, где они медитировали.
Будда - это высшая точка состояния абсолютного совершенства
Один из символов буддизма можно увидеть в оформлении потолка. Это мозаичная мандала - рисунок в виде Вселенной, который надо раскрашивать и в это время медитировать, а, следовательно, пробуждаться к новому позитивному мышлению, лишенному эмоциональных зависимостей.
Есть на потолке и изображение Колеса Сансары – вечного круга перерождения, в котором пребывают душа и тело. Этот круг обусловлен кармой, выйти за рамки которой невозможно. А на стене, среди прочих символических элементов, можно увидеть буддистскую тханку (иконку), которую привез с Тибета сам Ильдар Ханов.
Потолок Буддистского зала полон символическим элементов этого религиозного течения
Из Буддийского зала можно выйти в буддийский дворик, также наполненный архитектурными формами буддийского востока в виде беседок, арок и изогнутых тропинок. А в самом зале можно купить сувенирного Будду, уже раскрашенного или под раскраску. Ведь как уверяет буддистское учение, раскрашивание - это один из способов погрузиться в нирвану и достичь совершенства!
Буддистский дворик продолжает восточную тематику одноименного зала
Количество залов Вселенского храма сосчитать сложно, ведь они перетекают один в другой, с первого этажа на второй, и в помещения, которые еще только построили, но не оформили. Здесь есть Мастерская, где на глазах у посетителей происходит формирование фрагментов декора. Есть Театральный зал, Чайный и т.д. И постоянно формируются новые и новые помещения, постепенно наполняясь формой и содержанием, в том числе Иудейский зал и Зал тайных обществ. Предполагается создание здесь Школы казанской иконописи и Татарского зала, Зала искусства славянского язычества в форме яйца, да мало ли еще чего.
Поэтому побывав здесь один раз, надо постараться вернуться через год и увидеть вновь созданное, чтобы поразиться и восхититься бескорыстному труду созидателей. А покидая данный храм, надо обязательно пожелать Ильгизу Ханову и его сподвижникам здоровья и долгих лет жизни, чтобы они успели довести до конца начатое и осуществить все свои идеи. Ведь все наши искренние мысли и пожелания непременно должны осуществиться!
Один из этапов строительства - создание помещений Татарской галереи
Интересно погулять и вокруг храмового комплекса, который растет прямо на глазах. Сегодня активно оформляется его сторона, выходящая на станцию «Старое Аракчино», где уже функционирует второй вход на территорию комплекса. Каждая деталь отделки здесь символична, поэтому лучше гулять здесь с экскурсоводом.
Как добраться до Храма всех религий. Режим работы
Как уже упоминалось, Храм всех религий находится в Старом Аракчино (Старо-Аракчинская улица, 4), в 15-20 минутах от казанского центра, если ехать на машине. На общественном транспорте время в пути, естественно, будет раза в два больше. Сюда ходят автобусы 45 и 2 до остановки «Переправа». Автобус под номером 2 ходит от Железнодорожного вокзала.
Парковка находится около главного входа во Вселенский храм
Так же от вокзала до Храма можно доехать на электричке до станции «Старое Аракчино». Очень удобно добираться до Храма на своей машине. Около храмового комплекса оборудована парковка. И, конечно, можно воспользоваться услугами такси.
Вход в храм со стороны станции "Старое Аракчино" оформлен сфинксами
Храм открыт для посещений ежедневно с 9 до 18 часов. Цена входного билета медленно, но постоянно повышается, оставаясь в пределах символической. Кроме покупки входного билета, можно также пожертвовать на развитие храма дополнительную сумму, любую, сколько не жалко и, таким образом, оказаться причастным к созданию прекрасного. Ведь Храм продолжает строиться без государственных дотаций.
Отзывы туристов